Тема любви в поэзии А.С. Пушкина
Цель:
Продолжить изучение творчества А.С.Пушкина.
Развивать творческое мышление и выразительную речь.
Воспитать чувства любви и верности.
Ход урока
I. Организационное начало:
“Любовь – неведомая страна, и мы все плывем туда, каждый на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем” (Пришвин М.М.)
Как вы наверно уже поняли, что говорить мы будем о любви, но не просто о любви, а о любви в поэзии великого поэта А. С.Пушкина
Когда-то люди верили, что чувства, такие как любовь, удача, гнев или опасения, находятся в сердце; позже стали считать, что только чувство любви живет в сердце. Поэтому именно сердце стало символом любви.
Роза – любимый цветок Венеры, богини любви. Красный цвет – цвет сильных чувств. Вот почему красная роза считается цветком любви.
И еще один символ – это Купидон. Купидон – сын Венеры, богини любви. Он может заставить человека влюбиться выстрелом одной из своих стрел.
Особое значение этому чувству любви придавали поэты, начиная со времен античности. Даже у А.С. Пушкина тема любви получает некоторое освещение. Пушкин влюблялся, иногда без взаимности, и мучительные переживания претворились в едва ли не самые лирические строки. Мы открываем прекрасные и трагические страницы жизни поэта.
Перелистаем страницы жизни великого поэта и вспомним имена тех восхитительных женщин, которые вызвали в его душе благородное чувство чистой, пленительной любви.
Страница 1.
Лицей. Там началась бурная творческая юность А. С. Пушкина, там пришла к нему и первая любовь.
Пушкину шел 15-й год, а графине Наташе Кочубей едва минуло 14. Увидев ее однажды, поэт воспламенился к девушке чистой искренней любовью, благородной и возвышенной. Его большое сердце уже начало свою таинственную и волнующую работу.
... Сердце, ты в воле! Все позабудь;
В новой сей доле счастливо будь.
В «Евгении Онегине через много лет А. С. Пушкина вспомнит свою первую любовь и посвятит Наташе несколько строк:
Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех
Яркий расцвет первой любви, увы, был недолог. В стихотворении 1815 года «К Наташе» Пушкин с легкой иронией и грустью напишет об этом.
Страница 2.
Екатерина Павловна Бакунина – первая восторженная любовь Пушкина, сестра одного из лицейских друзей, фрейлина.
Екатерина Бакунина поражала своей красотой.
Пушкин впервые увидел Бакунину в Царском селе, куда она приехала навестить своего брата. «Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение, – все это произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи». Пушкин влюблен, он повсюду ищет возлюбленную, мечтает о тайных свиданиях в тиши царскосельских садов. Каждая мимолетная встреча превращается в событие необыкновенное.
В ноябре 1815 года А. С. Пушкин запишет в дневнике: «Я счастлив был! Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не было видно! Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с ней на лестнице, - сладкая минута! Как она мила была: как черное платье пристало к милой Бакуниной!»
Напрасно воспевать мне ваши именины
При всем усердии послушности моей;
Вы не милее в день Екатерины,
Затем, что никогда нельзя быть вас милей.
Бакунина была на 4 года старше Пушкина, происходила из богатой аристократической семьи. По каким-то причинам эта красавица, изящная, блестяще образованная, талантливая художница, ученица К. Брюллова, вышла замуж лишь в 39 лет.
Более 20 стихотворений посвящено этой прекрасной даме, среди них такие, как «Итак, я счастлив был…», «К живописцу».
Страница 3.
А на подмостках русской сцены блистала «русская Терпсихора» – Авдотья Истомина! Саша Пушкин впервые входил в российский театр, жадно впитывал атмосферу кулис, пристально вглядывался в лица артистов. Он наслаждался поэтическим танцем Истоминой и обессмертил ее в своих творениях. Истомина славилась блестящим искусством танца и удивительной красотой. Она была среднего роста, брюнетка, красивая, очень стройная, с черными огненными глазами. Пируэт ее был изумителен.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина…
В 1817 году воображение Пушкина было поражено «дуэлью четырех», разыгравшейся из-за 18-летней Истоминой. Дрались: Шереметьев, Завадовский, Грибоедов, Якубович. Грибоедов был ранен, 23-летний кавалергард Шереметьев убит на дуэли. В 1823 году Истомина исполнила роль Черкешенки в балете Дидло «Кавказский пленник» (по мотивам поэмы Пушкина). Зрители были в полном восхищении от Черкешенки. А Пушкин шутил, что волочился за Истоминой, подобно Кавказскому пленнику. Евдокии Ильиничне Истоминой он посвятил романс «Не пой, красавица, при мне».
Страница 4.
Южная ссылка… сколько впечатлений, переживаний, новых встреч… Но самым волнующим событием явилась встреча с юной красавицей Машей Раевской. Им было легко и весело вместе… влюбленность перерастает в искреннюю дружбу. До конца дней своих Мария Раевская (в замужестве Волконская) будет благоговеть перед именем А. С. Пушкина, а он, в свою очередь, любимых героинь в «Капитанской дочке», в «Полтаве» наречет Машей, Марией.
