СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: М.Горький «В людях» .«Листопад» И.Бунина К. Паустовский

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

М.Горький «В людях» .«Листопад» И.Бунина К. Паустовский 

Аккистауская средняя школа

 

 

Дата: 5.09.2015

ФИО учителя: Каражанова Лиза

 

Класс: 7

 

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

 

Цели обучения, которые помогают достичь данный урок:

 1. формировать знания учащихся о жизни  К. Паустовского, А.М. Горького, об их  отношении к книге,  о его  первых детских впечатлениях;

 

Цель урока:

 

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

 

Языковые цели:

 

3.воспитывать у учащихся желание читать книги

 

Предыдущее обучение:

 

Проверка домашнего задания.

 

Ход урока

 

Этапы урока:

5мин

Запланированная деятельность

І. Организационный момент.   

Начало урока

 

10мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

25 минКонец урока

5мин

 

 

 

II.Объяснение новой темы.

 

А) Ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и попробуйте угадать одно пропущенное слово.

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

… — лучший спутник мой и друг! (Книга).

 

Б) Чтение отрывков из произведений М.Горького и К.Паустовского учениками.

В) Словарная работа.

 

Пролог (что?) –  ал?ы с?з

 

Грамотный (какой?) – сауатты

 

Столетие (что?) – ?асыр

 

Папиросная бумага – очень тонкая бумага

 

В канун – ?арса?ында

 

Чудак – человек со странностями

 

IV.Закрепление темы урока.

Почему Паустовский считает, что ему очень повезло, что накануне двадцатого века ему встретился Андерсен?

 

Б) Запись учениками в тетради темы и идеи произведения.

 

В) Повторное чтение текстов учениками.

 

— Какие художественные приёмы мы используем, говоря о природе?

 

(Метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)

 

Метафора — употребление слова в переносном значении; словосочетание

Олицетворение — это оживление неживого предмета. Например, природа притихла; спит трава.

Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.

Сравнение — фигура речи, в которой происходит сравнение одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку

Теперь вы убедились, насколько близки настроения и труд художника и поэта.

 

Потомок старинного, но обедневшего дворянского рода И.А. Бунин провёл свои ранние детские годы в имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии.  В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию, но проучился меньше четырёх классов – продолжать образование не позволила бедность. А в 19 лет юноша покинул родное гнездо – работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом.  Писал Бунин не только стихи, но и прозу (рассказы, повести).Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала XX века И.А. Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как прозаик, и как поэт.  В 1933 году поэт стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Умер в Париже.

 

— Тему  стихотворения И.А. Бунина, которое мы будем читать на уроке, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд

 

Что выше леса,

Краше света,

Без огня горит?    (солнце)

Он стоит среди травы

В шляпе, но без головы.

У него одна нога,

Но и та без сапога.  (гриб)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!  (сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй? (октябрь)

 

В) Чтение учителем стихотворения Бунина «Листопад».

— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

— Чтобы ярче представить картины стихотворения, проведем словарную работу.

Г) Словарная работа.

Багряный  — то же, что багровый — красный густого, темного оттенка.

Пестрый  — с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.

Резьба — резной  — с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями.

В дворе  —  во дворе.

Лазурь — светло — синий цвет, синева.

— Откройте тетради по русскому языку, запишите число, классная работа.

— Запишите слова в тетради.

IV. Закрепление темы урока.

А)  Первичное чтение (про себя)

-С чем сравнивает поэт лес?

-Какие использует краски для описания леса?

Б) Чтение вслух.

— Какие картины вы представили, читая это стихотворение?

— Какие три картины можно выделить в стихотворении Бунина?

В) Выборочное чтение.

— Давайте попробуем вместе прочитать первую картину в произведении.

 

— Теперь прочитаем вторую картину.

 

— Заключительная часть.

 

— Посмотрите на наш листопад, (опускаются осенние листья).

 

— Подберите однокоренные слова к слову ЛИСТ.

 

— Запишите в тетрадь, разберите по составу.

 

— Листья у нас необычные, с заданием.

 

1 лист – олицетворение.

 

2 лист – метафора.

 

3 лист  – эпитет.

 

4 лист –  сравнение

 

— Найдите в стихотворении олицетворение.

 

Запишите  в тетрадь олицетворения .

 

1. Осень вступает в терем свой

 

2. Играет мотылёк

 

метафоры,

 

1. Лес пёстрою стеной стоит.

 

2. Берёзы жёлтою резьбой

 

И осень  вдовой.

эпитеты

 

1. В листве сквозной…

 

2.  Воздушной паутины…

 

3.  Мёртвое молчанье…

 

4       Лес лиловый, золотой, багряный.

 

Лес, заворожённый тишиной

 

сравнения.

 

Лес, точно терем…

Как вышки, ёлочки темнеют…

Просветы , что оконца.

 мотылёк , точно  лепесток

Г). Выразительное чтение стихотворения учениками.

V.Задание на дом. Выучить наизусть стихотворение Бунина «Листопад», составление предложений с новыми словами.

 

III.Объяснение новой темы.

 

А) Рассказ учителя о жизни М.Горького. Рассказ сопровождается показом портрета М.Горького.

 

Жил в Нижнем Новгороде мальчик Алёша Пешков. Отца у него не было, рос он в доме деда Каширина. Рано ощутил он тяжесть своей жизни. Алёша служил посудником на пароходе, работал у чертёжника, «мальчиком» в магазине обуви, занимался собиранием разного старья и ловлей птиц. Его избивали дома и «в людях» так, что однажды пришлось везти в больницу , и доктор вынул из тела сорок две щепочки: били его в тот раз пучком сосновой лучины…

 

И вот этот мальчик, пройдя бесконечно трудный и мучительный путь, стал писателем.  Когда вышел его первый рассказ, он подписался – Максим Горький. Он принёс в литературу не только чёрную правду о том, как жил униженный русский человек, но и призыв к лучшей жизни.

 

Горький прошёл пешком почти половину России и везде видел страдания людей и несправедливость. В своих произведениях он рассказывал об этом.

 

Горький написал три автобиографические повести: «Детство»,

 

«В людях», «Мои университеты».

 

Б) Чтение учителем отрывка из повести «В людях».

 

В) Работа над произношением слов: щёлкает, расправляется, волчьи, безошибочно, огорчения, впечатления.

Г) Чтение отрывка «В лесу» учениками.

Д) Словарная работа

Взглянуть (что сделать?) – ?арау

Различать ( что делать?) – ажырату

Составление словосочетаний и предложений с новыми словами.

IV.Закрепление темы урока.

А) Вопросно-ответная беседа с учениками.

Как описывает лес Алёша? (синеватая мгла,изрезанная золотыми лучами солнца).

Какое впечатление производит лес на Алёшу? (восторг, душевный покой и уют, забывалось всё плохое, исчезали все огорчения).

Какой предстаёт перед нами бабушка Алёши? (она как хозяйка в лесу, от неё течёт тепло по лесу, всё хвалит, всё благодарит).

Что вы можете сказать о её характере? (добрая, спокойная, любит и знает лес).

Назовите лесных птиц, растений, животных, насекомых.

 

V.Задание на дом. Пересказ отрывка «В лесу», подготовить рассказ о жизни М.Горького, подготовить сообщение «Обитатели леса».