II.Объяснение новой темы.
А) Ребята, я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно послушайте и попробуйте угадать одно пропущенное слово.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
… — лучший спутник мой и друг! (Книга).
Б) Чтение отрывков из произведений М.Горького и К.Паустовского учениками.
В) Словарная работа.
Пролог (что?) – ал?ы с?з
Грамотный (какой?) – сауатты
Столетие (что?) – ?асыр
Папиросная бумага – очень тонкая бумага
В канун – ?арса?ында
Чудак – человек со странностями
IV.Закрепление темы урока.
Почему Паустовский считает, что ему очень повезло, что накануне двадцатого века ему встретился Андерсен?
Б) Запись учениками в тетради темы и идеи произведения.
В) Повторное чтение текстов учениками.
— Какие художественные приёмы мы используем, говоря о природе?
(Метафора, олицетворение, эпитет, сравнение)
Метафора — употребление слова в переносном значении; словосочетание
Олицетворение — это оживление неживого предмета. Например, природа притихла; спит трава.
Эпитет — это образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету.
Сравнение — фигура речи, в которой происходит сравнение одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку
Теперь вы убедились, насколько близки настроения и труд художника и поэта.
Потомок старинного, но обедневшего дворянского рода И.А. Бунин провёл свои ранние детские годы в имении – на хуторе Бутырки в Орловской губернии. В 11 лет Иван Бунин поступил в гимназию, но проучился меньше четырёх классов – продолжать образование не позволила бедность. А в 19 лет юноша покинул родное гнездо – работал корректором, статистиком, библиотекарем, журналистом. Писал Бунин не только стихи, но и прозу (рассказы, повести).Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. С начала XX века И.А. Бунин занял в русской литературе выдающееся место и как прозаик, и как поэт. В 1933 году поэт стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Умер в Париже.
— Тему стихотворения И.А. Бунина, которое мы будем читать на уроке, вы узнаете, когда отгадаете кроссворд
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит? (солнце)
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Но и та без сапога. (гриб)
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)
Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (октябрь)
В) Чтение учителем стихотворения Бунина «Листопад».
— Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
— Чтобы ярче представить картины стихотворения, проведем словарную работу.
Г) Словарная работа.
Багряный — то же, что багровый — красный густого, темного оттенка.
Пестрый — с окраской нескольких разных цветов, содержащий несколько разных цветов.
Резьба — резной — с неровными, как будто вырезанными краями, очертаниями.
В дворе — во дворе.
Лазурь — светло — синий цвет, синева.
— Откройте тетради по русскому языку, запишите число, классная работа.
— Запишите слова в тетради.
IV. Закрепление темы урока.
А) Первичное чтение (про себя)
-С чем сравнивает поэт лес?
-Какие использует краски для описания леса?
Б) Чтение вслух.
— Какие картины вы представили, читая это стихотворение?
— Какие три картины можно выделить в стихотворении Бунина?
В) Выборочное чтение.
— Давайте попробуем вместе прочитать первую картину в произведении.
— Теперь прочитаем вторую картину.
— Заключительная часть.
— Посмотрите на наш листопад, (опускаются осенние листья).
— Подберите однокоренные слова к слову ЛИСТ.
— Запишите в тетрадь, разберите по составу.
— Листья у нас необычные, с заданием.
1 лист – олицетворение.
2 лист – метафора.
3 лист – эпитет.
4 лист – сравнение
— Найдите в стихотворении олицетворение.
Запишите в тетрадь олицетворения .
1. Осень вступает в терем свой
2. Играет мотылёк
метафоры,
1. Лес пёстрою стеной стоит.
2. Берёзы жёлтою резьбой
И осень вдовой.
эпитеты
1. В листве сквозной…
2. Воздушной паутины…
3. Мёртвое молчанье…
4 Лес лиловый, золотой, багряный.
Лес, заворожённый тишиной
сравнения.
Лес, точно терем…
Как вышки, ёлочки темнеют…
Просветы , что оконца.
мотылёк , точно лепесток
Г). Выразительное чтение стихотворения учениками.
V.Задание на дом. Выучить наизусть стихотворение Бунина «Листопад», составление предложений с новыми словами.
III.Объяснение новой темы.
А) Рассказ учителя о жизни М.Горького. Рассказ сопровождается показом портрета М.Горького.
Жил в Нижнем Новгороде мальчик Алёша Пешков. Отца у него не было, рос он в доме деда Каширина. Рано ощутил он тяжесть своей жизни. Алёша служил посудником на пароходе, работал у чертёжника, «мальчиком» в магазине обуви, занимался собиранием разного старья и ловлей птиц. Его избивали дома и «в людях» так, что однажды пришлось везти в больницу , и доктор вынул из тела сорок две щепочки: били его в тот раз пучком сосновой лучины…
И вот этот мальчик, пройдя бесконечно трудный и мучительный путь, стал писателем. Когда вышел его первый рассказ, он подписался – Максим Горький. Он принёс в литературу не только чёрную правду о том, как жил униженный русский человек, но и призыв к лучшей жизни.
Горький прошёл пешком почти половину России и везде видел страдания людей и несправедливость. В своих произведениях он рассказывал об этом.
Горький написал три автобиографические повести: «Детство»,
«В людях», «Мои университеты».
Б) Чтение учителем отрывка из повести «В людях».
В) Работа над произношением слов: щёлкает, расправляется, волчьи, безошибочно, огорчения, впечатления.
Г) Чтение отрывка «В лесу» учениками.
Д) Словарная работа
Взглянуть (что сделать?) – ?арау
Различать ( что делать?) – ажырату
Составление словосочетаний и предложений с новыми словами.
IV.Закрепление темы урока.
А) Вопросно-ответная беседа с учениками.
Как описывает лес Алёша? (синеватая мгла,изрезанная золотыми лучами солнца).
Какое впечатление производит лес на Алёшу? (восторг, душевный покой и уют, забывалось всё плохое, исчезали все огорчения).
Какой предстаёт перед нами бабушка Алёши? (она как хозяйка в лесу, от неё течёт тепло по лесу, всё хвалит, всё благодарит).
Что вы можете сказать о её характере? (добрая, спокойная, любит и знает лес).
Назовите лесных птиц, растений, животных, насекомых.
V.Задание на дом. Пересказ отрывка «В лесу», подготовить рассказ о жизни М.Горького, подготовить сообщение «Обитатели леса».
|