На какие великие творения по чистоте, силе и глубине чувств вдохновила А. С. Пушкина эта светлая любовь!
Звучит романс на стихи А. С. Пушкина.
«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
«Не пой, красавица, при мне…»
Страница 4.
В 1820 году А.С.Пушкин завершает поэму “Руслан и Людмила”, и в этом же году по доносу одного из завистников Пушкина его отправляют в ссылку. (Его отправляют в ссылку из-за дерзких, нецензурных стихов на политические темы в оде “Вольность”).
В середине 1823 года Пушкина перевели в Одессу, в распоряжение сурового и неприязненного генерала М.С. Воронцова.
В Одессе А.С.Пушкин переживает многочисленные любовные драмы. Были у него серьезные увлечения; они вдохновляли – и приносили горечь разочарования, обостряли ощущение жизни – и подвергали в печаль.
Одной из первых привлекла его внимание Амалия Ризнич, жена одесского коммерсанта,– высокая, черноволосая, экстравагантная.
На одном из приемов Пушкин увидел несравненную Амалию и без памяти влюбился.
Окружена поклонников толпой,
Зачем для всех казаться хочешь милой…
… друг жестокий!
Хочу ль бежать,– с боязнью и мольбой
Твои глаза не следуют за мной.
Мой милый друг, не мучь меня, молю:
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
Весть о ее смерти в Италии потрясает Пушкина; памяти Амалии Ризнич он посвятит “Элегию”, одно из горьких стихотворений 1826 года.
(Чтение стихотворения “Элегия”.)
Стихотворения, посвященные Ризнич – "Ночь", "Надеждой сладостной младенчески дыша". Ей же посвящены шутливые строфы из Путешествия Онегина: "А ложа, где красой блистая..."
Я вижу берег отдалённый,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
Воспоминаньем упоённый...
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман...
Страница 5.
В этой же ссылке он обращает внимание и на жену своего непосредственного начальника, Елизавету Воронцову. Она была на 7 лет старше его, но выглядела молодо, поражала красотой. Ненавистный Пушкину Воронцов ревновал – это усиливало остроту ощущений.
Романтическая любовь Пушкина часто безответна, она горит и сжигает сама себя, как в стихотворении, посвященное Е. Воронцовой “Сожженное письмо”.
(Стихотворение “Сожженное письмо”)
Как считают Пушкинисты, увлечение поэта Елизаветой Воронцовой было самым сильным до знакомства с Натальей Гончаровой. А. С. Пушкин посвящает ей стихи, выражая в них свое трепетное чувство.
«Желание славы».
Расставаясь, Воронцова подарит А. С. Пушкину очень дорогой перстень и точно такой же оставит себе. В ответ поэт создаст чудесное стихотворение о подарке «Храни меня, мой талисман».
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи,
Храни меня, мой талисман…
Умирая, Пушкин начнет дарить любимые вещи и предметы друзьям. На память Жуковскому он отдаст перстень.
После смерти Жуковского перстень перейдет к его сыну Павлу Васильевичу, который, в свою очередь, в 1875 году подарит его тогдашнему патриарху русской литературы И. С. Тургеневу, который завещает его Л. Н. Толстому, «высшему представителю русской литературы».
Но Полина Виардо после смерти Тургенева преподнесла кольцо Пушкинскому музею Александровского лицея.
Страница 6.
В 1824 году Пушкин прибывает в свое родовое поместье. Здесь он общается с обитателями и особенно обитательницами соседнего села Тригорского. Владелицей Тригорского была Прасковья Александровна Осипова. У нее были 2 дочери от первого брака: Анна и Евпраксия Вульф. Пушкин ухаживал за обеими. Но вскоре в 1825 году к Прасковье Александровне приезжает ее родственница Анна Петровна Керн.
Пушкин познакомился с ней в салоне Олениных в 1819 году. Еще тогда девушка произвела на него неизгладимое впечатление.
Анна была выдана замуж за старого генерала, но не считала брачные узы священными и ведшей весьма вольный образ жизни. Это знакомство перерастает в любовную страсть. Называя ее в письмах “вавилонской блудницей”, Пушкин в то же самое время посвятит ей утонченное любовное послание “Я помню чудное мгновенье”
(Звучит романс “Я помню чудное мгновенье”.)
Анализ
1. На сколько частей можно разделить стихотворение? Сравнить их. (Три равные части, по две строфы в каждой. Такая композиция организует восприятие стихотворения читателями и придает гармоническое единство в целом)
2. Каким чувством делится поэт с читателем?
3. Как воспринимается любовь поэтом? (Как непередаваемая радость, подлинно возвышенное чувство)
4. Проанализируем женский образ, нарисованный поэтом в стихотворении
- Какие черты характеризуют этот образ? (Их немного: «голос нежный», «милые черты», «небесные черты», «гений чистой красоты». Даны самые общие контуры пленительного женского облика, отсутствуют конкретные признаки реального образа Керн, кроме, разве указаний на «голос нежный» - Керн прекрасно пела).
