№ урока п/п | № урока по теме | | Тема урока | Количество часов | Характеристика основных видов учебной деятельности |
| | | Введение | 1 | |
1 | 1 | | Книга – твой друг | 1 | |
| | | Из мифологии (3 ч.) | 3 | понимать содержание основных понятий, связанных с темой, и правильно применять их; отличать мифологического героя от мифологического персонажа; применять различные виды пересказа (близко к тексту, выборочный, краткий); подбирать ключевые слова и с их помощью характеризовать текст; создавать словесные иллюстрации к тексту; сопоставлять несколько мифов и находить общие и отличительные признаки в них. |
2 | 1 | | Античный миф. «Рождение Зевса». | 1 |
3 | 2 | | Миф «Олимп». | 1 |
4 | 3 | | «Одиссей на острове циклопов. Полифем». | 1 |
| | | Из устного народного творчества | 9 | |
5 | 1 | | Загадки. | 1 | применять изученные теоретико-литературные понятия о волшебных и бытовых сказках при характеристике текста; сопоставлять волшебную и бытовую сказку и формулировать выводы о сходстве и различиях; сопоставлять миф и волшебную сказку и формулировать выводы о различиях; определять и характеризовать нравственную проблематику народной сказки; находить в тексте сказок специфическую сказочную лексику и характеризовать её роль в тексте; определять значение непонятных слов с помощью толкового словаря; составлять рассказ по картинке; создавать комментарий по иллюстрациям. |
6 | 2 | | Пословицы и поговорки. | 1 |
7 | 3 | | Литературная игра. | 1 |
8 | 4 | | Сказка. «Царевна-лягушка». | 1 |
9 | 5 | | Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает?» | 1 |
10 | 6 | | Сказки народов России. «Падчерица» | 1 |
11 | 7 | | Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению | 1 |
12 | 8 | | Создание черновика сочинения «Скоро сказка сказывается». | 1 |
13 | 9 | | Анализ письменных работ | 1 |
| | | Из древнерусской литературы | 2 | |
14 | 1 | | Из «Повести временных лет»: «Расселение славян». | 1 | характеризовать отдельные жанры литературы Древней Руси (летопись); характеризовать взгляды человека Древней Руси; характеризовать нравственную позицию автора произведений древнерусской литературы; сопоставлять мифы и произведения древнерусской литературы и характеризовать различия; формулировать микровыводы и выводы; пересказывать произведения древнерусской литературы; выражать свое отношение к человеку Древней Руси в творческой работе; привлекать материал, изученный на уроках литературы, для подготовки к урокам истории. |
15 | 2 | | «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». | 1 |
| | | Басни народов мира | 1 | |
16 | 1 | | Эзоп. «Ворон и Лисица». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». | 1 | сопоставлять и характеризовать басни по схожим сюжетам; составлять вопросы по статье учебника; выразительно читать басню, в том числе по ролям; характеризовать басенных персонажей; находить и объяснять мораль басни; подбирать синонимы к данным ключевым словам; давать обоснованный развернутый ответ на поставленный вопрос; рассказывать об истории возникновения басни в России; определять проблематику басен; сопоставлять русские и зарубежные басни со схожим сюжетом, находить в них различия и комментировать их; характеризовать образы басенных персонажей у И.А. Крылова и С.В. Михалкова в процессе сопоставления произведений; формулировать выводы о морали в баснях со схожим сюжетом; выразительно читать басню (в том числе по ролям); готовить сообщение об одном из баснописцев. |
| | | Русская басня | 6 |
17 | 1 | | Русские басни. М.В.Ломоносов «Случились два астронома в пиру…» | 1 |
18 | 2 | | Басни о Вороне и Лисице В.К.Тредиаковского, А.П.Сумарокова, И.А.Крылова. | 1 |
19 | 3 | | Басни И.А. Крылова. «Волк на псарне». | 1 |
20 | 4 | | И.А. Крылов. Басни «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Демьянова уха». | 1 |
21 | 5 | | РР1 Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова. | 1 |
22 | 6 | | Русская басня в XX веке. | 1 |
| | | Из литературы XIX века | 38 | |
