Тема урока: «Русско-Турецкая война 1877-1878гг.» 8 класс
Цель урока:
Сформировать представление о причинах и характере русско-турецкой войны, раскрыть ее ход и итоги;
Развивать в учащихся навыки самостоятельного мышления, работы с картой и историческими документами;
Воспитывать чувства уважения и гордости к боевым подвигам русской армии.
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карта «Русско-турецкая война», рабочая тетрадь к учебнику «История России XIXв.»
Структура и ход урока
I Актуализация известных знаний.
Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами рассмотрим тему Русско-турецкая война 1877-1878гг. Перед тем, как начать разговор о нашей новой теме, давайте мы с вами вспомним пройденный материал и попробуем пролить свет на следующие вопросы:
Каковы были основная цель и направления внешней политики России в период правления Александра II?
Какие факты говорят о возникновении Балканского кризиса?
Каким было положение балканских народов и в чем заключалась традиционная роль России на данном регионе?
В чем заключалось национальное угнетение христианского населения и во что оно вылилось?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
Учитель продолжает освещать Балканский кризис середины 70-х годов XIXв. Учащиеся выполняют задание №1 в рабочей тетради.
II Изучение нового материала
План урока
Основные предпосылки и причины русско-турецкой войны;
Боевые действия летом 1877г.;
Падение Плевны. Перелом в ходе войны;
Итоги войны. Сан-Стефанский мирный договор и Берлинский конгресс;
Значение и причины победы России в войне.
Освещая предпосылки и причины войны, учитель дает учащимся задание занести их в рабочие тетради. Рассказ о позиции Александра II накануне войны сопровождается выполнением задания в рабочей тетради.
Затем учитель создает проблемную ситуацию: Итак, 12 апреля 1877 года Россия первая объявила войну Турции.
Учитель просит учащихся ответить на поставленные вопросы:
Какие цели преследовала Россия?
Как бы вы определили характер войны со стороны всех втянутых в нее сторон? (Со стороны каких стран война носила справедливый и несправедливый характер)?
Совместно работая над освещением этих вопросов, учащиеся получили возможность сформировать представление о характере данной войны, а также национально-освободительном движении.
Рассказывая о ходе боевых действий, учитель использовал документальную хронику, карту, на которой показал учащимся маршруты движения русских войск через Румынию в Болгарию, Тырново, Шипкинский перевал, Плевну и другие места сражений.
В ходе рассказа учителя, учащиеся заполняют на интерактивной доске таблицу боевых действий, оформляют на доске словарь урока, указывают основные сражения. Учитель в результате объяснения учебного материала, знакомит учащихся с известными русскими генералами: Н.Г. Столетовым, И.В. Гурко, М.Д. Скобелевым, Э.И. Тотлебеном (презентации).
Учащиеся находят на карте крепости Баязет, Ардаган, Карс, Эрзерум. Учащиеся получают задание подвести итоги Сан-Стефанского договора самостоятельно, используя текст учебника и занести ответы в рабочие тетради.
Подводя итоги, учащиеся отвечают на заданные им вопросы:
Каковы причины победы России в войне?
Каковы экономические и политические последствия войны?
В чем вы видите историческое значение победы России над Турцией?
Ответив на данные вопросы, ребята пришли к выводу о том, что победа в войне 1877-1878гг. явилась наиболее крупным военным успехом России во второй половине XIXвека. Она показала действенность военной реформы, способствовала росту авторитета России в славянском мире.
III Закрепление нового материала
Тестовые задания (разработаны учителем)
В русско-турецкой войне отличились генералы:
И.В. Гурко
П.С. Нахимов
А.Н. Брусилов
В.А. Корнилов
А.К. Бенкендорф
М.Д. Скобелев
Союзником Турции в русско-турецкой войне была:
Австро-Венгрия
Франция
Англия
Со стороны каких государств русско-турецкая война носила несправедливый, захватнический характер:
Австро-Венгрия
России
Англии
Болгарии
Турции
Согласно Сан-Стефанскому мирному договору 19 февраля 1878 года, к России отошли следующие территории:
Южная часть Бессарабии
Босния и Герцеговина
Остров Кипр
Южная часть Болгарии
Крепости Батум, Ардаган, Карс
Берлинский конгресс был созван по инициативе следующих государств:
Турции
Австро-Венгрии
Англии
Франции
Германии
Домашнее задание: п.28, документы к теме.