СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование для 5 класса по истории Древнего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерное тематическое планирование с учетом ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование для 5 класса по истории Древнего мира»

дата


урока

Раздел тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Уровни результатов исторического образования

Домашнее задание




Предметный

уровень

Метапредметный

уровень

Личностный

уровень


Введение в предмет (2ч.)

02.09







06.09

1 чет.

1




2

Что изучает история







Счет лет в истории

1.Раскрывать значение терминов: история, век, историче­ский источник

2.Использовать историческую карту как источник инфор­мации расселении людей в эпоху первобытности и Древнего мира, расположение древних цивилизаций, местах важнейших событий

3. .Различать хронологические рамки истории Древнего мира.

1.Использовать знания по истории России из курса «Окружающий мир»

2. Решать исторические задачи.

3. Уметь определять историческое время по ленте времени.

1.Участвовать в обсуждении вопроса о том для чего нужно знать историю

2. Высказывать суждения о роли археологии, этно­графии, видов в изучении прошлого


Записи в тетради






С.29-30,вопросы №3,5,7,8 письм.

Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч)Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

09.09

3

Древнейшие люди

1.Рассказыватьразные версии происхождения человека, объяснять причины их разнообразия.

2.Показывать на карте территорию заселения и стоянки древнейших людей.

3.Называть хронологическую последовательность важнейших событий, определять внешний вид первобытных людей, условия обитания и занятия. Овладение огнем

4.Объяснять значение терминов: родовая община, копье, гарпун, человек разумный

5.Объяснять причины появления религиозных взглядов и ритуалов, появления неравенства, отделения земледелия от скотоводства.

6. Формулировать определения понятий «первобытность» и «цивилизация», знать , племя, соседская община.

1.Показывать на карте пути освоения первобытными людьми новых земель. Объяснять причины миграции людей. 2.Описывать условия обитания, внешний вид, занятия, от древних людей с помощью текстовых и наглядных источников, сравнивать их на разных этапах существования человечества,

3.Называть хронологические рамки периода решать познавательные задачи

4 .Сравнивать особенности соседской и родовой общины используя иллюстративный материал, план.


1. Давать оценку значения мифов как памятников духовной культуры древних народов


2. Характеризовать верования первобытных людей


3. обозначать последствия появления ремесел для общины


§1, во­просы,со­общение

16.09

4

Родовые общины охотников и собирателей


§ 2, словар­ная работа

20.09

5

Возникновение искусства и религиозных верований


§ 3, во­просы,ана­лиз иллюст­ра­ций


Тема №2: Первобытные земледельцы и скотоводы

(3 ч)





23.09

6

Возникновение земледелия и скотоводства

§4, слова, схема

27.09

7

Появление неравенства и знати

§1-5, повторить

30.09

8

Повторительно - обобщающий урок (по теме№1,2) «Жизнь первобытных людей»

П.р. №1


Раздел №2 Древний Восток(20ч.) Тема№1 Древний Египет(8ч.)

04.10

9

Государство на берегах Нила

1.Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту. Работать с контурной картой 3.Анализировать материала о цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации. Использовать дополнительный исторический источник

4. Раскрывать значение слов: ил, порог, оазис, фараон

1.Описывать и сравнивать условия жизни различных социальных групп древнеегипетского общества на основе различных источников.

3. Раскрывать значение терминов: вельможа, писец, шадуф, налог

2. Анализироватьдокумент и составлять собственный рассказ о жизни вельможи

Раскрывать термины: возница, колесница, наемное войско, раб


1.Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение, составить план. 2.Устанавливать причинно-следственные связи природных условий и занятий жителей Древнего Египта. 3.Срставлять простой план пункта 4. Раскрывать значение терминов: храм, жрец, саркофаг, мумия

5. Характеризовать существенные признаки, отличающие особенности живописи и скульптуры Древнего Египта, раскрывать термины: сфинкс, обелиск, колонна2.

6. Высказывать суждения об уровне развития науки, раскрывать термины: календарь, иероглиф

3. Составлять рассказ по иллюстрации, находить и группировать информацию из различных источников

1.Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение, составить план.

2.Готовить тематические сообщения и проекты (презентации) по дополнительным источникам.(интернет)

3.Описывать памятники культуры Древнего Египта использую иллюстративный материал.

