Открытый урок по русскому языку2 класс
Программа: « Перспективная начальная школа»
Тема: Слова - названия предметов разного рода.
Тип урока: закрепление пройденного
Планируемые результаты:
Предметные : умение (в объеме изученного) находить, сравнивать слова названия предметов разного рода, определять род, определять основу слова, выделять окончание
Метапредметные:
Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий на уроке.
Познавательные: формировать умение выделять и определять окончания у слов - названий предметов; закрепить что слова- названия предметов не изменяются по родам, а бывают определенного рода; способствовать развитию орфографической зоркости фонематического слуха.
Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: демонстрировать знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения; ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Ход урока
1.Орг. момент ( проверка готовности к уроку).
- Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.
2. Минута чистописания.
-Ребята, вот и второй месяц осени хозяйничает вокруг. Он заглянул к нам на урок в виде холодного ветерка
Ветерок нам принес необычное письмо. Интересно от кого оно? Какой оно формы, а почему?
Давайте скорей откроем его и посмотрим, что там?
(один ученик читает письмо)
Дорогая моя друг, с нами случилась беда .
Мы перестали понимать друг друга. Помогите!
Смешарики
А вот от кого же письмо? Вот почему оно круглой формы!
А о чем же говорится в письме? Какие ошибки допустили смешарики? (в употреблении рода)
- Ребята, а как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
(Надо помочь смешарикам, научить их как нужно определять род.)
Правильно, тема сегодняшнего урока- слова- названия предметов разного рода
У вас на столах лежат листы прочитайте, что на них написано, карты контороля, в них вы должны будете отмечать, как вы справились с заданием
- легко - отмечаете галочкой - зеленый круг
- испытывали затруднения - желтый круг
- не справились с заданием - красный круг
Карта контроля по теме “ Слова - названия предметов разного рода ”
Словарная работа распределение слов по столбикам | | | |
Работа со словарём | | | |
Основа предложения, указать словосочетания. | | | |
Работа по карточкам | | | |
3. Словарная работа.
Время года осень связана не только с прохладной погодой. Но и заготовками овощей впрок.
А как вы понимаете слово впрок? (про запас)
Вот и Копатыч заготовил много овощей и фруктов впрок. Давайте посмотрим, что именно и запишем в своих тетрадях. Разделим условно свою тетрадь на три колонки.
А какие слова вам помогут?
Она он оно
Запишите в своих тетрадях словарные слова. Чем их можно объединить?
(они относятся к теме осени, потому что осень богата урожаем) (одно слово лишнее)
Вывод: слова- названия предметов не изменяются по родам, а бывают определенного рода
Отметим в карте контороля правильно ли вы распределили слова.
Физминутка « Осень»
- правильно, это слово- пальто. Но ведь оно относится к теме осень, когда холодно мы надеваем пальто. Не подходит к теме урока
( на экране - мальчик в грязном пальто)
- Ребята, давайте составим предложение по данной картинке. А осенний дождик предлагает нам свое предложение.
Мальчик изгваздал новое пальто.
- как вы понимаете слово " изгваздал"? Давайте заглянем в Толковый словарь и узнаем значение этого слова. (с.107)
Отметим в карте контроля , легко ли вам было найти слово в словаре
- запишем предложение в измененном виде : Мальчик испачкал новое пальто.
(комментированное письмо у доски)
Как определим род данного слова? ( нужно поставить рядом слово оно мое), значит это слово среднего рода.
- у выделенных слов определите окончания и основу. Какое слово не будет иметь окончания?
Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно определить окончания?(изменить форму слова). Какие слова- помощники нам помогают?
( есть, нет, дам, любуюсь)
(устно- по цепочке: есть мальчик, нет мальчика...нет пальто, любуюсь пальто)
-Самостоятельно подчеркните основу предложения, укажите словосочетания.
(Испачкал (что?) пальто. Пальто (какое?) новое.)
сверьте запись с доски с записью в тетради
Отметим в карте контроля, как вы справились с заданием
5.Закрепление. Слова- названия предметов разного рода.
Мы должны будем правильно определять род слов- названий предметов.
Игра " Будь внимателен". Элементы физминутки
Нас встречает Нюша. Он предлагает игру " Будь внимателен". Если я назову слово женского рода- поднимаете одну руку, мужского- две руки, среднего- встаете.
Дополнительные слова
Бабочка, цветок, трава, солнце, листья, какаду, дерево,
- какие слова будут лишними? почему? ( какаду - неизменяемые)
Вывод:
1. У слов - названий предметов мужского рода окончания: нулевое, -а, -я или нет окончаний.
2. У слов - названий предметов женского рода окончания: -а, -я нулевое
или нет окончаний.
3.У слов - названий предметов среднего рода окончания: - о, - е или нет
окончаний.
Найди лишнее слово в каждой строчке. Зачеркни его.
А у остальных слов сверху надпиши род.
Тюльпан, ель, астра, василёк.
Берёза, осина, ива, карп.
Найди лишнее слово в каждой строчке. Зачеркни его.
А у остальных слов сверху надпиши род.
Зима, лето, снег, весна.
Огурец, береза, свёкла, капуста
(Взаимопроверка)
Итог:
-Как вы думаете, теперь смешарики не будут делать ошибки?
- Какую тему повторяли на уроке?
- Какие задания вызвали затруднения?
7. Рефлексия.
- С каким настроением вы сегодня уйдете с урока?
- За что ты можешь себя похвалить?
- Что сегодня дома расскажете о нашем уроке?
- Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”
Ученик ставит сам себе оценку на листе самоконтроля
Дополнительное задание или домашнее задание
кто справился с заданием первым сороконожка предлагает ещё одно задание- СОРОКОНОЖКА - из букв данного слова составить как можно больше слов.
Найди лишнее слово в каждой строчке. Зачеркни его.
А у остальных слов сверху надпиши род.
Тюльпан, ель, астра, василёк.
Берёза, осина, ива, карп.
Найди лишнее слово в каждой строчке. Зачеркни его.
А у остальных слов сверху надпиши род.
Зима, лето, снег, весна.
Огурец, береза, свёкла, капуста
Найди лишнее слово в каждой строчке. Зачеркни его.
А у остальных слов сверху надпиши род.
Тюльпан, ель, астра, василёк.
Берёза, осина, ива, карп.
Найди лишнее слово в каждой строчке. Зачеркни его.
А у остальных слов сверху надпиши род.
Зима, лето, снег, весна.
Огурец, береза, свёкла, капуста
Карта контроля по теме “ Слова - названия предметов разного рода ”
Словарная работа распределение слов по столбикам | | | |
Работа со словарём | | | |
Основа предложения, указать словосочетания. | | | |
Работа по карточкам | | | |
Карта контроля по теме “ Слова - названия предметов разного рода ”
Словарная работа распределение слов по столбикам | | | |
Работа со словарём | | | |
Основа предложения, указать словосочетания. | | | |
Работа по карточкам | | | |
Карта контроля по теме “ Слова - названия предметов разного рода ”
Словарная работа распределение слов по столбикам | | | |
Работа со словарём | | | |
Основа предложения, указать словосочетания. | | | |
Работа по карточкам | | | |