СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема нового «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку в 9 классе из 24 слайдов: слово о М.Зощенко, анализ рассказов "Аристократка"и "Монтер".

Цели :

•Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко.

•Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения над языком героев.

Углубление эстетического восприятия прозаического произведения

Просмотр содержимого документа
«Тема нового «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко.»

Михаил Михайлович Зощенко –  писатель-сатирик

Михаил Михайлович Зощенко – писатель-сатирик

Тема нового «маленького человека»  в творчестве М.М. Зощенко.

Тема нового «маленького человека» в творчестве М.М. Зощенко.

Юмор – насмешка,  не слишком обижающая и задевающая достоинство людей. Сатира – высмеивание недостатков и пороков человека, а также самого человека.

Юмор – насмешка, не слишком обижающая и задевающая достоинство людей.

Сатира – высмеивание недостатков и пороков человека, а также самого человека.

 Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе  ни у кого… Максим Горький

Данные сатирика у вас – налицо, чувство иронии очень острое и лирика сопровождает его крайне оригинально. Такого соотношения иронии и лирики я не знаю в литературе ни у кого…

Максим Горький

Цели:   Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко. Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения над языком героев. Углубление эстетического восприятия прозаического произведения. Предварительное задание учащимся к уроку: Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер». Повторить черты «маленького человека».

Цели:

  • Проследить развитие писателем-сатириком традиций литературы XIX века («маленький человек», «смех сквозь слезы»); выявить причины изменения черт героев, опираясь на рассказы М.М.Зощенко.
  • Развивать умения анализа прозаического текста, системы героев, наблюдения над языком героев.
  • Углубление эстетического восприятия прозаического произведения.

Предварительное задание учащимся к уроку:

  • Прочитать рассказы М.М.Зощенко «Аристократка», «Монтер».
  • Повторить черты «маленького человека».
Эпиграфы к уроку:   Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь.  А.Ремизов.  Замечательный, поистине замечательный  русский писатель  – Зощенко.  Ю.Олеша .

Эпиграфы к уроку:

Берегите Зощенко. Это наш современный Гоголь. А.Ремизов.

Замечательный, поистине замечательный русский писатель – Зощенко. Ю.Олеша .

Подумаем…? «маленький человек». Что это за литературный тип героя?  Каковы основные черты «маленького человека»?  Кто из литературных героев является «маленьким  человеком»?  «новый  маленький человек».  - Почему «новый»?

Подумаем…?

«маленький человек».

  • Что это за литературный тип героя?
  • Каковы основные черты «маленького человека»?
  • Кто из литературных героев является «маленьким человеком»?

«новый маленький человек».

- Почему «новый»?

«маленький человек» в литературе . Самсон Вырин – «Станционный смотритель» А.С.Пушкина. Чиновники низшего класса. Акакий Акакиевич –  «Шинель» Н.В.Гоголя. Макар Девушкин –  «Бедные люди»  Ф.М. Достоевского.

«маленький человек» в литературе .

Самсон Вырин – «Станционный смотритель» А.С.Пушкина.

Чиновники низшего класса.

Акакий Акакиевич – «Шинель» Н.В.Гоголя.

Макар Девушкин – «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.

Основные черты  «маленького человека».   Низкое социальное положение. Бесправие и нужда. Уязвленная гордость. Забитость, попранное человеческое достоинство.

Основные черты «маленького человека».

  • Низкое социальное положение.
  • Бесправие и нужда.
  • Уязвленная гордость.
  • Забитость, попранное человеческое достоинство.
Право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение. Обратимся к литературной энциклопедии  «Маленький человек» – в литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья». - Какое право «маленького человека» отстаивали писатели- реалисты XIX века?

Право на сострадание, сочувствие, понимание, уважение.

Обратимся к литературной энциклопедии

«Маленький человек» – в литературе обозначение разнородных героев, объединенных тем, что занимают одно из низших мест в социальной иерархии и что это общество определяет их психологию и общественное поведение. Развитие сюжета строится главным образом на истории какой-нибудь обиды, оскорбления, несчастья».

- Какое право «маленького человека» отстаивали писатели- реалисты XIX века?

Подумаем…?  Каков же  «новый маленький человек»?  Что в нем изменилось? Почему он появляется в начале 20-х годов XX века, когда страна  уже бодро шагала  к социализму? Почему к данной теме  обратился  писатель- сатирик?

Подумаем…?

  • Каков же «новый маленький человек»?
  • Что в нем изменилось?
  • Почему он появляется в начале 20-х годов XX века, когда страна уже бодро шагала к социализму?
  • Почему к данной теме обратился писатель- сатирик?
Слово о М.М.Зощенко Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году Через 10 лет он был автором более 50-ти книжек. На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы ощутить себя знаменитым как в писательских кругах, так и в многомиллионной массе читателей. Его обожали. Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко.  Но любимый в массах, ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо «клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками, прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики».

