СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока Лексика

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является систематизация знаний по теме "Лексика", "Фразеология"

Просмотр содержимого документа
«Тема урока Лексика»

Урок русского языка в 10 классе по теме: Понятие о лексике, фразеологии, лексикографии. Слово и его значение.


Цель:  Систематизировать изученное по лексике и фразеологии. Обучать анализу и редактированию предложений (выявлению и исправлению речевых ошибок). Развивать культуру устной и письменной речи. Воспитывать осознанное отношение к изучаемому.

  1. Орг. Момент

Прежде чем перейти к основной части нашего урока, мы выполним словарную работу. Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку: расставить ударение в предложенных словах.
Сливовый, красивее, закупорить, позвонит, вероисповедание, дефис, начал, отрочество, договоренность, облегчить, средства, шофер, клала, оптовый, прозорлива, банты, шарфы, каталог, жалюзи, аэропорты, плодоносить.

(правильно: слИвовый, красИвее, закУпорить, ,позвонИт, вероисповЕдание, дефИс, ,нАчал, Отрочество, договорЁнность, облегчИть, срЕдства, шофЁр, клАла, оптОвый, прозорлИва, бАнты, шАрфы, каталОг, жалюзИ, аэропОрты, плодоносИть).
Обобщение знаний по теме.
Теперь мы переходим к основной части нашего урока: повторяем изученное по теме «Лексика».

Гуляли однажды любившие друг друга парень и девушка и забрели  на высокую кручу.

 — Ты меня любишь? — спросила девушка у парня.

— Конечно!

 — Докажи.

— Что же мне сделать, любимая

— Прыгни с обрыва, если любишь…

Парень понял, что всё, что он любит в этой жизни, он сейчас же потеряет, но его не страшила смерть — он боялся потерять её. Он долго не решался шагнуть в пустоту — так как сильно любил её, но по той же самой причине не мог и остаться.

- Подтолкни… — попросил он её, уже ни на что не надеясь.

Одного этого слова хватило, чтобы девушка обняла его и уже больше никогда не проверяла их любовь.     «Одно слово» ( Сергей Ванжа) .

Беседа.                                                                                                                           -- Какова основная мысль притчи?  ( Слово играет огромную роль в нашей жизни, являясь основой вербальных коммуникаций. Мы каждый день говорим и слышим тысячи слов, не задумываясь подчас над тем, какое воздействие они оказывают на окружающих. О важности каждого слова говорил поэт В.Шефнер

Словом можно убить, словом можно спасти, 
Словом можно полки за собой повести. 
Словом можно продать, и предать, и купить, 
Слово можно в разящий свинец перелить.

Актуализация знаний

-Что такое лексика? (Словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения).
-Как называется раздел языкознания, где изучается лексика? (Лексикология). -Что включает в себя понятие «лексическое значение слова»? (Это смысловое содержание слова, одинаково понимаемое людьми, говорящими на данном языке). Лексическое значение раскрывает признаки, по которым можно определить свойства, общие для ряда предметов (действий, признаков), а также устанавливает различия, выделяющие данный предмет (действие, признак).

Слово многогранно: его можно рассматривать с разных сторон. Слово звучит –его звуковой состав изучает фонетика, морфемика изучает морфемный состав языка, в морфологиислово представлено как часть речи, в синтаксисе выясняется роль слова в построении синтаксических единиц- СС и предложений. Лексическое значение слова на самом деле не так-то легко определить. Над этой проблемой думают еще с античных времен. Мы понимаем ЛЗ как главный смысл, его содержание, понятное всем носителям языка.

- Каковы функции слов в языке? (назывная функция – слово что-либо обозначает: предмет, действие, признак, состояние, явление, число или указания на них). Служебная функция – слова связаны в сс и предложении. Эмоциональная – слова выражают не только понятия, но и чувства.

- Чем отличаются однозначные и многозначные слова?

