Щербактинская специальная общеобразовательная школа – интернат №5
План по
самообразованию воспитателя
Есенова О.Ж.
(2016-2018 гг)
2016г.
«Воспитание, полученное человеком, закончено,
достигло своей цели, когда человек настолько
созрел, что обладает силой и волей самого себя
образовывать в течение дальнейшей жизни и
знает способ и средства, как он может
осуществить в качестве индивидуума,
воздействующего на мир».
А.Дистервег
Тема самообразования:
«Формирование и развитие санитарно – гигиенических навыков и умений самообслуживающего труда у воспитанников младшего возраста»
Актуальность темы:
Совершенствование качества воспитания в коррекционной школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования воспитателя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия воспитателя.
Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ» - целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.
Самообразование воспитателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к воспитателю высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Воспитатель должен знать не только специфику своей работы, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Воспитатель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного воспитателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.
Цели:
формировать способность к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности;
повысить свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство путем внедрения инноваций в обучении и воспитании;
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии и генерирование идей.
Задачи:
- творчески применять профессионально-педагогические знания в решении воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;
- формировать интерес учащихся к занятиям
- организовать воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;
- выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств навыков самообслуживания в процессе своего самосовершенствования.
- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;
- учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;
- аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Предполагаемый результат:
1. Повышение качества уровня воспитанности, с формированности культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
2. Доклады и выступления.
3. Разработка дидактических материалов.
4. Разработка и проведение занятий по инновационным технологиям.
5. Создание комплектов внеклассных мероприятий.
6. Организация работы
7. Личная методическая веб-страница.
8. Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.
9. Подаю личный пример учащимся, участвуя на всех общешкольных мероприятиях
Форма отчета по проделанной работе
Обобщение опыта работы на уровне школы.
Выступления по обмену опытом работы на заседаниях . Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других воспитателей.
Педагогический проект с использованием диагностики.
Учебный год | Направление и формы работы | Время реализации |
2009-2010 | Изучение нормативных документов | систематически |
| Организация работы по изучению и распространению педагогического опыта | в течение года |
| Организация семинаров по изучению опыта работы учителей –новаторов и воспитателей | на заседаниях МО |
| Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам. | в течение уч.года |
| Изучение инновационных методов работы ведущих учителей и воспитателей района | систематически |
| Использование современных педагогических технологий и ИКТ обучения и воспитания. | систематически |
| Участие в конкурсах районного уровня | в течение всего периода |
2010-2011 | Совершенствование форм и методов организации воспитания воспитанников с интеллектуальными отклонениями | систематически |
| Создать свой персональный сайт | в конце года |
| Широкое использование на внеклассных занятиях электронных пособий и мультимедийных презентаций. | в течение года |
| Участвовать в творческих конкурсах. Провести открытые внеклассные мероприятия с использованием ИКТ. | в течение года |
| Составить собственные авторские разработки в электронном варианте с целью их внедрения в воспитательный процесс. | в течение года |
| Провести педагогические эксперименты с использованием диагностики, этапов обучения и воспитания | в конце учебного года |
| Повышение квалификации через систему курсов повышения квалификации, передача опыта коллегам. | в течение уч.года |
| | |
| | |
2011-2012 | Обобщение и распространение собственного опыта на совещаниях МО. | систематически |
| Продолжить выступления на педагогических советах, спецсеминарах, МО воспитателей | в течение года |
| Работать над обогащением портфолио воспитателя и творческой лаборатории на уровне требований современности. | в течение года |
| Периодически вести ознакомление с методикой работы творчески работающих воспитателей | систематически |
| Проводить мастер-классы по внедрению новых образовательных технологий в обучении и воспитании | в течение года |
| Принимать активное участие в круглых столах | в течение года |
План мероприятий
п/п № | Мероприятия | Цели и задачи | Сроки | Отметка о выпол- нении |
1. | Утренняя зарядка | Учить правильно выполнять комплекс утренней гимнастики | ежедневно | Вып. |
2. | Утренний и вечерний туалет | Формировать необходимые навыки личной гигиены и самообслуживания | ежедневно | Вып. |
3. | Заправка кроватей | Учить заправлять постель, встряхивая и натягивая простынь | ежедневно | Вып. |
4. | Уборка территории | Учить детей в труде проявлять организованность, дисциплинированность | ежедневно | Вып. |
5. | Дежурство по интернату, в столовой, в палате | Сформировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок в палате, интернате, столовой. | ежедневно | Вып. |
