План-конспект тематического занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе
«Собор Александра Невского»
Выполнила:
Воспитатель подготовительной группы
МБДОУ «Детский сад №18 «Паровозик»
Фролова Г.Н.
г. Нижний Новгород
2017 год
Пояснительная записка:
Цель: знакомство детей с национальными культурными православными ценностями.
Задачи:
- Познакомить детей с историей создания Собора Александра Невского и его местом в жизни современного Нижнего Новгорода;
- Познакомить детей с особенностями архитектуры и внутреннего убранства храма.
- Обогащать знания детей о предназначении храма как культурного и социального объекта;
- Обобщить знания детей об истории и культуре России.
- Развивать интерес у детей к истории родного города и района.
- Воспитывать уважительное отношение у детей к истории родного города.
Состав группы: подготовительная группа
Актуальность: приобщение детей к истории и культуре своей Родины, формирование патриотических; соответствие занятия направлениям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности в РФ.
Место НОД в программе дошкольного образования: в рамках занятий по духовно-нравственному воспитанию (региональный компонент), 2 раза в месяц.
Связь содержания с традиционными ценностями православной культуры: формирование у детей чувства уважения культуре своего народа, любви к Родине, почтительного уважение к православным традициям.
Форма проведения занятия: виртуальное путешествие.
Предполагаемый результат: обогащение знаний детей о соборе Александра Невского, формирование патриотических чувств, интереса к православной культуре.
Предварительная работа:
Экскурсия в Собор Александра Невского, рассматривание иллюстраций с изображениями храмов и соборов Нижнего Новгорода (Спасский Староярмарочный собор, Церковь Рождества Пресвятой Богородицы,Михайло-Архангельский собор).
Ход занятия.
Мотивационная часть /социальная, познавательная /
Воспитатель: Ребята, кто из вас ходил на праздник с родителями в храм?
(выслушивает и уточняет ответы детей)
Воспитатель: А знаете ли вы, что такое собор, храм?
(Воспитатель выслушивает ответы детей, обобщает , что храм - это место, где люди издавна собирались вместе, чтобы решить, как надо жить, помогать ближнему, стать самому лучше).
Воспитатель: В старые времена образованными, грамотными были священнослужители. А простые люди – горожане и крестьяне были неграмотными. В храме они могли научиться тому, как надо относиться друг к другу, к труду, к своей Родине. В храме рассказывали о том, что Господь помогает всем жить правильно, учит быть милосердными (слайд 1). В лихую годину (т.е. в трудные времена) храмы и соборы становились убежищем от врагов, т.к. они были прочными и хорошо укрепленными строениями, могли защитить и отразить вражеские атаки.
2. Основная
В.: А кто из вас знает, какой собор - самый главный в Нижнем Новгороде и почему?
(выслушивает предположения детей и подводит к выводу, что это кафедральный собор Александра Невского, т.к. там проводит службы сам митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий).
(Рассказ воспитателя строится в сопровождении компьютерной презентации)
Воспитатель: Сегодня я хотела бы вас познакомить с главной достопримечательностью Канавинского района города Нижнего Новгорода – собором Александра Невского. (слайд 2) Все храмы называются в честь святых или великих праздников. А вы помните, кто такой Александр Невский?
(обобщает ответы детей, уточняет, что Александр Невский - это великий князь, защитник Родины, победивший врага на Чудском озере, впоследствии причислен к лику святых). (слайд3)
Воспитатель: Кто-то бывал в этом красивейшем храме? Кто может сказать, где он находится? (уточняет ответы детей)
Находится этот собор на Стрелке – красивейшем месте нашего города, где две великие русские реки – Волга и Ока – встречаются друг с другом. Более 200 лет назад на этом месте нижегородцы решили построить большую ярмарку, на которую приезжали купцы, владельцы фабрик и заводов, торговые люди, чтобы показать и продать свои товары.
Но русский человек верил, что в любом начинании Господь ему поможет, поэтому в 1856 году, когда на Ярмарку приехал русский император Александр Второй, купцы попросили его построить около Ярмарки храм. На строительство храма богатые купцы, простые горожане и крестьяне 10 лет собирали пожертвования, и 8 сентября 1864 года началось строительство храма.
