СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Сочетание разных типов речи в тексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочетание  разных типов речи в одном тексте. Создание текста по шаблону. Составление таблицы "Типы речи"

Просмотр содержимого документа
«Тема: Сочетание разных типов речи в тексте»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе


Тема: Сочетание разных типов речи в тексте


Цели: 1) тренировать умение обучающихся определять типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи; 2) отрабатывать умения учащихся сохранять языковые особенности и типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи при его письменном изложении; 3) совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; 4) развивать нравственные качества обучающихся.



Задачи

Образовательные: научить определять типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи; отрабатывать умения учащихся сохранять языковые особенности и типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи при его письменном изложении; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; приобщать к русской литературе; расширить представления о творчестве писателей-классиков, приобщить к живописи, музыке; углубить расширить кругозор учащихся.

Развивающие: тренировать умение обучающихся определять типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи; развить умение выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов; развить творческие способности учащихся, способность к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух; формировать потребность к чтению.

Воспитательные: формировать нравственные представления у обучающихся, национальную идентичность, потребность и способность к сотрудничеству и взаимопомощи; воспитывать уважительное отношение к произведениям литературы, живописи, музыки, более глубокое осознание своей культуры.

УУД:

Личностные УУД: прослеживание судьбы героев и ориентацию в системе личностных смыслов; сравнение образа «Я» с героями литературного произведения посредством эмоционально-действенной идентификации; знакомство с героическим историческим прошлым своего народа, своей страны и переживания гордости, эмоциональной сопричастности к подвигам и достижениям её граждан; проявление эмоционально-ценностного отношения к проблеме, творческого отношения к процессу обучения.

Регулятивные УУД: определение логической причинно-следственной последовательности событий и действий героев произведений литературы, живописи, музыки.

Коммуникативные УУД: умение представить себя устно и письменно, воссоздание картины событий и поступков персонажей; формулирование высказываний, с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе, используя аудиовизуальные средства.

Познавательные УУД: умение находить сходство и различие между типами речи, обобщать полученную информацию, вести наблюдение, прогнозировать ситуацию; развитие творческого отношения к процессу обучения.

Планируемые результаты:

1) уметь представить себя устно и письменно;

2) выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

3) владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями;

4) владеть разными видами речевой деятельности (монологи, диалоги, чтение...), лингвистической и языковой компетенциями;

5) владеть приемами действий в ситуациях общения;

6) иметь позитивные навыки общения в обществе, основанном на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп;

7) формировать потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи;

8) отождествлять себя с героями произведений, уметь соотносить и сопоставлять их позиции, взгляды, мнения, воссоздавать картины событий и поступков персонажей;


Предметные:

Знать типы речи, уметь сочетать их в одном тексте, изучать творчество писателей, художников, музыкантов.

Уметь выразительно читать, понимать культурологический аспект текстов, проявлять творческие способности, способность к распределению и переключению внимания, к непроизвольному запоминанию при восприятии на слух.

Личностные: осознание эстетической ценности искусства; гордость за историю своей страны, осознание национальной идентичности,

Метапредметные:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное восприятие на слух текстов разных типов; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.



Межпредметные связи: русский язык, искусство, литература музыка, история.

Ресурсы: Интернет, научная и художественная литература.

Основные: компьютер, проектор, экран, презентации.

Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Технологии: здоровьесберегающие, развивающие, интегриронанное обучение, совместного поиска, информационно-коммуникативные.















Ход урока

1. Актуализация внимания

Цель этапа: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

-Сегодня урок русского языка проведу я, Козлова Ирина Александровна. К нам на урок пришли гости. Будьте активны, высказывайте своё мнение, работайте с огоньком. Желаю нам всем успеха!

2. Актуализация темы.

Цель этапа: познакомить с темой.

На доске 3 слова: описание, повествование, рассуждение

Запись числа и классной работы в тетради.

- Я повесила на доске необходимый материал к уроку, а листочки все осыпались. Теперь я даже не знаю, о чём буду с вами говорить. Может вы подскажите мне, исходя из оставшихся надписей.


Обучающиеся определяют тему урока. Запись в тетради темы.


3. Постановка цели и учебной задачи. Самоопределение к деятельности

Цель этапа: определение цели и учебной задачи, мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебных действий.

Учитель: Попробуйте сформулировать задачи урока.

Ученики предполагают цель:

- Тема: Типы речи. Но, мне кажется, что вы уже умеете их различать. Значит нам надо их повторить и узнать, что-то новое.


4. Проверка домашнего задания.

Цель этапа: проверка знаний по теме урока, составление таблицы и работа с текстами.


-Проверим ваши знания. Сейчас давайте соберём весь материал в таблицу на доске и у вас на столах. А помогут нам тексты наших любимых писателей.

Вы будете читать небольшие по объёму тексты, а остальные будут внимательно слушать и определять тип речи. (Трое учащихся читают, другие из набора карточек выбирают те, которые соответствуют указанному типу речи.)У вас на столах лежат листочки-заготовки, конверты с материалом и клей. Составляйте таблицу.





1 текст

Борис Житков «На льдине»

А Володя лежал в санях и смотрел в небо: не глянет ли солнышко. И вдруг в прогалине между туч Володя увидел самолёт и закричал:

- Самолёт! Самолёт!

