Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл., В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина, М.: Просвещение, 2007г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.
Литература. 7 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина. – 16-е изд., – М.: Просвещение, 2014.
№ урока | Дата | Тема урока | Домашнее задание |
Введение |
1. | | Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | с.5-6, вопр и зад.; определение предания; рассказы о деятельности Петра I и Ивана Гр. |
Устное народное творчество |
2. | | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Р.к. №1. Народные предания на Ставрополье. | сост. план статьи учебн.(с.7); с.10, вопросы и задания; с.11-15, ст.«Былины», определение былин. |
3. | | Понятие о былине. Возникновение и бытование былин. Собирание былин. Собиратели. "Вольга и Микула Селянинович" | с.17-23, «Вольга и Микула», с.23, задания. |
4. | | "Вольга и Микула Селянинович". Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда. | составить словарь старинных слов и выражений по былине «Вольга и Микула Селян.», прочитать былину «Илья М.». |
5. | | Киевский цикл былин. "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Черты характера Ильи Муромца. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах. | с.24-34, 36-41, с.35, 41, вопросы и задания. |
6. | | Новгородский цикл былин. "Садко". Своеобразие былины. Поэтичность языка. «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. | принести разл. сб.пословиц. найти сам-но и выписать 5-6 пословиц разных народов мира;с.49, задания |
7. | | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц. Р.к. №2. Казачьи пословицы и поговорки | написать рассказ по пословице; материал о древнерусской литературе, с.50. |
8. | | Древнерусская литература. Русские летописи. "Повесть временных лет" (отрывок "О пользе книг"). Формирование традиции уважительного отношения к книге. | с.51-52, с.52, вопр.и задания, инд.з.: подготовить рассказ о Владимире Мономахе;с.53-54 |
9. | | "Поучение" Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. | с.54-63, вопросы и задания, сообщение о жанре жития. |
10. | | "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | герои и их характеры, пересказ эпизода. |
11. | | "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности. | подготовить материал для письменной работы. |
12. | | Р.р. Классное сочинение на одну из тем: * Народная мудрость в произведениях УНТ * Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. * Что воспевает народ в героическом эпосе? * Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. * В чём значение древнерусской литературы для современного читателя? | с.64-66, вопросы и задания, сообщение о Ломоносове. |
Литература 18 века |
13. | | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. Обучение устному рассказу. "К статуе Петра Великого". | с.66-68, вопр. и задания; выр. чтение наиз. отрывка из оды |
14. | | М.В.Ломоносов. "Ода на день восшествия...". Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды. Обучение выразительному чтению. | выр.чт.наиз. отрывка из «Оды…». Рассказ о Державине, с.68-69. Чт.стих. |
15. | | Г.Р.Державин."Река времён в своём стремленьи...", "На птичку...", "Признание". Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | выр.чт. одного из стих-ний; с.72-77, |
Литература 19 века |
16. | | Внеклассное чтение №1. В.А. Жуковский. «Рыцарь Тогенбург» | сообщение о Пушкине. |
17. | | А.С.Пушкин. Слово о поэте. Р.к. №2. Биографическая и творческая связь поэта с Кавказом. Интерес Пушкина к истории России. "Полтава" (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению. | с.77-80,инд.з.:подготовить рассказ о памятнике П. работы А. Опекушина в Москве, рассказ о портретах П. работы О.Кипренского и В. Тропинина. |
18. | | А.С.Пушкин. "Медный всадник" (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. | выр.чт.наиз. вступления к петер бургской повести «Медн. всад-ник». Повторить произведения Пушкина, которые ранее были заданы наиз.; с.80-87. |
19. | | А.С.Пушкин. "Песнь о вещем Олеге" и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. | выр.чт. «Песни о вещем Олеге» и ответ на 1-й вопр. рубрики «Разберёмся в прочитанном»(с.75). |
20. | | Развитие понятия о балладе. Особенности содержания и формы баллады Пушкина. Особенности композиции. Своеобразие языка. | выр.чт.наиз. «Песни о вещем Олеге»;с.87-97. |
21. | | А.С.Пушкин. "Борис Годунов": сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | подготовиться к беседе по теме «История России в произведениях А.С Пушкина. |
22. | | Р.р. Домашнее сочинение. " История России в произведениях А.С.Пушкина". | написать сочинение; с.97-113, вопросы и задания |
23. | | А.С.Пушкин. "Станционный смотритель" - произведение из цикла "Повести Белкина". Изображение "маленького человека", его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести. Дуня и Минский. Анализ эпизода "Самсон Вырин у Минского". Развитие понятия о повести. | перечитать эпизод «Самсон Вырин у Минского»; образы героев |
24. | | Внеклассное чтение №2. А.С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «Певец», «Эпиграмма», «Стансы», «Друзьям», «Моя эпитафия». Различные жанры в творчестве поэта. | сообщение о жизни и творчестве Лермонтова; с.114-136, вопросы и задания |
25. | | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Р.к. №3. Кавказ – поэтическая родина Лермонтова. "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы. | нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. |
26. | | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | фольклорные начала в "Песне про царя Ивана Васильеви-ча..." Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. |
27. | | Фольклорные начала в "Песне про царя Ивана Васильевича..." Особенности сюжета и художественной формы поэмы. Образы гусляров и образ автора. | С.136-140, выр.чт.стих |
28. | | Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел». Мастерство поэта в создании художественных образов. Обучение выразительному чтению. | выр.чт.наиз. одного из стих.; прочитать статьи о жизни и творчестве Л., подготовить пересказ. |
29. | | М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стих-ния. | выр.чт.наиз.ст-ния; подгото виться к контрольн. работе по тв-ву Пушкина и Лермонт |
30. | | Внеклассное чтение №4. М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Эпиграммы и мадригалы», «Эпитафия», «Завещание», «Памяти А.И. Одоевского». Различные жанры в творчестве поэта. | |
31. | | Контрольное тестирование по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. | с.141-211, прочит. пов. «Тарас Бульба» |
32. | | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли. | образы Остапа и Андрия; смысл противопоставления братьев |
33. | | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | перечитать повесть, обра-тить внимание на особен-ности изображения природы |
34. | | Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя. Развитие понятия о литературном герое. | подготовить материал к сочинению по повести Гоголя |
35-36. | | Р.р. Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»: * Авторская оценка образа Тараса Бульбы * Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести... * Роль картин природы в понимании человеческих характеров (по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба») | с.212-223, рассказ о Тургеневе |
37. | | И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. | нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Художе-ственные достоинства рассказа |
38. | | Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». Мастерство И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа | с.224-226 |
39. | | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Особенности жанра. | выр.чт.наиз. ст-ния в прозе «Русский язык». Рассказ «Бурмистр» |
40. | | Внеклассное чтение №5. И.С. Тургенев. «Бурмистр». | Прочитать поэму Некрасова «Русские женщины».Инд.з.: подготовить рассказ о восстании декабристов; с.227-245. |
41. | | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Р.к. №4. Декабристы-литераторы на Северном Кавказе. | перечитать эпизод «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» |
42. | | Поэма «Русские женщины». Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска» | с.245-250 |
43. | | Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Обучение выразительному чтению Внеклассное чтение №6. Н.А. Некрасов. «Саша». | с.251-260; сообщение о А.К.Толстом |
44. | | А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья | с.261-276, сообщение о Салтыкове-Щедрине |
45. | | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | смысл противопоставления генералов и мужика. Особенности языка «Повести…». |
46. | | Смысл противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности. Особенности языка «Повести…». Сатира, гротеск, абсурд. | прочитать сказку «Дикий помещик», записать определение гротеска |
47. | | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. | подготовиться к контрольной работе |
48. | | Р.р. Контрольное сочинение по теме «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салт.-Щедрина». | с.276-296 |
49. | | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Р.к. №5. Работа в Пятигорске над повестью «Детство», осознание себя как писателя. | автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. |
50. | | Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых.. | главный герой повести Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир |
51. | | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир | сообщение о жизни и творчестве Бунина; рассказ «Цифры»; с.3-18. |
52. | | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы | прочитать рассказ «Лапти», ответить на вопросы |
53. | | И.А.Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. | подготовить материал к классному сочинению |
54-55. | | Р.р. Классное сочинение по произведениям Л.Н.Толстого и И.А.Бунина «Золотая пора детства» в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина» | сообщение о жизни и творчестве А.П.Чехова; рассказ «Хамелеон» |
56. | | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа | средства создания комического в рассказе; юмор и сатира |
57. | | Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире Р.р. Контрольное изложение по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон». | прочитать рассказ «Злоумышленник» |
58. | | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник» | прочитать рассказы «Тоска», «Размазня» и др. |
59. | | Внеклассное чтение №7. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня». | В.А.Жуковский. «Приход весны». А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». |
60. | | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А.Жуковский. «Приход весны». А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». | И.А.Бунин. «Родина»,выр. чт. наиз.;выр.чт.стих. «Эльбрус», «Дагестан», «Горный путь к морю» (отрывок), «На обвале» |
61. | | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. И.А.Бунин. «Родина». Обучение анализу лирического текста. Р.к. №6. И.А.Бунин. «Эльбрус», «Дагестан», «На обвале», «Горный путь к морю» (отрывок) | с.19-83, сообщение о жизни и творчестве М. Горького |
62. | | М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. | сзображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров |
63. | | Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»; бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок,Хорошее Дело. Понятие о теме и идее произведения. |
64. | | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»; бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения | портрет как средство характеристики героя |
65. | | Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство» (по выбору учителя). Портрет как средство характеристики героя | с.84-88 |
66. | | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды | с.89-99, |
67. | | Л.Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения | с.100-110 |
68. | | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль ритма и рифмы. Обучение выразительному чтению | с.110-112 |
69. | | В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя. Его гуманизм и сочувствие ко всему живому. | с.113-123 |
70. | | Внеклассное чтение №8. Поэты 20 века: В.Я. Брюсов «Нить Ариадны», А.А. Блок «Ветер принес издалека…», «Девушка пела в церковном хоре…», А.А. Ахматова «Я научилась просто, мудро жить…», О.Э. Мандельштам «Только детские книги читать», Н.С. Гумилев «Леопард», М.И. Цветаева «Стихи о Москве». | биография Платонова, конспект |
71. | | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку. | Юшка – незаметный человек с большим сердцем. Христианские традиции в рассказе Платонова. |
72. | | Р.р. Юшка – незаметный человек с большим сердцем. Христианские традиции в рассказе Платонова. | с.123-138 |
73. | | А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова | подготовить материал к сочинению по теме |
74-75. | | Контрольное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей XX века) | с.139-143 |
76. | | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов. Р.к. №7. Б.Пастернак «Пока мы по Кавказу лазаем…», «Немолчный плеск солей» | с.144-149 |
77. | | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое. | с.150-158 |
78. | | Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. | война в стих. А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др. |
79. | | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др. | тема Великой Отечественной войны в творчестве ставропольских поэтов |
80. | | Р.к. №8. Тема Великой Отечественной войны в творчестве ставропольских поэтов: А.Исакова, В.Марьинского, И.Кашпурова, В.Ащеулова и др. | с.159-167 |
81. | | Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. | с.167, вопросы и задания |
82. | | Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади» | с.168-176 |
83. | | Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. | с.176-179 |
84. | | Е.И.Носов. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. | с.180-195 |
85. | | Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека | с.195-196, вопросы и задания |
86. | | Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Взаимовыручка как мерило нравственности человека | В.Сляднева. Сборник рассказов для детей и о детях «Перепелиная душа» |
87. | | Р.к. №9. В.Сляднева. Сборник рассказов для детей и о детях «Перепелиная душа» | подготовить материал к сочинению |
88-89. | | Классное сочинение «Нравственные проблемы произведений Ф.Абрамова, Е.Носова, Ю.Казакова | с.197-200. |
90. | | Д.С.Лихачёв. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы | с.200-204, записать основные мысли |
91. | | «Учиться говорить и писать» (глава из книги Д.С.Лихачёва «Земля родная») | с.212-219 |
92. | | Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Рубцов…) | с.220-224 |
93. | | Песни на стихи русских поэтов XX века. И.А.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По смоленской дороге…», А.Вертинский «Доченьки». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. Р.к. №10. Песни на стихи ставропольских поэтов | с.205-211 |
94. | | М.М.Зощенко. слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя | с.225-227 |
95. | | Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта | с.228-232 |
96. | | Р.Бёрнс. Слово о поэте. «Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бёрнса. | с.233-234 |
97. | | Дж.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций. Обучение выразительному чтению | с.235-240 |
98. | | Японские хокку (хайку). Особенности жанра. | Песнь о Гайавате. |
99. | | Внеклассное сочинение №9. Г.У. Логфелло. «Песнь о Гайавате». | с.241-248 |
100. | | О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. | Гюго «Всё лето в один день» |
101. | | Внеклассное чтение№10. В. Гюго. «Всё лето в один день» | с.249-262 |
102. | | Р.Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра Внеклассное чтение №11. «Всё лето в один день» | нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей |
103. | | Р.р. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей | подготовиться к контрольной работе по литературе XX века |
104. | | Контрольное тестирование по теме «Литература XX века» | с.263-299 |
105. | | Итоговый урок. Задание для летнего чтения | чтение худож. произведений |