Вырос один из самых больших храмов России. Его высота – 87 метров (слайд 4 ). Во время разлива реки, храм заливало водой ( слайд 5), но он стоял. Прихожанами храма были, в основном, купцы, приезжавшие на ярмарку, но туда приезжали почетные гости города и даже члены царской семьи (слайд 6).
От Нижегородского Кремля к Ярмарке и Собору был сделан понтонный мост. Здесь вы его можете увидеть таким, каким он был в конце 19 века (слайд 6), а здесь видно, какой мост сейчас (слайд 7).
Во время Великой Отечественной войны на крыше собора располагались зенитные батареи, защищавшие наш город от налетов фашистской авиации.
Много лет назад собор начали восстанавливать и реставрировать стали проводить богослужения. Именно в этом храме хранится икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей его мощей. (слайд 8).
На звоннице собора находится третий по величине соборный колокол в России. Он весит 60 тонн (слайд 9). Колокол украшен рельефными иконами святых: Серафима Саровского, Макария Желтоводского, Александра Невского и основателя Нижнего Новгорода - князя Георгия Всеволодовича.
(активизирует знания детей о святых)
Воспитатель: А кто знает, где еще есть большие колокола. В каких соборах?
(активизирует знания детей и подсказывает, что в Москве есть старинный царь –колокол в Кремле, самый большой находится в Троице-Сергиевой Лавре в Киеве).
Его установили в честь 400-летия подвига нижегородского ополчения под руководством Козьмы Минина и князя Пожарского.
Воспитатель: вы помните, кто такие Минин и Пожарский? (слайд 10)
( уточняет ответы детей и напоминает об их подвиге)
Воспитатель: Отлили этот колокол на Балтийском заводе в городе Санкт-Петербурге. И перевезли по реке Волге на специальной барже в Нижний Новгород. (слайд 11)
Сейчас кафедральный собор Александра Невского является резиденцией патриарха (то есть главы) Нижегородского и Арзамасского владыки Георгия (фото 12). Именно в этот собор в первую очередь привозят святыни со всего мира, чтобы православные нижегородцы могли приложиться к ним и попросить Господа о здоровье, благополучии для всех людей.
Воспитатель:
(Творческая интерпретация полученных знаний)
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам попробовать самим изобразить наш знаменитый собор так, как вам больше нравится. Можно его наклеить из деталей , а можно построить из строительного конструктора. ( на экране виды собора).
(Дети выбирают желаемый вид деятельности.)
Педагог отвечает на возникающие вопросы, по ходу деятельности осуществляет помощь в создании конечного продукта. Напоминает о ярком запоминающемся цвете собора, который его отличает. Предлагает в ходе работы прикрепить большой колокол.
Заключительная
(Обращение к полученному опыту и знаниям, рефлексия, )
Примерные вопросы:
- Ребята, о какой достопримечательности нашего города мы сегодня узнали? - Каково назначение собора? Что там делают?
- Кто и когда построил Собор Александра Невского?
- Что показалось вам сегодня наиболее интересным из моего рассказа?
Делают выставку из работ.
Воспитатель: Ребята, какие замечательные храмы у вас получились! Спасибо вам, ребята, за прекрасныеработы. Надеюсь, что сегодняшнее занятие было интересным.
Материалы:
Компьютерная презентация «Собор Александра Невского», тонированная голубая бумага, детали для аппликации , наборы мелкого строителя (1 на подгруппу детей), виды собора (в презентации), макеты колокола.
Мотивационно-ориентировочная часть: социальная и познавательная .
Организация детской деятельности: фронтальная и подгрупповая, индивидуальная .
Методы и приемы: беседа, рассказ, уточнение, использование презентации, практическая деятельность.
Средства: ИКТ, наглядность, поощрение детей, вопросы на активизацию детского опыта и знаний, создание интереса через выбор деятельности и наглядность.
Рефлексивно-оценочная часть: анализ деятельности, подведение итогов.
Список литературы: региональные программы по патриотическому воспитанию.