Цель: - познакомиться с жизненным и творческим путём Н.В. Гоголя и исторической основой повести «Тарас Бульба», работая с различными источниками информации; познакомиться со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи в повести «Тарас Бульба», - развивать мышление, речь, навыки работы с текстом; - воспитывать стремление к самостоятельности. Тип урока: урок новых знаний.
МТО: портрет Н.В. Гоголя, компьютер, магнитофон, запись песни «Улыбка», текст повести, листочки-стикеры, ватман. Ход урока: Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих. Психологический настрой на урок. (песня «От улыбки хмурый день светлей…» Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям. Сообщение темы и целей урока. - Сегодня на уроке мы приступаем к изучению творчества Николая Васильевича Гоголя.
Цель нашего урока: познакомиться с жизненным и творческим путём Н.В. Гоголя, исторической основой повести «Тарас Бульба»; а также рассмотреть особенности Запорожской Сечи, но для этого нужно будет поработать с различными источниками информации. - Итак, сегодня знакомство с Гоголем. Что вы уже знаете об этом писателе? (учащиеся могут рассказать об том, что уже знакомы с произведением «Вечера на Хуторе близ Диканьке»). Сообщение заранее подготовленного ученика на тему «Жизнь и творчество Н.В. Гоголя». - Сейчас уч-ся расскажут некоторые факты из биографии Н.В. Гоголя (ниже дано Приложение 1 – примерный текст сообщения учащейся).
На партах у вас лежит таблица, в которой уже отмечены значимые даты в жизни писателя. Внимательно слушайте выступление, потому что потом вам нужно будет эту таблицу дополнить.
Таблица: 1809-1852 | | 1818-1819 | Обучался с братом Иваном в Полтавском уездном училище | Май 1821 | Поступил в гимназию высших наук в Нежине | Декабрь 1828 | Окончил гимназию вместе с А.С.Данилевским , едет в Петербург | 1829 | Появляется стихотворение «Италия», позже, весной ,печатает «иллюзию в картинах» «Ганц Кюхельгартен» под псевдонимом В.Алов , поэма вызвала резкие и насмешливые отзывы, что усилило тяжелое настроение Гоголя. | 1830-1831 | Служит в департаменте гос-ного хозяйства и публичных зданий Министерства внут.дел | 1831-1832 | «Вечера на хуторе близ Диканьки» Вызвало восхищение | 1835 | «Петербургская повесть» «Нос», повесть «Тарас Бульба», принимается писать комедию «Ревизор» | 1836 | Читает комедию «Ревизор» в присутствии А.С.Пушкина , П.А.Вяземского, премьера комедии состоялась 19 апреля на сцене Александрийского театра в Петербурге, 25 мая – в Москве. | 1836-1848 | Гоголь уезжает из Петербурга в Германию и живет там около 12 лет ( живет в Швейцарии, во Франции, в Париже, в Италии (Рим). Ведется работа по написанию поэмы «Мертвые души», которую начинает писать в 1835году-1841. | 1842 май | Выходит в свет «Похождения Чичикова, или Мертвые души», работает над вторым томом «Мертвых душ» | 1842-1845 | Период напряженной работы над 2-ым томом «Мертвых душ» | 1845 | Признаки нового душевного кризиса, лечение на курортах, обострение болезни, сжигает рукопись второго тома | 1847 | В Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями», критическая буря, Гоголь потрясен. | 1847-1848 | Неаполь, в апреле после поломничества в Иерусалим окончательно возвращается в Москву | 1849-1850 | Читает отдельные главы 2-го тома «М.Д», всеобщее одобрение | Весна 1850 | Первая и последняя попытка устройства личной жизни –делает предложение А.М.Вильегорской , получает отказ. | Октябрь 1850 | Переезжает в Одессу | Январь 1852 | Объявляет , что 2-й том совершенно окончен, признаки нового кризиса из-за смерти Хомяковой Е.М, духовного друга Гоголя, предчувствие скорой смерти, исповедуется , причащается , сжигает беловую рукопись 2-го тома | 12 Февраля 1852 | Умер в своей квартире в Москве, похоронен на кладбище Свято-Данилова монастыря.( в 1931 останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище_) | | | Вопросы ученика классу по сообщению о Гоголе. (после выступления предлагаю ученице опросить класс по услышанному материалу. Возможные вопросы: Назовите годы жизни Гоголя? В какой семье Гоголь родился? Что вы узнали о том, как Гоголь получил своё имя? Где учился Гоголь? И т.д. Для расширения кругозора учащихся привожу интересные моменты из биографии писателя) Рубрика «А знаете ли вы, что…?»