23 | 1 | | А.С.Пушкин Краткие сведения о поэте. Заочная экскурсия по пушкинским местам. | 1 | составлять устный рассказ-сочинение «Таким я представляю себе А.С. Пушкина»; выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина; применять полученные сведения о выразительных средствах для характеристики лирического стихотворения поэта; находить сказочные элементы в пушкинском произведении и определять их роль; характеризовать героев и персонажей «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»; выявлять отличия сказки А.С. Пушкина от народной волшебной сказки; сопоставлять образно-выразительные средства в народной сказке и сказке А.С. Пушкина; определять гуманистическую направленность пушкинской сказки; составлять таблицы и пользоваться ими во время работы на уроке. |
24 | 2 | | А.С. Пушкин. Стихотворение «Няне». | 1 |
25 | 3 | | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». | 1 |
26 | 4 | | Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки | 1 |
27 | 5 | | А.С.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок). | 1 |
28 | 6 | | А.С.Пушкин. Стихотворение «Зимняя дорога». | 1 |
29 | 7 | | Поэзия XIX века о родной природе. | 1 | выбирать из предложенных произведений стихотворение, наиболее соответствующее собственному мироощущению и объяснять свой выбор; подбирать ключевые слова, сочетания слов и составлять небольшие тезисы для рассуждения; выразительное чтение стихотворения о природе; находить в тексте стихотворения образно-выразительные средства и определять их роль; передать свое отношение к стихотворению через иллюстрацию к тексту; сопоставлять несколько лирических стихотворений о природе; работать с библиотечными фондами. |
30 | 8 | | М.Ю.Лермонтов Краткие сведения о поэте. | 1 | подбирать ключевые слова и сочетания слов для рассказа о М.Ю. Лермонтове и характеристики стихотворения «Бородино»; характеризовать образы молодого и старого солдата, участника сражения; находить и определять тропы в стихотворении «Бородино»; объяснять значение военных терминов с помощью толкового словаря; выразительно читать стихотворения, посвященные Отечественной войне 1812 года; находить (в том числе и в Интернете) материалы, посвященные Отечественной войне 1812 года и Бородинскому сражению; подбирать строки стихотворения «Бородино» для составления подписей к презентации или мультфильму; участвовать в дискуссии «Верность долгу». |
31 | 9 | | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». | 1 |
32 | 10 | | Средства художественной выразительности в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». | 1 |
33, 34 | 11, 12 | | РР2,3. Подготовка к сочинению «Путешествие на поле славы». Анализ письменных работ | 2 |
35 | 13 | | Н.В.Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В.Гоголя. | 1 | составлять рассказ о малой родине Н.В. Гоголя; находить в гоголевском тексте элементы преданий и легенд; характеризовать образы повести по цитатному плану; характеризовать юмористические эпизоды; дать речевую характеристику персонажей повести; составлять портрет персонажа (словесное рисование); находить и определять фольклорные и мифологические мотивы в художественном тексте; готовить художественный пересказ фрагмента или эпизода; составлять вопросы для литературной викторины; сопоставлять литературное произведение и картину художника и формулировать вывод. |
36 | 14 | | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Фольклорные источники и мотивы. Историческая основа повести. Оксана и кузнец Вакула. | 1 |
37 | 15 | | Фантастика и реальность в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 |
38 | 16 | | И.С.Тургенев Детские впечатления писателя. Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново. | 1 | выполнять краткий выборочный пересказ текста; готовить художественный пересказ эпизода или фрагмента; сопоставлять характеры персонажей по заранее составленному плану; создавать устный портрет героя; давать письменный отзыв на эпизод; участвовать в дискуссии «Мог ли Герасим поступить иначе?»; читать наизусть стихотворение в прозе; характеризовать историческое прошлое России, с опорой на произведения И.С. Тургенева; сопоставлять рассказ И.С. Тургенева с тематически близкой картиной; формулировать выводы на основе сопоставления. |
39 | 17 | | И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима. | 1 |
40 | 18 | | Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и её челядью. | 1 |
41 | 19 | | Герасим и Муму. Немой протест героя – символ немоты крепостных крестьян. | 1 |
42-43 | 20, 21 | | РР5,6. Сочинение «Эпизод рассказа, который произвёл на меня самое сильное впечатление». Анализ сочинений | 2 |