4.Участвовать в ролевой игре.

§6,вопрос №1,4 пись­менно

07.10

10

Как жили земледельцы и ремесленники

§7, слова, контур.карта

11.10

11

Жизнь египетского вельможи




§8, соста­вить рас­сказ

14.10

12

Военные походы фараонов

§9, во­просы слова

1

13

Религия древних египтян

П.р. №2

§10, про­ект, альбом

21.10

14

Искусство Древнего Египта

§11, во­просы (устно), вы­яснить ие­роглифы

25.10

15

Письменность и знания древних египтян

§12, подго­товиться к повтор.-обобщ. уроку , ка­рочки

28.10

16

Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет»

1.Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. 2.Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни, культуру древних египтян.

3. Участвовать в групповой ролевой игре

4.Составить миф о приключениях вельможи

1.3.4.Предметный и личностный

2. Метапредметн., предметный


Тема№2 Западная Азия в древности(7ч.)

01.11

17

Двуречье в древности

1.Сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, Вавилона, Финикии, Ассирии, Персии; занятия людей, выделять сходство и различия. 2.Характеризовать основные признаки цивилизации Междуречья, составить план мифов. 1.Объяснять причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и текста учебника3.Анализировать приведенные в тексте фрагменты законов Хаммурапи и высказывать аргументированное суждение о значении его законов.

1.Показывать на исторической карте территорию Палестины, города, государства. 3сравнивать религию древних евреев и египтян.4.раскрывать термины: Библия, единобожие, ковчег.. 2.Объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств с наступлением железного века

1.Показывать на исторической карте территорию Финикии, города, торговые пути, колонии. 2. Описывать занятия жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны. 4.Раскрывать термины: алфавит, колония

Составить историческую характеристику царя Хаммурапи, первых древнееврейских царей.

3. Составить иллюстративный ряд (альбом) по темам: Военное искусство и царский дворец в Ассирии

1.Сравнивать древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять сходство и различия.Составление таблицы. 3. Раскрывать термины: царская дорога, царь царей.

4. Выделять в тексте главное и второстепенное.

1. Анализировать миф о потопе, высказывать суждения о ценности мифов для изучения Междуречья.

2. Высказывать суждения о вкладе финикийцев в мировую культуру.


3. Характеризовать исторические личности, высказывать собственные суждения об их исторической роли.

Давать оценку поступков Давида и Самсона





§13, срав­нит. Ха­ракт.

11.11

18

2 чет.

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

П.р. №3


§14, пись­менный во­прос по источнику

15.11

19

Финикийские мореплаватели

§15, алфа­вит

18.11

20

Библейские сказания

§16, план мифа

22.11

21

Древнееврейское царство

§17.во­просы №2,3 письм.

25.11

22

Ассирийская держава

§18.контур­ная карта,ана­лиз доку­мента

29.11

23

Персидская держава « царя царей»

§19, сравни­тель­ная ха­рактери­стика(устно),анализ документа(устно)

Тема№3 Индия и Китай в древности(4ч.)

02.12

24

Природа и люди древней Индии

1.Показать на карте территории расселения народов, границы государств, города. 2.Характеризовать и сравнивать природные условия, религию, систему управления, социальной ситемы: Индии, Китая с природными условиями Древнего Египта и Междуречья.(таблица).3.Анализировать содержание фрагментов исторических источников, на основе их делать выводы о религиозных верованиях, социально-политическом устройстве.

4. Раскрывать значение терминов: каста, брахман, буддизм.

1 . Характеризовать занятие и положение населения в древнем Китае( план).2. Наносить объекты на контурную карту. 3. Анализировать и сравнивать исторические документы предложенные в учебнике.

4. Составлять планы пунктов

1. . Объяснять какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества.

Рассказывать о выдающихся памятниках истории и культуры Китая, высказывать суждение об их мировом историко-культурном наследии, представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов по (интернет ресурсам).

§20, сравни­тельная ха­рактери­стика(письм.)

