№ п/п | Дата по плану | Дата факт | Наименование темы | Колич. часов | Основные виды учебной деятельности | Вид контроля |
1 | 09/06/16 | | Как устроен мир» (6 часов) Природа. | 1 ч. | Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку. | Текущий |
2 | 09/08/16 | | Человек. | 1 ч. | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. | Текущий |
3 | 09/13/16 | | Проект «Богатства, отданные людям». | 1 ч. | Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы. | Тематический |
4 | 09/15/16 | | Общество. | 1 ч. | Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Текущий |
5 | 09/20/16 | | Что такое экология. | 1 ч. | Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Текущий |
6 | 09/22/16 | | Природа в опасности | 1 ч. | Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки. | Текущий |
7 | 09/27/16 | | Эта удивительная природа(18 часов) Тела, вещества, частицы. | 1 ч. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества. | Текущий |
8 | 09/29/16 | | Разнообразие веществ. | 1 ч. | Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. | Текущий |
9 | 10/04/16 | | Воздух и его охрана. | 1 ч. | Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха. | Текущий |
10 | 10/06/16 | | Вода. | 1 ч. | Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. | Текущий |
11 | 10/11/16 | | Превращения и круговорот воды. | 1 ч. | Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара. | Текущий |
12 | 10/13/16 | | Берегите воду! | 1 ч. | Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. | Текущий |
13 | 10/18/16 | | Как разрушаются камни. | 1 ч. | Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении. | Текущий |
14 | 10/20/16 | | Что такое почва. | 1 ч. | Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента. | Текущий |
15 | 10/20/16 | | Разнообразие растений. | 1 ч. | Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений. | Текущий |
16 | 10/25/16 | | Солнце, растения и мы с вами. | 1 ч. | Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы. | Текущий |
17 | 10/27/16 | | Размножение и развитие растений. | 1 ч. | Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений. | Текущий |
18 | | | Охрана растений. | 1 ч. | Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения». | Текущий |
19 | | | Разнообразие животных. | 1 ч. | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Классифицировать животных. | Текущий |
20 | | | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». | 1 ч. | Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Составлять и презентовать «Книгу природы родного края». | Тематический |
21 | | | Размножение и развитие животных. | 1 ч. | Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве. | Текущий |
22 | | | Охрана животных. | 1 ч. | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе. | Текущий |
23 | | | В царстве грибов. | 1 ч. | Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников. | Текущий |
24 | | | Великий круговорот жизни. | 1 ч. | Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе. | Текущий |
25 | | | «Мы и наше здоровье» (10 часов) Организм человека. | 1 ч. | Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. | Текущий |
26 | | | Органы чувств. | 1 ч. | Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств. | Текущий |
27 | | | Надёжная защита организма. | 1 ч. | Практическая работа: изучить свойства кожи. Осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей. | Текущий |
28 | | | Опора тела и движение. | 1 ч. | Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. | Текущий |
29 | | | Наше питание. Проект «Школа кулинаров». | 1 ч. | Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания. | Тематический |
30 | | | Дыхание и кровообращение. | 1 ч. | Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье. | Текущий |
31 | | | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | 1 ч. | Выполнять задания; проверять свои знания. | Итоговый |
32 | | | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». | 1 ч. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Тематический |
33 | | | Умей упреждать болезни. | 1 ч. | Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний. | Текущий |
34 | | | Здоровый образ жизни. | 1 ч. | Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать. | Текущий |
35 | | | «Наша безопасность» (7 часов) Огонь, вода и газ. / | 1 ч. . | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. | Текущий |
36 | | | Чтобы путь был счастливым. | 1 ч. | Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры. | Текущий |
37 | | | Дорожные знаки. | 1 ч. | Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков. | Текущий |
38 | | | Проект «Кто нас защищает» | 1 ч. | Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. | Тематический |
39 | | | Опасные места. | 1 ч. | Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест. | Текущий |
40 | | | Природа и наша безо пасность. | 1 ч. | Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа. | Текущий |
41 | | | Экологическая безопас- ность. | 1 ч. | Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. | Текущий |
42 | | | «Чему учит экономика» (12 часов) Для чего нужна экономика | 1 ч. | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня. | Текущий |
43 | | | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 ч. | Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике. | Текущий |
44 | | | Полезные ископаемые. | 1 ч. | Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. | Текущий |
45 | | | Растениеводство | 1 ч. | Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. | Текущий |
46 | | | Животноводство. | 1 ч. | Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. | Текущий |
47 | | | Какая бывает промыш-ленность. | 1 ч. | Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. | Текущий |
48 | | | Проект «Экономика родного края». | 1 ч. | Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | Тематический |
49 | | | Что такое деньги. | 1 ч. | Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их. | Текущий |
50 | | | Государственный бюджет. | 1 ч. | Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач. | Текущий |
51 | | | Семейный бюджет. | 1 ч. | Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет. | Текущий |
52-53 | | | Экономика и экология. | 2 ч | Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе. | Текущий |
54-56 | | | Путешествия по городам и странам» (15 часов) Золотое кольцо России. | 3 ч | Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца. | Текущий |
57 | | | Проект «Музей путешествий» | 1 ч. | Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. | Тематический |
58 | | | Наши ближайшие соседи. | 1 ч. | Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией. | Текущий |
59 | | | На севере Европы. | 1 ч. | Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы. | Текущий |
60 | | | Что такое Бенилюкс. | 1 ч. | Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга. | Текущий |
61 | | | В центре Европы. | 1 ч. | Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии. | Текущий |
62 | | | По Франции и Великоб-ритании (Франция) | 1 ч. | Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции. | Текущий |
63 | | | По Франции и Великоб-ритании (Великоб-ритания). | 1 ч. | Самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Великобритании. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании. | Текущий |
64 | | | На юге Европы. | 1 ч. | Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии. | Текущий |
65 | | | По знаменитый местам мира. | 1 ч. | Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения. | Текущий |
66 | | | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. | 1 ч. | Выполнять задания; проверять свои знания. | Итоговый |
67 | | | Презентация проектов «Кто нас защищает» | 1 ч. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Текущий |
68 | | | Презентация проектов «Экономика родного края», «Музей путешест вий». | 1 ч. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | Тематический |
1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: «Просвещение», 2011год
2. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: «Просвещение», 2011 год.
3. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие. – М.: «Планета», 2015 год.
4. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по окружающему миру. 3 класс. М.: «ВАКО», 2013 год.
1.Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях. Плешаков А.А. М.: «Просвещение», 2015год.
2.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. Плешаков А.А. М.: «Просвещение», 2015год.
3.«Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А., Румянцев А.А. М.: «Просвещение», 2013год.
4.«Зеленые страницы» Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А. М.: «Просвещение», 2013год.
5.А.А. Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба», пособие для учащихся. Москва «Просвещение», 2010 год
6.Тесты по предмету «Окружающий мир», в 2-х частях, 3 класс Е.М. Тихомирова. М.: «Просвещение», 2014 год.
7. КИМ по окружающему миру. 3 класс. Яценко И.Ф. М.: «ВАКО», 2015год
5.Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложен