Обычно необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. Такая смена деятельности наступает у первокурсников. Меняется: социальное окружение – новый состав группы, педагоги; система деятельности – новая учебная ситуация, где наряду с привычными общеобразовательными предметами появились и специальные.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Студент переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях педагогов, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в группе, техникуме.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к дезадаптации.
Не менее трудным процесс адаптации оказывается и для педагогов: не достаточно зная студентов 1 курса, необходимо скорректировать собственную педагогическую позицию относительно группы в целом, и каждого ученика в отдельности.
Весь процесс адаптации можно разделить на 3 этапа:
- Знакомство друг с другом
- Актуализация мотивации обучения и выявление ожидания ребят на предстоящий период обучения
- Решение задач на групповое взаимодействие, на поиск вариантов сотрудничества.