Тема урока: А. П. Чехов. «Хамелеон»
Цели урока:пробудить интерес к творчеству, показать особую личность писателя, развить вкус к слову.Развивать творческое мышление, умение высказывать собственное суждение;Тип урока: изучение нового материалаМетоды: частично-поисковый, словесный, проблемный, объяснительно- иллюстративныйТехнология: ИКТ Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная Материалы к уроку: портрет А. П. Чехова, эпиграф к уроку, таблицы (инсорт, предсказания)
Ход урока:I.Организационный момент.II.Опрос домашнего задания.
Анализ рассказа «Холстомер» по вопросам учебника
III.Изучение нового материала.а)Вступительная беседа учителя о писателе.Создать психологический настрой на урок, показать особенность Чехова - интеллигента, его благородство и воспитанность.Воспоминания о Чехове его современников (выступление ученика)Биография Чехова (выступление ученика)Слово учителя: В 1888 г. А. П. Чехов сказал: «Все мною написанное забудется через пять - десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы - в этом моя единственная заслуга»
Почему Чехов оказался не прав?Почему этого не случилось, почему писателя не забыли?
Давайте попробуем ответить на эти непростые вопросы, еще раз прикоснувшись к его краткой, но такой емкой прозеБеседа учителя о политической обстановке и общественной жизни в России в 80-е гг. XIX в.б) Чтение рассказа «Хамелеон» учителем.Слово учителя: Этот рассказ создавался в первой половине 80-х в эпоху безвременья и реакции,наступившей после убийства Александра II. «Хамелеон» создавался в начале литературной деятельности Чехова (опубликован в 1884 г.), и уже тогда писатель остро и болезненно чувствовал обделён- ность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба» признавался Чехов - писатель, всем своим творчеством защищавший человеческое в человеке.
в)Лексическая работа:
Хамелеон-полицейский надзиратель-городовой-мировой судья -конфискованный -слово, деталь несет в себе смысловую нагрузку. Он сам говорил: «Если в первом акте на сцене висит ружье, то в четвертом оно обязательно намеднись -протокол-
г). Работа над эпиграфом к уроку: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо и одежда, и душа, и мысли» - Как вы понимаете эти слова?
IV. Закрепление изученного материала.Чтение рассказа учениками. Анализ произведения по вопросам и заданиям. Выявление основной идеи рассказа. Самостоятельное чтение учениками рассказа «Жалобная книга» и других помещенных в хрестоматии произведений с использованием словаря.Знакомство с оттенками комического (юмор, ирония, сатира, сарказм) на материале рассказов А. П. Чехова. У Чехова ничего просто так не бывает. Каждое должно выстрелить»
1.Задание для микрогруппы: Найдите по тексту «говорящие» детали следующих персонажей ОЧУМЕЛОВ ХРЮКИН ТОЛПА
Он в новой шинели. Он шагает, с конфискованным крыжовником. Окровавленный палец. Золотых дел мастер сонные физиономии Толпа хохочет над Хрюкиным
2. Написание ЭССЕ на тему «Современные хамелеоны. Кто они?»
V. Домашнее задание: Чтение и перессказ стр. 206-208 VI. Подведение итогов урока
Просмотр содержимого документа
«Тема урока: А. П. Чехов. «Хамелеон»»
Тема урока: А. П. Чехов. «Хамелеон»
Цели урока:пробудить интерес к творчеству, показать особую личность писателя, развить вкус к слову.Развивать творческое мышление, умение высказывать собственное суждение;Тип урока: изучение нового материалаМетоды: частично-поисковый, словесный, проблемный, объяснительно- иллюстративныйТехнология: ИКТ Форма организации урока: индивидуальная, фронтальная Материалы к уроку: портрет А. П. Чехова, эпиграф к уроку, таблицы (инсорт, предсказания)
Ход урока:I.Организационный момент.II.Опрос домашнего задания.
Анализ рассказа «Холстомер» по вопросам учебника
III.Изучение нового материала.а)Вступительная беседа учителя о писателе.Создать психологический настрой на урок, показать особенность Чехова - интеллигента, его благородство и воспитанность.Воспоминания о Чехове его современников (выступление ученика)Биография Чехова (выступление ученика)Слово учителя: В 1888 г. А. П. Чехов сказал: «Все мною написанное забудется через пять - десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы - в этом моя единственная заслуга»
Почему Чехов оказался не прав?Почему этого не случилось, почему писателя не забыли?
Давайте попробуем ответить на эти непростые вопросы, еще раз прикоснувшись к его краткой, но такой емкой прозеБеседа учителя о политической обстановке и общественной жизни в России в 80-е гг. XIX в.б) Чтение рассказа «Хамелеон» учителем.Слово учителя: Этот рассказ создавался в первой половине 80-х в эпоху безвременья и реакции,наступившей после убийства Александра II. «Хамелеон» создавался в начале литературной деятельности Чехова (опубликован в 1884 г.), и уже тогда писатель остро и болезненно чувствовал обделён- ность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба» признавался Чехов - писатель, всем своим творчеством защищавший человеческое в человеке.
в)Лексическая работа:
Хамелеон-полицейский надзиратель-городовой-мировой судья -конфискованный -слово, деталь несет в себе смысловую нагрузку. Он сам говорил: «Если в первом акте на сцене висит ружье, то в четвертом оно обязательно намеднись -протокол-
г). Работа над эпиграфом к уроку: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо и одежда, и душа, и мысли» - Как вы понимаете эти слова?
IV. Закрепление изученного материала.Чтение рассказа учениками. Анализ произведения по вопросам и заданиям. Выявление основной идеи рассказа. Самостоятельное чтение учениками рассказа «Жалобная книга» и других помещенных в хрестоматии произведений с использованием словаря.Знакомство с оттенками комического (юмор, ирония, сатира, сарказм) на материале рассказов А. П. Чехова. У Чехова ничего просто так не бывает. Каждое должно выстрелить»
1.Задание для микрогруппы: Найдите по тексту «говорящие» детали следующих персонажей ОЧУМЕЛОВ ХРЮКИН ТОЛПА
Он в новой шинели. Он шагает, с конфискованным крыжовником. Окровавленный палец. Золотых дел мастер сонные физиономии Толпа хохочет над Хрюкиным
2. Написание ЭССЕ на тему «Современные хамелеоны. Кто они?»
V. Домашнее задание: Чтение и перессказ стр. 206-208 VI. Подведение итогов урока