СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: биология

Класс 6

Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»

Просмотр содержимого документа
«Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»»

ФГК ГОС 2004

Лагутина Галина Борисовна, учитель биологии,

МКОУ «Кореневская средняя общеобразователльная школа №2»

Кореневского рафйона Курской области, село Коренево.

Предмет: биология

Класс 6

Тема урока – «Плесневые грибы и дрожжи»

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Образовательная

  • Расширить знания учащихся о царстве грибов, об их разнообразии;

  • Познакомить учащихся с отличительными особенностями, строением и способом питания плесневых грибов, дрожжей;

Развивающая:

  • Способствовать формированию умений сопоставлять факты и делать выводы, развитию логического мышления,

  • продолжить выработку навыков самостоятельно работы, содействовать развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Воспитательная:

  • Совершенствовать системное представление об организации живых существ;

  • Развивать самостоятельность в учебной деятельности;


Задачи:

  • обеспечить возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения;

  • создать условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

  • обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков.

Используемые источники:

- Биология: Бактерии, грибы, растения. 5кл.: учебник/ В.В. Пасечник- М.: Дрофа, 2014.

- Электронное приложение к учебнику;

- А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. Бактерии, грибы, растения», Москва, «ВАКО», 2005 год.

- Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология растений, бактерий, грибов и лишайников: Сборник задач и упражнений.6 класс.:-М.: Мнемозина, 2002 -160с.ил.

- CD-ROM . Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6

класс.

- Интернет-ресурсы

Ход урока


1. Проверка домашнего задания

Продолжите предложение: (слайд№2)

а) Мицелий - это….

б) Микориза или грибокорень – это….

в) Симбиоз – это...

Найдите соответствие между способом размножений (слайд №3)

(Дети соединяют линиями соответствующие способы и типы размножения)

Тип размножения Способ размножения

А)Вегетативное 1) с помощью специализированных клеток( гамет)

Б) Бесполое 2) грибницей

В) Половое 3) спорами

4) почкование

«Светофор» (ребята поднимают красные карточки, что означает –ДА, желтые -НЕТ) (слайд №4)

1.Грибы принято выделять в отдельное царство (да)

2.Грибы по способу питания сапротрофы и паразиты (да)

3.Грибы размножаются семенами (нет)

4.У шляпочных грибов есть шляпка и ножка (да)

5.Шляпочные грибы делятся на трубчатые и пластинчатые (да).


Распредели по группам (слайд№5)

Какие из названных грибов относятся к трубчатым, а какие к пластинчатым: маслята, рыжики, белые грибы, лисички, подосиновики, сыроежки, шампиньоны, подберёзовики, грузди, опята.


Подумай! (слайд №6)

  • Грибы не имеют хлорофилла, а все же содержат в своем теле органические вещества. Как они получают эти веществ

  • Объяснит, почему березы, рядом с которыми растут подберезовики, осины, рядом с которыми растут подосиновики, растут и развиваются быстрее? (слайд презентации)

Изучение нового материала

Давайте проверим, сможете ли вы отличить грибы от представителей других царств живой природы. Отберите из предложенных объектов грибы (муляжи шляпочных грибов, заплесневелый хлеб, лимон с плесенью, дрожжи, жук-олень) (ребята выбирают грибы)

Оказывается, на практике мы знаем о грибах не так уж и много. Вы выбрали шляпочные грибы, но оказывается, что плесень и дрожжи тоже являются грибами.

Действительно среди грибов встречаются такие, которые не образуют плодовых тел. Многие из этих грибов живут рядом с нами, в наших домах, квартирах. Часто мы их не замечаем, пока они не проявят себя слишком явно.

- А мы такие грибы уже изучали? (Нет)

Тогда сформулируйте тему урока (Формулируем тему урока.)

«Плесневые грибы и дрожжи.»

Запишите ее в тетрадь

На доске опорные глаголы: узнать, изучить, охарактеризовать, доказать, рассмотреть.

Я предлагаю вам, используя глаголы, написанные на доске, сформулировать цель урока.

Плес­не­вые грибы – раз­лич­ные грибы, об­ра­зу­ю­щие гриб­ни­цу без круп­ных, за­мет­ных нево­ору­жен­ным гла­зом пло­до­вых тел. Плес­не­вые грибы рас­про­стра­не­ны по­все­мест­но. Они хо­ро­шо рас­тут в тёп­лых влаж­ных ме­стах, на пи­та­тель­ных сре­дах. (слайд 7)

Среди плесневых грибов наиболее известны и чаще всего встречаются в наших домах гриб мукор и гриб пеницилл.

