СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование 11 класс-профиль

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование уроков биологии  профильный класс.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование 11 класс-профиль»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №4

г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.







«Согласовано» «Согласовано « «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора Директор МКОУ лицей №4

------------------ З.А.Трушина лицея по УВР г.Россоши


Протокол №---------- ---------------------------- Орищенко Н.С ---------------------- -А.И.Хиценко

От «___»____________2014г. от « « ------- 2014г. Приказ №--------------

От « «------------------2014г.




Рабочая программа по биологии

в 11 «б» классе

( профильный уровень)

на 2014-2015 учебный год.




Учитель: Трушина Зинаида Афанасьевна.





2014 год




Пояснительная записка

Предлагаемая программа разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) образования по биологии и предназначена для углубленного изучения биологии.

Программа построена на принципиально важной содержательной основе — гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей, многомерности биологического разнообразия жизни; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Она предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.

Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры учащихся в процессе обучения.

Ведущими при отборе содержания профильного общеобразовательного курса биологии выступают следующие принципы:

фундаментальность;
профессиональная направленность;
связь теории с практикой.

Принцип фундаментальности требует введения в содержание курса биологических теорий, законов и закономерностей, а также методологических знаний и умений. Это позволит познакомить учащихся с такими методологическими категориями, как «объект исследования», «методы исследования», «научная гипотеза» сформировать знания о структуре биологической науки, истории её становления и развития, общенаучных и специфических методах, присущих биологии.

Из принципа профессиональной направленности вытекают требования, диктующие необходимость обогащения содержания сведениями о значении биологических знаний в жизни современного общества и каждого человека, в профессиональной деятельности людей; о научных открытиях и вкладе учёных в развитие науки; о профессиях, связанных с биологией.

Принцип связи теории с практикой предполагает включения в содержание профильного курса знаний о практической значимости биологии и биологического образования, а также предусматривает значительное увеличение деятельностного компонента, что требует расширенной тематики лабораторных и практических работ.

Содержание курса «Общая биология» в 10-11 классах в системе знаний о биологическом разнообразии строится по разделам, характеризующим разные типы биологического разнообразия: систематическое (видовое), генетическое, экосистемное, экологическое, географическое, социально-этологическое и структурное разнообразие живого мира. Также предусматривается рассмотрение вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле.

Большое внимание в программе уделяется лабораторно-практическим работам и экскурсиям, дискуссиям по новым проблемам и теориям биологии, проведению самостоятельных исследовательских и творческих работ.

Учебный предмет рассчитан на 280 учебных часа (по 4 ч в неделю в 10 и 11 классах).

Основные требования к достижениям учащихся 10-11 классов по биологии (профильный уровень)

Знать и понимать:

  • особенности биологических систем и происходящих в них процессов: матричных реакций, ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, видообразования, исторического развития органического мира, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • строение биологических систем разного ранга: клетки, организма, вида, биоценоза и экосистемы; методы изучения биологических систем, вклад учёных-биологов в изучении биологических систем;

  • основные положения биологических теорий ( клеточная теория, хромосомная теория наследственности, теория гена, синтетическая теория эволюции, теория антропосоциогенеза, теория носферогенеза, теория коэволюции природы, человека и общества);

  • Сущность процессов реализации генетической информации, фотосинтеза, хемосинтеза, биосинтеза белка, распада органических веществ, воспроизводства клеток и организмов, живого вещества биосферы; адаптации биологических систем к среде обитания, исторического развития и эволюционного усложнения организации и функционирования биологических систем;

  • Причин эволюции органического мира, устойчивости, саморегуляции, саморазвития как смены экосистем;

  • Возможности биологии как производительной силы современности, достижения селекции, биотехнологии, клеточной и генной инженерии, медицинской генетики;

  • Закономерности сосуществования природы и общества, путей рационального природопользования и необходимости сохранения биоразнообразия как основы устойчивого развития биосферы

Уметь:

  • Приготовлять временные микропрепараты и рассматривать их при помощи светового микроскопа на разном увеличении;

