дата | № урока | Раздел тема урока | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) Уровни результатов исторического образования | Домашнее задание |
| | | Предметный уровень | Метапредметный уровень | Личностный уровень | |
Введение в предмет (2ч.) |
02.09 06.09 | 1 чет. №1 №2 | Что изучает история Счет лет в истории | 1.Раскрывать значение терминов: история, век, исторический источник 2.Использовать историческую карту как источник информации расселении людей в эпоху первобытности и Древнего мира, расположение древних цивилизаций, местах важнейших событий 3. .Различать хронологические рамки истории Древнего мира. | 1.Использовать знания по истории России из курса «Окружающий мир» 2. Решать исторические задачи. 3. Уметь определять историческое время по ленте времени. | 1.Участвовать в обсуждении вопроса о том для чего нужно знать историю 2. Высказывать суждения о роли археологии, этнографии, видов в изучении прошлого | Записи в тетради С.29-30,вопросы №3,5,7,8 письм. |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (6 ч)Тема 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) |
09.09 | №3 | Древнейшие люди | 1.Рассказыватьразные версии происхождения человека, объяснять причины их разнообразия. 2.Показывать на карте территорию заселения и стоянки древнейших людей. 3.Называть хронологическую последовательность важнейших событий, определять внешний вид первобытных людей, условия обитания и занятия. Овладение огнем 4.Объяснять значение терминов: родовая община, копье, гарпун, человек разумный 5.Объяснять причины появления религиозных взглядов и ритуалов, появления неравенства, отделения земледелия от скотоводства. 6. Формулировать определения понятий «первобытность» и «цивилизация», знать , племя, соседская община. | 1.Показывать на карте пути освоения первобытными людьми новых земель. Объяснять причины миграции людей. 2.Описывать условия обитания, внешний вид, занятия, от древних людей с помощью текстовых и наглядных источников, сравнивать их на разных этапах существования человечества, 3.Называть хронологические рамки периода решать познавательные задачи 4 .Сравнивать особенности соседской и родовой общины используя иллюстративный материал, план. | 1. Давать оценку значения мифов как памятников духовной культуры древних народов 2. Характеризовать верования первобытных людей 3. обозначать последствия появления ремесел для общины | §1, вопросы,сообщение |
16.09 | №4 | Родовые общины охотников и собирателей | § 2, словарная работа |
20.09 | №5 | Возникновение искусства и религиозных верований | § 3, вопросы,анализ иллюстраций |
Тема №2: Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) | | | | |
23.09 | №6 | Возникновение земледелия и скотоводства | §4, слова, схема |
27.09 | №7 | Появление неравенства и знати | §1-5, повторить |
30.09 | №8 | Повторительно - обобщающий урок (по теме№1,2) «Жизнь первобытных людей» П.р. №1 | |
Раздел №2 Древний Восток(20ч.) Тема№1 Древний Египет(8ч.) |
04.10 | №9 | Государство на берегах Нила | 1.Показать на карте долины рек Древнего Востока и территории первых цивилизаций, долину Нила, дельту. Работать с контурной картой 3.Анализировать материала о цивилизации Древнего Египта как речной цивилизации. Использовать дополнительный исторический источник 4. Раскрывать значение слов: ил, порог, оазис, фараон 1.Описывать и сравнивать условия жизни различных социальных групп древнеегипетского общества на основе различных источников. 3. Раскрывать значение терминов: вельможа, писец, шадуф, налог 2. Анализироватьдокумент и составлять собственный рассказ о жизни вельможи Раскрывать термины: возница, колесница, наемное войско, раб | 1.Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение, составить план. 2.Устанавливать причинно-следственные связи природных условий и занятий жителей Древнего Египта. 3.Срставлять простой план пункта 4. Раскрывать значение терминов: храм, жрец, саркофаг, мумия 5. Характеризовать существенные признаки, отличающие особенности живописи и скульптуры Древнего Египта, раскрывать термины: сфинкс, обелиск, колонна2. 6. Высказывать суждения об уровне развития науки, раскрывать термины: календарь, иероглиф 3. Составлять рассказ по иллюстрации, находить и группировать информацию из различных источников | 1.Описывать образы богов и раскрывать их символическое значение, составить план. 2.Готовить тематические сообщения и проекты (презентации) по дополнительным источникам.(интернет) 3.Описывать памятники культуры Древнего Египта использую иллюстративный материал. 4.Участвовать в ролевой игре. | §6,вопрос №1,4 письменно |