06.12

25

Индийские касты







§21.во­просы( устно)

09.12

26

Чему учил Китайский мудрец Конфуций

§22., про­ект

13.12

27

Первый властелин единого Китая

§13-23. Подготовиться к повтр.-обобщающ. уроку

16.12

28

Контрольная работа №1: Древний Восток

1.Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока.( работа с таблицами)2. Находить на карте государства по заданному признаку.3.Решать задачи по хронологии. 4.Характеризовать и сравнивать условия существования, основные занятия, образ жизни в разных странах.

1. ,2..3.,предмет.


4. предметный.метапредметный




Раздел№3 Древняя Греция(22ч.) Тема №1 Древнейшая Греция(5ч.)

20.12

29

Греки и Критяне

1.Показывать на исторической карте территорию Греции и Крита, наносит объекты на контурную карту. 2.Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях, сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья. 3. Анализировать мифы, текст поэм Гомера: выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками.; составлять таблицу. 2.Готовить тематические сообщения и проекты по допол­нительным источникам.


1. Применять, полученные исторические даны, для написания творче­ской работы.

1.Описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и заня­тиями греков.2.Сравнивать религию Греции с рели­гией государств Древнего Востока. 3.Осуществлять по­иск информации в дополнительных источниках по теме «Древнегреческая мифология в мировом искус­стве», готовить тематические сообщения и проекты.

1. Оценивать культурное значение поэм.


2. Участвовать в ролевой игре, в диалогах различного характера

§24.во­просы устно,сота­вить кар­точку

23.12

30

Микены и Троя

§25,про­должить таблицу

27.12

31

Поэма Гомера «Илиада»

П.р. №4

§26.читать поэму гл. 1,3

13.01

32



Поэма Гомера «Одис­сея»

§27.про­екты, слова темы

17.01

33

3 чет.

Религия древних греков

§28.иссле­дование


Тема №2 Полисы Греции и их борьба с персидским на­шествием(8ч.)

20.01

34

Земледельцы Аттики те­ряют землю и свободу

1.Формулировать определения понятия «античность». 2.Сравнивать античную цивилизацию от крито-микен­ской, цивилизаций Древнего Востока. . 3.Анализировать и обобщать информацию о положе­нии различных групп населения в полисе.

4. Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афин, районы земледелия, Аттику, Спарту, Афины. 5.Описывать природные условия и занятия жителей Аттики, анализировать данные мифов.6.Выявлять сущность и давать оценку реформ Солона и Клисфена(составлене схемы).7.Объяснять значение понятий полис, демократия, ареопаг, демос, стратег, фаланга.

8.Характеризоватьособенности политического устройства Спарты и Афин, хозяйственной деятельности населения. 9. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему.


1.Объяснять причины Великой греческой колонизации, высказывать суждения о ее значении в истории.2.Нанесение исторических объектов на контурную карту

3. Составлять простой план, рассказ, используя текстовую информацию учебника

4. Формулировать на основе текста учебника и карты причины греко-персидских войн.5. Рассказывать о походе персов, используя карту. 6. Формулировать причины победы при Марафоне. 7. Выступать с сообщением по дополнительной литературе.

8.Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, используя иллюстрации и карту

9. Сравнивать территорию греческой и финикийской колонизации

10. Характеризовать войны по алгоритму

1.Характеризовать и оценивать особенности древнегреческих олимпийских игр.

2.Оценивать деятельность личности Фемистокла, Солона определять причины побед греков.

3. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, используя иллюстрации и карту.

§29. Вопрос №2,3 письм.


24.01

35

Зарождение демократии в Афинах

§30, план,сообщене

27.01

36

Древняя Спарта

§31.вопросы, допол.информ.

31.01

37

Греческие колонии на берегах Средиземного, Черного морей

§32, сообщения.контурная карта

03.02

38

Олимпийские игры в древности

§33, слова,план

07.02

39

Греко – персидские войны П.р. №5

§34, вопросы устно,проект

10.02

40

Греко – персидские войны

§35, контурная карта


41

Повторительно-обобщающий урок

1. Обозначать на "ленте времени" исторические события

2. выполнять тестовые контрольные задания



Тема№3 Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии(5ч.)

14.02

42

Афинский порт Пирей

1.Комплексно характеризовать на основе текста, документа и рисунка торговую и хозяйственную деятельность Пирея.2.Сравнивать рабовладение в Греции и странах Востока , выявлять сходства и различия.(таблица) 3.Раскрывать значение слов пошлина, вольноотпущенник, стратег, Народное собрание, оратор.

