СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по литературному чтению. УМК "Школа России". 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по литературному чтению на 2017-2018 учебный год. 3 класс. УМК "Школа России". 

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по литературному чтению. УМК "Школа России". 3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса Литературное чтение для 3 классов общеобразовательных учреждений Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., - М.: Просвещение, 2011г.

Содержание


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

«САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ» (4 ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

знать:

- структуру учебника;

- приёмы ориентирования в учебнике;

-историю создания книг;

-отличия рукописной и печатной книги.

уметь:

- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);

- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.





«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО» (14 ч)

Русские народные песни.

Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Иван – царевич и серый волк.

Сивка – бурка.



знать:

  • виды сказок и их структуру;

  • различные произ­ведения устного народного творче­ства и прикладного искусства;



уметь:

  • приводить примеры произве­дений фольклора

  • (пословицы, загадки, сказки);

  • читать осознанно текст;

  • определять тему, главную мысль произведения;

  • пересказывать текст.



«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (11 ч)

Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Ф.Тютчев «Листья».

А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».

И.Никитин «Степь моя»

И.Никитин «Встреча зимы».

И.Суриков «Детство».

И.Суриков «Зима».

знать:

- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.

уметь:

-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору);

- находить в тексте слова и выражения для изображения

действующих лиц, природы и описания событий;

- понимать образные выражения, используемые в произведениях.



«ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ» (25 ч)

А.Пушкин «Уж небо осенью дышало..»

А.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

И.Крылов «Мартышка и очки».

И.Крылов «Зеркало и обезьяна», «Мартышка и очки»

И.Крылов «Ворона и лисица».

М.Лермонтов «Горные вершины».

М.Лермонтов «На севере диком стоит одиноко…»

М.Лермонтов «Утес», «Осень».

Детство Л.Толстого.

Л.Толстой «Акула».

Л.Толстой «Прыжок».

Л.Толстой «Лев и собачка».

Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».



знать:

- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;


уметь:

- заучивать стихо­творения с по­мощью иллюст­рации и опор­ных слов;

- выра­зительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед ау­диторией (с пред­варительной са­мостоятельной подготовкой);

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языко­вом материале, со­блюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

- читать осознанно текст художествен­ного произведения «про себя» (без учета скорости);

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст;

- приводить при­меры художествен­ных произведений разной тематики по изученному мате­риалу;

-аргументировать свою позицию с привлечением текста произве­дения.



«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (5 ч)

Н.Некрасов «Славная осень!»

Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

К.Бальмонт «Золотое слово».

И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».



знать:

- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

уметь:

-отвечать на вопросы по содер­жанию произведе­ния;

-характеризо­вать выразительные средства;

-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору);

- заучивать сти­хотворение с помощью иллю­страций и опор­ных слов;

- выра­зительно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой).





«ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» (8ч)

Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».

Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»

В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

В.Одоевский «Мороз Иванович».



знать:

-названия, основное содержание изучен­ных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

-составлять не­большое монологи­ческое высказывание с опорой на автор­ский текст;

- оценивать собы­тия, героев произве­дения;

-создавать неболь­шой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной ли­тературы (сказка, рассказ, басня),

сказ­ки народные и лите­ратурные;

- восстанавливать авторский текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения





«БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ» (10 ч)

М.Горький «Случай с Евсейкой».

К.Паустовский «Растрепанный воробей».

А.Куприн «Слон».



знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов.

- отличие литературной сказки от фольклорной;

уметь:

-составлять небольшое моноло­гическое высказы­вание с опорой

на авторский текст;

- оценивать собы­тия, героев произ­ведения

-воспринимать на слух и понимать художест­венные произве­дения

разных жанров;

-передавать их содержа­ние по вопросам;

- уметь различать жанры художественных произведений.



«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1» (6 ч)

С.Черный «Воробей», «Слон».

А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».

С.Есенин «Черемуха

знать:

- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

уметь:

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни;

- читать вслух текст, соблюдая правила произно­шения и соответст­вующую интона­цию;

-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть.



«ЛЮБИ ЖИВОЕ» (16 ч)

М.Пришвин «Моя Родина».

И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».

В.Бианки «Мышонок Пик».

Б.Житков «Про обезьянку».

В.Дуров «Наша Жучка».

В.Астафьев «Капалуха».