- что такое прямое и переносное значение слова? (главное, основное значение слова это прямое значение. переносное значение вторичное, связанное с прямым по смыслу и возникшее на его основе)..

Продолжаем знакомиться с лексическим значением слов.. Как вы понимаете значения этих слов? Интерпретация – лат. Посредничество 1. Истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2.В искусстве актера, режиссера, музыканта и т.п. - творческое раскрытие какого-либо художественного произведения, определяющееся идейно-художественным замыслом и индивидуальными особенностями артиста. Менталитет – лат. Образ мыслей, душа. 1. Совокупность мировоззренческих (идеологических,религиозных, эстетических, психологических, этических и т.п.) представлений, характерных для отдельной личности и народа в целом. 2. О складе ума, характере мышления. Анне́ксия (лат. annexio, от лат. annexus — «присоединённый») — насильственное присоединение государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке.

Составление словосочетаний: интерпретация худ текста, менталитет французов, аннексия территории.

Слово учителя.

Предположите, сколько единиц включает словарный состав русского языка?

Около 20 миллионов слов. Возможно ли одному человеку знать значения всех слов? Конечно, нет. Как же быть, если встретилось слово, значение которого вы не знаете?

Верно, следует обратиться к словарю. Вот только к какому? Ведь словарей существует великое множество. Уже в древности люди пытались объяснить малопонятные слова и составляли словники, которые называли глоссариями (первые из них относятся к XXV веку до н.э.) А появление словарей в том виде, в котором мы привыкли их видеть, относятся к XVI веку. С тех пор составлено огромное количество самых разных словарей. Составление словарей – очень нелёгкий труд, требующий определённых знаний. Существует целая наука – лексикография.  Самыми известными словарями на сегодняшний день являются словарь В.И.Даля и словарь С.И.Ожегова. Вы с ними знакомы и даже не один раз к ним обращались. Обратите свое внимание, пожалуйста, на доску, какие типы словарей вообще существуют. А что делать, если словарей в том виде, в котором вы привыкли их видеть, под рукой нет? Верно, следует обратиться к Интернету, потому что в настоящее время мы можем обратиться за помощью к компьютерной лексикографии

Теоретическая разминка.  По лексическому значению  узнайте слово – термин.

1. Словарный состав языка

2. Словарный запас одного человека.

3. Слова, обозначающие одно и то же, но отличаются оттенками значения

4.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению

5. Слова, противоположные по лексическому значению

6.Слова,  схожие по написанию, но разные  по лексическому значению

7. Слова, вышедшие из активного употребления

8.  Слова, употребляемые людьми определенной местности

9. Слова, употребляемые людьми определенной социальной группы

10. Устойчивые сочетания слов

Из-за неправильного употребления слова как в устной речи, так и в письменной возникают ошибки

Было холодно, поэтому Маша одела шубу.
– Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
– Ему была представлена возможность поехать на юг.( употребление паронимов)

Всё возвращается в свои круги.

Всыпать под первое число. ( нарушение состава фразеологизмов).

Командир части отправил родителям солдата благодарное письмо. Дом покидали хозяева, отправляясь на отдых, и слуги одевали чехлы на мебель. Прозаик написал удачливое произведение о современной жизни. Я являюсь абонементом сотовой связи Мегафон.
К разделу «Лексика» примыкает и раздел «Фразеология». А что мы называем фразеологизмами? Это устойчивые сочетания, они делают нашу речь яркой, выразительной. Например, обвести вокруг пальца, водить за нос, похожи как две капли воды).

Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть – любимое занятие свиней.
Верный ответ – в. Выражение «сесть в лужу» - фразеологизм со значением «опозориться», синтаксически неделимое словосочетание, являющееся в предложении сказуемым.
- Теперь я предлагаю вам решить фразеологические загадки.
1. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. Язык
2. Ее толкуют в ступе или носят в решете те люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. Вода
3. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди. Уши
4. Он в голове несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги. Ветер

Итог урока.