Классный час в 11 классе.
Тема: «Конфликт и выход из него»
Форма проведения: беседа, игры с элементами драматизации.
Цель:
рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношения между людьми (в школе, семье);
показать причины возникновения конфликтов;
отметить значение роли посредничества в различного рода конфликтах.
Содержание классного часа
Часть первая.
Теоретическая
Доклад учащегося по теме «Почему возникают конфликты? Научные представления»
Конфликт – это различные виды противодействия, противоборства личностей и групп по поводу рассогласованных существенно значимых для них целей, интересов, ценностей, установок, а также осознанная практическая деятельность по преодолению этих противоречий.
Наряду с понятием конфликта используются близкие по смыслу, но не тождественные по содержанию термины «конкуренция», «соперничество», «соревнование», «враждебность», «кризис», «противоречие».
Конкуренция – особый вид противоборства, цель которого – получение выгоды, прибыли либо благоприятного доступа к дефицитным материальным и духовным ценностям. В конкуренции четко обозначены и осознаваемы цель и конечный результат. Конкуренция может сопровождаться конфликтом, а может не сопровождаться. Особенность конкуренции – в применении только тех форм борьбы, которые признаны в качестве морально-правовых в обществе или организации.
Соперничество – борьба за признание личных достижений обществом, группой, индивидами. Для него характерна демонстрация взаимного превосходства путем достижения общезначимых престижных целей. Соперничество может выделиться в конфликт, а может протекать спокойно. Объектом соперничества бывают лучшие социальные или профессиональные позиции, награды, оценка подчиненных, признание коллег либо вышестоящего руководства.
Соревнование – более формализованный в мирный тип соперничества, при котором четко определены и записаны формы и цели соперничества.
Враждебность – фиксированная психологическая установка, готовность к конфликтному поведению. Враждебность не всегда выливается в конфликт, так же как не в любом конфликте доминирует враждебность.
Кризис – состояние системы, при котором невозможно одновременное удовлетворение интересов двух и более групп, стремящихся к разным целям.
Противоречие – объективное, не всегда осознаваемое, внешне проявляемое состояние системы, при котором рассогласованы интересы, цели, ценности ее элементов. Но конфликт, в отличие от противоречия, - внешняя форма проявления противоречия, противоборствующее поведение по поводу противоречия.
Часть вторая.
Практическая
Тема «Тренажер общения»
Выработка групповых правил
Типичные правила:
«Конфиденциальность» - то, что происходит в группе, не обсуждается вне занятий, с другими людьми.
«Стоп» - если участник не желает дальше обсуждать свой опыт, он говорит «стоп». Обсуждение после этого прекращается.
Учащиеся высказывают свое согласие или несогласие с правилами. После короткого обсуждения они принимают их путем согласования. Если кто-то не согласен с каким-то правилом, то обсуждение продолжается.
Упражнение 1 «Триады»
Формируются триады: «клиент», «советник» и «посредник». «Клиент» пытается определить пять свойств личности, над которыми он хотел бы поработать: одни усилить, а другие ослабить или свести к нулю. «Советник» помогает ему в этом задании. Он пытается определить наиболее важные, по его мнению, свойства личности. «Посредник» наблюдает за разговором. Если в ходе беседы наступают непонимание, противоречия, затруднения, то он предлагает попробовать другие варианты. Советов по содержанию беседы «посредник» давать не стремится, так как это не входит в круг его обязанностей. После составления программы личностного совершенствования идет смена ролей в триадах. Каждый должен побывать в роли «клиента», «советника» и «посредника».
Упражнение 2 «Сделай «узел» из людей»
Ученики разбиваются на группы по 5-7 человек. Группы встают в тесные кружки. Каждый участник правой рукой берется за чью-нибудь руку. Не следует каждому брать руку соседа. Затем то же делается левой рукой. Никто не должен держать обе руки одного человека. Цель игры – развязать узел, не отпуская рук. Учащиеся могут перешагивать, изгибаться и разговаривать, пока держатся за руки. Узел считается развязанным, когда группа образует круг (иногда два пересекающихся круга). Если учащиеся начинают терять надежду, их нужно подбодрить: почти все такие узлы могут быть развязаны.
Упражнение 3 «Десять «я»»
Учащиеся на листочке пишут в колонку десять «я» затем напротив каждого «я» записывают те мысли, которые приходят в голову. Например «Я люблю шоколад».
Упражнение 4 «Фантастическая обратная связь»
Ученики садятся лицом друг к другу в два круга – внешний и внутренний. Каждый смотрит на сидящего напротив, расслабляется и высказывает ассоциации, которые у него возникают. Как вариант тренер может предложить представить сидящего напротив каким-нибудь животным. Тот, кто вызвал ассоциации, задает любые уточняющие вопросы: «Как ведет себя это животное? Оно агрессивное или нет?» и т.д. Затем ученики меняются ролями. После этого внешний круг по часовой стрелке пересаживается на одного человека. Так образуются новые пары, и все повторяется. Таких пересадок может быть 3-5, в зависимости от настроения группы. В завершение учащиеся все обобщают и делают выводы о своих свойствах и о своем отношении к другим участникам.