№п/п | Тема урока. | Дата |
1. | Вводный урок. Знакомство с учебником «Литературное чтение» Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. | |
2. | Книги — мои друзья. С. Маршак. Новому читателю. Книга как особый вид искусства. Книга учебная, художественная, справочная. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). | |
3. | Как бы жили мы без книг? Экскурсия в библиотеку. Мои любимые писатели. А. С. Пушкин. Алфавитный каталог.Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. | |
4. | «Как хорошо уметь читать» К. И. Чуковский. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. | |
5. | Введение в содержание раздела. Песенки разных народов. Песенки народов России. Песенки Матушки Гусыни. Особенности фольклорного текста. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. | |
6. | Малые жанры устного народного творчества. Загадки. Сочинение загадок. Пословицы и поговорки. Нравственный смысл пословиц и поговорок. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. | |
7. | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений устного народного творчества. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. | |
8. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Повторительно-обобщающий урок. Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. | |
9. | Введение в содержание раздела. Узнай сказку. Буквы - сказочные герои. Г.Юдин. Почему «А»первая .Т.Коти.Катя и буквы.И.Гамазкова.Живая азбука. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. | |
10. | Сравнение сказок. Русская народная сказка. Курочка Ряба. С. Я. Маршак. Курочка Ряба и десять утят. Характеристика героя произведения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. | |
11. | Русская народная сказка. Кот, лиса и петух. Главные герои сказки. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. | |
12. | Сравнение героев сказки. Л.Пантелеев. Две лягушки. Наш театр. С.Михалков. Сами виноваты. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). | |
13. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контроль и проверка результатов чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. | |
14. | Нравственный смысл произведений. В. Лунин. Никого не обижай. Е. Благинина. Котёнок. Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. | |
15. | Приём звукописи как средство создания образа. И. Токмакова. Лягушки. Разговор синицы и дятла. В. Бианки. Разговор птиц в конце лета. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). | |
16. | Мы в ответе за тех, кого приручили. И. Пивоварова. Всех угостила.С.Михалков. Зяблик. Герой стихотворения. Создание фотогазеты «Жизнь леса». (Плакат «Охраняй природу».) Нахождение в тексте слов и выражений,характеризующих героя и событие. | |
17. | Мы идём в библиотеку. Книги о природе и животных. Л. Н. Толстой. Общеепредставление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. | |
18. | Наш театр. С. Я. Маршак. Волк и Лиса. Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельнос ти учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; | |
19. | Маленькие и большие секреты страны Литературии.Повторительно -обобщаю щий урок. Умение находить в тексте необходимую информацию. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. | |
20. | Выразительное чтение стихотворений. С. Михалков. Песенка друзей. М.Танич. Когда мои друзья со мной. А. Барто. Сонечка. Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различ ных текстов). Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. | |
21. | Герой рассказа. Сравнение произведений по теме, содержанию, главной мысли. Е. Пермяк. Самое страшное. В. Осеева. Хорошее. Э. Шим. Брат и младшая сестра. Понимание нравственного Содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. | |
22. | Мы идём в библиотеку. Книги o детях. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, высту пать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. | |
23. | Герой стихотворения. Е. Благинина. Паровоз, паровоз, что в подарок нам привёз… В. Лунин. Мне туфельки мама вчера подарила. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. | |
24. | Наш театр. М. Пляцковский. Солнышко на память. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведе ния, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повество вание). | |
25. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др. | |
26. | Проверочная работа. Умение работать с разными видами информации. Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. | |
27. | Урок развития речи.Составление сообщений о красоте родного края. П. Воронько «Лучше нет родного края» Осознание понятия «Родина»,представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). | |
28. | Произведения русских поэтов и художников о природе. А. Плещеев. Весна. С.Есенин.Черёмуха. И. Суриков. Лето. Н. Греков. Летом. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразитель ных средств языка (с помощью учителя). | |
29. | Сравнение произведений литературы и живописи И. Левитана, И. Шишкина, В. Поленова, И. Грабаря. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. | |
30. | Образ природы в литературной сказке. В. Сухомлинский. Четыре сестры. Сочинение сказки по аналогии. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. | |
31. | Произведения o маме. Г. Виеру. Сколько звёзд на ясном небе? Н. Бромлей. Какое самое первое слово?А. Митяев. За что я люблю свою маму? Монолог как форма речевого высказывания. | |
32. | Произведения o папе. Сравнение произведений на одну и ту же тему. Составление рассказа о папе и маме. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. | |
33. | Мы идем в библиотеку. Книги о Родине. Е. Пермяк. Первая рыбка. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. | |
34. | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). | |
35. | Проверочная работа. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов. | |
36. | Р. Сеф. Совершенно непонятно. В. Маяковский. Тучкины штучки. В. Викторов. Поэт нашёл в себе слова…Ю. Мориц. Сто фантазий. И. Пивоварова. Я палочкой волшебной…Г. Цыферов. Про меня и про цыплёнка… Сочинение собственных текстов по аналогии с художественными произведениями. Определение целей создания этих видов текста. | |
37. | Интегрированная контрольная работа (итоговая). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. | |
38. | Анализ итоговой работы. Проверка техники чтения. Воспроизведедение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. | |
39. | «Карта знаний»(консультация / мастерская) Определение последовательности событий, осознание цели речевого высказыва ния, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познаватель ному и художественному произведению. | |
40. | Проектная работа (презентация) Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. | |