ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наша страна переживает важный период в своей истории: коренным образом перестраиваются ее экономика и политика, меняются взаимоотношения человека и государства, власти и общества. Россия становится демократическим правовым государством. Тем не менее, мы испытываем немалые трудности, причем материальные проблемы и хозяйственные неурядицы – не самые главные из них.
Самое сложное заключается в том, что человек, его сознание остаются в плену прежних стереотипов. Это можно отнести и к обществу в целом: ведь оно состоит из отдельных людей, и какими передовыми ни были бы статьи Конституции, гарантированные ею права и свободы остаются во многом благим пожеланием. Нужны перемены не только политические – должно измениться сознание людей, в основной своей массе еще не готовых принять на себя ответственность за судьбу страны, да и за свою собственную. «Плохие правительства выбираются хорошими людьми, которые не ходят на выборы».
В современной школе имеется понимание проблемы, связанной с подготовкой и обучением не просто образованных людей, а свободных граждан страны. Нередко учителя (и многие учебники) передают школьникам устаревшие взгляды, отжившие воззрения. Но положение и здесь меняется, хотя и не так быстро, как этого следовало бы ожидать. За последние десять лет появилось не мало учебной литературы по гражданско-правовому образованию, вносящей свой вклад в воспитание свободной личности.
Учебный курс " Социология» основан на новых подходах в обучении и нравственном воспитании подростков. Дело не только в конкретном содержании учебного материала – дело в концепции учебника, его принципиальной новизне. В целом это новый возможный вариант содержания школьного образования, а также новый методический алгоритм для работы педагога. Опираясь на этот курс как на точку опоры, можно перестроить всю систему педагогики. Это та возможная основа, на которой можно реформировать школу.
А что дает изучение программы курса « Социология»» ученику? Если говорить коротко, оно готовит его к жизни в обществе, дает ему возможность выстраивать свою собственную позицию. Материалы курса научат учащегося анализировать любую жизненную ситуацию, помогут сделать самостоятельный обоснованный выбор из многих возможных вариантов, принимая на себя личную ответственность.
Ученики ставятся в такие условия, когда без всякого «подталкивания» со стороны педагога они проявляются пытливость, желание осмыслить получаемую информацию, самостоятельно исследовать проблему. Учебный материал помогает подростку самому строить свои отношения с окружающим миром и разбираться в себе.
Ученик приобретает ощущение собственного «я» как частицы общества. Он начинает понимать, что он индивид, живущий в обществе и являющийся его членом. В юности особенно хочется быть полезным и уважаемым другими людьми. Отсюда появляется потребность осмысливать и оценивать последствия своего решения, прежде чем действовать и совершать поступки.
В самой методике преподавания этого курса заложено еще одно свойство: у педагога появляется потребность на основе предложенных рекомендаций и подходов вырабатывать свои собственные приемы. Сама методика побуждает педагога мыслить, творчески подходить к процессу обучения. Те учителя, кто проработал с этим курсом, признают, что его преподавание меняет их собственные взгляды, помогает освободиться от устаревших взглядов и догм, делает мировоззрение более передовым.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Соответствие программы курса « Социология» основным положениям федерального компонента Стандарта общего образования по обществознанию.
Положение Стандарта | Темы курса « Социология» |
Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность Патриотизм и гражданственность | Человек свободного общества Мой выбор - моя малая родина |
Человек и общество. Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание. Агрессивное поведение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение | Я среди людей |
Социальная сфера. Семья как малая группа. Брак и развод, неполная семья. Отношения между поколениями Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Физкультура и спорт как социальное явление. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества | Моя семья
Мое здоровье |
Сфера социального управления. Роль политики в жизни общества. Политический режим. Демократия, ее развитие в современном мире. Разделение властей. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни Влияние СМИ на политическую жизнь общества | Я и политика
Я и средства массовой информации
|
Право, его роль в жизни общества и государства | Я и закон |
Сфера духовной культуры и ее особенности. Мировоззрение. Социальные ценности и нормы. Мораль. Добро и зло. Гуманизм. Свобода и ответственность | Я выбираю |
Подготовка к выбору предпрофильных курсов | Свобода и ответственность - выбор XXI века. На пороге моего выбора... |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы курса « СОЦИОЛОГИЯ» - формирование культуры выбора у обучающихся в различных социальных ситуациях.