44 | 22 | | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». | 1 |
45 | 23 | | Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача». | 1 |
46 | 24 | | Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта. Заочная экскурсия в Грешнево | 1 | соотносить представления, полученные при чтении художественного произведения, со сведениями по истории; сопоставлять иллюстрации и картину художника, тематически близкую стихотворению, формулировать вывод; определять лексическое значение непонятных слов по контексту и словарям; с помощью самостоятельно подобранных ключевых слов составлять рассказ о герое; определять отношение автора к изображаемым событиям и героям; придумывать идею и разрабатывать содержание устного журнала; находить, в том числе и в Интернете, необходимую информацию и иллюстративный материал для реализации творческого проекта; готовить сообщение о роли образно-выразительных средств в произведении. |
47 | 25 | | Н.А.Некрасов Особенности композиции стихотворения «Крестьянские дети». | 1 |
48 | 26 | | Основная тема стихотворения «Крестьянские дети» и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам. | 1 |
49 | 27 | | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Тройка». | 1 |
50 | 28 | | РР7. Анализ письменных работ. | 1 |
51 | 29 | | Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник». Заочная экскурсия в Ясную Поляну. | 1 | характеризовать творческую историю произведения; формулировать микровыводы и выводы об основных проблемах, поставленных в рассказе: о смысле жизни, справедливости, свободе, неволе; сопоставлять характеры центральных героев рассказа и письменно формулировать выводы; создавать устный портрет героя (словесное рисование); составлять и произносить по правилам риторики рассказа о герое на основе личных впечатлений; формулировать идею произведения; готовить сообщение о роли образно-выразительных средств в произведении («Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взглядов на жизнь и судьбу»); выявлять проблематику произведения; определять способы выражения авторского отношения к событиям и героям. |
52 | 30 | | Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. | 1 |
53 | 31 | | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | 1 |
54-55 | 32, 33 | | РР8,9. Подготовка к сочинению «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?» Анализ сочинений | 2 |
56 | 34 | | А.П.Чехов Детские и юношеские годы писателя. | 1 | готовить рассказ о жизни писателя с подбором иллюстративного материала; готовить сообщение о роли книги в жизни А.П. Чехова; определять тематику юмористических рассказов писателя; характеризовать роль антитезы и метафоры в рассказах Чехова; составлять письменный отзыв об эпизоде; формулировать микровыводы и выводы по содержанию произведения; рассказывать о личных впечатлениях; совершенствовать умение составлять словарную статью; выявлять и характеризовать жанровое своеобразие юмористических рассказов Чехова; находить в тексте художественную деталь и характеризовать ее роль; подбирать материал для проведения экспресс-опроса. |
57 | 35 | | Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник». Приёмы создания характеров и ситуаций. Жанровое своеобразие рассказа. Работа над проектом. | 1 |
58 | 36 | | Рассказ А.П.Чехова «Пересолил». | 1 |
59 | 37 | | РР10. Сочинение-юмористический рассказ о случае из жизни. | 1 |
60 | 38 | | Презентация проекта «Краткость – сестра таланта» (по творчеству А.П.Чехова). | 1 |
| | | Из литературы XX века | 27 | |
61 | 1 | | И.А.Бунин Краткие сведения о писателе. | 1 | характеризовать образ-пейзаж; определять выразительные средства создания образов и использовать их при характеристике героев и персонажей; определять характеры главных героев произведения; составлять цитатный план; составлять письменный ответ на вопрос; определять особенности стихотворения-размышления; составлять словарные статьи для электронного словаря литературоведческих терминов; проводить исследовательскую работу с текстом; подбирать материал и иллюстративный ряд для компьютерной презентации. |
62 | 2 | | Стихотворение И.Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…». Тема природы и приёмы её реализации. | 1 |