6. | Завтрак, обед, ужин | - Учить правильно пользоваться столовыми приборами: ложкой, вилкой; - учить есть аккуратно, вып.бесшумно, тщательно пережевывая пищу - формировать навыки культурного поведения за столом | ежедневно | Вып. |
7. | Занятие – практикум «Пять дел перед сном» | - Учить правильно, ухаживать за одеждой, обувью; - формировать санитарно – гигиенические навыки: как чистить зубы, уход за ушами, руками, ногами; - коррекция внимания, памяти, речи. | 2009г. | Вып. |
8. | Практическое занятие « Я учусь дежурить по палате» | - Формировать навыки дежурства в палате; - развивать желание участвовать в общественном труде; - коррекция внимания, памяти, речи | 2009г. | Вып. |
9. | Практическое занятие «Как я умею накрывать на стол» | - Развивать желание участвовать в труде, умение правильно накрывать на стол – сервировать стол | 2009г. | Вып. |
10. | Беседа «Умеешь ли ты вести себя за столом?» | - Познакомить детей с правилами поведения за столом; - формировать умение соблюдать эти правила за столом; - коррекция внимания, памяти, речи. | 2009г. | Вып. |
11. | Занятие «Чистота – залог здоровья!» | - Закрепить и расширить знания детей о предметах личной гигиены и их назначении; - развивать мышление и память; - исправлять речь детей; - Воспитывать неприязнь к грязнулям, умение видеть непорядок во всем и устранять. | 2010г. | Вып. |
12. | Познавательная игра «Где прячется здоровье?» | - Формировать у детей представление о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела; - развивать познавательный интерес и речь; - воспитывать желание заботиться о своем здоровье. | 2010г. | Вып. |
13. | Занятие «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» | - Продолжать учить осознанно подходить к своему здоровью; - развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение детей; - активизация словаря: здоровый образ жизни, щетка для одежды. | 2010г. | Вып. |
14. | Открытое занятие «Каждой вещи – свое место» | - учить бережному отношению к вещам; - развивать мышление, монологическую и диалогическую речь; - воспитывать аккуратность, бережливость, умение следить за своими вещами. | 2010г. | Вып. |
15. | Практикум «Как вести себя в гостях» | - Привить детям навыки культурного поведения в гостях; - коррекция внимания, памяти, речи. | 2011г. | Вып. |
16. | Конкурсная программа «Здоровье – это здоровый образ жизни» | - Формирование у учащихся представления о здоровье, здоровом образе жизни; - продолжить формировать положительные навыки для социализации; - воспитывать бережное отношение к своему здоровью; - коррекция поведения. | 2011г. | Вып. |
17. | Занятие – практикум «Правила поведения за столом» | - Добиться уяснения учащимися правил поведения в столовой; - проработать правила хорошего тона за столом; - коррекция внимания, памяти, речи. | 2011г. | Вып. |
18. | Открытое занятие «Правила личной гигиены» | - Дать понятие об основных правилах личной гигиены; - прививать навыки здорового образа жизни, развивать гигиенические навыки; - воспитывать умение слушать друг друга; -развивать речь, память, внимание. | 2011г. | Вып. |
19. | Занятие «Если хочешь быть здоров» | - Пропагандировать здоровый образ жизни; -развивать умение общаться друг с другом в процессе игры; - развивать у детей потребность в здоровом образе жизни; - закрепить и систематизировать знания детей о здоровье человека и способах его укрепления и сохранения. | 2012г. | |
20. | Беседа «Здоровый образ жизни» | - Формирование убеждения о здоровом образе жизни и здоровье как самой главной ценности; - развивать логическое мышление, память, воображение учащихся; - воспитывать желание быть здоровым, сильным, сохранить свое здоровье на долгие годы. | 2012г. | |
21. | Игра «Откуда берутся грязнули?» | - Совершенствовать навыки личной гигиены; - познакомить с основами ведения здорового образа жизни; - развивать речь, внимание, наблюдательность; -воспитывать аккуратность, чистоплотность, сознательное отношение к нормам личной и общей санитарии. | 2012г. | |
22. | Беседа «секреты здорового питания» | - Закрепить у детей знания о законах здорового питания; - убедить их в необходимости и важности соблюдения режима питания; - учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания. | 2012г. | |
23. | Открытое занятие « Уют в доме» | - Уточнить и расширить представление детей о доме, его уюте, о расстановке мебели и порядке; - развивать внимание, мышление, память, речь | 2012г. | |
ЛИТЕРАТУРА.
1. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики/ Авторы-составители В. Г. Петрова, Т. В. Швырева.- М., 2005.
2. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.- СПб., 2003.
4. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
5. Сластенин В. А. и др. Педагогика/ Под ред. В. А. Сластенина.- М., 2002.
6. Смирнова Е. Т. Гигиенические основы воспитания в дошкольных учреждениях.-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1973.
7. Хромова С. А. Игровые уроки общения для детей/ С. А. Хромова.-Москва: Рипол Классик: Дом XXI век, 2008.
8.Пороцкая Т.И. Работа воспитателя вспомогательной школы/Москва «Просвещение»,1984г.
9. Мачихина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате, Москва «Просвещение», 1983г.
10. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1986г.
11.Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 1991г. - №2 – с.33.
12.Пинский Б.И. Коррекционно – воспитательное значение труда для психического развития. – Москва, Педагогика, 1985г.
13. Тупаногов Б.К. Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. // 10. Дефектология – 1994г. - №4 – с.9.
14.Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1967г.