Мукор обы­чен в верх­нем слое почвы, часто по­се­ля­ет­ся на фрук­тах, ово­щах, на кон­ском на­во­зе. Ко­ло­нии обыч­но белого цвета. Они быст­ро рас­тут и могут до­сти­гать в вы­со­ту до несколь­ких сан­ти­мет­ров. Мукор состоит из разросшейся грибницы. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх. (слайд 8-10)

Сначала грибница мукора белого цвета, а затем становится черной, посмотрите на рисунок, на натуральные объекты грибов, почему меняется окраска гриба, с чем это связано? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю рассмотреть микропрепараты мукора разного цвета под микроскопом.

Лабораторная работа «Плесневый гриб мукор»

(Оформление работы в рабочей тетради к учебнику В.В. Пасечника)

(Дети рассматривают и видят, что кроме нитей грибницы в черном грибе есть споры.)

-Следовательно, это созревшие споры придают грибу черный цвет.

Значит, плесневые грибы размножаются с помощью спор. Споры плесени летают в воздухе повсюду.

-Давайте посмотрим в электронном приложении к учебнику, как происходит размножение мукора и составим рассказ на тему «Размножение мукора»

( просмотр анимации, звук выключен, ученики просматривают анимацию и затем поясняют этот процесс)

Гриб Пеницилл (слайд 11)

В наших домах достаточно часто можно обнаружить еще один гриб – пеницилл.

Этот гриб встречается в виде плесени зеленого, сизого, голубого цвета на почве и продуктах растительного происхождения (на плодах, овощах, варенье, томатной пасте и др.).

Но в строении этих грибов есть отличия, которые я вам предлагаю выявить.

Задание: Откройте учебник на странице 78- 79,параграф 15, прочтите пункты «Гриб мукор» и «Гриб пеницилл», найдите информацию о строении этих грибов составьте сравнительную характеристику плесневых грибов пеницила и мукора.

( дети читают и сравнивают строение грибов ) (слайд №15)

Мукор одноклеточный гриб Пеницилл многоклеточный

Клетка мукора многоядерная Пеницилл имеет одноядерные клетки

Споры созревают в головках Споры созревают в кисточках

Гриб белого цвета Гриб зеленого цвета

Создание проблемной ситуации:

В 1999 году журнал «Тайм» назвал английского профессора Александра Флеминга одним из ста самых важных людей XX века за его открытие пенициллина и сообщил:

«Это открытие изменит ход истории».

Почему они считали, что его открытие так значимо для истории?

Для ответа на этот вопрос, давайте обратимся к информации слайда.

(Дети читают и формулируют ответы на вопрос)


В 1928 году английский профессор Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент.

В плоских стеклянных чашечках, наполненных питательным студнем, выращивал бактерии, вызывающие заражение крови. Каждое утро он осматривал свои чашечки и однажды, он обнаружил, что в одной из них выросло не то, что он сеял. На поверхности студня поселился «непрошенный жилец» – гриб пеницилл.

Но самое интересное, что вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил

область, в которой бактерий не было. Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. Это вещество назвали пенициллин.

А первый больной, на котором опробовали пенициллин, был красноармеец, раненый в грудь осколком снаряда. Его кровь разрушал микроб стафилококк. С помощью пенициллина больной быстро пошел на поправку.

-Почему журнал сообщил, что открытие Флеминга «Изменит ход истории»?


(-Это помогло спасти тысячи жизней, защитить людей от бактериальных заболеваний)

-Гриб пе­ни­цилл спе­ци­аль­но раз­во­дят, чтобы по­лу­чать ле­кар­ства для ле­че­ния бо­лез­ней, вызванных бактериями. Один грамм пенициллина способен прекратить действие миллиарда болезнетворных бактерий.

Дрожжи

Всем вам известны дрожжи. Но вы не знали раньше, что это тоже грибы.

Впер­вые дрож­жи уви­дел в оп­ти­че­ский мик­ро­скоп в 1680 году Ан­то­ни ван Ле­вен­гук, од­на­ко не рас­по­знал в них из-за от­сут­ствия дви­же­ния живых ор­га­низ­мов. И лишь в 1857 году ве­ли­кий уче­ный Луи Па­стер до­ка­зал, что это живые организмы

.Эти мик­ро­ско­пи­че­ские грибы со­сто­ят из одной клет­ки, име­ю­щей форму ша­ри­ка.

Боль­шин­ство из них утра­ти­ли спо­соб­ность об­ра­зо­вы­вать гриб­ни­цу. Воз­мож­но, это свя­за­но с тем, что они живут в пи­та­тель­ных жид­ко­стях, бо­га­тых са­ха­ром.

Раз­мно­жа­ют­ся они поч­ко­ва­ни­ем. Давайте посмотрим, как это происходит.

(просмотр анимации в электронном приложении к учебнику)

Все вы знаете, что дрожжи используют для приготовления теста, из которого выпекают хлебобулочные изделия. Давайте посмотрим на экран (слайд 16), объясните, что происходит с тестом, в которые добавили дрожжи? (Тесто поднимается)

Проблемный вопрос.

-А почему это происходит? Как вы можете это объяснить?

(Дети высказывают предположения.)

А давайте этот вопрос адресуем нашему школьному повару!

(запись выступления повара на экране или приходит на урок)

Замешивая тесто мы кладем в него не только дрожжи, но и сахар.

Дрожжи питаются сахаром и превращают его в спирт и углекислый газ. Углекислый газ образует, пузырьки в тесте и поднимает его. Хлебобулочные изделия, выпеченные из дрожжевого теста, будут пышными и мягкими.

-Ребята, а к какой группе относятся плесневые грибы и дрожжи по способу питания?

(Сапротрофы)

Ну вот мы и познакомились еще с одной группой грибов, давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока.

Закрепление

ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ, ЗАПИШИ БУКВУ ОТВЕТА В ТАБЛИЦУ. ЕСЛИ ОТВЕТИЛ ПРАВИЛЬНО, ТО У ТЕБЯ ПОЛУЧИТСЯ СЛОВО.

1.По способу питания грибы похожи на животных, так как:

А) способны к фотосинтезу

Г) питаются готовыми органическими веществами

У) поглощают пищу путём всасывания

2.Оболочка клеток большинства грибов содержит:

Р) хитин

О) целлюлозу

Т) муреин

3.Запасное вещество клеток грибов

Ж) крахмал

Д) хитин

И) гликоген

4.Дрожжи размножаются

А) спорами

Б) почкованием

В) мицелием

5.Грибница плесневого гриба мукора:

К) многоклеточная, многоядерная

О) одноклеточная , одноядерная

Н) одноклеточная, многоядерная

6.Гриб, относящийся к сапротрофам

И) пеницилл

М) трутовик

К) фитофтора

7.К пластинчатым грибам относится

Ц) лисичка

О) подосиновик

М) маслёнок

8.Плесневые грибы размножаются

А) с помощью спор

Д) при слиянии специализированных клеток

У) почкованием


1

2

3

4

5

6

7

8

ответ

Г

Р

И

Б

Н

И

Ц

А



Рефлексия и оценивание

  1. Какой была цела цель урока? Достигли мы ее?

  2. Сегодня я узнал…

  3. Было интересно…

  4. Было трудно…

  5. Данный материал пригодится мне в жизни….

  6. Я работал на уроке…



Д/З

параграф 15

Предлагаю провести исследование по выбору учащихся:

«На какой питательной среде мукор будет развиваться быстрее?.» Питательные среды: белый хлеб, черный хлеб, сдобная булочка, сахарное печенье. И результаты вашего исследования мы обсудим на следующем уроке.

Недавно на телевидении показывали документальный фильм «Плесень» я хочу зачитать слова, которые диктор произносит в этом фильме:

«Она появилась на Земле 200 миллионов лет назад. С тех пор она убивает и спасает от смерти. Ее называют "хлебом дьявола" и "плевком Бога". Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Она вездесуща и неистребима. Она упоминается в священных книгах и приводит в отчаяние ученых. Она способна управлять огромными массами людей и менять ход истории. Если она объявит нам войну, у нас не будет шансов выжить…»

Звучит устрашающе, я вам предлагаю найти в интернете этот фильм, посмотреть его и мы с вами на следующем уроке обсудим, почему автор фильма, так говорит о плесневых грибах.