07.10 | №10 | Как жили земледельцы и ремесленники | §7, слова, контур.карта |
11.10 | №11 | Жизнь египетского вельможи | §8, составить рассказ |
14.10 | №12 | Военные походы фараонов | §9, вопросы слова |
1 | №13 | Религия древних египтян П.р. №2 | §10, проект, альбом |
21.10 | №14 | Искусство Древнего Египта | §11, вопросы (устно), выяснить иероглифы |
25.10 | №15 | Письменность и знания древних египтян | §12, подготовиться к повтор.-обобщ. уроку , карочки |
28.10 | №16 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Древний Египет» | 1.Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока. 2.Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни, культуру древних египтян. 3. Участвовать в групповой ролевой игре 4.Составить миф о приключениях вельможи | 1.3.4.Предметный и личностный 2. Метапредметн., предметный | |
Тема№2 Западная Азия в древности(7ч.) |
01.11 | №17 | Двуречье в древности | 1.Сравнивать природные условия Древнего Египта и Междуречья, Вавилона, Финикии, Ассирии, Персии; занятия людей, выделять сходство и различия. 2.Характеризовать основные признаки цивилизации Междуречья, составить план мифов. 1.Объяснять причины возвышения Вавилона на основе анализа карты и текста учебника3.Анализировать приведенные в тексте фрагменты законов Хаммурапи и высказывать аргументированное суждение о значении его законов. 1.Показывать на исторической карте территорию Палестины, города, государства. 3сравнивать религию древних евреев и египтян.4.раскрывать термины: Библия, единобожие, ковчег.. 2.Объяснять причины возвышения Ассирии и завоевания ею соседних государств с наступлением железного века | 1.Показывать на исторической карте территорию Финикии, города, торговые пути, колонии. 2. Описывать занятия жителей Финикии в контексте природно-географических условий страны. 4.Раскрывать термины: алфавит, колония Составить историческую характеристику царя Хаммурапи, первых древнееврейских царей. 3. Составить иллюстративный ряд (альбом) по темам: Военное искусство и царский дворец в Ассирии 1.Сравнивать древние государства (Ассирия, Вавилон, Мидия) по различным критериям, выделять сходство и различия.Составление таблицы. 3. Раскрывать термины: царская дорога, царь царей. 4. Выделять в тексте главное и второстепенное. | 1. Анализировать миф о потопе, высказывать суждения о ценности мифов для изучения Междуречья. 2. Высказывать суждения о вкладе финикийцев в мировую культуру. 3. Характеризовать исторические личности, высказывать собственные суждения об их исторической роли. Давать оценку поступков Давида и Самсона | §13, сравнит. Характ. |
11.11 | №18 2 чет. | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы П.р. №3 | §14, письменный вопрос по источнику |
15.11 | №19 | Финикийские мореплаватели | §15, алфавит |
18.11 | №20 | Библейские сказания | §16, план мифа |
22.11 | №21 | Древнееврейское царство | §17.вопросы №2,3 письм. |
25.11 | №22 | Ассирийская держава | §18.контурная карта,анализ документа |
29.11 | №23 | Персидская держава « царя царей» | §19, сравнительная характеристика(устно),анализ документа(устно) |
Тема№3 Индия и Китай в древности(4ч.) |