  • Планировать, организовывать и проводить биологические исследования в природе и в лабораторных условиях; обрабатывать полученные результаты с помощью компьютерной техники и методов математической статистики;

  • Устанавливать причинно-следственные связи между биологическими системами разного ранга и происходящими в них процессами;

  • Формулировать основные теории и законы, объясняющие структурную организацию, функционирование и развитие биологических систем: клетки, организма, вида, экосистемы,биосферы;

  • Приводить примеры антропогенного влияния на биосферу, а также мер её охраны;

  • Доказывать: родство человека с животными, историческое развитие органического мира и планетарную роль, выполняемую человечеством в сохранении жизни на Земле;

  • Распознавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках биологические системы и происходящие в них процессы;

  • Оценивать: изменения в окружающей среде, вызванные хозяйственной деятельностью человека в конкретных условиях местности; действия мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии;

  • Проводить наблюдения за состоянием экосистем, сезонными изменениями и развитием биогеоценозов;

  • Использовать различные модели при изучении биологических систем;



Задачи, решаемые в процессе обучения биологии в школе:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

  • приобретение школьниками опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

  • воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности учащихся через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

  • создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

Результат обучения школьников биологии в соответствии с государственным образовательным стандартом представлен требованиями к уровню подготовки выпускников соответствующей ступени образования. Результат образования оценивается системой трех взаимосвязанных компонентов: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной.

Программа по биологии для учащихся 10-11 классов построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на профильном уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности школьников. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у школьников естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.








Календарно-тематическое планирование 11 класс


Тема урока

Часы учебного времени

Плановые сроки проведения

Фактические сроки проведения

Тема 1. Развитие представлений об эволюции живой природы

додарвиновский период


8







1

Развитие биологии в додарвиновский период


04.09


2

Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы


05.09


3

Работы К.Линнея


05.09


4

Принципы линнеевской систематики


06.09


5

Труды Ж.Кювье, Ж. де Сент-Илера


11.09


6

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка


12.09


7

Первые русские эволюционисты


12.09


8

контрольная работа №1


13.09


Тема 2. Дарвинизм

12



9

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина


18.09


10

Экспедиционный материал Ч.Дарвина


19.09


11-12

Труды Дарвина

Учение Дарвина об искусственном отборе


20.09

25.09


13-14

Учение Дарвина о естественном отборе


26.09


15-16

Вид – элементарная эволюционная единица.

Учение о виде


27.09

02.10


17

Индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства


03.10


18

Борьба за существование и естественный отбор


03.10


19

Семинар «Развитие представлений об эволюции живой природы»


04.10


20

Зачет 1. «Эволюционное учение Ч.Дарвина»


09.10


Тема 3. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция

22



21

Генетика и эволюционная теория


10.10


22

Решение задач по теме «Генетика и эволюционная теория» (ЕГЭ)


10.10

11.10


23

Популяция – элементарная эволюционная единица


16.10


24

Генофонд популяций


17.10


25

Закон Харди-Вайнберга


17.10


26

Решение задач части С, используя закон Харди-Вайнберга


18.10


27-28

Генетические процессы в популяциях


23.10

24.10


29

Формы естественного отбора


24.10


30

Приспособленность организмов к среде обитания


25.10


31

Микроэволюция


30.10


32

Практическая работа №1 «Приспособленность организмов»


31.10


33

Современные представления о видообразовании


31.10


34

Пути и скорость видообразования


13.11


35

Географическое и экологическое видообразование


14.11


36

Эволюционная роль модификаций


14.11


37

Физиологические адаптации


15.11


38

Темпы эволюции


20.11


39-40

Семинар «Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция»


21.11

21.11


41

Контрольная работа формата ЕГЭ «Микроэволюция» № 2



22.11


Тема 4. Основные закономерности эволюции. Макроэволюция

27



42

Главные направления эволюционного процесса


27.11


43

Пути достижения биологического прогресса


28.11


44-45

Арогенез


28.11

29.11


46

Практическая работа №2 «Выявление ароморфозов у растений и идиоадаптаций у насекомых»