5. Значит, центральный образ стихотворения – это не образ конкретной женщины. А какой же? (Образ любви, то есть необычайно чистого, возвышающего человека чувства, состояние огромной радости.)
6. Какие чувства поэт испытывает, находясь в состоянии любви?
7. Зачем даны повторы? (Пушкин таким образом передает тяжесть обстоятельств, внешних и внутренних, противостоящих любви, но не стирающих ее. Время, бури, века оттесняют любовь, ведут к забвению. Повторы стихотворения подчеркивают это удаление любви («милые черты» стали «небесными»). Безжизненность ссылки, «мрак заточения», казалось, убили человека. Но любовь воскресает снова и снова.)
8. Первое или второе явление «гения чистой красоты» вызывает более сильный отклик в душе поэта? (Второе).
Мгновенье оказывается сильнее годов, хрупкая красота могущественнее порыва бурь. И в этом для Пушкина чудо любви, с которой вместе «воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы…»
Страница 7.
Её жизнь сложилась драматически. В начале 1825 года она стала женой будущего декабриста – Сергея Волконского, разделила с ним тяжелую участь – отправилась в сибирскую ссылку.
Марии Волконской посвящены многие стихотворные строки: о ней Пушкин говорит в «Бахчисарайском фонтане», в «Евгении Онегине», «Полтаве», в стихотворении «Не пой, красавица, при мне…». Шедевром любовной лирики является стихотворение «На холмах Грузии…».
Всё в ней гармония, всё диво.
Всё выше мира и страстей:
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!…
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей!
Страница 8.
Анна Оленина –дочь президента Академии художеств. Летом 1828 года Пушкин часто бывал на оленинской даче в Приютине, где собирался тесный кружок литераторов и художников – Крылов, Жуковский, Вяземский, Брюллов, Кипренский.
Но главной причиной частых посещений Пушкина была младшая дочь Олениных – Анна, 19-летняя, живая и остроумная девушка.
Внимание знаменитого поэта не могло оставить молодую девушку равнодушной, но не вызвало сколько-нибудь серьезного отклика.
Пушкин же был влюблен и мечтал о женитьбе. Он посвящал Анне взволнованные, чуть печальные стихи: «Ты и вы», «Предчувствие», «Город пышный», примерял к ней свою фамилию – Аннет Пушкина, рисовал на полях рукописей профиль девушки.
Многие современники утверждают, что Пушкин сватался к Анне Алексеевне, но получил отказ: родители не считали его подходящей партией для своей дочери.
«Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!» («Ее глаза»)
А еще в альбом Олениной поэт написал прощальное стихотворение, в котором в самом высоком измерении полно и прекрасно воплотилась его страсть, нежность к девушке: «Я вас любил…».
Страница 9.
Елена Завадовская – петербургская знакомая Пушкина, красавица писаная, звезда первой величины петербургского большого света. Многие поэты воспевали ее в стихах – «чистейший красоты высокий идеал». Стихотворение Пушкина «Красавица» было написано поэтом в альбом Е.Завадовской.
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей:
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледных круг
В ее сиянье исчезает…
Страница 10.
Самой яркой, волшебной любовью, которой одарила судьба Пушкина на склоне его короткой жизни, была любовь к Н. Н. Гончаровой.
В апреле 1829 года он попросил руки Натальи Николаевны, ответ был неопределенный, хотя и ободрил поэта. В письме к Наталье Ивановне Гончаровой (матери Н. Н.) Пушкин пишет: «Вы мне позволяете надеяться… Простите нетерпение сердце больного и пьяного от счастья. Я еду сейчас, я увожу в глубине души образ небесного существа, обязанного вам своим существованием».
1830-й год – самый серьезный рубеж и пушкинской жизни и пушкинского творчества. В этом же году А.С. Пушкин женится на своей единственной и последней любви Наталье Николаевне Гончаровой. По шутливому признанию А.С.Пушкина, Наталья Николаевна была стотринадцатой любовью. Но увлечения и порывы страстей, волновавшие его в молодости, не были еще тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже бурно прожитой молодости и наступившей зрелости. Жажда личного счастья, стремления любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти годы. Он был счастлив, введя в свой дом молодую красавицу жену.
Позднее Пушкин писал Наталье Ивановне (матери Гончаровой): “Когда я увидел вашу дочь в первый раз, я полюбил ее, голова у меня кружилась”. Он любил и мечтал о своей будущей жене 2 года.
1830г. Пушкин создаёт сонет «Мадонна», появление которого связывается с именем Натальи Гончаровой. В сонете две героини, образ небесной Мадонны, сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт назвал «моя Мадонна». 18 февраля 1831 г., в церкви Вознесения, Пушкин и Натали обвенчались. Пушкин писал: «Я женат – и счастлив».
6 лет они прожили вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей. Отношения между супругами установились сердечные и дружеские. Пушкин был счастлив. Он признавался в любви многим, но по-настоящему любил только одну женщину – свою музу Н.Н. Гончарову.