02.12 | №24 | Природа и люди древней Индии | 1.Показать на карте территории расселения народов, границы государств, города. 2.Характеризовать и сравнивать природные условия, религию, систему управления, социальной ситемы: Индии, Китая с природными условиями Древнего Египта и Междуречья.(таблица).3.Анализировать содержание фрагментов исторических источников, на основе их делать выводы о религиозных верованиях, социально-политическом устройстве. 4. Раскрывать значение терминов: каста, брахман, буддизм. | 1 . Характеризовать занятие и положение населения в древнем Китае( план).2. Наносить объекты на контурную карту. 3. Анализировать и сравнивать исторические документы предложенные в учебнике. 4. Составлять планы пунктов | 1. . Объяснять какое значение имели идеи конфуцианства в жизни китайского общества. Рассказывать о выдающихся памятниках истории и культуры Китая, высказывать суждение об их мировом историко-культурном наследии, представлять результаты своих исследований в форме творческих проектов по (интернет ресурсам). | §20, сравнительная характеристика(письм.) |
06.12 | №25 | Индийские касты | §21.вопросы( устно) |
09.12 | №26 | Чему учил Китайский мудрец Конфуций | §22., проект |
13.12 | №27 | Первый властелин единого Китая | §13-23. Подготовиться к повтр.-обобщающ. уроку |
16.12 | №28 | Контрольная работа №1: Древний Восток | 1.Актуализировать и обобщать знания по истории стран Древнего Востока.( работа с таблицами)2. Находить на карте государства по заданному признаку.3.Решать задачи по хронологии. 4.Характеризовать и сравнивать условия существования, основные занятия, образ жизни в разных странах. | 1. ,2..3.,предмет. 4. предметный.метапредметный | |
Раздел№3 Древняя Греция(22ч.) Тема №1 Древнейшая Греция(5ч.) |
20.12 | №29 | Греки и Критяне | 1.Показывать на исторической карте территорию Греции и Крита, наносит объекты на контурную карту. 2.Описывать природные условия страны и делать выводы о занятиях ее жителях, сравнивать их с природно-географическими условиями Древнего Египта и Междуречья. 3. Анализировать мифы, текст поэм Гомера: выделять в содержании факты, подтвержденные археологическими раскопками.; составлять таблицу. 2.Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. | 1. Применять, полученные исторические даны, для написания творческой работы. 1.Описывать образы богов, анализировать содержание мифов, раскрывать их связь с условиями жизни и занятиями греков.2.Сравнивать религию Греции с религией государств Древнего Востока. 3.Осуществлять поиск информации в дополнительных источниках по теме «Древнегреческая мифология в мировом искусстве», готовить тематические сообщения и проекты. | 1. Оценивать культурное значение поэм. 2. Участвовать в ролевой игре, в диалогах различного характера | §24.вопросы устно,сотавить карточку |
23.12 | №30 | Микены и Троя | §25,продолжить таблицу |
27.12 | №31 | Поэма Гомера «Илиада» П.р. №4 | §26.читать поэму гл. 1,3 |
13.01 | №32 | Поэма Гомера «Одиссея» | §27.проекты, слова темы |
17.01 | №33 3 чет. | Религия древних греков | §28.исследование |
Тема №2 Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием(8ч.) |
20.01 | №34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1.Формулировать определения понятия «античность». 2.Сравнивать античную цивилизацию от крито-микенской, цивилизаций Древнего Востока. . 3.Анализировать и обобщать информацию о положении различных групп населения в полисе. 4. Показывать на исторической карте территорию Аттики, Афин, районы земледелия, Аттику, Спарту, Афины. 5.Описывать природные условия и занятия жителей Аттики, анализировать данные мифов.6.Выявлять сущность и давать оценку реформ Солона и Клисфена(составлене схемы).7.Объяснять значение понятий полис, демократия, ареопаг, демос, стратег, фаланга. 8.Характеризоватьособенности политического устройства Спарты и Афин, хозяйственной деятельности населения. 9. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. | 1.Объяснять причины Великой греческой колонизации, высказывать суждения о ее значении в истории.2.Нанесение исторических объектов на контурную карту 3. Составлять простой план, рассказ, используя текстовую информацию учебника 4. Формулировать на основе текста учебника и карты причины греко-персидских войн.5. Рассказывать о походе персов, используя карту. 6. Формулировать причины победы при Марафоне. 7. Выступать с сообщением по дополнительной литературе. 8.Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, используя иллюстрации и карту 9. Сравнивать территорию греческой и финикийской колонизации 10. Характеризовать войны по алгоритму | 1.Характеризовать и оценивать особенности древнегреческих олимпийских игр. 2.Оценивать деятельность личности Фемистокла, Солона определять причины побед греков. 3. Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, используя иллюстрации и карту. | §29. Вопрос №2,3 письм. |