63 | 3 | | И.А.Бунин. Рассказ «В деревне». | 1 |
64 | 4 | | И.А.Бунин. «Подснежник». | 1 |
65 | 5 | | Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. | 1 | характеризовать тематику и проблематику рассказа; формулировать выводы на основе личных впечатлений от прочитанного; создавать устный портрет героя (словесное рисование); находить наиболее значимые эпизоды для характеристики героев; определять художественную идею рассказа; составлять тезисы для последующего рассказа-размышления о герое; воссоздавать портрет героя с элементами психологической характеристики; выявлять скрытую авторскую позицию (авторское отношение). |
66 | 6 | | Л.Андреев «Петька на даче». Мир города в рассказе. | 1 |
67 | 7 | | Л.Н.Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказа. | 1 |
68 | 8 | | А.И.Куприн. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия в музей А.И.Куприна в Наровчате. | 1 | пересказывать произведение с заменой лица; характеризовать образы и сюжет рассказа; - создавать устный портрет персонажа (словесное рисование); определять значение слов по контексту и с помощью словарей; готовить устный ответ по цитатному плану; выступать с сообщением об особенностях языка в рассказе; определять неочевидные смысловые связи в произведении (микромотивы и их роль в формировании темы рассказа). |
69 | 9 | | Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. | 1 |
70 | 10 | | РР11. Обучение анализу эпизода. | 1 |
71 | 11 | | А.А.Блока Детские впечатления поэта. | 1 | выразительно читать стихи А.А. Блока о природе; давать письменный отзыв о поэтическом тексте; подбирать ключевые слова для отзыва; определять идею стихотворения; создавать компьютерную презентацию «Блоковские места России»; выявлять художественный прием и характеризовать его роль в тексте; составлять письменный отзыв с элементами характеристики образно-выразительных средств поэтического языка; сопоставлять два блоковских стихотворения. |
72 | 12 | | А.А.Блок. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом…» | 1 |
73 | 13 | | С.А.Есенин. Детские годы. В есенинском Константинове. | 1 | выразительно читать стихи С.А. Есенина; составлять цитатный план рассказа на тему «Это все о России»; сопоставлять два стихотворения С.А. Есенина и формулировать вывод; характеризовать образно-поэтический язык одного стихотворения С.А. Есенина. |
74 | 14 | | С.А.Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде…» | 1 |
75 | 15 | | С.А.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» | 1 |
76 | 16 | | А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. | 1 | рассказать о детстве писателя; сопоставлять образы героев двух произведений; составлять словарь предметов и явлений, воссозданных в художественном произведении; писать словарную статью; работать с рефлексивной таблицей; готовить художественный пересказ фрагмента; характеризовать своеобразие языка произведения; готовить устное сочинение-рассуждение «Мир глазами Никиты». |
77 | 17 | | А.П.Платонов. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». | 1 |
78 | 18 | | А.П.Платонов. «Цветок на земле». | 1 |
79 | 19 | | П.П.Бажов. Краткие сведения о писателе. | 1 | составлять письменный отзыв об эпизоде; работать с рефлексивной таблицей; пересказывать текст от другого лица; отличать сказ от сказки; читать сказ выразительно (интонировать сказ); сопоставлять сказ и сказку и формулировать выводы о сходствах и различиях. |
80 | 20 | | П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова. | 1 |
81 | 21 | | П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа. | 1 |
82 | 22 | | Н.Н.Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина. | 1 | составление плана статьи учебника; готовить комментарий к книжной выставке; готовить аннотации к представленным на выставке книгам; выразительно читать по ролям; сопоставлять текст художественного произведения с картиной, имеющей относительную тематическую близость с произведением. |
83 | 23 | | Н.Н.Носов. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. | 1 |
84 | 24 | | В.П.Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». | 1 | составлять развернутые тезисы; готовить художественный пересказ текста; характеризовать образ героя; сопоставлять два рассказа; определять образно-выразительные средства произведения; включать в слайдовую презентацию рисунки учащихся и иллюстрации художников; понимать важность внимательного отношения к природе; понимать необходимость принимать правильные решения в трудных жизненных ситуациях, не теряться в минуты опасности, бороться за жизнь. |