Реализация данной цели предусматривает решение ряда задач, предполагающих:
- знакомство с основами технологии выбора;
- анализ наиболее типичных социальных ситуаций, предоставляющих возможность делать обоснованный выбор, принимая на себя личную ответственность за свое решение;
- моделирование ситуаций, позволяющих научиться делать выбор с опорой на ценностную шкалу, включающую в себя такие основополагающие общечеловеческие ценности, как добро, ответственность, свобода, выбор, гражданственность, патриотизм, толерантность;
- создание условий для отработки умения выстраивать свое поведение в ситуации выбора (в типичных жизненных ситуациях) в соответствии с принятой ценностной шкалой, оценивать свой выбор с точки зрения морали, права, осознания целесообразности и позитивности того или иного выбора;
- приобретение опыта проигрывания различных социальных ролей в типичных ситуациях выбора: товарища, гражданина, члена семьи и др.;
- развитие способностей к самоопределению и самореализации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершении изучения курса у учащихся будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности:
9 класс
- получение социально значимой информации из различных источников, ее осмысление и интерпретация;
- использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор (первоначально - в учебных моделируемых ситуациях, затем - в жизненных ситуациях);
- оценочные суждения о моделях поведения в ситуациях выбора, о последствиях того или иного выбора;
- участие в обучающих тренингах, играх, проектной деятельности, социальной практике;
- взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе; взаимодействие со старшими: педагогами и работниками школы, родителями, жителями микрорайона, представителями различных общественных организаций и органов местного самоуправления и другими; взаимодействие с младшими: учащимися школы, воспитанниками системы дополнительного образования и т. д.;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни;
- совместная деятельность в учебных социальных проектах.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Для диагностики уровня подготовленности учащихся по программе « СОЦИОЛОГИЯ» используются:
1. «Портфель достижений учащегося» по курсу, который может включать:
- сочинения-эссе по темам курса;
- результаты проектной деятельности;
- подборки афоризмов, цитат к конкретным темам курса;
- газетные статьи, списки интернет-сайтов, других дополнительных источников информации, которые использовались учащимися для самостоятельной работы;
- самостоятельно составленные кроссворды, чайнворды, ребусы по темам курса;
- рисунки, схемы, таблицы и другие дополнительные материалы, созданные самим учащимся;
- «корзина понятий» (словарь по темам курса);
- другие результаты самостоятельной деятельности учащегося.
Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и качество их выполнения (соответствие критериям, совместно разработанным педагогом и учащимися).
2. Оценивание формализованных знаний (понятия, факты, явления, процессы общественной жизни и т. д.) с помощью традиционных способов: тестирование (различных видов), выполнение контрольных и самостоятельных работ, устный и письменный опросы.
3. Оценивание социального проекта, выполненного группой учащихся.
4. Оценка работы группы (пары) учащихся.
5. Самооценка, реализуемая через выполнение рефлексивных заданий, накапливаемых в конверте « СОЦИОЛОГИЯ». Материалы конверта не проверяются педагогом, поскольку могут носит сугубо личный характер, а учащийся будет к ним обращаться по мере необходимости в ходе изучения курса.
ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Преподавание ФАКУЛЬТАТИВА « СОЦИОЛОГИЯ» в МОУ Саргазинская СОШ, отделение ст. Смолино в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «24» декабря 2010г. № 2080 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год»;
Правдина О. В., Просвирнова О. Е., Мишина С. Е., Коротеева Т. В. Методическое пособие по воспитательной работе по курсу «Мой выбор». - М.: Ижица, 2003.
В основе данного курса лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которой при проведении занятия он не настаивает на правильном ответе ученика и не требует от него «правильного» выбора. Главное другое - дать каждому ученику максимально полную информацию об основаниях и последствиях того или иного варианта выбора, научить делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия.