04.12


47

Аллогенез


05.12


48

Катагенез


05.12


49

Основные закономерности эволюции


06.12


50

Конвергенция


11.12


51

Параллелизм


12.12


52

Дивергенция


12.12


53

Правила эволюции


13.12


54

Результаты эволюции


18.12


55

Обобщающий семинар «Биологические последствия приобретения приспособлений. Макроэволюция»


19.12


56

Развитие жизни в архейскую и протерозойскую эры


19.12


57

Характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных


20.12


58

Развитие водных растений


25.12


59

Развитие жизни в палеозойскую эру


26.12


60

Эволюция растений


26.12


61

Главные направления эволюции позвоночных


27.12


62

Развитие жизни в мезозойскую эру. Эволюция растений


15.01


63

Эволюция наземных позвоночных


16.01


64

Развитие жизни в кайнозойскую эру


16.01


65

К/фильм «Происхождение и развитие жизни на Земле»


17.01


66

Возникновение и развитие приматов


22.01


67

Семинар на тему «Эволюционное развитие животных и растений в истории Земли»


23.01


68

Зачет №2 «Эволюционное развитие животных и растений в истории Земли»


23.01


Тема 5. Происхождение человека

12



69

Место человека в живой природе



24.01


70

Признаки сходства человека с животными


29.01


71-72

Стадии эволюции человека


30.01

31.01


73-74

Свойства человека как биологического вида

Решение задач части С.


05.02

06.02


75

Свойства человека как биосоциального существа.


06.02


76

Движущие силы антропогенеза


07.02


77

Развитие речи, сознания и общественных отношений


12.02


78

«Социальный дарвинизм» и расизм


13.02


79

Биологические свойства человеческого общества


13.02


80

Зачет №3. «Происхождение человека»


14.02


Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии




Тема 6. Понятие о биосфере

7



80-81

Биосфера. Структура биосферы

19.02

20.02


82-83

Компоненты биосферы


21.02

26.02


84-85

Круговорот веществ в природе


27.02

28.02


86

Решение задач части по теме «Биосфера»


05.03


Тема 7. Жизнь в сообществах

8



87

История формирования сообществ живых организмов


06.03


88

Геологическая история материков


06.03


89

Изоляция, климатические условия


07.03


90

Биогеография


12.03


91

Основные биомы суши и Мирового океана


14.03


92

Биогеографические области


19.03


93-95

Пробный экзамен в формате ЕГЭ


13.03

13 .03


Тема 8. Взаимоотношения организма и среды

15



96

Биогеоценозы: экотоп и биоценоз


20.03


97

Компоненты биоценозов


20.03


98

Характеристика биоценозов


21.03


99-100

Абиотические факторы среды


02.04

03.04


101

Интенсивность действия фактора


03.04


102

Взаимодействия факторов среды


04.04


103-104

Биотические факторы среды


09.04

10.04


105

Цепи и сети питания


10.04


106

Решение задач по теме «Цепи питания»


11.04


107

Экологическая пирамида чисел биомассы и энергии


16.04


108

Смена биоценозов


17.04


109

Формирование новых сообществ


17.04


110

Контрольная работа №3 «Взаимоотношения организма и среды»


18.04


Тема 9. Взаимоотношения между организмами

10



111

Формы взаимоотношений между организмами


23.04


112-113

Позитивные отношения


24.04

24.04


114-115

Антибиотические отношения


25.04

30.04


116-117

Происхождение и эволюция паразитизма


02.05

07.05


118

Нейтральные отношения


08.05


119

Семинар «Взаимоотношения между организмами»


08.05


Биосфера и человек




Тема 10. Взаимосвязь природы и общества.

Биология охраны природы

11








120-122

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы


09.05


123-125

Неисчерпаемые и исчерпаемые ресурсы


14.05

15.05


126-128

Проблемы рационального природопользования


15.05

16.05


129

Меры по образованию экологических комплексов


21.05


130-131

Экологическое образование


22.05

22.05


132

Урок-диспут «Человек и природа»


23.05


133

Зачет № 4 «Взаимоотношения между организмами. Взаимосвязь природы и общества»


28.05


Тема 11. Бионика

3



134

Бионика


29.05


135

Формы живого в природе и их промышленные аналоги


29.05


136

Семинар по теме «Общая биология»


30.05








Учебно-методическое обеспечение

Для контроля знаний:

1.Л.П. Анастасова. Общая биология. Дидактические материалы. – М.: Вентана-Граф, 1997 – 240 с.

