Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа России".
Оборудование: учебник (с. 79–83),РТ –стр.3, предметные картинки, счетные палочки, использование доски, компьютер, проектор, образец написания буквы п.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Организационно- мотива- ционный этап урока | -Доброе утро! -Доброе утро солнцу и птицам! -Доброе утро всем нам! - У вас на партах лежат кружки: красный, зелёный и синий. -Какое у вас сейчас настроение? Итог: У всех у вас прекрасное настроение, значит можно начинать работу. -Ребята, какие изменения происходят в природе? - Стало холодно. - Выпал снег. - Люди надели теплые шапки и пальто. - Дни стали короче, а ночи длиннее. -Сегодня какое число? Слайд-2 Какой день недели? -А какой день вы любите? Почему? – Проверим готовность к уроку -Кто для нас лучший друг на уроке? - Книга Оцените свою готовность с помощью сигнальных карточек. (Поднимают сигнальные карточки( если готовы – зеленая, если не готовы – красная) | Эмоциональный настрой на урок настроения -красный– прекрасное -зелёный – хорошее -желтый – плохое Отвечают Организуют свое рабочее место, про- веряют наличие индивидуальных учебных принад- лежностей на столе
Поднимают сиг- нальные карточки |
2. Актуализа-ция знаний Музыка | 1.Артикуляционная гимнастика. ЧИСТОГОВОРКА Слайд -3 Ра-ра-ра – начинается (игра). Ре-ре-ре – стоит домик на (горе). Су-су-су – очень холодно в (лесу). Жа-жа-жа – есть иголки у (ежа). Аш-аш-аш – у Ирины (карандаш). Ок-ок-ок – продолжаем наш (урок). 2.Игра: «Да и Нет!» Слайд -4 -Ребята, давайте вспомним: - Речь бывает устная и письменная? - Устную речь мы пишем и видим? (мы слышим и произносим) -А письменную речь мы слышим? ( мы видим и пишем) -Наша речь состоит из предложений? (да) -Предложения состоят из слогов? (нет) -Слова состоят из букв? (нет) -Слоги состоят из букв ? (да) -Звуки бывают гласные и согласные? да) - Звуки мы слышим, а буквы пишем? (да) - При произношении согласных встречается преграда? (да) - И, А, О, У, Ы -согласные звуки? (нет) - Сколько в слове гласных столько и слогов? (да) - В русском языке 6 гласных звуков? (да) А-О-У-Э-Ы-И – Звуки гласные мои. Их нетрудно перечесть. Гласных звуков ровно шесть: Игра: «Собери цветы!» -Видите, какие красивые цветы выросли. Но цветы не простые, внутри каждого цветка гласные и согласные буквы. - Чем же отличаются гласные буквы от согласных? -Назовите буквы и слогов? На доске таблица слогов р к с т л н а и о у е ы | да нет нет да … … … … … … … … Собирают цветы Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать иль закричать! А согласные со- гласны шелестеть, шептать, скрипеть, Но не хочется им петь! |
3.Целеполагание. | -Отгадайте загадки: Ведет он классно самолет, Безопасен с ним полет, Настоящий ас …. Ответ: Пилот Слайд -5 Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Вкусные котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды? Ответ: Повар Слайд -6 Зубы есть, а рта нет. Ответ: Пила Слайд -7 Гвозди, топоры, пила, Стружек целая гора. Это трудится работник — Делает нам стулья... Ответ: Плотник Слайд -8 Произнесите первые звуки отгадок к загадкам. Пилот,повар,пила,плотник. [п’] и [п] Речевая разминка Слайд -9 Как пыхтит тесто? (пых-пых-пых) Как пищат птенцы – (пи-пи-пи). - Какие первые звуки вы сейчас произнесли? 2.Знакомство с буквой П.(моделирование буквы) – Какой буквой обозначаются звуки [п] и [п’] на письме? (буквой П) Покажите её на веере букв. ВЫВЕШИВАЮ НА ДОСКУ БУКВУ П. – На что похожа буква (пэ) П? -Выложите эту букву из палочек. Откройте учебник на странице 79. Проверьте себя по учебнику. Прочитайте тему урока. Тема: Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п . Письмо строчной буквы п Слайд -10 – Давайте сформулируем учебную задачу урока. (Познакомимся со звуками [п], [п’] и буквой, обозначающей их на письме) | Произносят звуки. Выкладывают букву из палочек. Выдвигают вариан- ты формулировок цели, участвуют в их обсуждении: |