24.01 | №35 | Зарождение демократии в Афинах | §30, план,сообщене |
27.01 | №36 | Древняя Спарта | §31.вопросы, допол.информ. |
31.01 | №37 | Греческие колонии на берегах Средиземного, Черного морей | §32, сообщения.контурная карта |
03.02 | №38 | Олимпийские игры в древности | §33, слова,план |
07.02 | №39 | Греко – персидские войны П.р. №5 | §34, вопросы устно,проект |
10.02 | №40 | Греко – персидские войны | §35, контурная карта |
| №41 | Повторительно-обобщающий урок | 1. Обозначать на "ленте времени" исторические события | 2. выполнять тестовые контрольные задания | | |
Тема№3 Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии(5ч.) |
14.02 | №42 | Афинский порт Пирей | 1.Комплексно характеризовать на основе текста, документа и рисунка торговую и хозяйственную деятельность Пирея.2.Сравнивать рабовладение в Греции и странах Востока , выявлять сходства и различия.(таблица) 3.Раскрывать значение слов пошлина, вольноотпущенник, стратег, Народное собрание, оратор. 4.Оценивать роль и значение народного собрания в Афинах.5.Сравнивать государственный строй Афин с политическим устройством других государств. | 1.Обобщать информацию о скульпторах и их произведениях, школьном образовании 2.Выявлять и объяснять различия между греческими и древневосточными искусством.3. Давать образную характеристику Перикла, собирать и обрабатывать дополнительную информацию о его жизни, формулировать оценочные выводы о роли его личности в истории Афин и Древней Греции.(сообщение) | 1. Образно описывать театральные представления. 2.Реконструировать творчески образ афинского Акрополя. 3.Создавать макет города Афины.(презентация) .4. Высказывать суждения о значении древнегреческой культуры в мировой истории. | §36, составить вопросы, |
17.02 | №43 | В городе богини Афины П.р. №6 | §37, карта план города |
21.02 | №44 | Культура древней Греции | §38.39, составить кроссворд |
24.02 | №45 | Афинская демократия при Перикле в 5в.до н.э. | §40, сообщение, схема |
Тема№4 Македонские завоевания в 4в. до н. э. (3ч.) |
28.02 | №46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1.Формулировать причины возвышения Македонии, дать образную характеристику Филиппа II, Александра Македонского. 2.Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания и высказывать суждения. 3.Выявлять предпосылки завоеваний Александра Македонского. 4.Показывать по карте и наносит походы на контурную карту. | 1.Формулировать определение понятия «эпоха эллинизма». 2.Сравнивать отношение разных слоев греческого населения к угрозе македонского завоевания и высказывать суждения. 3.Объяснять причины распада державы Македонского,эллинистических государств на Востоке | 1.Оценивать поступки Македонского и его противников 2.Высказывать суждения об исторической ценности культурного наследия эпохи эллинизма. | §41. Вопросы (устно) |
03.03 | №47 | Поход Александра Македонского на Восток | §42. Слова, контурная карта |
07.03 | №48 | В Александрии Египетской | подготовка к контрольной работе §24-43 |
10.03 | №49 | Контрольная работа №2 по теме «Древняя Греция» в рамках промежуточной аттестации | 1.Актуализировать и обобщать знания по истории Древней Греции. 2. Соотносить события истории Древней Греции по хронологическому признаку. 3.Характеризовать условия существования, основные занятия, образ жизни. Раскрывать существенные признаки культуры и религии Древней Греции, сравнивать их, выделять сходство и различия.4. Выступатьс тематическими сообщениями и проектами по дополнительным источникам. | 1,2. Предметный 3. предметный, метапредметный 4. предметный, личностный | |
Раздел 4Древний Рим(18ч.) |
Тема№1Рим: от его возникновения до установления господства над Италией(3ч.) |