Однако учитель сохраняет за собой ключевую роль, направляет и выстраивает логику обсуждаемых проблем.
Курс социологии является практико-ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих школьников
Использование программы курса « СОЦИОЛОГИЯ во внеклассной работе с учащимися :
Данная модель предполагает использование тематики и содержания программы курса « СОЦИОЛОГИЯ» в традиционных видах внеклассной работы с учащимися.
Проведение внеклассных мероприятий потребует от педагога координации усилий с коллегами, родителями, общественностью.
Специфика этой модели подробно описана в пособии: Правдина О. В., Просвирнова О. Е., Мишина С. Е., Коротеева Т. В. Методическое пособие по воспитательной работе по курсу «Мой выбор». - М.: Ижица, 2003.
Программа и разработки занятий по курсу « СОЦИОЛОГИЯ»» могут использоваться с минимальной корректировкой для работы с родителями. Учитель может проводить занятия по курсу в смешанной группе (дети и родители).
Интересен вариант проведения родительских собраний по итогам обсуждения с учащимися тех или иных тем на уроке (классном часе). В этом случае родители получают возможность не только ознакомиться с системой обучения детей (что само по себе очень важно), но и увидеть позитивное и негативное в развитии своих детей, вместе с педагогом наметить программу коррекции.
В структуре урока 9 класс могут быть выделены следующие этапы:
1-й этап - учебная мотивация, которая осуществляется с помощью небольшого личностного теста, предъявления ситуации, игры и т. д. Основная задача этапа - усиление личностной включенности учащихся в проблемы, которые формулируются преподавателем или с его помощью учащимися и которые будут рассмотрены на уроке.
2-й этап - работа над основными понятиями, предполагающая процедуру уточнения используемых на уроке терминов. В конце этого этапа учащиеся должны представить свой вариант понятий, используя различные способы: описание термина, его изображение и т. п.
3-й этап - изучение основных проблем урока, например, в малых группах или в парах. Это основная часть урока, в ходе которой учащиеся всесторонне рассматривают как положительные, так и отрицательные стороны всех возможных вариантов предполагаемого выбора в той или иной ситуации.
4-й этап - итоговая дискуссия, которая предполагает представление парами и малыми группами результатов своей дискуссии классу. Основная задача этапа - получение максимально подробной информации обо всех вариантах выбора в каждой рассмотренной проблеме.
5-й этап - заключительный, в ходе которого подводятся итоги работы. Делает это педагог, не предлагая конкретного варианта выбора, а акцентируя внимание на праве и необходимости каждого человека делать самостоятельный выбор, а также на понимании личной ответственности за последствия этого выбора. На этом же этапе определяется домашнее задание, которое может быть как продолжением работы, проведенной на уроке, так и предусматривать определенную подготовку к предстоящему занятию.
Задания рабочей тетради позволят сделать самостоятельную работу учащихся более многоплановой и личностно-ориентированной. Особую роль в подведении итогов занятия играет рефлексивный момент, который в рабочей тетради представлен конвертом «Мой выбор». Это индивидуальный конверт каждого ученика, в него помещаются все личностно ориентированные работы школьника, выполненные на уроках и дома. Кроме того, в нем могут накапливаться нужные для ребенка афоризмы, высказывания интересных людей, спорные точки зрения и т. д. Конверт становится одним из предметов саморефлексии на последнем занятии по курсу.
личности.
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Общие характеристики содержания
1. Научность, предполагающая опору на наиболее прогрессивные современные достижения различных обществоведческих наук (социологии, политологии, конфликтологии, социальной психологии и др.), позитивные разработки в области педагогики и психологии.
2. Соответствие требованиям современных нормативно-правовых документов стратегического и тактического плана (в том числе Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., федерального компонента образовательного стандарта по обществознанию и др.).
3. Прикладной характер содержания: ориентация на освоение учащимися новых социальных ролей, подчинение содержания общей идее социализации личности.
4. Доступность, соответствие возрастным особенностям учащихся.
5. Предпрофильная направленность.
