СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок- изучение стихотворения Н А некрасова "Железная дорога"

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Н.А.Некрасов. Стихотворение « Железная дорога».»

Конспект урока литературы в 6классе.

Тема урока: Н.А.Некрасов.

Стихотворение « Железная дорога».

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Проанализировать стихотворение Н.А.Некрасова, определить его тему и идею.

Задачи:

Образовательные: Научить анализировать прочитанное:

- определять тему и идею произведения;

- выделять композиционные части;

- видеть средства художественной выразительности в тексте.

Повторить пройденное.

Развивающие: Развить умения и навыки анализа художественного текста, речь учащихся, навыки самостоятельной работы.

Воспитательные: Воспитать любовь к художественной литературе и чтению, воспитать культуру труда.

Методы: частично-поисковый и репродуктивный

Формы: коллективная и индивидуальная

Методические приемы: чтение наизусть, выразительное чтение, слово учителя, индивидуальная беседа, работа со словом, работа по вопросам, анализ стихотворения, составление плана, эвристическая беседа.

Средства обучения: портрет Н.А.Некрасова, учебник литературы, тетрадь, индивидуальные карточки с тестами.

Структура урока:

1 этап - организационный

- приветствие

- проверка готовности к уроку

- организация внимания

2 этап - подготовка учащихся к активному, осознанному усвоению знаний.

- проверка домашнего задания

- актуализация ранее полученных знаний

- постановка учебной цели.

3 этап - обучающий- организация процесса восприятия, осознания и осмысления текста стихотворения.

4 этап - закрепление и первоначальный контроль изученного материала- тестирование

5 этап - подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Ход урока

К доске: 1.Определить из какого произведения отрывок и его размер.

2. Рассказать о Николае Алексеевиче Некрасове.

Изучая творчество Н.А.Некрасова в нач. классах, в 5 кл., вы познакомились уже с многими произведениями поэта. Это стихотворения: «Крестьянские дети», «На Волге», «Тройка», «Дед Мазай и зайцы», « Не сжатая полоса». Поэма «Мороз, Красный нос» и др. И я рада, что вы их сегодня вспомнили.

Главной темой своего творчества он сделал судьбу труженика, судьбу русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к простому крестьянину, человеку труда. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Некрасова «Железная дорога», написанным в 1862 году.

Откройте тетради и запишите тему: Стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Цель нашего урока: проанализировать это стихотворение, определить его тему и идею.

Но вначале я бы хотела взять у вас интервью.

Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Откройте учебники. Работаем с текстом

- С чего начинается стихотворение «Железная дорога»?

- Что такое эпиграф?

Посмотрите на эпиграф Некрасова.

- Чем он необычен?

-Что обычно в качестве эпиграфа?

- А что у нас?

- Как вы считаете, чем его значение?

- Какова его роль?

-Как построено стихотворение?

- Сколько частей выделяет автор?

-Внимательно прослушаем 1часть.

( чтение 1части наизусть)

Спасибо. Оценка.

- Что представляет собой 1 часть?

Запишем в тетрадь:

1 часть. Осенний пейзаж.

-Каким настроением он проникнут?

-Какова лексика 1-й части?

С помощью, каких изобразительно- выразительных средств создается это радостное настроение необыкновенной осени?

- Какие средства вы знаете?

Давайте найдем их в тексте.

-Определите размер.

-Что можно сказать о человеке, который так увидел картину природы?

-Какой можно сделать вывод?

- Что хочет сказать нам поэт?

Вывод: Так еще ни слова не сказав о том, кто построил дорогу, поэт уже настраивает читателя на высокую думу о родине, о народе, о труде.

Перейдем ко 2-й главе.

-Что можно сказать о построении 2ч?

- С чего начинает автор?

- Можно ли ее разделить?

-Проследите за мыслью автора и составьте свой план 2 части.

Проверим, сравним с доской и внесем исправления.

-К какому выводу подводит нас поэт?

-Кто истинный строитель дороги?

Вывод: Истинный строитель дороги не граф, а простой русский народ.

Некрасов призывает увидеть тяжелый труд простых людей; не закрывать глаза на правду, и научиться мужика уважать.

Физкультминутка.

Читаем 3 часть.

-Что мы слышим здесь?

Записываем

3 часть

Мнение генерала: народ – варвар

4 часть. Окончание работ.

« Светлая сторона» жизни

- Каков заработок?

- Как ведут себя мужики?

