СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование для 6 класса по программе Рокотовой и Самковой

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Совершенно новый учебник. Тематическое актуально

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование для 6 класса по программе Рокотовой и Самковой»

Пояснительная записка


  • Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе ФЗ «Об образовании»

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;

  • Примерной рабочей программы по учебному предмету 5 -9 классы. Авторы В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова ,А.М. Шереметьева. Москва «Академкнига» 2015. Учебник- Биология 6 класс. Авторы – В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, «Академкнига-2016»

  • Основной образовательной программы основного общего образования;



Основными целями курса являются:

  • социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм ценностей ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленной обществом в сфере биологической науки

Также биологическое образование на ступени основного общего образования призвано обеспечить :

  • ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетенциями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности и эстетической культуры как способности эмоционально- ценностного отношения к живой природе и человеку;

  • формирование экологического сознания.


Общая характеристика предмета, курса.

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу и пути ее познания человеком. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения представления о живой природе формируют фундаментальную основу для поддержания здоровья человека, обеспечение его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования – повышение качества и эффективности получения и практического использования знаний в настоящее время биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой, создать фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.

Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы . их многообразии и эволюции, о человеке, как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся научного мировоззрения , развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблему, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятий, структурировать материал и т.д.Учащиеся включаются к коммуникативную учебную деятельность, учатся полно и точно выражать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, работать в группе представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, участвовать в дискуссия, вступать в диалог.

Место курса биологии в базисном учебном плане.

На изучение биологии в 6 классе отводится 70 часов (2 часа в неделю).

Учащиеся получают знания о разнообразии и принципиальном строении живых организмов. Они знакомятся с общей характеристикой живых организмов и их многообразием, рассматривают основные жизненные функции организмов, анализируют взаимоотношения организмов и окружающей среды. Таким образом , в 6 классе, у учащихся формируется понятие «живой организм», которое в последующих классах конкретизируется на примерах живых организмов различных групп.

Программа предусматривает :

практических работ – 16

лабораторных работ -9

контрольных работ – 5

проектов -2.

Темы проектных и исследовательских работ

  1. Организация «живого уголка» в классной комнате (выяснение необходимых условий, ограничений, выбор животных и растений, распределение обязанностей по уходу за нами).

  2. Создание рекомендаций по содержанию и разведению в классном «Живом уголке» конкретных животных (морских свинок, попугайчиков).

  3. Подготовка и проведение экскурсий по «живому уголку» для младших школьников.

  4. Организация аквариума с обитателями пруда (растения и животные, особые условия, ограничения)

  5. Сравнительное исследование требований к температурному режиму при содержании с в неволе теплокровных и холоднокровных животных.

  6. Выявление взаимосвязи между нахождением источника света и направлением роста всходов растений.

  7. Изучение влияния света на жизнедеятельность комнатных растений.

  8. Выявление особенностей питания разных животных ( на примере домашних животных)

  9. Исследование «Кто живет в почве»

  10. Практикоориентированные проекты по охране окружающей среды: «Как отдохнуть в лесу и не навредить природе», «Природное сообщество родного края»





Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностные результаты

  • Соблюдение правил поведения в природе;

  • Осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

  • Развитие эстетического восприятия живой природы;

  • Формирование ответственного отношения к учению и труду;

  • Формирование познавательного интереса к изучению предмета;

  • Развитие навыков обучения;

  • Формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе и дома; уважительного отношения к старшим и младшим товарищам;

  • Формирование доброжелательного отношения к мнению другого человека, умение слушать и слышать другое мнение;

  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности.

Метапредметные результаты

  • Организовывать учебную деятельность планировать свою деятельность под руководством учителя, родителей;

  • Составлять план работы;

  • Участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

  • Выполнять лабораторные и практические работы под руководством учителя;

  • Осуществлять поиск дополнительной информации на бумажных и электронных носителях;

  • Работать с текстом параграфа и его компонентами;

  • Составлять план ответа;

  • Составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части. Делать подзаголовки;

  • Работать с биологическими объектами. Узнавать изучаемые объекты на рабочих пособиях, в природе;

  • Оценивать свой ответ, свою работу, а как же работу одноклассников.


