Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4
г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.
«Согласовано» «Согласовано « «Утверждаю»
Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ лицей №4
------------------ З.А.Трушина лицея по УВР г.Россоши
Протокол №---------- ---------------------------- Орищенко Н.С ---------------------- -А.И.Хиценко
От «___»____________2014г. от « « ------- 2014г. Приказ №--------------
От « «------------------2014г.
Рабочая программа по биологии
в 11 «б» классе
( профильный уровень)
на 2014-2015 учебный год.
Учитель: Трушина Зинаида Афанасьевна.
2014 год
Пояснительная записка
Предлагаемая программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии и предназначена для углубленного изучения биологии.
Программа построена на принципиально важной содержательной основе — гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей, многомерности биологического разнообразия жизни; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Она предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры учащихся в процессе обучения.
Ведущими при отборе содержания профильного общеобразовательного курса биологии выступают следующие принципы:
фундаментальность;
профессиональная направленность;
связь теории с практикой.
Принцип фундаментальности требует введения в содержание курса биологических теорий, законов и закономерностей, а также методологических знаний и умений. Это позволит познакомить учащихся с такими методологическими категориями, как «объект исследования», «методы исследования», «научная гипотеза» сформировать знания о структуре биологической науки, истории её становления и развития, общенаучных и специфических методах, присущих биологии.
Из принципа профессиональной направленности вытекают требования, диктующие необходимость обогащения содержания сведениями о значении биологических знаний в жизни современного общества и каждого человека, в профессиональной деятельности людей; о научных открытиях и вкладе учёных в развитие науки; о профессиях, связанных с биологией.
Принцип связи теории с практикой предполагает включения в содержание профильного курса знаний о практической значимости биологии и биологического образования, а также предусматривает значительное увеличение деятельностного компонента, что требует расширенной тематики лабораторных и практических работ.
Содержание курса «Общая биология» в 10-11 классах в системе знаний о биологическом разнообразии строится по разделам, характеризующим разные типы биологического разнообразия: систематическое (видовое), генетическое, экосистемное, экологическое, географическое, социально-этологическое и структурное разнообразие живого мира. Также предусматривается рассмотрение вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле.
Большое внимание в программе уделяется лабораторно-практическим работам и экскурсиям, дискуссиям по новым проблемам и теориям биологии, проведению самостоятельных исследовательских и творческих работ.
Учебный предмет рассчитан на 280 учебных часа (по 4 ч в неделю в 10 и 11 классах).
Основные требования к достижениям учащихся 10-11 классов по биологии (профильный уровень)
Знать и понимать:
особенности биологических систем и происходящих в них процессов: матричных реакций, ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, видообразования, исторического развития органического мира, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
строение биологических систем разного ранга: клетки, организма, вида, биоценоза и экосистемы; методы изучения биологических систем, вклад учёных-биологов в изучении биологических систем;
основные положения биологических теорий ( клеточная теория, хромосомная теория наследственности, теория гена, синтетическая теория эволюции, теория антропосоциогенеза, теория носферогенеза, теория коэволюции природы, человека и общества);
Сущность процессов реализации генетической информации, фотосинтеза, хемосинтеза, биосинтеза белка, распада органических веществ, воспроизводства клеток и организмов, живого вещества биосферы; адаптации биологических систем к среде обитания, исторического развития и эволюционного усложнения организации и функционирования биологических систем;
Причин эволюции органического мира, устойчивости, саморегуляции, саморазвития как смены экосистем;
Возможности биологии как производительной силы современности, достижения селекции, биотехнологии, клеточной и генной инженерии, медицинской генетики;
Закономерности сосуществования природы и общества, путей рационального природопользования и необходимости сохранения биоразнообразия как основы устойчивого развития биосферы
Уметь:
Приготовлять временные микропрепараты и рассматривать их при помощи светового микроскопа на разном увеличении;
Планировать, организовывать и проводить биологические исследования в природе и в лабораторных условиях; обрабатывать полученные результаты с помощью компьютерной техники и методов математической статистики;
Устанавливать причинно-следственные связи между биологическими системами разного ранга и происходящими в них процессами;
Формулировать основные теории и законы, объясняющие структурную организацию, функционирование и развитие биологических систем: клетки, организма, вида, экосистемы,биосферы;
Приводить примеры антропогенного влияния на биосферу, а также мер её охраны;
Доказывать: родство человека с животными, историческое развитие органического мира и планетарную роль, выполняемую человечеством в сохранении жизни на Земле;
Распознавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках биологические системы и происходящие в них процессы;
Оценивать: изменения в окружающей среде, вызванные хозяйственной деятельностью человека в конкретных условиях местности; действия мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии;
Проводить наблюдения за состоянием экосистем, сезонными изменениями и развитием биогеоценозов;
Использовать различные модели при изучении биологических систем;
Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:
формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;
формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;
приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;
создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.
Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.
Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.
Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.
Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.
Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.
Программа по биологии для учащихся 10-11 классов построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.
Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.
Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.
Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на профильном уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.
В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ | Тема урока | Часы учебного времени | Плановые сроки проведения | Фактические сроки проведения |
Тема 1. Развитие представлений об эволюции живой природы додарвиновский период | 8 |
|
|
1 | Развитие биологии в додарвиновский период | | 04.09 | |
2 | Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы | | 05.09 | |
3 | Работы К.Линнея | | 05.09 | |
4 | Принципы линнеевской систематики | | 06.09 | |
5 | Труды Ж.Кювье, Ж. де Сент-Илера | | 11.09 | |
6 | Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка | | 12.09 | |
7 | Первые русские эволюционисты | | 12.09 | |
8 | контрольная работа №1 | | 13.09 | |
Тема 2. Дарвинизм | 12 | | |
9 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина | | 18.09 | |
10 | Экспедиционный материал Ч.Дарвина | | 19.09 | |
11-12 | Труды Дарвина Учение Дарвина об искусственном отборе | | 20.09 25.09 | |
13-14 | Учение Дарвина о естественном отборе | | 26.09 | |
15-16 | Вид – элементарная эволюционная единица. Учение о виде | | 27.09 02.10 | |
17 | Индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства | | 03.10 | |
18 | Борьба за существование и естественный отбор | | 03.10 | |
19 | Семинар «Развитие представлений об эволюции живой природы» | | 04.10 | |
20 | Зачет 1. «Эволюционное учение Ч.Дарвина» | | 09.10 | |
Тема 3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция | 22 | | |
21 | Генетика и эволюционная теория | | 10.10 | |
22 | Решение задач по теме «Генетика и эволюционная теория» (ЕГЭ) | | 10.10 11.10 | |
23 | Популяция – элементарная эволюционная единица | | 16.10 | |
24 | Генофонд популяций | | 17.10 | |
25 | Закон Харди-Вайнберга | | 17.10 | |
26 | Решение задач части С, используя закон Харди-Вайнберга | | 18.10 | |
27-28 | Генетические процессы в популяциях | | 23.10 24.10 | |
29 | Формы естественного отбора | | 24.10 | |
30 | Приспособленность организмов к среде обитания | | 25.10 | |
31 | Микроэволюция | | 30.10 | |
32 | Практическая работа №1 «Приспособленность организмов» | | 31.10 | |
33 | Современные представления о видообразовании | | 31.10 | |
34 | Пути и скорость видообразования | | 13.11 | |
35 | Географическое и экологическое видообразование | | 14.11 | |
36 | Эволюционная роль модификаций | | 14.11 | |
37 | Физиологические адаптации | | 15.11 | |
38 | Темпы эволюции | | 20.11 | |
39-40 | Семинар «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция» | | 21.11 21.11 | |
41 | Контрольная работа формата ЕГЭ «Микроэволюция» № 2 | | 22.11 | |
Тема 4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция | 27 | | |
42 | Главные направления эволюционного процесса | | 27.11 | |
43 | Пути достижения биологического прогресса | | 28.11 | |
44-45 | Арогенез | | 28.11 29.11 | |
46 | Практическая работа №2 «Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых» | | 04.12 | |
47 | Аллогенез | | 05.12 | |
48 | Катагенез | | 05.12 | |
49 | Основные закономерности эволюции | | 06.12 | |
50 | Конвергенция | | 11.12 | |
51 | Параллелизм | | 12.12 | |
52 | Дивергенция | | 12.12 | |
53 | Правила эволюции | | 13.12 | |
54 | Результаты эволюции | | 18.12 | |
55 | Обобщающий семинар «Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция» | | 19.12 | |
56 | Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры | | 19.12 | |
57 | Характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных | | 20.12 | |
58 | Развитие водных растений | | 25.12 | |
59 | Развитие жизни в палеозойскую эру | | 26.12 | |
60 | Эволюция растений | | 26.12 | |
61 | Главные направления эволюции позвоночных | | 27.12 | |
62 | Развитие жизни в мезозойскую эру. Эволюция растений | | 15.01 | |
63 | Эволюция наземных позвоночных | | 16.01 | |
64 | Развитие жизни в кайнозойскую эру | | 16.01 | |
65 | К/фильм «Происхождение и развитие жизни на Земле» | | 17.01 | |
66 | Возникновение и развитие приматов | | 22.01 | |
67 | Семинар на тему «Эволюционное развитие животных и растений в истории Земли» | | 23.01 | |
68 | Зачет №2 «Эволюционное развитие животных и растений в истории Земли» | | 23.01 | |
Тема 5. Происхождение человека | 12 | | |
69 | Место человека в живой природе | | 24.01 | |
70 | Признаки сходства человека с животными | | 29.01 | |
71-72 | Стадии эволюции человека | | 30.01 31.01 | |
73-74 | Свойства человека как биологического вида Решение задач части С. | | 05.02 06.02 | |
75 | Свойства человека как биосоциального существа. | | 06.02 | |
76 | Движущие силы антропогенеза | | 07.02 | |
77 | Развитие речи, сознания и общественных отношений | | 12.02 | |
78 | «Социальный дарвинизм» и расизм | | 13.02 | |
79 | Биологические свойства человеческого общества | | 13.02 | |
80 | Зачет №3. «Происхождение человека» | | 14.02 | |
Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии | | | |
Тема 6. Понятие о биосфере | 7 | | |
80-81 | Биосфера. Структура биосферы | | 19.02 20.02 | |
82-83 | Компоненты биосферы | | 21.02 26.02 | |
84-85 | Круговорот веществ в природе | | 27.02 28.02 | |
86 | Решение задач части по теме «Биосфера» | | 05.03 | |
Тема 7. Жизнь в сообществах | 8 | | |
87 | История формирования сообществ живых организмов | | 06.03 | |
88 | Геологическая история материков | | 06.03 | |
89 | Изоляция, климатические условия | | 07.03 | |
