СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Организация профориентационной работы с обучающимися 8, 9 классов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление по теме "Организация профориентационной работы с обучающимися 8, 9 классов" в коррекциооной школе - интернат

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Организация профориентационной работы с обучающимися 8, 9 классов»»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области «Онежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат»

(ГБОУ АО «Онежская СКОШИ»)











Тема: «Организация профориентационной работы

с обучающимися 8, 9 классов»








Подготовила

Е.С. Юркова

Учитель СБО











г. Онега

2017

Если  вы  удачно  выберите  труд  и  вложите  в  него

свою  душу, то  счастье  само  вас  отыщет.

К.Д. Ушинский

Актуальность:

Современная экономическая обстановка предъявляет всё более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда; возрастает его интенсивность, увеличивается напряжённость, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

В связи с этим наиболее остро стоит проблема подготовки к жизни и труду обучающихся с нарушением интеллекта, т.к. выбор профессии для таких обучающихся, как и для других детей с ограниченными возможностями здоровья, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому главным направлением профориентационной работы в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида является воспитание у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей для обеспечения реальной возможности их трудоустройства.

Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение несложных видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определённые трудности социальной адаптации лиц, окончивших образовательные учреждения VIII вида, поэтому вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении обучающихся.

Профориентационная работа в школе направлена и организована так, чтобы обучающиеся смогли определиться в выборе профессии. С учетом индивидуальных потребностей, формированию их профессиональных компетенций, профессионально – личностных качеств. Овладеть профессией и впоследствии стать социально - адаптированными. Для педагогов школы самым главным является - не определить, кем быть выпускнику в будущем, а лишь подвести к самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать у выпускников психологическую готовность к профессиональному самоопределению.

Цель:

Создание условий для формирования профессионального самоопределения адекватного психофизическим особенностям обучающих с нарушением интеллекта.

Задачи:

• актуализировать процессы личностного и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей обучающихся;

• подобрать формы работы, способствующие формированию сознательного отношения обучающегося с нарушением интеллекта к выбору доступной профессии;

• ознакомить с рабочими профессиями, доступные выпускникам коррекционной школы-интерната;

• ознакомить обучающихся с требованиями к профессиональной деятельности в различных сферах;

• формировать профессиональные интересы, склонности.

Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района в котором они живут, общества в целом.

При организации профориентационной работы с обучающимися 8,9 классов мы ориентировались на основные результативные критерии и показатели эффективности работы:

1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения.

Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление ими требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в обоснованном выборе профессии.

Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая обучающимися активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности

3. Уверенность обучающегося в социальной значимости труда,

т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

Процесс профориентационной работы цикличен и предусматривает поэтапную реализацию:

 1. Этап -  Подготовительный:

      - анкета   изучения  интересов  и  склонностей  обучающихся;

     - изучение готовности к  профессиональному  самоопределению (результаты анкетирования).

- организация родительского собрания по профориентации обучающихся.

2. Этап – Основной:

- экскурсии на предприятия и организации города Онеги;

 -  знакомство  с  рабочими профессиями, изучение  требований  к  поступлению в образовательные организации реализовывалось через

  • совместное проведение мероприятий с ЦЗН Онежского района,

  • внеклассные мероприятия,

  • День открытых дверей в СПО г. Архангельска;

  • тренинги,

  • уроки трудового обучения,

  • деловые и ролевые игры,

  • мастер – классы.

- проведение родительского собрания на тему: «Роль семьи в профессиональном определении подростков»

3. Этап - Обобщающий:

- итоговое тестирование «Характер профессионального самоопределения»;

- создание  стенда  по  профориентационной  работе.

- мониторинг удовлетворенности родителей и обучающихся.

Вывод:

В результате организации по профориентационной работе обучающиеся 8, 9 классов школы-интерната и родители  получили знания :

- о профессиях;

- информацию об профессиональных образовательных организациях, принимающих обучающихся с нарушением интеллекта в Архангельской области.

- о перечне  документов, необходимых для поступления в образовательные организации. 

- контактную информацию профессиональных образовательных организациях, принимающих обучающихся с нарушением интеллекта в Архангельской области.

Научились:

- оформлять  необходимые  документы.

Обучающиеся и родители после проведения профориентационной работы определились с выбором профессий в образовательных организациях Архангельской области.

- Техникум технологии и дизайна г. Архангельск.

Мастер по обработке цифровой информации – 3 чел.

- Техникум строительства, дизайна и технологий г. Северодвинск

Мастер столярно - плотничных и паркетных работ – 5 чел.

- Торгово - промышленный техникум п. Плесецк.

- пекарь, повар – 5 чел.