СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: "Технологии длительного хранения одежды и обуви"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: ознакомить учащихся с основными приемами ухода за одеждой из шерстяных и шелковых тканей. Задачи урока:

ознакомить обучающихся с правильным уходом за одеждой из шерстяных и шелковых тканей, символами на одежде; воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости; развивать логическое мышление.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: "Технологии длительного хранения одежды и обуви"»

технология – 7 класс

Тема урока: "Технологии длительного хранения одежды и обуви"

Цель урока: ознакомить учащихся с основными приемами ухода за одеждой из шерстяных и шелковых тканей.
Задачи урока:

  • ознакомить обучающихся с правильным уходом за одеждой из шерстяных и шелковых тканей, символами на одежде;

  • воспитывать эстетический вкус, внимательность; прививать навыки культуры труда, аккуратности, бережливости; развивать логическое мышление.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, проектор, экран.

  2. Презентация к уроку (презентация).

  3. Таблицы с символами.

  4. Выставка книг по рукоделию.

  5. Ярлыки от одежды из различных видов ткани.

  6. Учебник.

  7. Рабочая тетрадь.

Методы обучения:

  • словесные (объяснение с демонстрацией);

  • наглядные (использование компьютера с проектором);

  • практические (практическая работа по изучению символов на ярлыках одежды из шелка и шерсти).

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Содержание урока

  1. Организационный момент

  • Приветствие

  • Проверка готовности учащихся к уроку

  • Сообщение темы и цели урока

II. Объяснение нового материала

«Чистота – залог здоровья». Эти слова одного мультипликационного героя по праву можно назвать непреложной истиной. Однако чистыми должны быть не только пол и окна в квартире, но и одежда человека и окружающие его изделия из ткани.

Сегодня мы совершим экскурсию в историю стирки (Презентация, слайд 1). Дело в том, что это более древний способ гигиенической обработки одежды. Живя рядом с водой, применяя её в быту, человек не мог не обратить внимание на её свойство удалять с поверхности некоторые виды загрязнений.

Первым веществом, явившимся своеобразным заменителем стирального порошка, была зола (слайд 2).

Ученик 1. Сообщение о золе.

Зола, несгораемый остаток в виде пыли, образующийся из минеральных примесей топлива или полном сгорании. Используется как удобрение. Как природная щелочь, эффективно удаляет некоторые виды загрязнений. И на протяжении нескольких столетий оставалась неизменным лидером в немногочисленном списке средств, используемых для стирки и чистки одежды.

Зола была далеко не единственным, хотя и наиболее эффективным средством. Многие вещества смешивали с ней, чтобы добиться нужного результата.
Не меньшей популярностью в древности пользовалась сода (слайд 3).

Ученик 2. Сообщение о соде.

Сода - всем известный белый порошок, является самым универсальным средством. Следует отметить, что соду в практических целях использовали еще древние египтяне, которые добывали это вещество в пустынных озерах к западу от полноводного Нила. В настоящее время нетоксичные кристаллы соды применяют для нейтрализации неприятных запахов, предотвращения засорения сточных труб и для удаления жира или нагара.

Данные названные вещества, обладающие щелочными характеристиками, при вступлении в контакт с частицами загрязнений растворяют их. Однако повторная стирка с помощью этих средств нередко оказывается губительной для изделий: в местах загрязнений появляются дырки, вызванные разрушением волокон под действием щелочей.
Чтобы снизить агрессивность таких веществ, их пробовали использовать вместе с кислотами жирного ряда. В результате было изобретено мыло (слайд 4).

Ученик 3. Сообщение о мыле.

Мыло – моющее средство со сбалансированным составом жирных кислот (топленого сала и других животных и растительных жиров) и веществ, обладающих щелочными свойствами. Первые документы подтверждения о развитии мыловарения в Западной Европе датированы серединой ХIХ века. С этого времени количество мыловаренных заводов неуклонно увеличивалось, росла и конкуренция между ними.

Новой вехой истории прачечного дела стало появление синтетических моющих средств. Их начали производить в Германии во время Первой мировой войны (слайд 5).

В настоящее время промышленность выпускает различные моющие средства (слайд 6).
Стиральные порошки предназначены для стирки изделий из хлопчатобумажных, льняных, шелковых, шерстяных, синтетических тканей, а также тканей из смешанных волокон. Их можно использовать при стирке изделий вручную и в стиральных машинах любого типа (слайд 7). Они эффективно справляются с основными типами загрязнений, обладают легким свежим ароматом. Для стирки изделий из шерстяных и шелковых тканей лучше использовать специальные моющие средства. (слайд 8)
Как при ручной, так и при машинной стирке, белье нужно предварительно рассортировать по видам ткани, цвету и степени загрязненности (слабо и сильно загрязненное).

В отличие от хлопчатобумажных и льняных изделий, изделия из шелковых и шерстяных тканей, нельзя кипятить. При стирке изделия из шерсти и шелка рекомендуется не замачивать надолго (1-2 минуты), не тереть, не выкручивать, многократно прополаскивать (можно в подкисленной уксусом воде). Сушить в расправленном состоянии, придав нужную форму, на впитывающей воду подложке (махровом полотенце) в горизонтальном положении вдали от прямых солнечных лучей и отопительных приборов.

До основной стирки необходимо вывести пятна.

Для того чтобы удалить загрязнения с любой вещи, прежде всего, необходимо знать их качественные характеристики. Это позволит правильно выбрать средство для чистки или мытья.
Существует огромное количество разных видов пятен, распознать которые зачастую бывает довольно сложно.
Все они классифицируются по отношению к различным растворителям и подразделяются на три основные группы (слайд 9).
К первой группе относятся водорастворимые загрязнения как органического, так и неорганического происхождения, например, сахар, мука, крахмал, белки, неорганические соли.

Ко второй группе относятся водонерастворимые загрязнения неорганического происхождения, такие как цемент, сажа, глина, силикаты.

К третьей группе относятся нерастворимые в воде загрязнения органического происхождения: углеводороды, бензин, керосин, смазочные масла, краски и лаки, растительные и животные жиры, различные жирные кислоты. Загрязнения могут состоять не только из какого – либо одного вещества, но и из различных соединений, включающих самые разнообразные компоненты, которые достаточно трудно удалить растворителем, предназначенным только для одного вида пятен.

Для того чтобы правильно определить состав пятен, необходимо знать состав различных загрязнений и особенности их химических реакций. Многие пятна легко распознаются по их виду, запаху, цвету, блеску, жесткости и другим качествам. Для удаления пятен применяют специальные пятновыводители (слайд 10).

Общие правила удаления пятен.

Необходимо определить происхождение пятна, затем опробовать средство для выведения пятен на небольшом кусочке ткани или на припусках на швы, чтобы проверить устойчивость окраски и волокон ткани к растворителю.
Удалять любые загрязнения всегда нужно от краев к середине, чтобы на ткани не образовывалось разводов и ореола вокруг места, где было пятно.
Показать, как нужно правильно удалять пятна.

Химическая чистка и стирка неотделимы от последующего глаженья. Целью данной операции является восстановление товарного вида изделий. За годы существования глаженья, используемое оборудование и технология процесса, претерпели существенные изменения. Специальные приспособления для разглаживания складок в одеждах использовали еще в Древнем Египте и Китае (около 2 тысяч лет до н.э.).
Оборудование, применяемое для глаженья у разных народов, значительно отличалось друг от друга: одни использовали тяжелые деревянные бруски с ручками, другие – металлические диски.

В первой половине ХVI столетия во Флоренции уже гладили с использованием пара и увлажнения. Широкой популярностью здесь пользовались чугунные утюги, которые для лучшего разглаживания изделий раскаляли докрасна на огне.
В 1913 году произошла настоящая революция в истории глаженья – был изобретен первый электрический утюг. В настоящее время этот инструмент встречается в каждом доме, промышленной химчистке и прачечной и является неотъемлемым атрибутом жизни современного человека (слайд 11). На швейных фабриках широкое применение получили паровоздушные манекены, которые служат для придания одежде нужной формы (слайд 12).

Сущность влажно–тепловой обработки заключается в том, что под действием тепла и влаги волокна ткани размягчаются и изделию можно придать нужную форму.
Способами утюжки исправляют различные дефекты одежды, которые образуются в результате носки или после стирки.
Перед тем как начать гладить, необходимо провести утюгом по чистой сухой ткани, чтобы убедиться, что подошва утюга чистая и не перегрелась.
Изделие из шелка лучше утюжить, пока оно влажное, тогда на нем не останется сгибов. Изделие лучше утюжить с изнаночной стороны, иначе с лицевой могут отпечататься швы и образоваться ласы. Если изделие пересохло, его следует завернуть в мокрую ткань на полчаса. Обрызгивать такие вещи перед утюжкой нельзя, так как брызги оставляют пятна, которые «проявятся» после. Для шелка температура нагрева утюга должна составлять – 110°С.

Шерсть дает усадку, поэтому ВТО надо выполнять с изнаночной стороны и через влажный проутюжильник. Температура нагрева утюга – 150°С.
При выполнении влажно-тепловой обработки, обрабатываемый участок детали следует располагать ближе к работающему, параллельно краю стола. Вначале утюжат мелкие детали, затем более крупные.
При выполнении ВТО изделия, следует точно соблюдать необходимые условия, так как могут возникнуть дефекты: искривление краев, поджоги, расплавление волокон, ласы, неравномерная усадка участков ткани в деталях.
После окончания влажно-тепловой обработки готовые изделия должны быть просушены или охлаждены в подвешенном виде.
Соблюдая правила техники безопасности, показать основные приемы проведения ВТО.

Для того чтобы вещи, которые мы носим, нам служили как можно дольше, недостаточно за ними правильно ухаживать, их необходимо еще и правильно хранить.

Общие правила хранения одежды

Перед сезонным хранением одежду надо обязательно почистить. Для этой цели можно использовать различные щетки (слайд 13). Верхнюю одежду повесить на плечики и дать ей проветриться (слайд 14). Размер плечиков должен соответствовать размеру одежды (если они шире, чем надо – рукава деформируются, если уже – плечи провисают).
Необходимо застегнуть на одежде все пуговицы и молнии. Хранить одежду лучше в специальных бумажных или полиэтиленовых мешках, чтобы защитить от проникновения пыли (слайд 15). Длинное платье рекомендуется хранить, перекинув через брючную перекладину плечиков. Трикотажную одежду, наоборот, на плечики не вешают, чтобы не вытянулась. Ее складывают, как в магазине и хранят в полиэтиленовых мешочках. Трикотажные свитера и кофточки можно оставить «подышать» в расправленном виде, а потом сложить в шкаф. Хранить одежду необходимо в сухих, проветриваемых помещения, будь то шкаф или комната–гардероб. Нежелательно хранить рядом с одеждой вещества, обладающие специфическим запахом. Разве что специальные ароматизаторы, призванные отпугнуть вредителей (например, моль) и создать приятную атмосферу в помещении.

Как правило, на изделиях фабричного производства имеются ярлыки или этикетки с указанием вида волокон, а также рекомендуемыми способами чистки, стирки и глаженья (слайд 16). Знание данных символов, поможет правильно ухаживать за одеждой (слайды 17, 18, 19, 20).

Уход за обувью.

Учитель: За обувью тоже нужно ухаживать и правильно хранить. Хранить обувь лучше всего в сухих местах, куда не проникают солнечные лучи. Светлую желательно хранить отдельно от темной.

Обувь, которой пользуемся каждый день, удобно держать в специальном шкафчике.

Только что купленная обувь сразу требует внимания, ее необходимо смазать кремом. В этом случае обувь долго будет выглядеть как новая и дольше носится.

Обувь чистят с вечера, а утром полируют. Обувь, предназначенную для носки в сырую погоду, необходимо регулярно протирать маслом или животным жиром или специальным водоотталкивающим кремом (средствами).

Сушить обувь следует при комнатной температуре. Лучше на подставке, чтобы подошва тоже сохла. В носки обуви можно набить газетной бумагой. Для быстрой сушки имеются специальные электросушилки.

Надевать обувь следует с помощью специальной ложки (рожка), тогда задники не будут мяться.

Со временем любая обувь впитывает запахи. Избавиться от них поможет соль, упакованная в бумажный пакетик. Резиновую обувь носят только в дождливую погоду. Придя с улицы, сапоги следует вымыть прохладной водой и насухо вытереть.

Нельзя надевать резиновые сапоги при температуре ниже 00 и сушить близко к огню – они могут потрескаться.


Запишите алгоритм ухода за обувью:
– сначала удалить грязь;
– смазать кремом;
– прочистить щеткой;
– отполировать мягкой тканью.

Сегодня мы познакомимся с вами с двумя видами клея для ремонта обуви:
специальный водостойкий обувной и клеем “Контакт-момент”. Первый клеит с
выдержкой до 24 часов, второй моментального действия.

Физкультминутка. (3 мин.)

III. Закрепление изученного материала

  1. Эстафета по знаниям условных обозначений
    «Нарисуй символ»
    Описание. Доска разделена на 2 части. Учитель называет значение символа. Представитель каждого ряда по очереди должен нарисовать этот символ на своей части доски. Побеждают учащиеся того ряда, которые безошибочно и быстрее нарисуют все названные символы.

    • Стирать только вручную.

    • Химическая чистка запрещена.

    • Стирать нельзя.

    • Утюжить при температуре не выше 110°С.

    • Сушить влажное изделие разложенным на плоской поверхности.

    • Отбеливать нельзя.

  2. Разгадать кроссворд



По горизонтали:

    • Процесс удаления загрязнений с использованием воды и моющих средств (стирка).

    • Синтетическое моющее средство (порошок).

    • Стихотворение-загадка:

В полотняной стране, по реке Простыне
Плывет пароход: то назад, то вперед
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать.
(утюг)

    • Моющее средство со сбалансированным составом жирных кислот и веществ, обладающих щелочными свойствами (мыло).

По вертикали:

    • Средство для удаления пятен (пятновыводитель).

    • Тканевая этикетка, на которой указывают, как ухаживать за вещью (ярлык).

    • Первое вещество, явившееся своеобразным заменителем стирального порошка (зола).



  1. Ответить на вопросы

    • Какую информацию содержат символы на ярлыках одежды?

    • Изделия из каких тканей нельзя кипятить и почему?

    • Какие символы относятся к стирке?

    • Какие символы относятся к чистке?

Итог. Подсчитывается количество правильных ответов учениц каждого ряда.

IV. Практическая работа №14 стр. 109 «Символы на ярлыках одежды из шелка и шерсти»

V. Итог урока

Сегодня за работу на уроке вы получили следующие оценки …
- Пригодятся ли вам знания и умения, полученные сегодня на уроке в повседневной жизни?
- Интересно ли вам было работать на уроке?

Сегодня вы хорошо поработали. У каждого из вас на столе лежит памятка по уходу за изделиями, в которой содержится основная информация по удалению пятен различного происхождения с различных видов тканей. Её вы можете взять с собой в качестве подарка и памяти об уроке и пользоваться ею в повседневной жизни (приложение 1)

VI. Домашнее задание: знать технологии ухода за одеждой и обувью