Тема: Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
Цель: Углубление и обобщение знаний об устаревшей лексике и неологизмах.
Формирование навыков нахождения устаревшей лексики и неологизмов
Подготовка к ЕГЭ.
Достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов.
Предметные результаты: обобщение знаний обучающихся об устаревшей лексике и неологизмах.
Метапредметные результаты: нахождение устаревшей лексики и неологизмов
в предложении и тексте в тестовых заданиях.
Формирование УУД
Личностные УУД: добросовестное самостоятельное повторение теоретического материала дома,
Регулятивные УУД: уметь определять цель и алгоритм выполнения учебной деятельности на уроке; точно выражать свои мысли; уметь определять успешность выполнения заданий.
Познавательные УУД: уметь актуализировать знания посредством мозгового штурма, анализировать предложения и систематизировать правила в ходе практической деятельности, составлять схемы и приводить свои примеры, уметь находить речевые штампы в предложениях.
Коммуникативные УУД: уметь слушать объяснения одноклассников, учитывать ошибки и их корректировать в практической и речевой деятельности своих и товарищей , уметь сотрудничать в парах, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
План урока:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний с целью применения предметных умений.
4) Применение знаний и умений в новой ситуации
5) Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6) Рефлексия (подведение итогов занятия)
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Конспект:
Учитель знакомит учащихся с понятиями устаревшие слова, историзмы, архаизмы.
Историзмы – это слова, называющие предметы, вещи, явления, которые ушли из жизни: кольчуга, пищаль, забрало, редут, армяк и т д.
Архаизмы – это слова, устаревшие для определенной эпохи, которые были заменены другими словами, понятными всем людям. Например : вотще –напрасно, тщетно, выя- шея, издревле – исстари, лицедей – актер, сей – этот и т. д.
Повторение материала по учебнику &10 , Упр 37.
1. Задание: найти устаревшие слова в поэме .Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временно обязанных…
Тут башмачки козловые
Дед внучке торговал…
Была тут также лавочка
С картинками и книгами,
Офени запасалися
Своим товаром в ней…
Хожалому, квартальному
Не в бровь, а прямо в глаз…
Там рать-орда крестьянская
По кочам, по зажоринам
Ползком ползет с плетюхами, -
Трещит крестьянский пуп…
И все мне, братец, чудится,
Что режу пеунов…
Горазд орать, балясничать,
Гнилой товар показывать
С хазового конца…
«Ой, батюшки, есть хочется!»-
Сказал мужик; из пещура
Достал краюху - ест…
Не ест, не пьет: тем кончилось,
Что в деннике с верёвкою
Застал его отец…
Бывало, нас по осени
До полусотни съедется
В отъезжие поля…
Онучи распороли мы
И барину лобанчиков
Полшапки поднесли…
Не правда ли. Матрёнушка,
На очеп я похож?
Устаревшие слова имеют следующее значение:
Столбовая дорога – большая проезжая дорога с верстовыми столбами
Временно обязанный –освобождённые крепостные, обязанные либо платить за землю оброк, либо отбывать определенные повинности
Козловые башмачки – сделанные из кожи козла
Офени – коробейник, мелкий торговец, торговавший вразнос, по деревням
Хожалый – рассыльный при полиции или полицейский низкого чина
Зажорина – рытвина с водой, талая вода под снегом
Плетюх – большая сплетенная из прутьев корзина
Пеуны – петухи
Балясничать – болтать
Хазовый конец – лицевая сторона ткани
Пещур – корзина из лыка
Целковик – рубль (серебряныц)
Лобанчик – золотая монета
Денник – хлев
Отъезжие – отдаленные, куда надо ехать
Онучи – портянки
Очеп- шест у колодца, журавль
Викторина: «Кто больше объяснит значений слов» (презентация)
В произведениях А.С.Пушкина
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой
С друзьями в гриднице высокой
Владимир-солнце пировал…
Погасло дневное светило
Шуми, шуми, послушное ветрило.
И на немые стогны града
Полупрозрачная наляжет ночи тень..
В произведениях С.А.Есенина
Стихотворение «В хате»
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки пепелиц,
А на лавке за заслонкою-
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Ответы: драчёны –лепешки, дёжка- кадка, паз- щель, заслонка- железный лист с ручкой, пепелица-зола, махотка – вид горшка, скатые – с наклоном.
2. Неологизмы – новые слова, которые появляются в языке с развитием науки, техники, культуры, экономики. Например: арт-шоу, АО, мегебайт и т. д.
Задание: Найдите и выпишите примеры индивидуально-авторских неологизмов из произведений поэтов «серебряного века»
Домашняя работа:
Знакомясь с историзмами, учащиеся готовят и делают короткие сообщения о словах, которые вышли из употребления. Материал для подобной работы учащиеся могут подобрать в процессе чтения учебников истории, а также художественных произведений.