85 | 25 | | В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | 1 |
86 | 26 | | Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас». Мир глазами ребёнка. Юмористическое и лирическое в рассказе. | 1 | участвовать в диспуте; выразительно читать текст по ролям; проводить исследовательскую работу с текстом; самостоятельно сопоставлять изучаемое произведение с ранее прочитанными и формулировать выводы; давать письменный ответ на вопрос; оформлять рефлексивную таблицу и формулировать на ее основе выводы. |
87 | 27 | | Родная природа в произведениях писателей XX века. | 1 | самостоятельно находить произведения писателей родного края о природе; выразительно читать наизусть стихи и фрагменты прозы о природе; готовить сообщение о творчестве писателя, автора произведений о природе; формулировать вывод о богатстве изображения природы в творчестве писателей России XX века; характеризовать основные признаки лирической прозы; участвовать в коллективном творческом проекте «Красота земли». |
| | | Из зарубежной литературы | 13 | |
88 | 1 | | Краткие сведения о Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 1 | выявлять и характеризовать сюжетные линии произведения; выполнять художественный пересказ фрагмента; давать оценку характеров персонажей; писать изложение с элементами сочинения; готовить книжную выставку по произведениям зарубежных писателей; давать комментарий к разделам книжной выставки; создавать иллюстрации к эпизодам романа. |
89 | 2 | | Д.Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». | 1 |
90 | 3 | | Х.К.Андерсен. Краткие сведения о писателе. Заочная экскурсия на родину сказочника. | 1 | готовить различные виды пересказа текста, в том числе художественный пересказ; создавать письменный отзыв об эпизоде; характеризовать иллюстрации к произведениям и подбирать к ним подписи из текста; заполнять и характеризовать рефлексивную таблицу |
91 | 4 | | Сказка Х.К.Андерсена «Соловей». Внутренняя и внешняя красота. | 1 |
92 | 5 | | Краткие сведения о М.Твене. Автобиографические мотивы в произведениях М.Твена. | 1 | соотносить характер персонажа с собственными чертами; выразительно читать по ролям; определять художественные детали, с помощью которых создается комическая ситуация; характеризовать роль фантазии юных героев в развитии сюжета; рассказать о приключениях героев; сопоставлять мир детства и мир взрослых. |
93 | 6 | | М.Твен. «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых. | 1 |
94 | 7 | | Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. | 1 |
95 | 8 | | Ж.Рони-Старший. Повесть «Борьба за огонь». Гуманистическое изображение древнего человека. | 1 | составлять цитатный план по материалам отдельных глав книги; устно и письменно характеризовать героя; комментировать иллюстрации в учебнике; готовить сообщение о писателе по материалам учебника и по сведениям, самостоятельно найденным (в том числе в Интернете); вырабатывать в себе гуманистические представления о мире и человеке. |
96 | 9 | | Краткие сведения о Дж.Лондоне. | 1 | создавать устный и письменный портрет героя; находить в тексте нужный эпизод и выразительно его читать; подбирать тексты к иллюстрациям; давать оценку обстоятельствам и поступкам героев; формировать в себе высокие нравственные качества. |
97 | 10 | | Д.Лондон. Раннее взросление подростка в «Сказании о Кише». | 1 |
98 | 11 | | Астрид Линдгрен. Краткие сведения о писательнице. Заочная экскурсия на родину А.Линдгрен. | 1 | готовить сообщение на материале учебника, с использованием самостоятельно найденных сведений; составлять вопросы для литературной викторины; выделять главное в прослушанном сообщении; актуализировать знания в ходе проведения викторины; готовить сообщение о мультипликационных фильмах, созданных на основе произведений А. Линдгрен. |
99 | 12 | | А.Линдгрен. Отрывки из романа «Приключения Эмиля из Леннеберги». | 1 |
100 | 13 | | Итоговый урок по курсу 5 класса | 1 | |
101 | | | Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения. | 1 | |
102 | | | Резервные уроки | 1 | |