90 | Биогеография | | 12.03 | |
91 | Основные биомы суши и Мирового океана | | 14.03 | |
92 | Биогеографические области | | 19.03 | |
93-95 | Пробный экзамен в формате ЕГЭ | | 13.03 13 .03 | |
Тема 8. Взаимоотношения организма и среды | 15 | | |
96 | Биогеоценозы: экотоп и биоценоз | | 20.03 | |
97 | Компоненты биоценозов | | 20.03 | |
98 | Характеристика биоценозов | | 21.03 | |
99-100 | Абиотические факторы среды | | 02.04 03.04 | |
101 | Интенсивность действия фактора | | 03.04 | |
102 | Взаимодействия факторов среды | | 04.04 | |
103-104 | Биотические факторы среды | | 09.04 10.04 | |
105 | Цепи и сети питания | | 10.04 | |
106 | Решение задач по теме «Цепи питания» | | 11.04 | |
107 | Экологическая пирамида чисел биомассы и энергии | | 16.04 | |
108 | Смена биоценозов | | 17.04 | |
109 | Формирование новых сообществ | | 17.04 | |
110 | Контрольная работа №3 «Взаимоотношения организма и среды» | | 18.04 | |
Тема 9. Взаимоотношения между организмами | 10 | | |
111 | Формы взаимоотношений между организмами | | 23.04 | |
112-113 | Позитивные отношения | | 24.04 24.04 | |
114-115 | Антибиотические отношения | | 25.04 30.04 | |
116-117 | Происхождение и эволюция паразитизма | | 02.05 07.05 | |
118 | Нейтральные отношения | | 08.05 | |
119 | Семинар «Взаимоотношения между организмами» | | 08.05 | |
Биосфера и человек | | | |
Тема 10. Взаимосвязь природы и общества. Биология охраны природы | 11 |
|
|
120-122 | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы | | 09.05 | |
123-125 | Неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы | | 14.05 15.05 | |
126-128 | Проблемы рационального природопользования | | 15.05 16.05 | |
129 | Меры по образованию экологических комплексов | | 21.05 | |
130-131 | Экологическое образование | | 22.05 22.05 | |
132 | Урок-диспут «Человек и природа» | | 23.05 | |
133 | Зачет № 4 «Взаимоотношения между организмами. Взаимосвязь природы и общества» | | 28.05 | |
Тема 11. Бионика | 3 | | |
134 | Бионика | | 29.05 | |
135 | Формы живого в природе и их промышленные аналоги | | 29.05 | |
136 | Семинар по теме «Общая биология» | | 30.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
Для контроля знаний:
1.Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.
2.Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
3.Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.:
4.Просвещение, 2008, - 143 с. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. –
5.М.: Дрофа, 2004. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа,
6.2014. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.
7.Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.
8.В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.:
9. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
10. Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.
Литература для учителя:
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.
– М.: АСТ-пресс, 2006. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы.
Изд-во «Первое сентября», 2002. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.,
Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология.
Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания.
Задачи. – М.: Дрофа, 2002. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001. Дягтерев Н.Д.
Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. Дягтерев Н.Д.
Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. Захаров В.Б, Мустафин А.Г
Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003. Медников Б.М.
Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З
Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999. Пименов И.Н.
Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С.
Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002. Рязанова Л.А.
Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А.
Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. –М.: Айрис-пресс, 2004. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А.
Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004. Сорокина Л.В.
Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
Литература для учащихся:
Общая биология 11 – Москва: Дрофа, под редакцией профессора Захарова
2010, В.В.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология 10-11 классы. -М.: Дрофа, 2006.
В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология 10-11. - М.: Дрофа, 2007 Биология.
Общая биология: учеб. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. 
Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006. Болгова
И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005. Захаров
В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003. Иванова
Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.
Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. Пименов
И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003. Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,
Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004. Реймерс.
Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. Интернет-ресурсы: www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion;
http://chemistry48.ru
Мультимедийные пособия:
Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С»,
1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова Открытая Биология 2.5 – ООО
«Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина. Виртуальная школа
Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы –академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
