ПРИЛОЖЕНИЕ
к рабочей программе по окружающему миру
1 – 4 классов,
утвержденное приказом директора
МБОУ школа № 39 от ___________ № _____
Календарно-тематическое планирование
учебных занятий
2 класс
Разработала
учитель начальных классов
Тематическое планирование
Разделы | Коли- чество часов | Контрольно-обобщающие уроки | Итоговая комплексная работа | Практическая часть |
Экскур- сии | Опыты | Практиче- ские работы |
Что окружает человека | 1 ч. | | | | | |
Кто ты такой | 14 ч. | 1 | | | | 2 |
Кто живет рядом с тобой | 6 ч. | | | | | 1 |
Россия - твоя Родина | 13 ч. | 1 | | 3 | | |
Мы жители Земли | 9 ч. | 1 | | | | 1 |
Природные сообщества | 23 ч. | 1 | 1 | 3 | | 2 |
Природа и человек | 2 ч. | | | | | 1 |
Итого | 68 ч. | 4 | 1 | 6 | | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ п\п | № по разделу | Раздел, тема урока | Тип урока | Практическая часть | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Корректировка |
| 1 | Введение. Что тебя окружает? | | | | | |
1 | 1 | Окружающий нас мир Бывают ли на свете чудеса? | УОНЗ | | Классификация объектов окружающего мира: объекты живой/неживой природы; изделия, сделанные руками человека. Различение: прошлое — настоящее — будущее | 05.09 | |
| 14 | Кто ты такой | | | | | |
2 | 1 | Я, ты, он, она… Все мы - люди | УОНЗ | | Сравнение портретов разных людей. Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Какой я»). Дидактические игры: удержание цели, соблюдение правил. Наблюдения: деятельность разных органов чувств. Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность | 07.09 | |
3 | 2 | Наши помощники – органы чувств | УОНЗ | | 12.09 | |
4 | 3 | Поговорим о здоровье | УОН3 | ОБЖ: правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае | 14.09 | |
5 | 4 | Если произошел несчастный случай | УОНЗ | Пр.р.: Первая помощь при ожогах, порезах, ударах | 19.09 | |
6 | 5 | Режим дня | УОН3 | Пр.р.: Составление режима дня для будней и выходных | 21.09 | |
7 | 6 | Поговорим о часах | УОНЗ | | 26.09 | |
8 | 7 | Физическая культура | УОНЗ | | 28.09 | |
9 | 8 | Закаляться может каждый | УОНЗ | | 03.10 | |
10 | 9 | Почему нужно правильно питаться | УОНЗ | | 05.10 | |
11 | 10 | О витаминах Умеем ли мы есть? | УОНЗ | | 10.10 | |
12 | 11 | Почему нужно быть осторожным | УОНЗ | ОБЖ: Правила поведения на дороге | 12.10 | |
13 | 12 | Чтобы избежать неприятностей | УОНЗ | ОБЖ: Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством) | 17.10 | |
14 | 13 | Можно ли изменить себя? | УОНЗ | | 19.10 | |
15 | 14 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Кто ты такой» | ТК | | | 24.10 | |
| 6 | Кто живёт рядом с тобой | | | | | |
16 | 1 | Что такое семья | УОНЗ | Пр.р.: Составление семейного древа | Коммуникативная деятельность (описательный рассказ на тему «Моя семья»). Моделирование ситуаций на правила поведения со взрослыми, сверстниками. Классификация качеств по признаку положительное — отрицательное (добрый — жадный, справедливый — несправедливый и др.). Сравнение поведения героев художественных произведений, реальных лиц в разных этических ситуациях | 26.10 | |
17 | 2 | Кто занимается домашним хозяйством? | УОНЗ | | 07.11 | 31.10 |
18 | 3 | Чем семья занимается в свободное время. | УОНЗ | | 09.11 | |
19 | 4 | Какие бывают правила | УОНЗ | | 14.11 | |
20 | 5 | О дружбе | УОНЗ | ОБЖ: Помощь человеку, попавшему в беду. | 16.11 | |
21 | 6 | Могут ли обидеть жесты и мимика. | УОНЗ | | 21.11 | |
| 13 | Россия — твоя Родина | | | | | |
22 | 1 | Родина – что это значит? | УОНЗ | | Характеристика понятий «Родина», «родной край» Подбор синонимов к слову «Родина». Характеристика прав и обязанностей граждан России. Наблюдения труда, быта людей родного края. Моделирование воображаемых ситуаций: путешествие по России. Узнавание города по его достопримечательностям | 23.11 | |
23 | 2 | История рассказывает о прошлом. Как Русь начиналась | УОНЗ | | | |
24 | 3 | Москва – столица России | УОНЗ | | 28.11 | |
25 | 4 | Как Москва строилась | УОНЗ | | 30.11 | |
26 | 5 | Города России | УОНЗ | | 05.12 | |
27 | 6 | Города России | УОНЗ | | 07.12 | |
28 | 7 | Родной край – частица Родины | УОНЗ | Экскурсия в краеведческий музей | 12.12 | |
29 | 8 | Как трудятся россияне | УОНЗ | | 14.12 | |
30 | 9 | О занятиях наших предков | УОНЗ | | 19.12 | |
31 | 10 | Все профессии важны | УОНЗ | Экскурсия на предприятие (почта) | 21.12 | |
32 | 11 | Мы – граждане России | УОНЗ | | 26.12 | |
33 | 12 | Россия – многонациональная страна | УОНЗ | Экскурсия в Дом книги | 11.01 | |
34 | 13 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Россия – твоя Родина» | ТК | | 16.01 | |
| 9 | Мы — жители Земли | | | | | |
35 | 1 | Твоё первое знакомство со звёздами | УОНЗ | | Характеристика планет Солнечной системы Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. | 18.01 | |
36 | 2 | Чем Земля отличается от других планет? | УОНЗ | | 23.01 | |
37 | 3 | Глобус – модель Земли | УОНЗ | | 25.01 | |
38 | 4 | Царства природы. Бактерии. | УОНЗ | | 30.01 | |
39 | 5 | Грибы. | УОНЗ | Пр.р. с муляжами (съедобные и несъедобные грибы) | 01.02 | |
40 | 6 | Какие животные обитают на Земле | УОНЗ | | 06.02 | |
41 | 7 | Разнообразие растений | УОНЗ | | 08.02 | |
42 | 8 | Условия роста и развития растения | УОНЗ | | 13.02 | |
43 | 9 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Мы — жители Земли» | ТК | | 15.02 | |
| 23 | Природные сообщества | | | | | |
44 | 1 | Среда обитания – что это такое? | УОНЗ | | Классификация объектов природы по признаку принадлежности к царству природы. Работа со схемой «Царства природы». Характеристика растений и животных данного сообщества (луг, лес, поле, водоём, сад, огород). Коммуникативная деятельность: описательный рассказ о представителях сообщества. Различение: культурные — дикорастущие растения | 20.02 | |
45 | 2 | Лес - многоэтажный дом | УОНЗ | Экскурсия в лес | 22.02 | |
46 | 3 | Деревья леса | УОНЗ | Пр.р. с натуральными объектами | 27.02 |
47 | 4 | Кустарники леса | УОНЗ | | 01.03 | |
48 | 5 | Травянистые растения леса Лесная аптека | УОНЗ | | 06.03 | |
49 | 6 | Животные леса | УОНЗ | | 08.03 | |
50 | 7 | Птицы – лесные жители | УОНЗ | | 13.03 | |
51 | 8 | Пресмыкающиеся – обитатели леса | УОНЗ | | 15.03 | |
52 | 9 | Насекомые леса | УОНЗ | | 20.03 | |
53 | 10 | Если ты пришел в лес… | УОНЗ | ОБЖ: Правила безопасного поведения в лесу | 22.03 | |
54 | 11 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Лес - многоэтажный дом» | ТК | | 03.04 | |
55 | 12 | Что мы знаем о воде | УОНЗ | | 05.04 | |
56 | 13 | Путешествие капельки | УОНЗ | | 10.04 | |
57 | 14 | Какие бывают водоемы | УОНЗ | Экскурсия на водоем | 12.04 | |
58 | 15 | Болото – естественный водоем | УОНЗ | | 17.04 | |
59 | 16 | Что такое река | УОНЗ | | 19.04 | |
60 | 17 | Обитатели пресных вод. | УОНЗ | | 24.04 | |
61 | 18 | Животные и растения | УОНЗ | | 26.04 | |
62 | 19 | Обитатели соленых водоемов | УОНЗ | | 01.05 | |
63 | 20 | Итоговая контрольная работа | ИК | | 03.05 | |
64 | 21 | Луг и его обитатели | УОНЗ | Экскурсия на луг | 08.05 | |
65 | 22 | Поле и его обитатели. | УОНЗ | | 10.05 | |
66 | 23 | Сад и его обитатели | УОНЗ | Пр.р. с гербарием «Растения разных сообществ» | 15.05 | |
| 2 | Природа и человек | | | | | |
67 | 1 | Человек – часть природы | УОНЗ | Пр.р. с гербарием (редкие растения) | Моделирование ситуаций: человек и природа. Поиск информации на тему «Роль человека в сохранении и умножении природных богатств. Правила поведения в природе» | 17.05 | |
68 | 2 | Человек – часть природы | УР | | 22.05 | |
Условные обозначения:
УОНЗ - урок открытия новых знаний
УР - урок рефлексии
УОН - урок общеметодологической направленности
УРК - урок развивающего контроля
ТК - текущий контроль
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу обучения во 2 классе учащиеся научатся:
составлять небольшие тексты о семье, труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
называть основные права и обязанности граждан России, права ребёнка;
оценивать жизненную ситуацию, а так же представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
различать (соотносить) прошлое, настоящее и будущее; год, век (столетие); соотносить событие с его датой;
характеризовать кратко Солнечную систему; называть отличия Земли от других планет;
называть царства природы;
описывать признаки животного и растения как живого существа;
моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
различать состояние воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям обитания.
К концу 2 класса учащиеся могут научиться:
«читать» информацию, представленную в виде схемы;
воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе – описании) изученные сведения из истории Москвы;
ориентироваться в понятиях: «Солнечная система», «сообщество», «деревья», «кустарники», «травы», «лекарственные растения», «ядовитые растения», «плодовые культуры», «ягодные культуры»;
проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
приводить примеры растений и животных из Красной книги России (на примере своей местности)
Критерии нормы оценки знаний
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания: поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания.
Оценка “5″ ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка “4″ ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки “5″, но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка “3″ ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка “2″ ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности.
Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам. Выполненная работа оценивается отметками “зачет” или “незачет”. Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку (“зачет”), если он дал не менее 75% правильных ответов. Как один из вариантов оценивания:
“ВЫСОКИЙ” – все предложенные задания выполнены правильно;
“СРЕДНИЙ” – все задания с незначительными погрешностями;
“НИЗКИЙ” – выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания,
аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.
Базовый уровень 0-39% 40-59% 60-79% 80 – 100%
менее 15 баллов 16 – 19 балла 20 -24 баллов 25-30 баллов
«2» «3» «4» «5»
Учебно-методический комплект
Учебник:
Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова – М:Вентана-Граф, 2012.
Дидактическая литература:
Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова – М:Вентана-Граф, 2012.
Методическая литература:
Окружающий мир: 1- 2 классы: методика обучения./ Н.Ф.Виноградова. – М: Вентана-Граф, 2012
Цифровые образовательные ресурсы:
http://danilova.ru/storage/present.htm
http://www.planetaskazok.ru/nanaiskye/ajogananayskz
http://900igr.net/prezentatsii/izo/KHudozhniki.html
http://www.rusedu.ru/detail_20812.html
http://pedsovet.su
http://nspontal.ru
http://metodsovet.su
http://www.zavuch.info/methodlib/318/60799/
http://5klass.net/zip/okruzhajuschij-mir/Raznoobrazie-zhivotnykh-3-klass.zip