Вот вам и «светлая сторона» жизни

- Каково авторское отношение к изображаемому?

Подведем итог:О чем стихотворение?

Стих «Железная дорога»

План:

1.Осенний пейзаж

2. «Правда» поэта.

- царь- голод

- песнь мертвецов

- белорус

-мысли о будущем народа

3. Мнение генерала «народ- варвар»

4 «Светлая сторона» жизни.

Определим главную тему произведения

Тема: родины и судьбы народа- труженика.

-Что хотел автор сказать этим произведением? Что мы пытались выяснить на протяжении урока?

-Какая основная идея стихотворения?

Идея: Истинный строитель дороги

Народ- труженик

Сделайте вывод

-Почему стихотворение посвящено детям?

С. Маршак: «…не для того, чтобы напугать или разжалобить читателя, была написана Некрасовым «Железная дорога». Стихи эти суровы и трезвы. Посвященные детям, они зовут растущих людей к действию, к деятельности. Они говорят о будущем, когда народ, который «вынес и эту дорогу железную», вынесет все – и «широкую, ясную грудью дорогу проложит себе»

Тесты.

Взаимопроверка

Рефлексия. Подведем итог урока.

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Каких результатов достигли?

Выучить наизусть отрывок из ч.2 последние 3 строфы.

1.Отрывок из стих. «На Волге»

- - - - - - - -

- - - - - - - - 4-х ст. ямб

2. Отрывок и стих. «Не сжата полоска одна»

- - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - 3-х ст. дактиль

Запись темы урока

Уч-ся делятся впечатлениями.

С эпиграфа.

Эпиграф - краткое изречение (пословица, цитата) которое автор помещает перед произведением, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Обычно в качестве эпиграфа пословица, цитата, а здесь отрывок из разговора в вагоне

Эпиграф играет роль повода для написания стихотворения.

Стихотворение является откликом на разговор в вагоне.

-Кто строил дорогу?

Проверка справедливости этого мнения становитсяглавной поэтической задачей стихотворения.

4 части.

Ученик читает наизусть.

Это пейзаж, изображение осенней природы.

Настроением бодрости, ясности, покоя.

Лексика создает радостное настроение.

Эпитеты – усталые силы

Студеная речка, морозные ночи

Ясные, тихие дни.

Метафора- осень славная, воздух здоровый, ядреный

Безобразье в природе

Олицетворение - воздух бодрит

Сравнение- лед, как тающий сахар; лес, как мягкая постель;

Листья, как ковер

Повтор - славная осень!

Инверсия – на речке студеной;

Лечу я; по рельсам чугунным

- - - - - - - - - - -

3-х ст. дактиль.

- Он любит свою Родину- Русь.

- Это человек творец, который открывает прекрасное в самом обыденном.

Чтение 2 части.

Диалог генерала с сыном опущен, он перенесен в эпиграф.

Возражая генералу, поэт просит разрешения показать Ванеправду. Показать, а не рассказать, так как художник рисует жизнь в картинках. Показать – значит правильно ответить на вопрос о подлинном строителе железной дороги

2 часть. « Правда» поэта».

А) Царь-голод

Б) Песнь мертвецов

В) Белорус

Г) Мысли о будущем

Простой народ- труженик.

Свисток паровоза развеивает сон Вани, и мы слышим мнение генерала. Для него народ- варвар, скопище пьяниц. Сердце генерала не трогают ни картины природы, ни труд мужиков.

Окончание работ:

Мертвые в землю зарыты, больные в землянках, живые у канторы…

Ничего, еще должны остались.

Почесали в затылках. А когда появился подрядчик, простил недоимку, бочку водки поставил и ….. закричали ур

Остается безрадостное, тягостное впечатлени

О Родине, о природе, о труде, о мужиках тружениках, о строительстве железой дороги, о будущем, о судьб

Родина и народ- труженик

Автор пытается разрешить:

Кто истинный строитель дорог

Будущее России Некрасов связывал с молодым поколением, отдающим себя борьбе и труду во имя счастья народа

Ответы:

1-3

2-2

3-1

4-4

5-2

Н.Некрасов. «Железная дорога»

Тесты



1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:

1). Пейзажной лирике

2). Философской лирике

3) Гражданской лирике

2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?

1). Повествовательные, описательные

2). Разговорные, описательные, повествовательные

3) Разговорные, описательные.



3. Ведущей в стихотворении является тема:

1) Родины и судьбы народа-труженика

2) Труда и природы

3) Будущего Родины и природы

4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?

1) Эпитет 2) Метафора

3) Гипербола 4) Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?

1) удивился

2) захохотал

3) возмутилс

Тесты

1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:

1). Пейзажной лирике

2). Философской лирике

3) Гражданской лирике

2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?

1). Повествовательные, описательные

2). Разговорные, описательные, повествовательные

3) Разговорные, описательные.

3. Ведущей в стихотворении является тема:

1) Родины и судьбы народа-труженика

2) Труда и природы

3) Будущего Родины и природы

4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?

1) Эпитет 2) Метафора

3) Гипербола 4) Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?

1) удивился 2) захохотал 3) возмутился

Тесты

1.Стихотворение «Железная дорога» можно отнести к:

1). Пейзажной лирике

2). Философской лирике

3) Гражданской лирике

2.Какие интонации вы услышали в этом стихотворении?

1). Повествовательные, описательные

2). Разговорные, описательные, повествовательные

3) Разговорные, описательные.

3. Ведущей в стихотворении является тема:

1) Родины и судьбы народа-труженика

2) Труда и природы

3) Будущего Родины и природы

4. Какие изобразительно- выразительные средства не использовал Некрасов в первой части?

1) Эпитет 2) Метафора

3) Гипербола 4) Сравнение

5. Как реагирует генерал на рассказ Вани об « увиденном сне»?

1) удивился 2) захохотал 3) возмутился



^ Каков жанр произведения «Железная дорога»?

(Лиро-эпический жанр.)

Кем является рассказчик?

(Пассажир поезда, который рассказывает Ване правду о строителях железной дороги.)

^ А кто главные герои произведения?

О ком ведут разговор попутчики?

(«Массы народные», мужики.)

Что это за люди?

Что для них труд?

Как они относятся к работе?

(Строки: «Эту привычку к труду благородную…»)

^ Какие еще качества, кроме трудолюбия, выделяет Некрасов в образе мужиков?

(Строки: «Да не робей за отчизну…» Поэт выделяет терпение и выносливость.)

^ А о каких недостатках народа говорит автор?

( IV глава – безропотность, безответственность, невежество.)

В этой же главе описывается купец. Какими качествами наделяет Некрасов этого представителя людей, обладающих властью?

^ Как он относится к народу?

(Поэт выделяет в его образе самодовольство, безразличие к людям.)

Чем же заканчивается строительство железной дороги?

Получили что-нибудь за свою работу строители?

(Для многих людей строительство закончилось смертью или болезнями. За работу строители ничего не получили.)

^ Кто виноват в этом?

(Купцы, которые обдирали мужиков.)

Давайте прочитаем последние три строфы II главы. Какую мысль утверждает автор?

(Мысль о силе, величии народа.)

Как он относится к «массам народным»?

(Гордится русскими людьми, верит в их лучшую жизнь.)





Эпи́граф -цитата, помещаемая во главе сочинения или его части с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и тому подобное.

Экспозиция — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драмеэпоселирике, которая предшествует началу сюжета. В экспозиции следует расстановка действующих лиц, складываются обстоятельства, показываются причины, которые «запускают» сюжетный конфликт. Экспозиция — ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта, экспозиция перерастает в завязку.

РАЗВЯЗКА — окончание действия или завершение конфликта между персонажами в эпическом или драматическом произведении. Чаще всего развязка дается в конце текста, но иногда, в зависимости от авторского замысла, она появляется в начале произведения.

Завязка — это событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.

Эпило́г — заключительная часть, прибавленная к законченному художественному произведению и не обязательно связанная с ним неразрывным развитием действия. Как пролог представляет действующих лиц до начала действия или сообщает то, что ему предшествовало, так эпилогзнакомит читателя с дальнейшей...

Пролог – это слово, заимствованное из греческого языка, где «prologos» обозначает«вступление». Так называется вводная часть литературного или музыкального произведения, в том числе театральной пьесы или музыкально-сценической постановки.

кульминация это:


момент наивысшего напряжения сюжетного действия, после которого оно движется к развязке.Кульминацией может быть решающее столкновение героев, переломное событие в их судьбе или жеситуация, которая максимально полно раскрывает их характеры и особенно ярко выявляет конфликтнуюситуацию. Нередко сюжетное развитие предполагает несколько кульминационных точек (как это происходитв «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова). 
Кульминация свойственна произведениям с концентрическими сюжетами, в которых действиеразворачивается вокруг одного лица или события и поступки персонажей обусловлены причинно-следственной связью.