14.03 | №50 | Древнейший Рим | 1.Показывать на исторической карте и наносить на контурную карту территорию Апеннинского полуострова, о. Сицилия, Лаций, земли этрусков, греческие колонии. 2.Описывать природные условия и занятия римлян, сравнить их с Древней Грецией, делать выводы об их сходстве и различия. 4. Характеризовать существенные особенности управлении республикой(план). 5. Раскрывать значение понятий патриции, плебеи, республика, консул, трибун,легион. | 1.Составление сравнительной таблицы: «Состав римского общества» 2.Характеризовать основные результаты борьбы плебеев за гражданские права. 3.Выделять главные особенности государственного устройства Рима(схема), сопоставлять их с устройством Афин, 5.Давать характеристику римской армии, выделять её преимущества перед армия других государств Древнего мира.(создание альбома) | 1. Выступать с презентациями и сообщениями 2.Высказывать суждения по дискуссионным вопросам политической жизни Римской республики. 3.Формулировать причины победы римлян над народами Апеннинского полуострова. | §44. Вопросы.план |
17.03 | №51 | Завоевание Римом Италии | §45, вопрос №1,2 письменно |
21.03 | №52 | Устройство Римской республики | §46.схема в тетради, слова |
Тема№2 Рим - сильнейшая держава Средиземноморья(3ч.) |
24.03 | №53 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1. Раскрывать причины и следствия расцвета рабства в Римской республике 2. Составлять историческую характеристику выдающимся историческим личностям второй Пунической войны. 3.Харктеризовать причины, цели, характер военных действий римлян и карфагенян.(таблица).4.Рассказывать используя историческую карту и схему битвы при Каннах как источник информации. 5.Объяснять причины военного превосходства римлян и их победы в борьбе за господство во всем Средиземноморье. 6. Раскрыть значение понятий триумф, провинция император | 1. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам. 2.Показывать на карте государства, ставшие объектами завоеваний Рима в Восточном Средиземноморье.(работа с контурной картой). 3.Высказывать суждения о последствиях римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян.(участвовать в ролевой игре) | . 2. Анализировать дополнительные источники информации и защищать проект по теме: « Жизнь рабов в Древнем Риме» 3.Описывать гладиаторские бои на основе разных источников, высказывать суждения о причинах интереса римлян к этому зрелищу. | §47. Сообщения – презен, карта |
04.04 | №54 4 чет. | Установление власти Рима во всем Средиземноморье | §48. план продолжить |
07.04 | №55 | Рабство в древнем Риме | §49, сравнительная таблица |
Тема№3 Гражданские войны в Риме(4ч.) |
11.04 | №56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1.Раскрывать предпосылки наступления периода гражданских войн в Древнем Риме.2.Выявлять противоречия и проблемы, связанные с завоевательной политикой Рима и положением основных групп населения Рима.3.Составлять историческую характеристику личностям: Помпея и Красса, Тиберия и Гая Гракхов, анализировать их деятельность. 4.Объяснять особенности закона братьев Гракхов (составлять схему). 1. Составлять комплексную характеристику восстания Спартака, рассказывать о его отдельных эпизодах (составлять таблицу). | 1.Находить и показывать на карте историко-географические объекты, связанные с гражданской войной и восстанием Спартака. 3.Объяснять политические последствия перехода Цезарем Рубикона и прекращения гражданских войн4.Характеризовать политическую жизнь в Риме при Цезаре. Раскрыть значение понятий ветеран, диктатор5. 1.Формулировать причины побед Антония и Октавиана в борьбе со сторонниками республики и побед Октавиана в борьбе за единоличную власть. .3. Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам | 1. Давать оценку личности Цезаря как полководца и правителя, высказывать суждения о его роли в истории. 2. Высказывать суждения о причинах поражения восстания и его историческом значении. 3. составлять рассказ используя определенные понятия | §50.вопросы( устно) |
14.04 | №57 | Восстание Спартака | §51.составить план |