Гоголь отличался большим количеством чудачеств и странностей характера. Он чувствовал себя некомфортно в присутствии незнакомых людей, боялся грозы. Необычным было также для него, как мужчины, увлечение рукоделием и кулинарией. Широко известен биографический факт, что Гоголь был сладкоежкой. Он в невероятных количествах поглощал сладости, и всегда забирал сахар, подаваемый к чаю, чтобы потом грызть его в течение дня. Гоголь стеснялся своего большого носа необычной формы и, по-видимому, просил художников немного исправлять его на рисунках. Поэтому на разных портретах Гоголь выглядит по-разному. Переживания по поводу собственного носа у Гоголя были настолько сильными, что, в конце концов, вылились в повесть "Нос". Приложение 2 http://psiholog-kharkov.com/art01/biografiya-gogolya-interesnye-fakty.php Знакомство с исторической основой повести. - Сейчас каждый получит материал об исторической основе повести «Тарас Бульба» (Приложение 2).
Ваша задача: внимательно его прочитать, изучить, составить по одному вопросу (по прочитанному материалу) и затем задать эти вопросы друг другу (работа в паре). После этого вы выбираете одни, лучший на ваш взгляд, вопрос и отдаете мне. (Ученики работают, задают друг другу вопросу, один вопрос от пары помещается в конверт). Анализ прочитанного: - Кто может рассказать о событиях на Украине в 16 веке? - Расскажите об истории Запорожской Сечи. ВИДЕО «Запорожская Сечь» Вопросы «из конверта» (достаются несколько вопросов и задаются классу) Работа в группах. Критерии оценивания (выписать на доску и после выступления уч-ся оценивают) 1.Доступность изложения материала; 2.Полнота представленной информации; 3.Креативность (критерии записываются на доске)
Задания: 1 группа: работа со словарём, найти и объяснить значения слов. Атаман – Есаул – Курень – Кошевой – Консул – Рада – Сотник – 2 группа: Что представляла из себя Сечь, когда наши герои подъезжали к ней? Занятия запорожцев, их внешность, одежда. 3 группа: Составить свод законов Запорожской Сечи. 4 группа: Как Остап и Андрий влились в новую жизнь? Почему Тарасу не нравилась праздная жизнь? Что он предпринял? 5 группа: Условия вступления в Запорожскую Сечь новоприбывшего по версии Д.И.Яворницкого *он должен был быть вольным и неженатым (определение «вольный» подразумевало, что прибывший мог быть смердом, дворянином, поповичем, казаком, татарином, турком, но не холопом или закупом); *должен был хорошо говорить «малороссийской речью»; если прибывший был иноязычен, он должен был разговаривать «казацким языком»;
*должен был исповедовать православную веру, соблюдать посты, знать символы веры и молитвы (если пришедший был католиком или протестантом, то должен был принять православие, если иудеем или мусульманином, то креститься в православную веру); *должен был пройти полное обучение по прибытию в Сечь - изучить войсковые порядки (выучиться «сечевому рыцарству»), и только после этого записываться в «испытанные товарищи», что могло произойти не раньше, чем через семь лет. Женатые казаки жили на территории владений Запорожской Сечи и считались в её «подданстве». Вновь принятым казакам давались новые фамилии-прозвища на казацкий манер (укр. : Не-ридай-мене-мати, Шмат, Лисиця, Не-пий-воду и т. п.) Сечь состояла в основном из «малороссийских черкас» (впоследствии их стали называть малороссийскими казаками). Но кроме этого, туда приходили поляки, литвины, татары, турки, армяне и люди прочих национальностей. Презентация проектов. 1 группа: устное сообщение. 2, 4 группа: ответы на вопросы в выбранной ими форме (например, пресс-конференция, интервью, телепередача и т.д.) 3 группа: кластер «Свод законов Запорожской Сечи» 5 группа: рассказ или инсценировка. После всех выступлений само- и взаимооценивание по разработанным ранее критериям. Подведение итогов урока. - О чем мы сегодня говорили на уроке? - Что вы узнали о Н.В. Гоголе? - Чем интересна жизнь этого писателя? - Что такое Запорожская Сечь? - Зачем Тарас Бульба повёз туда своих сыновей? - Каковы правила Запорожской Сечи? - Что воспитывала в людях Запорожская Сечь? Домашнее задание. Рассмотреть образы, представленные в повести: 1. Сопоставительный анализ Остапа и Андрия, сходство и различие их натур. План. 1. Портрет 2. Отношение к родителям 3. Отношение к учебе в бурсе 4. Поведение в бурсе 5. Первый бой Рефлексия. - Вспомните о цели сегодняшнего урока, достигли ли мы этой цели? - Можем ли мы сказать, что урок прошёл не зря? Почему Продолжите фразу на листочке: «Сегодня на уроке я…» и приклейте листок доску (ватман).
|
|