Предметные результаты

  • Влияние основных абиотических факторов на жизнедеятельность организмов;

  • Основные среды обитания живых организмов;

  • Основные типы природных сообществ;

  • Почему необходимо охранять местообитание животных и растений;

  • Приводить примеры влияния абиотических факторов на живые организмы;

  • Объяснять значение ярусности экосистем;

  • Называть природные сообщества, типичные для родного края;

  • Приводить примеры значения живых организмов в природе и жизни человека;

  • Приводить примеры растений и животных родного края, занесенных в Красную книгу.


Содержание учебного курса

Введение 2 часа


Тема 1 Общая характеристика живых организмов 13 часов

Основные свойства живых организмов: обмен веществ и энергии, питание , дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение , размножение.

Содержание химических элементов в клетке. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Увеличительные приборы. Микроскопы: световой и электронный. Клетка – элементарная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и органоидов. Хромосомы. Безъядерные и ядерные клетки. Различия в строении растительной и животной клеток.

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения и функции.

Понятие «орган». Системы органов. Основные системы органов животного организма. Системы надземных и подземных органов растений.


Демонстрация

Строение клетки. Увеличительные приборы. Ткани растительных и животных организмов.


Лабораторные и практические работы


Признаки живых организмов

Химический состав растительных организмов

Строение растительной клетки

Изучение растительных тканей на поперечном срезе листа камелии.

Ткани живых организмов.

Чечевички – образования покровной ткани.


Тема 2 Многообразие живых организмов 18 часов

Систематика живых организмов. Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Основные единицы классификации растений и животных. Царства живой природы: Бактерии, Растения, Животные, Грибы. Особенности строения клеток, способы питания и другие признаки, отличающие представителей разных царств.

Бактерии : строение, размножение, многообразие форм, распространение, питание, роль бактерий в природе и жизни человека. Гнилостные, клубеньковые, молочнокислые бактерии гниения. Болезнетворные бактерии.

Растения: споровые и семенные. Распространение растений. Органы растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные : простейшие, кишечнополостные, черви, членистоногие, рыбы, земноводные , пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Значение животных в природе и жизни человека.

Грибы. Строение шляпочных грибов. Паразитические грибы. Значение грибов в природе и жизни человека.

Биология – наука о живых организмах. Биологические науки. Методы изучения природы.


Демонстрация

Представители разных царств живой природы.


Лабораторные и практические работы

Определение систематической принадлежности видов растений к более крупным группам – родам, семействам, классам.

Определение систематической принадлежности представителей животного мира к более крупным систематическим группам – родам, отрядам, классам , типам.

Строение бактерий на примере сенной палочки.

Разнообразие корневых систем цветковых растений.

Особенности строения цветковых и споровых растений.

Строение цветка.

Клубень – видоизмененный побег.

Внешнее строение и жизнедеятельность аквариумных рыбок.

Внешнее строение паука в сравнении с внешним строением рака.


Тема 3 Основные жизнедеятельные функции организмов 27 часов.

Особенности питания растений. Автотрофное питание. Воздушное питание растений – фотосинтез. Почвенное питание растений. особенности питания животных. Гетеротрофное питание. Растительноядные и хищные животные. Пищеварение как сложный процесс происходящий в пищеварительной системе. Основные отделы пищеварительной систем , пищеварительные железы. Пищеварительные ферменты и их значение. Паразиты в растительном и животном мире.

Значение дыхания. \роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергий. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов. Дыхание трахейное, жаберное, легочное , кожное.