18.04 | №58 | Единовластие Цезаря П.р. №7 | §52.слова темы, комментария |
21.04 | №59 | Установление империи | §53.вопрс №1 письменно |
| №60 | Контрольная работа №3: Рим в III -I в. до н.э. | Использовать полученные знания на практике: решение исторических задач по хронологии, решение теста. анализ документа | |
Тема№4 Римская империя в первые века нашей эры(5ч.) |
25.04 | №61 | Соседи Римской империи | 1. Рассказывать,как строились отношения между Римом и провинциями.2.Сравнить особенности социально-экономического и политического развития Рима и германских племен 3.Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме.4. Составлять характеристику первым христианским общинам и условиям их деятельности(составлять план). 1.Объяснять причины усиления монархических черт управления Римом. | 1. Показывать на карте новые завоеванные территории и границы империи в период наивысшего расцвета. 2.Готовить тематические сообщения и проекты по дополнительным источникам.3.Раскрывать значение понятий колоны, «рабы с хижинами» 4.Сравнивать положение свободного земледельца, колона, раба | 1. Составлять историческую характеристику императору Нерону и Траяну.(таблица). 2.Прогнозировать тенденции развития Римской империи.3.Составлять рассказ от лица жителя Рима | §54.составить рассказ |
28.04 | №62 | Первые христиане и их учение | §56, проект |
02.05 | №63 | В Риме при императоре Нероне | §55. Сравнительная характеристика (устно) |
05.05 | №64 | Расцвет империи во втором веке П.р. №8 | §57. Сообщения -презентация |
10.05 | №65 | Вечный город и его жители | §58.вопрос в тетради |
Тема № Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2ч.) |
12.05 | №66 | Римская империя при Константине | 1.Давать обобщенную характеристику императоров Диоклетиана и Константина, анализировать их реформы в сферах политики, экономики, религии и культуры.. | 1.Показывать на исторической карте направления движения варварских народов к границам Римской империи, а также территории Восточной Римской империи и Западной империи. 2.Формулировать причины падения Западной Римской империи. | 1.Высказывать суждения о причинах, целях и результатах преобразований. 4.Оценивать значение падения в масштабах истории Древнего мира и мировой истории. | §59.план |
16.05 | №67 | Взятие Рима варварами | §60 повторить § 44-60,подготовка к повторительному уроку |
Итоговое обобщение по курсу(1ч.) |
26.05 | №68 | Повторительно –обобщающий урок по теме «Признаки цивилизации Греции и Рима» | 1.Актуализировать и обобщать знания по истории п\о и цивилизаций Древнего мира.2.Объяснять причины перехода от присваивающего хозяйства к производящему, от первобытности к цивилизации, от Античности к новому историческому этапу – эпохе Средневековья. 3.Описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей, верования, политическое устройство в п\о и крупнейших государствах Древнего мира. | 1. Представлять и защищать информационно-творческие проекты 2. Составлять и решать кроссворды 3. Инсценировать сюжеты истории Древнего мира | 1.Высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ | |
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н.э»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Древний Египет: условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина, Израильское царство. Занятия населения. Верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия: природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие древней Индии.
Древний Китай: условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империя Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных слоев населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Науные знания и изобретения. Храмы, великая Китайская стена.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесел. Великая греческая колонизация. Афины. Утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения. Политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопонесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Завоевание Италии Римом. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.