6. Ресурсная обеспеченность (опора на учебно-методический комплект по курсу, дополнительную литературу для учителя и учащихся, Интернет-ресурсы).
В содержание вошли следующие темы:
- Человек свободного общества;
- Я выбираю;
- Я среди людей;
- Моя семья;
- Мой выбор - моя малая родина;
- Мое здоровье;
- Я и политика;
- Я и средства массовой информации;
- Я и закон;
- Свобода и ответственность - выбор XXI века. На пороге моего выбора...
Программа курса
Человек свободного общества.
Основные ценности свободного общества. Понятие свободы. Свобода выбора. Ответственность и гражданская позиция.
Я выбираю.
Опыт выбора в конкретных жизненных ситуациях. Предмет выбора. Факторы выбора. Информированность о ситуации выбора и о различных последствиях того или иного выбора как одна из составляющих успешного выбора. Личностная готовность принять ответственность за результаты выбора. Ценностные основания выбора. Выбор и поступок.
Я среди людей.
Значение общепринятых моральных правил и норм как социальных регуляторов. Межличностные отношения: возможные проблемы и пути их решения. Конфликтная ситуация и способы выхода из нее. Договор как результат переговоров. Умение договариваться и его значение для позитивного развития межличностных отношений.
Моя семья.
Семья как малая социальная группа. Значение семьи для общества и человека. Семейные роли и взаимодействие в семье: дети (старшие-младшие), родители-дети, супруги, другие родственники. Распределение социальных ролей в семье. Соотношение прав и обязанностей в семье.
Мой выбор - моя малая родина.
Любовь к Родине и малой родине. Историческая память. Различные основания патриотизма как ценностной ориентации личности. Патриот малой родины. Гражданская ответственность по отношению к Отечеству и малой родине.
Мое здоровье.
Комплексный характер понятия «здоровье», Позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье современного человека. Социальная значимость здорового образа жизни. Полезные привычки и способы их формирования. Формирование собственного здорового образа жизни. Пути сохранения здоровья.
Я и политика.
Политическая сфера жизни общества. Роль политики в жизни каждого человека. Политическая активность: способы проявления и значение. Участие в выборах. Проблема неучастия в выборах. Моя гражданская позиция и мое гражданское участие в общественно-политической жизни страны.
Я и средства массовой информации.
Понятие информации и СМИ. Роль информации в современном обществе. Значение информации в жизни каждого человека. Виды современных СМИ. СМИ как четвертая власть. Информация и ответственность.
Я и закон.
Понятие права. Значение права в жизни общества и каждого человека. Право и закон. Правонарушение и преступление. Правовая ответственность.
Свобода и ответственность - выбор XXI века. На пороге моего выбора.
Взаимосвязь и взаимозависимость основных понятий курса.
Самооценка изученного курса и его влияния на будущее учащегося.
Профильные образовательные возможности муниципальной территории и региона. Возможности образовательного учреждения учащегося. Предпрофильная подготовка как первый рубеж выбора профессии.
Тематическое планирование
курса « СОЦИОЛОГИЯ» для учащихся -9 класса
Данный курс рассчитан на 35 часов, что позволяет встроить его в индивидуальное тематическое планирование с учетом изучаемой программы по обществознанию.
