СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хорошая разработка урока по литературному чтению Н.И.Сладкова во 2 классе

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»»

Урок литературного чтения во 2 «Д» классе.

Тема урока: Н. И. Сладков «Песенки подо льдом»

Результаты деятельности:

Личностные результаты -

  • учебно-познавательный интерес к изучению нового учебного материала;

  • научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Межпредметные результаты:

Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и проверка правильности выполнения.

К.Взаимодействовать или сотрудничать с соседом по парте.

П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.

Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, находить олицетворение в тексте Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом».

Цель урока:

  • познакомить учащихся с произведением Н. И. Сладкова «Песенки подо льдом», краткой биографией писателя,

  • учить детей правильному, выразительному осознанному чтению,

  • познакомить учащихся с новым литературным приемом – олицетворением,

  • развивать устную речь и память учащихся,

  • воспитывать бережное отношение к родной природе(к птицам).

Ход урока:



Этап

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Организационный момент

Организация направленного внимания на начало урока

Ребята, посмотрите соседу по парте и на своё место, все ли готово к проведению урока? (1)

Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.

Положительный настрой на уроке.

2. Постановка цели и задачи урока.

Формировка цели урока учителем.

Слайд 1

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством писателя Николая Ивановича Сладкова, его произведением «Песенки подо льдом» и узнаем что такое олицетворение.(1)

Дети внимательно слушают.


3. Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию)

Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения.

Сообщение об авторе Н. И. Сладкове.

Рассказ учителя:

Слайд 2: Годы жизни: 1920 – 1996гг. (работа в тетрадях)


Слайд 3.

Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но большую часть жизни прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность. (5/6)

Слайд 4

- Ребята, рассмотрите, пожалуйста, слайд. Какая главная тема объединяет книги Н.Сладкова?

Слайд 5

- О главной теме своего творчестве Н.И. говорил так: «Я пишу о природе, потому что я ее очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость ее и разнообразие»

- Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Н.И.Сладкова «Песенки подо льдом». Давайте пофантазируем… Слайд 6. …о каких песенках может идти речь в рассказе…(чтение слайда)

Слайд 7

- Прежде чем мы начнем чтение рассказа, давайте попробуем объяснить смысл и значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении…(работа со слайдом)

Слайд 8, 9 наглядные

Провал (провалившееся место, углубление в замерзшем озере), «вода усохла», лазоревый, «курчавится пар», полынья (незамерзаемое место на ледяной поверхности водоема) (4/10)




Вклеивают портрет автора, подписывают годы жизни


Дети слушают, а затем читают биографию на слайде


















Дети выясняют, что Сладков писал о природе, животных, птицах.









Дети делают предположения кто или что может петь подо льдом.

Дети читают слова и объясняют или выясняют, если не знают, их значение.

Дети узнают о биографии Н. И. Сладкова, о его творчестве.

4. Первичное восприятие произведения.

Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению.

- А сейчас мы прочитаем рассказ. Слайд 10


- Как называется рассказ?

- Какое у вас возникло настроение?

-Что вам особенно запомнилось? (10/20)

Чтение рассказа сильными детьми вслух.

-«Песенки подо льдом»

Ответы детей.


5. Физминутка

Снятие утомляемости

- Пришло время нам с вами немножко отдохнуть…

Слайд 11(2/22)

Повторяют движения за учителем под музыку


6.Выявление особенностей восприятия(проверка восприятия)

Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение; корректировка задуманного учителем хода анализа текста.

- А теперь давайте поработаем с текстом рассказа…

- О какой птице вы узнали из этого произведения?

- Кто рассказал нам о ней?

- Как автор оказался на озере?

- Что его особенно поразило?


- Каким человеком был Н. И. Сладков?




- Вспомните или найдите в тесте слова, как автор называет эту птицу? Слайд 12,

- ребята, а вам интересно, почему эту птичку так называют? Слайд 13,14 (чтение слайда, слушание песни оляпки) (5/27)




- Оляпка.

- Автор.

- Катался на лыжах.

- песенка и птичка, которая исполняла эту песенку.

- Добрым, любознательным, наблюдательным, обо всем увиденном он рассказал многим читателям





0

Появляется интерес к перечитыванию текста.

7. Работа с иллюстрацией в учебнике




Углубить восприятие произведения

Знакомство детей с олицетворением.


- А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию. Какое движение хочет сделать эта птица? Зачем?

- А что еще делал оляпка подо льдом?

- А кто еще может петь?

- А в рассказе что еще поет? А разве лыжи могут петь?

Работа с новым термином – олицетворение. - Этот прием в литературном чтении называется олицетворением. Слайд 15. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.

Давайте найдем в рассказе примеры олицетворения (продолжение слайда) (4/31)

- она приготовилась прыгнуть под лед.

- чтобы спрятаться подо льдом от ветра, мороза и ястреба.

- пел свои песни


Ответы детей

- Лыжи.




Дети находят в рассказе олицетворение.




7. Работа с текстом учебника.

Углубить восприятие произведения

Найдите и подчеркните ответы на вопросы в тексте. Слайд 16

1. Как описал песенку оляпки Н.Сладков.

2.Что делал Н.Сладков, чтобы разгадать удивительную загадку?

3. Как по- другому назвал птицу Н.Сладков? (5/36)

1 ряд отвечает на первый вопрос, второй ряд – на второй, третий ряд на третий.


8. Региональный компонент.

Расширение кругозора учащихся

Какие птицы живут и остаются зимовать в нашей местности зимой?

Слайд 17

- Какую пользу приносят птицы людям?

- А чем еще радуют нас птицы?

Они нам помогают весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них. Каким образом?

Настя Мамонтова выучила стихотворение:

Александр Яковлевич Яшин

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их — не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

(3/39)

Ответы детей.




поедают насекомых

своим пением, красотой оперения.

развешивать кормушки.










9.Рефлексия деятельности

Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения

- С каким произведением мы познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- О какой птичке мы узнали из этого произведения?

С каким литературным термином мы познакомились и что он обозначает?

«Песенки подо льдом»



Сладков Н. И.


- Оляпка


Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.


10. Домашнее задание

Закрепить умения, полученные на уроке

Прочитать выразительно рассказ и ответить на вопросы.

Стр. 120- 121, задание № 1,2,3

Дети записывают домашнее задание в дневник


Оценочная деятельность

Дать оценку , полученным знаниям.

-Ребята оцените свою работу на уроке (смайлики в тетради, печать0)

Дети сами оценивают свою деятельность