Тема: Заучивание наизусть стихотворения «Неохотно и несмело».
Цели и задачи:
Познакомить обучающихся со стихотворением Ф.И.Тютчева;
Развивать культуру речи и культуру мышления; умение анализировать стихотворный текст, создать условия для раскрытия творческих способностей обучающихся,
Воспитывать любовь к музыке, поэзии, живописи.
Словарная работа: сопереживание, личность, художественный образ, антитеза…
Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, репродукции картин.
Эпиграф:
Чувство природы в нём
Необыкновенно полно, живо и верно.
И.С.Тургенев
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Реализация домашнего задания.
III. Актуализация знаний.
- Что такое лирика?
- Чем поэзия отличается от лирики?
- Давайте настроимся на лирическую волну – послушаем музыку
- О чем она? Что вы себе представили , когда слушали музыку?
IV. Страницы биографии Ф. И. Тютчева.
1. Рассказывает подготовленный ученик.
2. Беседа.
- Человек и личность – это одно и то же?
- Как понимать такое признание: “Я читаю Ф.И.Тютчева. Не просто читаю хорошие стихи, а стараюсь уловить что-то таинственное, едва осязаемое. Что же я ищу? Может хочу понять силу души человечества? Человечество начинается с человека. Человек с личности. Може я поражен личностью Тютчева?”
V. Стихотворение “Неохотно и несмело...”
1. Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” учителем.
- Какие картины из жизни природы рисует поэт?
2. Чтение стихотворения “Неохотно и несмело” учениками.
3. Анализ стихотворения.
- Как Ф.И. Тютчев изображает приближение грозы в стихотворении “Неохотно и несмело...”? Какими словами передаёт он изменения в природе?
Ф.И. Тютчев изображает постепенное приближение грозы с помощью олицетворения: солнце “смотрит” “неохотно и несмело”, земля “принахмурилась”. Затем поэт перечисляет явления, которые видит и чувствует: порывы тёплого ветра, гром, начинающийся дождь. Этим точным перечислением автор передаёт изменения в природе. Учитель подчеркнёт, что это перечисление явлений именно точное, описание соответствует тому, как приближается гроза в природе.
- Найдите олицетворения. Какова их роль?
Тютчев в этом стихотворении олицетворяет солнце, землю и громовые раскаты. О солнце поэт говорит: сначала оно “смотрит на поля” “неохотно и несмело”, в конце “взглянуло // Исподлобья на поля”. Земля сначала “принахмурилась” и после сердитых и смелых громовых раскатов “вся смятенная земля” потонула в сиянии.
Роль олицетворений заключается в том, чтобы изображать неживых существ и явления в роли живых существ, приблизить природу к чувствам человека, показать их единство.
- Какие эпитеты, сравнения передают одухотворенность природы?
- Определите размер, которым написано стихотворение, и способ рифмовки.
- В каких строках поэт использует аллитерацию для передачи своих впечатлений от наблюдения за грозой?
Отметим наиболее показательные в этом отношении строки.
Ветра тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Тютчев родился в 1803 году в имении Тютчевых селе Овстуге на Брянщине. После окончания Московского университета Ф.И. Тютчев почти двадцать лет служил в русской дипломатической миссии за границей, в Мюнхене и Турине. В Россию он вернулся только в 1844 году и поселился в Петербурге. Изредка он приезжал в Овстуг. После южной природы Германии и Италии он словно по-новому увидел свои родные места и постарался передать их красоту и прелесть. Стихотворение “Неохотно и несмело...” написано поэтом 6 июня 1849 года по дороге в Овстуг.
4. Работа с репродукциями картин
VI. Стихотворение “Листья”: листья — символический образ яркой, но краткой жизни.
1. Чтение стихотворения “Листья” подготовленным учеником.
Это стихотворение дети уже учили наизусть в курсе начальной школы, поэтому остановимся на выявлении антитезы и озвучим главные чувства, которые переданы в этой поэтической пьесе: порыв, стремление, радость от воспоминаний, желание не расставаться с этой радостью.
2. Самостоятельная работа.
Задания для двух вариантов:
- выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся (эпитеты), сделать вывод о том, какую роль играют эпитеты в стихотворении;
- выписать глаголы, сделать вывод о том, какую роль играют глаголы в этом стихотворении.
3. Словарная работа.
Зефuры – легкие, теплые ветры.
Буйные ветры – сильные, стремительные ветры.
С докyчных ветвей – с надоевших ветвей (от глагола докучaть – надоедать).
4. Выразительное чтение.
Завершая работу, предложим определить размер в этом стихотворении. Двустопный амфибрахий создает впечатление стремительного вальса, который танцуют падающие листья. Учитель при чтении “Листьев” постарается передать особый, как бы кружащийся ритм.
VII. Итог урока.
- Сейчас я предлагаю послушать 2 отрывка из музыкальных произведений. Определите, какой из отрывков похож на стихотворение “Листья”, а какой –на стихотворение “Неохотно и несмело”. Почему?
- Чем отличаются стихотворения Ф.И.Тютчева от стихотворений других поэтов?
VIII. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Ф. И. Тютчева “Неохотно и несмело”