№ п/п | Темы курса | Всего часов | Формы и методы работы | Ожидаемые результаты деятельности учащихся |
1 | Вводный урок "Человек свободного общества" | 3 | Групповое обсуждение проблемы, "мозговой штурм", дискуссия, анализ проблемы | Отработанные ключевые понятия курса (свобода, выбор, ответственность) в системе: ассоциации, знак, слово. Учащиеся подбираю собстственный эпиграф к теме занятия, обосновывая свой выбор |
2 | Я выбираю | 3 | Фронтальное обсуждение проблемы выбора, работа в парах, по цепочке и индивидуально, эвристическая беседа, групповое обсуждение документа | Учащиеся определяют предмет выбора, сферы жизнедеятельности человека, в которых осуществляется выбор. Составление матрицы выбора. Осознание учащимися важности ценностных ориентиров для определения личностного выбора |
3 | Я среди людей | 3 | Игра без правил «Нарисуй здание», работа в группах, частично-поисковый метод, моделирование ситуации, учебный проект, организованная дискуссия, эвристическая беседа | Учащиеся определяют предмет договора, возможные последствия достигнутого соглашения, анализируют возможные пути развития конфликта и способы выхода из конфликтной ситуации. Переносят ключевые понятия курса (свобода, выбор, ответственность) на проблему межличностных отношений |
4 | Моя семья | 4 | «Мозговой штурм», работа с понятиями в группах, коллективное обсуждение проблемы, моделирование ситуации, ролевая игра | Учащиеся определяют семью как одну из основных ценностей человека и общества. Составляют таблицу «Значение семьи», формулируют правила общения в семье |
5 | Мой выбор - моя малая родина | 3 | Проектная деятельность учащихся в малых группах, организованная дискуссия (ролевая игра), работа с документом, групповое обсуждение | Учащиеся самостоятельно определяют, кого можно считать патриотом своей страны, патриотом своей малой родины. Выясняют, в чем состоит гражданская позиция человека. Формулируют проблему личной ответственности перед Родиной, малой родиной |
6 | Мое здоровье | 4 | Индивидуальная исследовательская работа учащихся, работа в малых группах, фронтальная работа. Ролевая игра «Пресс-конференция». Коллективное обсуждение, эвристическая беседа, «мозговой штурм», организованная дискуссия. Работа с документами | Учащиеся рассматривают здоровье как основную ценность человеческой жизни и человеческого общества. Самостоятельно формулируют понятия: «здоровье человека» и «здоровье нации», «полезные» и «вредные привычки человека», «здоровый образ жизни», «право человека на охрану здоровья». Осознают взаимосвязь состояния здоровья человека и здоровья нации. Называют позитивные и негативные факторы, влияющие на здоровье человека. Знакомятся с современными подходами к сохранению здоровья |
7 | Я и политика | 3 | Групповое обсуждение понятий, организованная дискуссия, обсуждение дилемм, работа по цепочке, открытое голосование | Учащиеся находят необходимую информацию об участии граждан в политической жизни страны, выявляют причины политической пассивности граждан. Формулируют свое отношение к социально-политической жизни общества |
8 | Я и средства массовой информации | 4 | Игра «Испорченный телефон». Работа в группах, индивидуальная работа. Исследовательский и частично-поисковый методы. Работа со словарем. Составление «Шкалы мнений». Ролевая игра «Письмо правительству». Организованная дискуссия | Учащиеся уточняют понятия: «информация», «средства массовой информации», «четвертая власть», «ответственность за информацию». В ходе обсуждения основных проблем урока осознают важность умения пользоваться информацией, критически осмысливать свой выбор в отношении источника информации, сравнивать его с выбором других людей, анализировать, аргументировать свою позицию |
9 | Я и закон | 4 | Индивидуальная работа, работа в парах и малых группах. Решение кроссворда. Эвристическая беседа. Игровое расследование. Моделирование ситуации. Организованная дискуссия. | Учащиеся знакомятся с понятиями: «закон», «правонарушение», «преступление», «уголовная ответственность», «наказание». Отрабатывают умения: взаимодействовать в группе, выражать свои взгляды, аргументировать ответ, вести дискуссию, использовать дополнительную литературу по праву, моделировать свое поведение в проблемной ситуации. Учащиеся осознают общественную значимость и важность правомерного поведения |
10 | Свобода и ответственность - выбор XXI века. На пороге моего выбора... | 4 | Работа в группах, сочинение-рассуждение «На пороге выбора», коллективное обсуждение проблемы «Свобода и ответственность - выбор XXI века» | Учащиеся систематизируют все изученные понятия курса. Задумываются над проблемой выбора жизненного пути. Осознают выбор профиля обучения как первый рубеж жизненного выбора. Учащиеся приходят к пониманию того, что ответственность за выбор лежит на том, кто этот выбор делает |
| Всего: | 35часов | | |