4.Усвоение новых знаний и способов деятельности | Слого-звуковой анализ слова. Слайд -11
- Что изображено на рисунке, который я повесила на доску? (Пила) - Давайте составим схему к слову ПИЛА. (Дети составляют из индивидуальных карточек схему слова, 1 человек у доски) Рассматривают картинку, выполняют слого-звуковой анализ слова. - Сколько слогов в слове? Что можно про них сказать? -Какой звук вы услышали первым? -Дайте ему характеристику. ([п’]-мягкий, глухой согласный). - Докажите, что он согласный. (При произнесении [п’] преградой являются сомкнутые губы). - Человек, который работает с пилой, топором, как называется? (Плотник) - Кто такой плотник? Плотник — профессия, одно из самых древних ремёсел, которое связано с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы. - Если мы не знаем значения слова, куда надо обратиться? - Давайте составим схему к слову ПЛОТНИК. Рассматривают картинку, выполняют слого-звуковой анализ слова. - Сколько слогов в слове? Как определили? - Какой звук вы услышали первым? -Дайте ему характеристику. ([п ]- твёрдый, глухой согласный) | Выполняют звукобуквенный анализ, дают характеристику новым звукам. [п’]-мягкий, глухой согласный Плотник Толковый словарь, интернет [п ]- твёрдый, глухой согласный |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | Физминутка - игра: ИГРА «Где спрятался звук?» Учитель диктует слова, дети называют в какой части находится звук [п],[п'],дают ему характеристику. Помидор,плитка,репа,суп,капуста,укроп,кипит,покупка,папка Составим предложение со словом «пилит». Откройте учебник на странице 80 и прочитаем текст. Прочитайте название текста «Скоро конкурс» Конкурс - это соревнование, состязание нескольких участников. Вопросы по тексту: – Что скоро будет в классе? – Что нарисовала Вера? А Павел? – Что нарисовал Виктор? А Полина? Ответив на вопросы, дети легко дополняют предложения, пользуясь картинками. | В начале-встает В середине- похлопают В конце-топают Составляют предложе- ние и схему к нему : «Плотник пилит дрова». |
6. Работа с образ- цом строчной бук- вы п. | 1.Работа в прописи стр. 3 - А теперь приготовимся писать в прописи. -Какую букву мы будем писать? Пропись я свою открою И как надо положу. Я друзья от вас не скрою: Ручку я вот так держу Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь! Строчная буква п состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведём вниз до нижней линии рабочей строки. Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки. Ведём вверх вправо, закругляя, до- водим до верхней линии рабочей строки, закругляем и ведём вниз; немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх вправо до середины рабочей строки. -Показ учителем на доске. - Напишите в воздухе -Самостоятельная работа (1-4 строчки). Звучит правило: Слияния, слоги пиши сразу, не отрывая ручки. | Хоровое проговаривание Ученики пишут сло- ги в прописи под ру- ководством учителя. |
7. Итог урока. Рефлексия. | Наш урок подошел к концу. - С какой буквой мы познакомились сегодня? - Что узнали об этой букве? Что узнали о звуке [п]? - Мы учились писать букву п. -Какое у вас сейчас настроение в конце урока? -красный– прекрасное ,у меня все получилось, я молодец! -зелёный – хорошее, у меня все получилось, но требовалась помощь! -желтый – плохое, пока трудновато, нужна помощь! Урок окончен. | Отвечают на вопросы учителя, анализируют степень усвоения материала, дают оценку своей работе на уроке. |
Методическая разработка по учебнику В. Г. Горецкого,стр.102-103