4.Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах.5.Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств.

1.Обобщать информацию о скульпторах и их произведениях, школьном образовании 2.Выявлять и объяснять различия между греческими и древневосточными искусством.3. Давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни, формулировать оценочные выводы о роли его личности в истории Афин и Древней Греции.(сообщение)


1. Образно описывать театральные представления.

2.Реконструировать творчески образ афинского Акрополя. 3.Создавать макет города Афины.(презентация)

.4. Высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории.

§36, составить вопросы,

17.02

43

В городе богини Афины

П.р. №6

§37, карта план города

21.02

44

Культура древней Греции


§38.39, составить кроссворд

24.02

45

Афинская демократия при Перикле в 5в.до н.э.


§40, сообщение, схема

Тема№4 Македонские завоевания в 4в. до н. э. (3ч.)

28.02

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1.Формулировать причины возвышения Македонии, дать образную характеристику Филиппа II, Александра Македонского. 2.Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания и высказывать суждения. 3.Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского. 4.Показывать по карте и наносит походы на контурную карту.

1.Формулировать определение понятия «эпоха эллинизма».

2.Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания и высказывать суждения.


3.Объяснять причины распада державы Македонского,эллинистических государств на Востоке

1.Оценивать поступки Македонского и его противников 2.Высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма.

§41. Вопросы (устно)

03.03

47

Поход Александра Македонского на Восток

§42. Слова, контурная карта

07.03

48

В Александрии Египетской

подготовка к контрольной работе §24-43

10.03

49

Контрольная работа №2 по теме «Древняя Греция» в рамках промежуточной аттестации




1.Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. 2. Соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку. 3.Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия.4. Выступатьс тематическими сообщениями и проектами по дополнительным источникам.

1,2. Предметный


3. предметный, метапредметный


4. предметный, личностный


Раздел 4Древний Рим(18ч.)

Тема№1Рим: от его возникновения до установления господства над Италией(3ч.)

14.03

50

Древнейший Рим

1.Показывать на исторической карте и наносить на контурную карту территорию Апеннинского полуострова, о. Сицилия, Лаций, земли этрусков, греческие колонии. 2.Описывать природные условия и занятия римлян, сравнить их с Древней Грецией, делать выводы об их сходстве и различия. 4. Характеризовать существенные особенности управлении республикой(план). 5. Раскрывать значение понятий патриции, плебеи, республика, консул, трибун,легион.


1.Составление сравнительной таблицы: «Состав римского общества» 2.Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права. 3.Выделять главные особенности государственного устройства Рима(схема), сопоставлять их с устройством Афин, 5.Давать характеристику римской армии, выделять её преимущества перед армия других государств Древнего мира.(создание альбома)

1. Выступать с презентациями и сообщениями

2.Высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики.

3.Формулировать причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова.

§44. Вопросы.план

17.03

51

Завоевание Римом Италии

§45, вопрос №1,2 письменно

21.03

52

Устройство Римской республики

§46.схема в тетради, слова

Тема№2 Рим - сильнейшая держава Средиземноморья(3ч.)

24.03

53

Вторая война Рима с Карфагеном

1. Раскрывать причины и следствия расцвета рабства в Римской республике

2. Составлять историческую характеристику выдающимся историческим личностям второй Пунической войны. 3.Харктеризовать причины, цели, характер военных действий римлян и карфагенян.(таблица).4.Рассказывать используя историческую карту и схему битвы при Каннах как источник информации. 5.Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. 6. Раскрыть значение понятий триумф, провинция император

1. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.


2.Показывать на карте государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье.(работа с контурной картой).

3.Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян.(участвовать в ролевой игре)

. 2. Анализировать дополнительные источники информации и защищать проект по теме: « Жизнь рабов в Древнем Риме»

3.Описывать гладиаторские бои на основе разных источников, высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу.

§47. Сообщения – презен, карта

04.04

54


4 чет.

Установление власти Рима во всем Средиземноморье

§48. план продолжить

07.04

55

Рабство в древнем Риме


§49, сравнительная таблица

Тема№3 Гражданские войны в Риме(4ч.)

