СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование "Окружающий мир" 3  класс "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21 г. Воронежа







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР



3 «А» класс

2016 – 20167учебный год





Автор-составитель:Горбунова Т.В.,

учитель начальных

классов ПКК





Воронеж 2015


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс


п/п

Дата

по плану


Дата факт

Наименование темы

Колич. часов

Основные виды

учебной деятельности

Вид контроля

1

09/06/16



Как устроен мир» (6 часов)

Природа.





1 ч.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку.

Текущий

2

09/08/16


Человек.


1 ч.

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека.

Текущий

3

09/13/16


Проект «Богатства, отданные людям».


1 ч.

Учиться распределять обязанности по проекту в группах; собирать материал; подбирать иллюстративный материал, изготавливать недостающие иллюстрации, оформлять стенд; презентовать проект; оценивать результаты работы.

Тематический

4

09/15/16


Общество.


1 ч.

Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

5

09/20/16


Что такое экология.


1 ч.

Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Текущий

6

09/22/16


Природа в опасности


1 ч.

Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.

Текущий

7

09/27/16


Эта удивительная природа(18 часов)



Тела, вещества, частицы.






1 ч.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества.

Текущий

8

09/29/16


Разнообразие веществ.



1 ч.

Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты.

Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради.

Текущий

9

10/04/16


Воздух и его охрана.


1 ч.

Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.

Текущий

10

10/06/16


Вода.


1 ч.

Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя.

Текущий

11

10/11/16


Превращения и круговорот воды.


1 ч.

Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара.

Текущий

12

10/13/16


Берегите воду!


1 ч.

Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели.

Текущий

13

10/18/16


Как разрушаются камни.



1 ч.

Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении.

Текущий

14

10/20/16


Что такое почва.



1 ч.

Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента.

Текущий

15

10/20/16


Разнообразие растений.

1 ч.

Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений.

Текущий

16

10/25/16


Солнце, растения и мы с вами.

1 ч.

Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы.

Текущий

17

10/27/16


Размножение и развитие растений.



1 ч.

Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений.

Текущий

18



Охрана растений.



1 ч.

Актуализировать сведения об исчезающих и редких растениях. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Оформлять памятку «Берегите растения».

Текущий

19



Разнообразие животных.

1 ч.

Понимать учебную задачу и стремиться её выполнить. Классифицировать животных.

Текущий

20



Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края».

1 ч.

Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Составлять и презентовать «Книгу природы родного края».

Тематический

21



Размножение и развитие животных.

1 ч.

Характеризовать животных разных групп по способу размножения, моделировать стадии размножения животных разных групп. Рассказывать, как заботятся домашние животные о своём потомстве.

Текущий

22



Охрана животных.

1 ч.

Актуализировать знания о редких и исчезающих животных. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир. Формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе.

Текущий

23



В царстве грибов.

1 ч.

Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников.

Текущий

24



Великий круговорот жизни.



1 ч.

Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе.

Текущий

25



«Мы и наше здоровье» (10 часов)

Организм человека.




1 ч.

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника.

Текущий

26



Органы чувств.

1 ч.

Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены органов чувств.

Текущий

27



Надёжная защита организма.



1 ч.

Практическая работа: изучить свойства кожи. Осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи. Подготовить рассказ об уходе за кожей.

Текущий

28



Опора тела и движение.

1 ч.

Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Текущий

29



Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

1 ч.

Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания.

Тематический

30



Дыхание и кровообращение.



1 ч.

Актуализировать знания о лёгких и сердце. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье.

Текущий

31



Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.


1 ч.

Выполнять задания; проверять свои знания.

Итоговый

32



Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

1 ч.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Тематический

33



Умей упреждать болезни.

1 ч.

Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Составлять памятку по закаливанию. Составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний.

Текущий

34



Здоровый образ

жизни.

1 ч.

Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать.

Текущий

35



«Наша безопасность» (7 часов)

Огонь,

вода и газ.

/





1 ч.

.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги.

Текущий

36



Чтобы путь был счастливым.



1 ч.

Актуализировать правила безопасного поведения на улице. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными. Моделировать свои действия в ходе ролевой игры.

Текущий

37



Дорожные знаки.



1 ч.

Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков.

Текущий

38



Проект «Кто нас защищает»

1 ч.

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых Силах России, деятельности полиции, службы пожарной безопасности, МЧС. Интервьюировать ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, сотрудников полиции, пожарной охраны, МЧС. Оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

Тематический

39



Опасные места.

1 ч.

Актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах. Обсуждать потенциальные опасности в доме и вне его. Составлять схему своего двора и окрестностей с указанием опасных мест.

Текущий

40



Природа и наша безо

пасность.



1 ч.

Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа.

Текущий

41



Экологическая безопас-

ность.


1 ч.

Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.

Текущий

42



«Чему учит экономика» (12 часов)



Для чего нужна экономика








1 ч.

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг. Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.

Текущий

43



Природные богатства и труд людей – основа экономики

1 ч.

Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике.

Текущий

44



Полезные ископаемые.



1 ч.

Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых.

Текущий

45



Растениеводство



1 ч.

Актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях. Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности.

Текущий

46



Животноводство.

1 ч.

Актуализировать знания о диких и домашних животных. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня.

Текущий

47



Какая бывает промыш-ленность.

1 ч.

Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.

Текущий

48



Проект «Экономика родного края».

1 ч.

Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д. Коллективно составлять книгу-справочник «Экономика родного края». Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

Тематический

49



Что такое деньги.



1 ч.

Характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля-продажа); моделировать ситуации бартера и купли-продажи. Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.

Текущий

50



Государственный бюджет.

1 ч.

Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.

Текущий

51



Семейный бюджет.

1 ч.

Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет.

Текущий

52-53



Экономика и экология.



2 ч

Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией. Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе.

Текущий

54-56



Путешествия по городам и странам» (15 часов)

Золотое кольцо России.




3 ч

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.

Текущий

57



Проект «Музей путешествий»

1 ч.

Собирать экспонаты для музея, составлять этикетки. Оформлять экспозицию музея. Готовить сообщения, презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов.

Тематический

58



Наши ближайшие соседи.

1 ч.

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.

Текущий

59



На севере Европы.

1 ч.

Самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам севера Европы. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы.

Текущий

60



Что такое Бенилюкс.

1 ч.

Самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга.

Текущий

61



В центре Европы.

1 ч.

Самостоятельно изучить материал о странах центра Европы, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Моделировать достопримечательности из пластилина. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии.

Текущий

62



По Франции и Великоб-ритании (Франция)

1 ч.

Самостоятельно изучить материал о Франции, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Франции. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции.

Текущий

63



По Франции и Великоб-ритании (Великоб-ритания).

1 ч.

Самостоятельно изучить материал о Великобритании, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины о Великобритании. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Великобритании.

Текущий

64



На юге Европы.

1 ч.

Самостоятельно изучить материал о Греции и Италии, подготовить сообщения с показом местоположения стран и их столиц на политической карте Европы. Составлять вопросы для викторины по Греции и Италии. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии.

Текущий

65



По знаменитый местам мира.



1 ч.

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения.

Текущий

66



Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.


1 ч.

Выполнять задания; проверять свои знания.

Итоговый

67



Презентация проектов «Кто нас защищает»

1 ч.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Текущий

68



Презентация проектов «Экономика родного края», «Музей путешест

вий».

1 ч.

Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

Тематический

Материально-техническое обеспечение:

Учебно-методическая литература для педагога

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М.: «Просвещение», 2011год

2. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М.: «Просвещение», 2011 год.

3. Рабочие программы. Начальная школа. 3 класс. УМК «Школа России». Методическое пособие. – М.: «Планета», 2015 год.

4. Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по окружающему миру. 3 класс. М.: «ВАКО», 2013 год.

Учебные пособия для обучающихся

1.Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (с CD-диском). В 2-х частях. Плешаков А.А. М.: «Просвещение», 2015год.

2.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях. Плешаков А.А. М.: «Просвещение», 2015год.

3.«Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А., Румянцев А.А. М.: «Просвещение», 2013год.

4.«Зеленые страницы» Книга для учащихся начальных классов. Плешаков А.А. М.: «Просвещение», 2013год.

5.А.А. Плешаков Атлас-определитель «От земли до неба», пособие для учащихся. Москва «Просвещение», 2010 год

6.Тесты по предмету «Окружающий мир», в 2-х частях, 3 класс Е.М. Тихомирова. М.: «Просвещение», 2014 год.

7. КИМ по окружающему миру. 3 класс. Яценко И.Ф. М.: «ВАКО», 2015год


Электронные ресурсы

1.Детские электронные книги и презентации: http://viki.rdf.ru/

2.Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

http://www.zavuch.info/

3.Официальный сайт образовательной программы «Школа России»:school-russia.prosv.ru

4.Детские презентации http://viki.rdf.ru/list-all-presentations/

5.Окружающий мир. 1-4класс. CD-ROM. Электронное приложен