СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование литературному чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе (3 часа в неделю)

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование литературному чтению 4 класс»


Тематическое планирование по литературному чтению в 4-в классе (1-4)


102 часа (3 часа в неделю)


Дата

урока

Тема урока

Характеристика деятельности обучающихся

план

факт


Раздел I.. Любимые книги


Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.


Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную работу, отвечать на вопросы.



1

Кто же будет сопровождать нас в путешествиях? (Г. Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»).



2

Начало удивительных событий (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 1 и 2).



3

Что может Электроник? (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 3).



4

Наука как искусство (Е. Велтистов «Приключения Электроника», гл. 1, ч. 4). Сходство и различие сказочной и фантастической повести.



5

Смешные стихи о серьёзных вещах (Ю. Мориц «Баллада о фокусах шоколада»).



6

Обобщение по разделу. Проверочная работа 1.



7

Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках (урок по итогам самостоятельно- го домашнего чтения).



8

Что такое детская литература? Р/Р Сочинение о любимом писателе.




Раздел 2. У истоков русской детской литературы 20 (17)



9

Введение в раздел 2. Летопись и летописцы

(А. Пушкин «Борис Годунов» (отрывок).

Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой…»).




10

«Повесть временных лет». «Расселение славян».



11

Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки.



12

«Похвала книгам» Ярослава Мудрого.



13

Почему не стареют наказы Владимира Мономаха? («Поучение» Владимира Мономаха детям).



14

Путешествие 1. XVII век. Справщик Савватий – первый детский поэт.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.


Культура речевого общения. Участвовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст-рассказ-характеристику героя. Высказывать аргументированно своё отношение к прочитанному, к героям.




15

Стихи Симеона Полоцкого и Кариона Истомина.



16

Обобщение по разделу. Древнерусская литература XI–XVII вв.). Проверочная работа 2.



17

Внеклассное чтение. Книги о книгах



18

Путешествие 2. Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых

(«Детские годы Багрова-внука», гл. 1)



19

Традиция семейного чтения (С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука», гл. 2–3)



20

«Жизнь и приключения Андрея Болотова». Автобиографическая книга и мемуары.



21

«Детское чтение для сердца и разума» (нравоучительные статьи Н.И. Новикова).



22

Р/Р Сочинение в стиле нравоучительной статьи.



23

Образ «идеального ребёнка» в детских

стихах А. Шишкова, в рассказе «Можно исправиться, когда твёрдо того захочешь».

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рас- сказ на основе предложения.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль. Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.


Культура речевого общения Участовать в диалоге. Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст –рассказ-характеристику героя.



24

Обобщение. Зарождение, становление и развитие детской литературы в XI–XVIII

веках. Проверочная работа 3.



25

Внеклассное чтение. Писатели о себе (автобиографические книги)



26

Р/Р Сочинение.



27

Раздел 3. XIX век. Путешествие продолжается...



28

Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов

«Слон и Моська»).



29

Характерные особенности жанра басни (И.А. Крылов. Басни «Квартет», «Свинья под

Дубом»).



30

Обобщение. Басни И.А. Крылова.



31

Путешествие 4. 1828 год. Первая русская литературная сказка.



32

А. Погорельский «Чёрная курица...».

1. Нелёгкий путь в подземное царство (ч. 2, 3).

2. Встреча с подземными жителями (ч. 4, 5).

3. Главный герой сказки (ч. 6).



33

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?



34

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».



35

1. Знакомство с героями сказки (ч. 1–3).

2. Сказочное и реальное в тексте сказки. Первая встреча Гвидона с отцом (ч. 4–6).

3. Первое чудо и вторая встреча с отцом. Мир Салтана и мир Гвидона (ч. 7–9).

4. Царь Салтан и князь Гвидон (ч. 10–15).

5. В чём главный смысл сказки? (Финал).



36

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».


37

Сказка В.А. Жуковского «Спящая царевна».

Культура письменной речи. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.


Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;

отвечать на вопросы по содержанию;

понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.


Чтение

Читать текст вслух осознан- но, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части



38

Обобщение. Литературные сказки.



39

Владимир Даль «Война грибов с ягодами» (русская сказка в обработке В. Даля),

«Кузовок» (игра). Т



40

Р/Р Устное сочинение-обработка народной сказки (подражание В.И. Далю).



41

Как надо писать для детей? (А. Ишимова «Славяне»).



42

Обобщение. Проверочная работа 4.



43

Внеклассное чтение. «Вчера и сегодня». Книги о родном городе, его прошлом и настоящем или «Литературные сказки писателей XIX века».



44

Путешествие 6. Мир природы приходит на страницы книг.



45

Картины природы в книге С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука».



46

Поэты XIX века о природе. Стихи А.К. Толстого и А. Плещеева.



47

Стихи А. Майкова и Ф. Тютчева о природе.



48

Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1. Картины русской природы в стихотворении.

2. Дедушка Мазай – добрый охотник.



49

Путешествие 7. Школа в Ясной Поляне.



50

Л.Н. Толстой как учитель (сказка «Два брата»).



51

Непростые простые тексты (Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «Как ходят деревья»).



52

Практикум «Учусь читать художественную прозу».



53

Учебная книга К.Д. Ушинского «Детский мир и хрестоматия» («Столица и губерн- ский город»).



54

Первое знакомство с Родиной (К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город»,

«Просёлочная дорога»).



55

Р/Р Сочинение в форме путевого очерка.



56

Как помочь детям полюбить свою родную землю? (К.Д. Ушинский «Наше Отечество»).



57

Р/Р Сочинение-подражание Ушинскому (К.Д. Ушинский «Жалобы зайки»).

Высказывать аргументированно своё отношение к прочитан- ному, к героям.


Культура письменной речи Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари- тельной подготовки.


Творческая деятельность Инсценировать художествен- ные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.



58

А.И. Куприн «Слон».

1. Непонятная болезнь (ч. 1–3).

2. Можно ли выполнить желание Нади? (ч. 4–5).

3. «Я уже совсем здорова!» (ч. 6).



59

Обобщение. Проверочная работа 5.



60

Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».




Резервные уроки.




Раздел 4. Век XX. Новые встречи со старыми друзьями



61

Путешествие 8 (в... библиотеку). Загадка Лидии Чарской.



62

Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки»

1. Первый день Лены в гимназии (гл. 8).

2. Друзья и враги Лены Икониной (гл. 10–11).

3. Образ Лены Икониной. Обобщение.



63

Внеклассное чтение. Мир детства.



64

Путешествие 9. Петроград. 1923 год. Редакция«Воробья». Житков и Маршак.



65

Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»).



66

Гимназисты Корнея Чуковского (К.И. Чуковский «Телефон»).



67

Обэриуты. Стихи Д. Хармса.



68

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского.



69

Внеклассное чтение. Современные чудаки.



70

Путешествие 10. Вокруг Маршака.



71

Внеклассное чтение. Современные детские журналы.



72

Е. Шварц «Два брата».

1. Живой мир и мир вечного покоя (гл. 1–4).

2. Спасение Младшего – победа живого мира (гл. 5–8).

3. Мудрость сказки Е. Шварца (обобщение).



73

Превращение Пиноккио в Буратино (Б. Галанов «Книжка про книжки» (отрывок),

«Пишу на ту же тему по-своему»).



74

Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»).



75

Удалось ли А.Н. Толстому «превратиться» в детского писателя? (А.Н. Толстой «Кот сметанный рот»).



76

Птицы с «характерами» (М. Пришвин «Изобретатель»).

Культура письменной речи. Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел (главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком, редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предварительной подготовки.


Творческая деятельность. Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация). Иллюстрировать текст. Писать творческие работы: сочинения по прочитанному, сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.




77

Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»).



78

С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор.



79

Обобщение. Проверочная работа 6.



80

Внеклассное чтение. «Творцы книг» (рассказы о писателях, о художниках-

иллюстраторах).



81

Путешествие 11. 1928 год. Литературный утренник в Сокольниках. В. Маяковский

и А. Барто.



82

Ю. Олеша «Три Толстяка», глава «Кукла с хорошим аппетитом».

1. Живая кукла наследника Тутти (ч. 2).

2. Три Толстяка и другие герои сказки (ч. 3, 4).

3. «Простые высокие истины» (обобщение).



83

Практикум «Учусь работать с научно-популярным текстом» (Б. Галанов «Как найти город Трёх Толстяков?»).










Тема урока



84



84

Путешествие 12. «Дорогие мои мальчишки» (Р. Фраерман «Гайдар и дети»).

Аудирование (слушание) Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова;

отвечать на вопросы по содержанию;

понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции. Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.


Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение. Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части














85

А. Гайдар «Тимур и его команда».

1. «Этот чердак был обитаем» (ч. 1, 2).

2. Игра или серьёзное дело? (ч. 3, 4).

3. Тимур и тимуровцы (ч. 5, обобщение).



86


Путешествие 13. Смешные книжки. Проверка развития читательских умений

(Н. Носов «Федина задача»).Комплексная итоговая контрольная работа – 20 мин.






87

Юмористический рассказ на серьёзную тему (В. Драгунский «Что любит Мишка»).



88

Внеклассное чтение. Юмористические рассказы В. Драгунского, Ю. Сотника и Н. Носова.



89

Стихи А. Барто. Сатира или юмор?



90

Внеклассное чтение. «Не про меня ли это?».



91

Путешествие 14. «Книжкины именины» во Дворце пионеров. Стихи Е. Благининой, Б. Заходера, Ю. Коринца и др.



92

Стихи И. Токмаковой и Г. Сапгира.



93

Стихи Э. Мошковской и Э. Успенского.





94

Стихи Саши Чёрного и В. Долиной.



95

Миниатюры Г. Цыферова. Р/Р Создание собственных миниатюр. Т



96

Стихи Н. Матвеевой.



97

Внеклассное чтение. Любимые стихи.



98

Практикум «Учусь читать лирический текст». Т



99

Обобщение. Проверочная работа 7.



100-101

Пьеса-сказка С. Козлова «Снежный цветок».

  1. Знакомство с героями (картины 1, 2).

2. Поиски снежного цветка (картины 3–5).

3. Мудрая сказка для малышей (картины 6–8).







Тема урока




102

Путешествие 15. Современные детские писатели. (К. Драгунская «Крайний случай»).






Творческая манера Ксении Драгунской (К. Драгунская «Ерунда на постном масле!»). Т




Интервью с Тимом Собакиным. (Стихи и проза Тима Собакина).




Обобщение. Берём интервью у детских писателей.




Эпилог. Письмо авторов учебника к читателям.




Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать».