СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Употребление устаревшей лексики  и неологизмов

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Употребление устаревшей лексики и неологизмов.»

Тема: Употребление  устаревшей лексики и неологизмов.

Цель: Углубление и обобщение знаний об устаревшей лексике и неологизмах.

Формирование навыков нахождения устаревшей лексики и неологизмов

Подготовка к ЕГЭ.

Достижение  обучающимися предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты: обобщение знаний обучающихся об устаревшей лексике и неологизмах.

Метапредметные результаты: нахождение  устаревшей лексики и неологизмов

 в предложении и тексте в тестовых заданиях.

Формирование УУД

Личностные УУД: добросовестное  самостоятельное повторение теоретического материала дома,

Регулятивные УУД: уметь определять цель и алгоритм выполнения учебной деятельности на уроке; точно выражать свои мысли; уметь определять успешность выполнения заданий.

Познавательные УУД: уметь актуализировать знания посредством мозгового штурма, анализировать предложения и систематизировать правила в ходе практической деятельности, составлять схемы и приводить свои примеры, уметь находить речевые штампы в предложениях.

Коммуникативные УУД: уметь слушать объяснения одноклассников, учитывать ошибки и их корректировать в практической и речевой деятельности своих и товарищей , уметь сотрудничать в парах, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

План урока:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний с целью применения предметных умений.

4) Применение знаний и умений в новой ситуации

5) Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Конспект:

Учитель знакомит учащихся с понятиями устаревшие слова, историзмы, архаизмы.

Историзмы – это слова, называющие предметы, вещи, явления, которые ушли из жизни: кольчуга, пищаль, забрало, редут, армяк и т д.

Архаизмы – это слова, устаревшие для определенной эпохи, которые были заменены другими словами, понятными всем людям. Например : вотще –напрасно, тщетно, выя- шея, издревле – исстари, лицедей – актер, сей – этот и т. д.

Повторение материала по учебнику &10 , Упр 37.

1. Задание: найти  устаревшие слова в поэме .Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

  1. В каком году – рассчитывай,

В какой земле – угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков:

Семь временно обязанных…

  1. Тут башмачки козловые

Дед внучке торговал…

  1. Была тут также лавочка

С картинками и книгами,

Офени запасалися

Своим товаром в ней…

  1. Хожалому, квартальному

Не в бровь, а прямо в глаз…

  1. Там рать-орда крестьянская

По кочам, по зажоринам

Ползком ползет с плетюхами, -

Трещит крестьянский пуп…

  1. И все мне, братец, чудится,

Что режу пеунов…

  1. Горазд орать, балясничать,

Гнилой товар показывать

С хазового конца…

  1. «Ой, батюшки, есть хочется!»-

Сказал мужик; из пещура

Достал краюху -  ест…

  1. Не ест, не пьет: тем кончилось,

Что в деннике с верёвкою

Застал его отец…

  1. Бывало,  нас по осени

До полусотни съедется

В отъезжие поля…

  1. Онучи распороли мы

И барину лобанчиков

Полшапки поднесли…

  1. Не правда ли. Матрёнушка,

На очеп я похож?

              Устаревшие слова имеют следующее значение:

Столбовая дорога – большая проезжая дорога с верстовыми столбами

Временно обязанный –освобождённые крепостные, обязанные либо платить за землю оброк, либо отбывать определенные повинности

Козловые башмачки – сделанные из кожи козла

Офени – коробейник, мелкий торговец, торговавший вразнос, по деревням

Хожалый – рассыльный при полиции или полицейский низкого чина

Зажорина – рытвина с водой, талая вода под снегом

Плетюх – большая сплетенная из прутьев корзина

Пеуны – петухи

Балясничать – болтать

Хазовый конец – лицевая сторона ткани

Пещур – корзина из лыка

Целковик – рубль (серебряныц)

Лобанчик – золотая монета

Денник – хлев

Отъезжие – отдаленные, куда надо ехать

Онучи – портянки

Очеп- шест у колодца, журавль

Викторина: «Кто больше объяснит значений слов» (презентация)

В произведениях А.С.Пушкина

  1. Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой

  1. С друзьями в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал…

  1. Погасло дневное светило

  2. Шуми, шуми, послушное ветрило.

  3. И на немые стогны града

Полупрозрачная наляжет ночи тень..

         В произведениях С.А.Есенина

       Стихотворение «В хате»

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьётся сажа над заслонкою,

В печке нитки пепелиц,

А на лавке за заслонкою-

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

А в окне на сени скатые,

От пугливой шумоты,

 Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

Ответы: драчёны –лепешки, дёжка- кадка, паз- щель, заслонка- железный лист с ручкой, пепелица-зола, махотка – вид горшка, скатые – с наклоном.

2. Неологизмы – новые слова, которые появляются в языке с развитием науки, техники, культуры, экономики. Например: арт-шоу, АО, мегебайт и т. д.

Задание: Найдите и выпишите примеры индивидуально-авторских неологизмов из произведений поэтов «серебряного века»

Домашняя работа:

Знакомясь с историзмами, учащиеся готовят и делают короткие сообщения о словах, которые вышли из употребления. Материал для подобной работы учащиеся могут подобрать в процессе чтения учебников истории, а также художественных произведений.