Слово о М.М.Зощенко

  • Свой первый рассказ Зощенко опубликовал в 1921 году
  • Через 10 лет он был автором более 50-ти книжек.
  • На долю Зощенко выпала слава, неслыханная для человека литературной профессии. Ему понадобилось всего 3-4 года работы, чтобы ощутить себя знаменитым как в писательских кругах, так и в многомиллионной массе читателей.
  • Его обожали. Когда в конце 20-х годов «Красная газета» провела опрос: «Кто самый знаменитый человек в Ленинграде?», им оказался Зощенко.
  • Но любимый в массах, ценимый знатоками литературы, у партийных работников он заслужил клеймо «клеветника», «скверного анекдотчика»: «Зощенко, как мещанин и пошляк, избрал своей постоянной темой копание в самых низменных и мелочных сторонах быта. Он привык глумиться над советским бытом, советскими порядками, прикрывая это глумление маской пустопорожней развлекательности и никчемной юмористики».
Рассказ «Аристократка» (1923 г.) Герои рассказа Григорий Иванович.  Аристократка.

Рассказ «Аристократка» (1923 г.)

Герои рассказа

Григорий Иванович.

Аристократка.

Рассказ «Аристократка» (1923 г.) Герои рассказа Григорий Иванович.  Аристократка. Встретились на собрании;  кавалер и у власти; В шляпке; лицо официальное; чулочки фильдекосовые; мопсик; в смысле водопровода;  зуб золоченый; приму под руку;  развернула идеологию; волочусь как щука; этакая фря;  перед народом совестно; комячейка; байковый платок;  буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость; хожу, что петух; велит под руку принять;  вожжа под хвост; развратная походка; свинство без денег. индифферентно.

Рассказ «Аристократка» (1923 г.)

Герои рассказа

Григорий Иванович.

Аристократка.

Встретились на собрании;

кавалер и у власти;

В шляпке;

лицо официальное;

чулочки фильдекосовые;

мопсик;

в смысле водопровода;

зуб золоченый;

приму под руку;

развернула идеологию;

волочусь как щука;

этакая фря;

перед народом совестно; комячейка;

байковый платок;

буржуем нерезаным вьюсь; буржуйская стыдливость;

хожу, что петух;

велит под руку принять;

вожжа под хвост;

развратная походка;

свинство без денег.

индифферентно.

Подумаем…? Вопросы ответы Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»? Что представляет собой герой? Каков уровень культуры поведения, такта героя? Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства? Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?

Подумаем…?

Вопросы

ответы

Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»?

Что представляет собой герой?

Каков уровень культуры поведения, такта героя?

Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства?

Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?

Подумаем…? Вопросы ответы Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»? Ощущает себя человеком «у власти», «лицо официальное», член «комячейки», на собрании чувствует себя увереннее, чем в театре- центре культуры. Каков уровень культуры поведения, такта героя? По внешнему виду, манере одеваться. Прилично одета, хочет «развлекаться культурно» - аристократка. Что представляет собой герой? Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства? Буржуазные замашки – «перед народом совестно». Буржуйскими замашками - «буржуем вьюсь», «Буржуйская стыдливость». Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя? Она под стать своему кавалеру.

Подумаем…?

Вопросы

ответы

Как относится к женщине, определяет ее «аристократическую сущность»?

Ощущает себя человеком «у власти», «лицо официальное», член «комячейки», на собрании чувствует себя увереннее, чем в театре- центре культуры.

Каков уровень культуры поведения, такта героя?

По внешнему виду, манере одеваться. Прилично одета, хочет «развлекаться культурно» - аристократка.

Что представляет собой герой?

Как воспринимаются героем нормальные человеческие чувства?

Буржуазные замашки – «перед народом совестно».

Буржуйскими замашками - «буржуем вьюсь», «Буржуйская стыдливость».

Каков образ Аристократки, отличается ли от образа нашего героя?

Она под стать своему кавалеру.

Вывод:«маленький человек» XIX века –это… Социальное положение его невысоко - сантехник, рядовой человек, каких миллионы . Оскорбленный, обиженный тем, что ему приходится себя вести как «буржую нерезаному». Испытывает стыд за нехватку денег (нужда) .  Растерявшийся, неуверенный «маленький человек». В отличии от героя XIX века- наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах счастье», хотя все говорит об обратном. Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».

Вывод:«маленький человек» XIX века –это…

  • Социальное положение его невысоко - сантехник, рядовой человек, каких миллионы .
  • Оскорбленный, обиженный тем, что ему приходится себя вести как «буржую нерезаному».
  • Испытывает стыд за нехватку денег (нужда) .
  • Растерявшийся, неуверенный «маленький человек».
  • В отличии от героя XIX века- наш герой бравирует. Нехватку денег прикрывает моралью: «Не в деньгах счастье», хотя все говорит об обратном. Наш «маленький человек» пока еще неуверенно заявляет о себе, по сути дела – это попытка заявить о себе, как о «хозяине жизни».
Рассказ «Монтер» (1927г.) 4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же по сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет о себе во весь голос. Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой, на самом деле он смешон. Вспомним события рассказа:   - Где разворачиваются события? - Каков герой рассказа? - Как он о себе заявляет? - Чем отличается от героев XIX века и героя «Аристократки»?

Рассказ «Монтер» (1927г.)