2.Биология 10-11Практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений.

3.Профильный уровень. /Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин/ - М.:

4.Просвещение, 2008, - 143 с. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Человек. –

5.М.: Дрофа, 2004. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Растения– М.: Дрофа,

6.2014. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Животные. – М.: Дрофа, 2004.

7.Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология – М.: Дрофа, 2004.

8.В.Б. Захаров Общая биология: тесты, вопросы, задания: 9-11 кл. В.Б. Захаров и др. – М.:

9. А.А. Каменский и др. 1000 вопросов и ответов. Биология: учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.

10. Г. И. Лернер Общая биология. Поурочные тесты и задания. – М.: Аквариум, 1998.

Литература для учителя:

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.

– М.: АСТ-пресс, 2006. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы.

Изд-во «Первое сентября», 2002. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.,

Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология.

Человек. Общая биология. 8-11 класс: Вопросы. Задания.

Задачи. – М.: Дрофа, 2002. Донецкая Э.Г., Лунева И.О., Панфилова Л.А. Актуальные вопросы биологии. – Саратов: Лицей, 2001. Дягтерев Н.Д.

Генная инженерия: спасение или гибель человечества. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. Дягтерев Н.Д.

Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. Захаров В.Б, Мустафин А.Г

Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003. Медников Б.М.

Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 2006. Мишина Н.В. Задания для самостоятельной работы по общей биологии. 11 класс. – М.: Просвещение, 1985. Мягкова А.Н., Калинова Г.С., Резникова В.З

Зачеты по биологии: Общая биология. – М.: Лист, 1999. Пименов И.Н.

Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003. Пуговкин А.П., Пуговкина Н.А., Михеев В.С.

Практикум по общей биологии. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2002. Рязанова Л.А.

Практикум по генетике в школе. – Челябинск: ЧГПИ, 1995. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А.

Общая биология. 10 класс: пособие для учителя. –М.: Айрис-пресс, 2004. Сивоглазов В.И., Сухова Т.С., Козлова Т.А.

Общая биология. 11 класс: пособие для учителя. – М.: Айрис-пресс, 2004. Сорокина Л.В.

Тематические зачеты по биологии. 10-11 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.


Литература для учащихся:

Общая биология 11 – Москва: Дрофа, под редакцией профессора Захарова

2010, В.В.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Общая биология 10-11 классы. -М.: Дрофа, 2006.

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. Общая биология 10-11. - М.: Дрофа, 2007 Биология.

Общая биология: учеб. Для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: профильный уровень /под. Ред. В.К Шумного и Г.М. Дымшица/.- М., Просвещение, 2006. Богданова Т.Л., Солодова Е.А.

Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006. Болгова

И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в ВУЗы. – М.: Оникс 21 век, 2005. Захаров

В.Б, Мустафин А.Г. Общая биология: тесты, вопросы, задания. – М.: Просвещение, 2003. Иванова

Т.В., Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Сборник заданий по общей биологии. – М.: Просвещение, 2002.

Дягтерев Н.Д. Клонирование: правда и вымысел. – СПб.: ИК «Невский проспект», 2002. Пименов

И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003. Пономарева И.Н., Корнилова О.А.,

Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Общая биология. 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2004. Реймерс.

Популярный биологический словарь. – М.: Просвещение, 1991. Шишкинская Н.А. Генетика и селекция: Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. Интернет-ресурсы: www.bio.1september.ru; www.bio.nature.ru; www.edios.ru; www.km.ru/educftion;

http://chemistry48.ru


Мультимедийные пособия:

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005. 1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С»,

1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова Открытая Биология 2.5 – ООО

«Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина. Виртуальная школа

Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы –академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.