Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1.Организационный момент | Организация направленного внимания на начало урока | Ребята, посмотрите соседу по парте и на своё место, все ли готово к проведению урока? (1) | Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей. | Положительный настрой на уроке. |
2. Постановка цели и задачи урока. | Формировка цели урока учителем. | Слайд 1 - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством писателя Николая Ивановича Сладкова, его произведением «Песенки подо льдом» и узнаем что такое олицетворение.(1) | Дети внимательно слушают. | |
3. Актуализация знаний, мотивация, (подготовка к восприятию) | Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. | Сообщение об авторе Н. И. Сладкове. Рассказ учителя: Слайд 2: Годы жизни: 1920 – 1996гг. (работа в тетрадях) Слайд 3. Николай Иванович Сладков родился 5 января 1920 года в Москве, но большую часть жизни прожил в Ленинграде. С детства он любил природу и интересовался ею. Со второго класса начал вести дневник, куда вписывал свои первые впечатления и наблюдения. В молодости увлекался охотой, однако впоследствии отказался от этого занятия, считая спортивную охоту варварством. Вместо неё стал заниматься фотоохотой, выдвинул призыв «Не бери в лес ружье, возьми в лес фоторужье». Во время войны добровольцем ушёл на фронт, стал военным топографом. В мирное время сохранил ту же специальность. (5/6) Слайд 4 - Ребята, рассмотрите, пожалуйста, слайд. Какая главная тема объединяет книги Н.Сладкова? Слайд 5 - О главной теме своего творчестве Н.И. говорил так: «Я пишу о природе, потому что я ее очень люблю: за красоту, за загадки, за мудрость ее и разнообразие» - Ребята, сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Н.И.Сладкова «Песенки подо льдом». Давайте пофантазируем… Слайд 6. …о каких песенках может идти речь в рассказе…(чтение слайда) Слайд 7 - Прежде чем мы начнем чтение рассказа, давайте попробуем объяснить смысл и значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении…(работа со слайдом) Слайд 8, 9 наглядные Провал (провалившееся место, углубление в замерзшем озере), «вода усохла», лазоревый, «курчавится пар», полынья (незамерзаемое место на ледяной поверхности водоема) (4/10) | Вклеивают портрет автора, подписывают годы жизни Дети слушают, а затем читают биографию на слайде Дети выясняют, что Сладков писал о природе, животных, птицах. Дети делают предположения кто или что может петь подо льдом. Дети читают слова и объясняют или выясняют, если не знают, их значение. | Дети узнают о биографии Н. И. Сладкова, о его творчестве. |
4. Первичное восприятие произведения. | Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению. | - А сейчас мы прочитаем рассказ. Слайд 10 - Как называется рассказ? - Какое у вас возникло настроение? -Что вам особенно запомнилось? (10/20) | Чтение рассказа сильными детьми вслух. -«Песенки подо льдом» Ответы детей. | |
5. Физминутка | Снятие утомляемости | - Пришло время нам с вами немножко отдохнуть… Слайд 11(2/22) | Повторяют движения за учителем под музыку | |
6.Выявление особенностей восприятия(проверка восприятия) | Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение; корректировка задуманного учителем хода анализа текста. | - А теперь давайте поработаем с текстом рассказа… - О какой птице вы узнали из этого произведения? - Кто рассказал нам о ней? - Как автор оказался на озере? - Что его особенно поразило? - Каким человеком был Н. И. Сладков? - Вспомните или найдите в тесте слова, как автор называет эту птицу? Слайд 12, - ребята, а вам интересно, почему эту птичку так называют? Слайд 13,14 (чтение слайда, слушание песни оляпки) (5/27) | - Оляпка. - Автор. - Катался на лыжах. - песенка и птичка, которая исполняла эту песенку. - Добрым, любознательным, наблюдательным, обо всем увиденном он рассказал многим читателям 0 | Появляется интерес к перечитыванию текста. |
7. Работа с иллюстрацией в учебнике
| Углубить восприятие произведения Знакомство детей с олицетворением. | - А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию. Какое движение хочет сделать эта птица? Зачем? - А что еще делал оляпка подо льдом? - А кто еще может петь? - А в рассказе что еще поет? А разве лыжи могут петь? Работа с новым термином – олицетворение. - Этот прием в литературном чтении называется олицетворением. Слайд 15. Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. Давайте найдем в рассказе примеры олицетворения (продолжение слайда) (4/31) | - она приготовилась прыгнуть под лед. - чтобы спрятаться подо льдом от ветра, мороза и ястреба. - пел свои песни Ответы детей - Лыжи. Дети находят в рассказе олицетворение. | |
7. Работа с текстом учебника. | Углубить восприятие произведения | Найдите и подчеркните ответы на вопросы в тексте. Слайд 16 1. Как описал песенку оляпки Н.Сладков. 2.Что делал Н.Сладков, чтобы разгадать удивительную загадку? 3. Как по- другому назвал птицу Н.Сладков? (5/36) | 1 ряд отвечает на первый вопрос, второй ряд – на второй, третий ряд на третий. | |
8. Региональный компонент. | Расширение кругозора учащихся | Какие птицы живут и остаются зимовать в нашей местности зимой? Слайд 17 - Какую пользу приносят птицы людям? - А чем еще радуют нас птицы? Они нам помогают весной, летом, а зимой мы должны заботиться о них. Каким образом? Настя Мамонтова выучила стихотворение: Александр Яковлевич Яшин Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. (3/39) | Ответы детей. поедают насекомых своим пением, красотой оперения. развешивать кормушки.
| |
9.Рефлексия деятельности | Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения | - С каким произведением мы познакомились на уроке? - Кто его автор? - О какой птичке мы узнали из этого произведения? С каким литературным термином мы познакомились и что он обозначает? | «Песенки подо льдом» Сладков Н. И. - Оляпка Олицетворение – перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. | |
10. Домашнее задание | Закрепить умения, полученные на уроке | Прочитать выразительно рассказ и ответить на вопросы. Стр. 120- 121, задание № 1,2,3 | Дети записывают домашнее задание в дневник | |
Оценочная деятельность | Дать оценку , полученным знаниям. | -Ребята оцените свою работу на уроке (смайлики в тетради, печать0) | Дети сами оценивают свою деятельность | |