Цель: обобщить знания детей по Поэтической тетради № 1.
Задачи:
образовательные: обобщить знания детей по разделу «Поэтическая тетрадь №1»; обогащать словарный запас.
развивающие: развивать внимание, речь, творческие способности.
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, прививать любовь к Родине, к природе ; уважение к историческому прошлому своего народа.
Оборудование: презентация к Поэтической тетради №1; карточки с заданиями, музыкальные инструменты (ложки, бубны, погремушки), гуашь, губки.
Ход урока.
I.Орг. момент.
Сегодня на уроке присутствуют гости. Давайте, ребята, подарим им радость. Девочки-свою безграничную любовь к учителям, а мальчики-широкую улыбку.
II. Вводная беседа.
– «Этот урок чтения я хочу начать с пословицы:
«Кто за Родину горой, тот и истинный герой» (слова на доске)
-Какие главные слова вы можете выделить из этой пословицы?
-Что значит «за Родину горой»?
-Подберите синоним к слову «истинный»;
(Только всем сердцем, душой отдавая все ради Родины своей- можно победить врага, стать настоящим героем)
-Где вы встречались со словом «герой»?
(Человек, который совершает подвиги, во имя чего-нибудь- это герой.)
-Какую знаменательную дату отмечает наш народ 9 Мая 2015 года?
-Могли бы мы так гордо говорить об этом сегодня, если бы не было этих героев, которые отдали все ради Родины, ради Победы?
-Давайте ещё прочитаем пословицу хором.
– Сначала тихо, затем громче, а в конце- с восклицательной интонацией.
-Мне хочется, чтобы эта пословица стала девизом нашего урока.
III. Постановка темы и целей урока.
– На уроке мы совершим путешествие в Литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны отправимся? Да, отправимся в поэтический уголок Литературной страны (на доске «Поэтическая тетрадь №1»). Значит, о чем мы будем говорить? (Мы будем вспоминать стихи из раздела Поэтическая тетрадь № 1).
В пути нам нужно сделать несколько остановок, где пригодятся знания, смекалка и сообразительность. Внимание, память, также взаимовыручка. Будем работать в группах, поэтому вспомните, пожалуйста, правила.
IY. Работа по теме урока.
1) Остановка «Узнай поэта»
Слайд№1
– Надо правильно назвать полные имена поэтов.
(Фёдор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков)
Коллективная работа. Дети работают с доской. Объединяют имена с фамилиями.
2) Остановка «Из жизни поэтов»
На этой остановке вы узнаете много интересного из жизни поэтов.
(Дети читают свои сообщения, подготовленные дома.)
3) Остановка «Вспомни стихи»
а) Догадайтесь, о чём идёт речь (Отгадывание загадок).
- Он от ветра защищает, урожаю помогает.
- Много его – не губи,
мало его – береги,
нет его – посади.
- Волков бояться, в него не ходить.
-Чем дольше в него, тем больше дров.
(Лес)
– Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе. Назовите автора и название.
Слайд№2
Неколючий, светло-синий
По ветвям развешан иней –
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей, белой, пухлой ватой
Все убрал кусты.
(«Мама! Глянь-ка из окошка», Афанасий Афанасьевич Фет)
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает
И ручьи по оврагам шумят.
(Иван Саввич Никитин)
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
( «Зима», Иван Захарович Суриков)
Мы ж, легкое племя,
Цветём и блестим
И краткое время
На сучьях висим.
( «Листья», Фёдор Иванович Тютчев)
Словарная работа.
Раскаты молодые-
Перлы дождевые- жемчужины
Пыль летит-
Нити паутин-
4. Остановка «Восстанови строчки»
(Дети собирают цветы, расклеенные на стенах, с отрывками из стихотворений и восстанавливают строчки в группе )
Звучит музыка Антонио Вивальди «Осень»
Деревня, моя, качусь, по горе, я, в санках, вот, мой, родной, вот, дом, я, крутой, вот
Вот моя деревня
Вот мой дом родной
Вот качусь я в санках
По горе крутой. (Иван Захарович Суриков «Детство»).
Просим, по лесам, петь, к нам, гостья зима, песни севера, здравствуй, и, степям, милости
Здравствуй, гостья зима
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям. (Иван Саввич Никитин «Встреча зимы»).
И играя в начале мая, когда весенний,
люблю грозу первый гром как бы резвяся
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
(Фёдор Иванович Тютчев
«Весенняя гроза»)
- Что общего в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета, И. Никитина, И. Сурикова?
-много интересной информации;
-поэты любят Родину, природу;
-стихи красиво написаны.
5. Остановка «Музыкальная»
На стихи этих известных поэтов написано много песен. Может кто из вас вспомнит и назовет песню?
И. Суриков «Тонкая рябина», Ф. Тютчев «Весенняя гроза», И. Никитин «Полно степь моя» ...
Подготовленные ученики поют песню «Русь» И. Никитина (все дети играют на инструментах 1 группа-ложки деревянные
2 группа- бубны
3 группа- погремушки)
6.Остановка «Художественная»
Вот и подошло к концу наше путешествие.
– Нам осталось на память о путешествии нарисовать картину.
– Я прочитаю стихотворение, а вы по очереди выходите к доске и рисуете на листе по одному предмету (гуашь и губки). В результате у нас останется на память картина.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побледневших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей…
Дети рисуют то, что себе представляют на доске (по 3 чел. по 1 с каждого ряда).
Y. Итог.
- Что понравилось на уроке?
- Стихи каких авторов повторили?
YI. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Это наше дерево настроения. Какое оно? Почему грустное? Давайте развеселим.
На столах у вас листочки.
– Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справился уверенно, выбирает красный.
– Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, выбираете- жёлтый.
– Кому на уроке работать было трудно, с заданиями не справился, выбирает зеленый.
Спасибо за урок! Если что-то не получалось, не огорчайтесь. Обязательно получится в другой раз.
Объявление оценок.