Все стали кричать и махать шапками. С самолёта упал мешок. В нём была еда и записка: "Держитесь! Помощь идёт!"

Через час пришёл пароход и перегрузил к себе людей, сани, лошадей и рыбу.

2 текст

Ива́н Серге́евич Соколо́в-Микито́в

«Удод»


На песчаных лесных дорогах, у деревенских околиц нередко можно было видеть сидящих на изгороди удодов.

Похож удод на сказочную птицу: с высоким хохлом на голове, с пестрым, песочного цвета оперением и крепким черным клювом.

Сказочная птица эта так и просится на картинку.


3 текст

Лев Николаевич Толстой

Слово — дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.

Вопросы к текстам:

-Определите тип речи?

-Почему? Назовите признаки данного типа речи.

(составление таблицы)

Выставление оценок.


Проверка работы учащихся у доски.


Повествование

Описание

Рассуждение

Что произошло?

Какой предмет?

Почему?

Много кадров.

Один кадр.

Нет кадров.

1.Зачин.

2.Развитие действия.

3.Кульминация.

4.Развязка.

1.Общее представление

о предмете.

2.Описание признаков.

3.Отношение

к предмету.

1.Тезис.

2.Аргументы.

3.Вывод.


Много глаголов.

Слова: сначала,

потом, затем,

далее, наконец…

Много имён прилагательных.

Слова:

во-первых, во-вторых,

сделаем вывод,

итак, следовательно…


5. Подготовка проблемной ситуации.


Цель этапа: показать сочетание разных типов речи в текстах.


- Мы повторили основные признаки разных типов речи. Мы встречаемся с текстами того или иного типа. А ведь такие тексты редки, чаще мы находим в текстах сочетание разных типов речи.

Вот теперь то новое, что вы узнаете. Тема нашего урока - сочетание разных типов речи в тексте. Для чего писатели прибегают к этому.


(Ответы учеников)

-Чтобы тексты были интересными.



6. Работа с текстом.

Упражнение 446

Автор текста Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский— выдающийся советский педагог-новатор, писатель. «Сочинение ученицы»

Василий

1) просмотровое чтение текста;

2) чтение вслух по ролям учащимися;

3) определение темы-Алый Мак, как кровь героя; основной мысли- Память о войне;

4) заглавие;

5) определение типов речи, называя признаки. (Пользуйтесь карточкой – подсказкой «Типы речи»)

6) сочинение текста -описания «Мак»

Автор полно и выразительно передал нам свои мысли и чувства. В этом ему помогло сочетание разных типов речи в одном тексте.

8 февраля 1943г. – день освобождения г. Курска от немцев.75 лет Курской битве.


7. ФИЗМИНУТКА «Игра в снежки»

Цель этапа: помочь с помощью игры вспомнить части речи.


Сейчас зима, поиграем в снежки. Называем слова, связанные с зимой. Сущ.:……, Прил.:….., Глаг.:…., Нареч.:…..


8. Самостоятельное создание текста

Цель: выявить границы применимости нового знания и научить использовать его при самостоятельном создании текста.


-Вам понравился игра? Как точно вы называли слова по теме «Зима.» А какое время года идет за ней? Весна. В природе всё изменится, преобразится. Звери тоже приспособятся к новым условиям. На картине Чарушина вы видите зайца в зимой и летом. В чём разница?

А теперь мы попробуем создать текст-миниатюру на тему «Заячья шубка». Важно, чтобы в ваших текстах сочетались различные типы речи.


Перед вами 2 вида текста- шаблона, они помогут вам успешно справится с работой. Вам надо вместо вопросов в скобках написать свой текст.




Примерные тексты-шаблоны

Текст для слабых учеников

Жил-был (какой?) заяц (имя). Зимой он бегал по лесу в (какой?) шубке. Спрячется в (какой?) сугроб, ни один враг его не замечает.

Но вот пришла (какая?) весна. Проснулся как-то утром заяц, а на нём вместо (какой?) шубки надето (какое?) пальто. Новая одежда была (какая?)…

«Зачем мне это пальто?» - подумал заяц. Вдруг он увидел (кого?) и спрятался (куда?). Дрожит, а сам думает: «Хорошо, что я в новой шубке!»

( напиши почему?)…

Получается, что весной необходимо зайцу (какое?) пальто.


Текст для сильных учеников

Всю (какую?) зиму пробегал (какой?) заяц в (какой?) шубке, а весной сменил её на (какое?) пальто. Любуется заяц (описание новой одежды)…

Вдруг что-то зашуршало в кустах. Понял заяц, зачем ему новое пальто. (напиши зачем?)…

Не зря заяц переоделся.



( Проверка нескольких работ)

Выставление оценок.


9. Рефлексия учебной деятельности

Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность; обсудить и записать домашнее задание.


- Для чего авторы используют в текстах различные типы речи? Возможно ли ограничиться только одним типом речи?

Ответы.

-На уроке вам понравилось, вы чему-то научились, вы успешно правились с заданиями? Нарисуйте в тетради улыбающуюся снежинку. И наоборот.

10. Домашнее задание (по выбору).

1.Составить текст с различными типами речи на тему «Мой любимый урок».

2.Упражнение 446 по заданию.

3. Найти тексты, где сочетаются разные типы речи. Доказать.

СПАСИБО ЗА УРОК!