4 года разделяют два рассказа. Герой все тот же по сути, но он не желает находиться где-то на краю жизни, претендует на роль главного действующего лица, на роль «хозяина жизни». Если Григорий Иванович еще неуверенно чувствует себя в театре, то именно там Иван Кузьмич Мякишев заявляет о себе во весь голос.

Роль героя ничтожна. Он надулся как индюк, воображая себя важной фигурой, на самом деле он смешон.

Вспомним события рассказа:

  • - Где разворачиваются события?
  • - Каков герой рассказа?
  • - Как он о себе заявляет?
  • - Чем отличается от героев XIX века и героя «Аристократки»?
Почти через все рассказы Зощенко проходит образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который  из одного неловкого положения попадает  в другое.  Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но э то «смех сквозь слезы», за беззаботными нотками видны боль и горечь,потому что «новый маленький человек» - это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко – сатирик пытался «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником».

Почти через все рассказы Зощенко проходит образ растерявшегося, сбитого с толку человечка, который из одного неловкого положения попадает в другое.

Зощенко показывает своих героев в различных смешных ситуациях. Но э то «смех сквозь слезы», за беззаботными нотками видны боль и горечь,потому что «новый маленький человек» - это не отдельный социальный тип, это многомиллионная масса, которой Зощенко – сатирик пытался «открыть глаза», и которого за это называли «клеветником».

ИТАК, «новый маленький человек»…  Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события, рушатся миры, возникают новые порядки, а этот человечек, по русской литературной традиции - «маленький человек »,«внучатый племянник Акакия Акакиевича», как назвал его один из исследователей, только похитрее , чем был его предок, более смышленый, порой даже плутоватый, мечется, суетится и никак не поймет, что к чему и как ему в этом неприветливом и неуютном мире ужиться. Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека, овладел его языком- э то стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный язык. Бестолковые конструкции, исковерканные слова, попытки выражаться научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя самое характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел  на страницы его рассказов.

ИТАК, «новый маленький человек»…

Вокруг происходят грозные, не совсем понятные события, рушатся миры, возникают новые порядки, а этот человечек, по русской литературной традиции - «маленький человек »,«внучатый племянник Акакия Акакиевича», как назвал его один из исследователей, только похитрее , чем был его предок, более смышленый, порой даже плутоватый, мечется, суетится и никак не поймет, что к чему и как ему в этом неприветливом и неуютном мире ужиться.

Зощенко сумел уяснить глубинную суть в характере этого человека, овладел его языком- э то стилизация под простую речь. Грубый, неуклюжий, безграмотный язык. Бестолковые конструкции, исковерканные слова, попытки выражаться научно. Язык Зощенко был собирательным: он вобрал в себя самое характерное, самое яркое из расхожего языка масс и в отжатом, концентрированном виде вышел на страницы его рассказов.

Черты «нового маленького человека» …   Низкое социальное положение. Низкий уровень культуры, образования. Наглость. Претендует на право «хозяина жизни»,  этим и смешон. Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа «маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом произведений. А ДОМА ВЫ….

Черты «нового маленького человека»

  • Низкое социальное положение.
  • Низкий уровень культуры, образования.
  • Наглость.
  • Претендует на право «хозяина жизни», этим и смешон.

Итак, мы на уроке проследили эволюцию образа «маленького человека», выяснили причины его изменения, соприкоснулись с творчеством замечательного сатирика М.Зощенко, поработали над анализом произведений. А ДОМА ВЫ….

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Ответьте на вопрос: «Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком человеке» конца XX – нач. XXI века»? Напишите сочинение – миниатюру  «Новый «маленький человек» конца XX – нач. XXI века»

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ответьте на вопрос:

«Можно ли в наше время говорить о «новом «маленьком человеке» конца XX – нач. XXI века»?

  • Напишите сочинение – миниатюру «Новый «маленький человек» конца XX – нач. XXI века»
послесловие … Сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время. А ведь сатирики и в мыслях не держат смеяться над людьми. Они собирают пороки мира вместе, создают некий отрицательный мир, который и подвергают сатирическому осмеянию. Смехотворная нелепость этого мира должна, как им кажется, оттолкнуть современников, помочь им сделать свою жизнь чище и красивее. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к столу Ю.Томашевский

послесловие

… Сатирикам везде и во все времена жить было куда опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время. А ведь сатирики и в мыслях не держат смеяться над людьми. Они собирают пороки мира вместе, создают некий отрицательный мир, который и подвергают сатирическому осмеянию. Смехотворная нелепость этого мира должна, как им кажется, оттолкнуть современников, помочь им сделать свою жизнь чище и красивее. Любовь к людям, боль за несовершенство их жизни гонит сатирика к столу

Ю.Томашевский

Спасибо за работу  на уроке!

Спасибо за работу на уроке!

Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Калязинского района Тверской области Смирнова Ольга Алексеевна.  2012г Использовала материалы Барсамовой Нины Юрьевнаы, учителя русского языка и литературы

Презентацию подготовила учитель МОУ Лучинниковская оош Калязинского района Тверской области Смирнова Ольга Алексеевна. 2012г

Использовала материалы Барсамовой Нины Юрьевнаы, учителя русского языка и литературы