11.04

56

Земельный закон братьев Гракхов

1.Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в Древнем Риме.2.Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Рима.3.Составлять историческую характеристику личностям: Помпея и Красса, Тиберия и Гая Гракхов, анализировать их деятельность. 4.Объяснять особенности закона братьев Гракхов (составлять схему).

1. Составлять комплексную характеристику восстания Спартака, рассказывать о его отдельных эпизодах (составлять таблицу).

1.Находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной и восстанием Спартака. 3.Объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона и прекращения гражданских войн4.Характеризовать политическую жизнь в Риме при Цезаре. Раскрыть значение понятий ветеран, диктатор5. 1.Формулировать причины побед Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и побед Октавиана в борьбе за единоличную власть. .3. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам

1. Давать оценку личности Цезаря как полководца и правителя, высказывать суждения о его роли в истории.


2. Высказывать суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении.

3. составлять рассказ используя определенные понятия




§50.вопросы( устно)

14.04

57

Восстание Спартака

§51.составить план

18.04

58

Единовластие Цезаря

П.р. №7

§52.слова темы, комментария

21.04

59

Установление империи

§53.вопрс №1 письменно


60

Контрольная работа №3: Рим в III -I в. до н.э.

Использовать полученные знания на практике: решение исторических задач по хронологии, решение теста. анализ документа


Тема№4 Римская империя в первые века нашей эры(5ч.)

25.04

61

Соседи Римской империи

1. Рассказывать,как строились отношения между Римом и провинциями.2.Сравнить особенности социально-экономического и политического развития Рима и германских племен

3.Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме.4. Составлять характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности(составлять план).

1.Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом.

1. Показывать на карте новые завоеванные территории и границы империи в период наивысшего расцвета. 2.Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.3.Раскрывать значение понятий колоны, «рабы с хижинами»

4.Сравнивать положение свободного земледельца, колона, раба


1. Составлять историческую характеристику императору Нерону и Траяну.(таблица).

2.Прогнозировать тенденции развития Римской империи.3.Составлять рассказ от лица жителя Рима

§54.составить рассказ

28.04

62

Первые христиане и их учение

§56, проект

02.05

63

В Риме при императоре Нероне

§55. Сравнительная характеристика (устно)

05.05

64

Расцвет империи во втором веке

П.р. №8


§57. Сообщения -презентация

10.05

65

Вечный город и его жители

§58.вопрос в тетради

Тема № Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2ч.)

12.05

66

Римская империя при Константине

1.Давать обобщенную характеристику императоров Диоклетиана и Константина, анализировать их реформы в сферах политики, экономики, религии и культуры..

1.Показывать на исторической карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи. 2.Формулировать причины падения Западной Римской империи.

1.Высказывать суждения о причинах, целях и результатах преобразований.

4.Оценивать значение падения в масштабах истории Древнего мира и мировой истории.

§59.план

16.05

67

Взятие Рима варварами

§60 повторить § 44-60,подготовка к повторительному уроку

Итоговое обобщение по курсу(1ч.)

26.05

68

Повторительно –обобщающий урок по теме «Признаки цивилизации Греции и Рима»


1.Актуализировать и обобщать знания по истории п\о и цивилизаций Древнего мира.2.Объяснять причины перехода от присваивающего хозяйства к производящему, от первобытности к цивилизации, от Античности к новому историческому этапу – эпохе Средневековья. 3.Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, верования, политическое устройство в п\о и крупнейших государствах Древнего мира.

1. Представлять и защищать информационно-творческие проекты

2. Составлять и решать кроссворды

3. Инсценировать сюжеты истории Древнего мира


1.Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ





3. Основное содержание программы «История» 5-9 класс


РАЗДЕЛ I. История Древнего мира (68 часов)

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: Понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток. Древние цивилизации Месопотамии: условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы-сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет: условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина, Израильское царство. Занятия населения. Верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия: природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие древней Индии.

Древний Китай: условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империя Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных слоев населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Науные знания и изобретения. Храмы, великая Китайская стена.

Античный мир. Понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф, и др.) Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесел. Великая греческая колонизация. Афины. Утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения. Политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим. Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Италии Римом. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.