Транспорт веществ в организме и его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Сосудисто-волокнистые пучки. Древесина, луб. Особенности переноса веществ в организме животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Кровеносная система незамкнутая и замкнутая. Гемолимфа, кровь, кровеносные сосуды и сердце.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Выделение из организма ненужных и вредных веществ. Выделение у одноклеточных организмов: роль сократительных вакуолей. Выделение у животных: мерцательные клетки плоских червей, мальпигиевы сосуды у насекомых, почки позвоночных животных. Выделение у растений и грибов. Клеточные вместилища. Листопад.

Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и преобразование энергии у растений. Обмен веществ и преобразование энергии у грибов и животных. Холоднокровные и теплокровные животные.

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений : механические ткани. Опорные системы животных : известковая оболочка простейших (фораминифер), наружный скелет беспозвоночных (известковые раковины моллюсков, хитиновый покров членистоногих) . Внутренний скелет позвоночных животных : хрящевая и костная ткань. Позвоночник – опора и защита всего организма.

Движение как важнейшая особенность живых организмов. Значение двигательной активности. Механизмы , обеспечивающие движение живых организмов. Движение бактерий и одноклеточных организмов: жгутики, реснички и ложноножки. Движение многоклеточных животных: плавание, реактивное движение полет (крылья) , ходьба, прыжки, бег (ноги). Движение у растений.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения Животных . Органы размножения. Половые клетки : сперматозоиды и яйцеклетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление. Спермии и яйцеклетки. Двойное оплодотворение . Образование плодов и семян.

Рост и развитие живых организмов – важные признаки жизни. Рост и развитие растений. Роль образовательной ткани. Прищипывание. Проростки. Рост и развитие животных. Пряное и непрямое развитие.

Организм как единое целое. Растение - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Жизнедеятельность организма и его связь с окружающей средой.


Демонстрация

Изображения органов растений и систем органов животных. Скелеты млекопитающих. Раковины моллюсков. Коллекции насекомых.


Лабораторные и практические работы


Питание комнатных растений

Изучение роли воздуха в прорастании семян

Чечевички и их роль в дыхании растений.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

Передвижение растворов органических веществ по стеблю.

Изменение окраски и отложение солей в осенних листьях.

Дыхание семян как доказательство обмена веществ.

Передвижение дождевого червя.

Вегетативное размножение растений.

Искусственное опыление сенполии.

Образование и рост корней.


Тема 4 Организмы и окружающая среда 10 часов.

Среда обитания. Экологические факторы. Влияние абиотических факторов неживой природы (температуры, влажности, света) на живые организмы. Биотические факторы. Взаимосвязи живых организмов. Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная, организменная.

Природное сообщество. Экосистема. Структура с связи в природном сообществе. Типы природных сообществ: лес, тайга, луг , степь , болото. Устойчивое природное сообщество. Экосистема и ее структура. Ярусность распределения обитателей экосистемы. Смена природных сообществ .Естественные и искусственные причины сиены природных сообществ. Красные книги. Особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады.


Демонстрации

Коллекции, иллюстрирующие взаимосвязь животных организмов. Модели экологических систем, наглядные пособия, иллюстрирующие типы природных сообществ. Изображения растений и животных, занесенных в Красную книгу.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

Книгопечатная продукция:

  1. Примерная рабочая программа по учебному предмету .Биология 5 – 9 классы. Авторы : В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова, В.А. Самкова, А.М. Шереметьева.. Москва. Академкнига/Учебник, 2015.

  2. Учебник Биология 6 класс В.И. Лапшина, Д.И. Рокотова. Москва Академкнига/учебник, 2015.

Экранно - звуковые пособия:

  1. Проектор



Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Звуковые колонки - 2



Планируемые результаты изучения курса

Выпускник научится

  • Характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов) их практическую значимость;

  • Применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами , ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • Использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов ( приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • Ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе;

Выпускник получит возможность научиться:

  • Соблюдать правила работы в кабинете биологии , с биологическими приборами и инструментами;

  • Использовать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивание и размножение культурных растений, домашних животных;

  • Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к живой природе ( познание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально – ценностное отношение к объектам живой природы) ;

  • Находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать ее и переводить из одной формы в другую;

  • Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.





9