В.Драгунский «Он живой и светится…»



знать:

-основное содержание текста, их авторов;

- стили текстов, их различия.

уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.



«ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2» (8 ч)

С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».

А.Барто «Разлука», «В театре».

С.Михалков «Если», «Рисунок».

Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».



знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: ритм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

уметь:

- читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору)

- вырази­тельно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой).


«СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЕШЬ КУЗОВОК» (12 ч)

Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

А.Платонов «Цветок на земле».

М.Зощенко «Золотые слова».

М.Зощенко «Великие путешественники».

Н.Носов «Федина задача».

Н.Носов «Телефон».

В.Драгунский « Друг детства».


знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов

- по­нимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений;

уметь:

-участвовать в диало­ге при обсужде­нии произведе­ния;

-строить небольшие мо­нологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событи­ях)

- участ­вовать в литера­турных играх (инсценирова­ние);

-оценивать собы­тия, героев произ­ведения;

- использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повсе­дневной жизни для высказывания оце­ночных суждений о прочитанном про­изведении (герое произведения, со­бытии).



«ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ» (8 ч)

Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Г.Остер «Вредные советы».

Г.Остер «Как получаются легенды».

Р.Сеф «Веселые стихи».



знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов;

- названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

уметь:

- читать вслух текст, построенный на изученном язы­ковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осоз­нанно текст худо­жественного про­изведения «про се­бя»;

-создавать не­большие пись­менные ответы на поставлен­ный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться в журналах.



«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (7 ч)

Мифы Древней Греции

Г.-Х.Андерсен «Гадкий утенок»



знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов.

уметь:

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать письменные ответы на поставленные вопросы;

-выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.


«ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ КОСТРОМСКОГО КРАЯ» (1 ч)

знать:

- авторов – соотечественников;

уметь:

- самостоятельно или с помощью взрослых находить требуемый материал по теме;

- читать выразительно выбранные произведения;

- выделять в тексте главное;

- проявлять эмоциональность при чтении.


Результаты изучения курса:

Личностные результаты:

  • формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;

  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;

  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.


Литература и средства обучения

    1. Учебно-методическая литература.

  • Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы.

  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).

  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).

  • Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.

  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.

  • Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.

  • Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.


2. Учебные и справочные пособия. Словари по русскому языку.

  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.

  • Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.


3. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).





Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс (4 часа в неделю, всего 136 часов), УМК

Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.




п/п

Дата проведе-ния Тема урока

Тип урока

Элементы содержания.

Основные понятия.

Требования к уровню подготовки

Демонстрационный материал

Домашнее задание

Введение – 1 ч.

1


Введение. Знакомство с учебником

Комбинорованный урок



Выставка книг;карточки с текстами и заданиями;новые книги и раб. Тетради

Принести книгу, прочитанную летом

Самое великое чудо на свете – 4 ч.

2


Знакомство с названием раздела

Вводный урок


Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества.

Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

Карточки с загадками, выставка книг.

Сходить в библиотеку. Подготовить рассказ «Как я искал(а) нужную книгу».

3


Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения.

Изучение нового материала


Раб. Тетрадь

Стр.6-7 читать. Подобрать материал о первопечатнике Иване Федорове

4


Первопечатник Иван Фёдоров

Комбинированный урок


Речевая разминка

Рассказ о первых книгах или об Иване Фёдорове

5


Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений.

Контрольный урок


Выставка книг. Пословицы и загадки

Дополнить свои сообщения материалами, изученными на уроке.

Устное народное творчество – 14 ч.

6


Знакомство с названием раздела



Учащиеся должны уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
– делить текст – читать осознанно текст; - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; - отличать прозаический текст от поэтического; - распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы); - интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; - устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; - формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык. – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Выставка книг

Принести книги по теме раздела

7


Русские народные песни.

Комбинированный урок

Лирические и шуточные песни

Выставка книг

Стр.17, наизусть по выбору

8


Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Урок изучения нового материала

Сочинение докучных сказок.

Выставка книг;карточки с текстами и заданиями;

Сочинить докучную сказку, записать ее в тетрадь

9


Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушки.

Комбинированный урок

Виды прикладного искусства.

Презентация «Прикладное искусство»

Произведения малых жанров УНТ

10, 11


СКАЗКИ. Русская народная сказка Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Комбинированный урок

Составление плана сказки. Деление текста на части. Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки. Сравнение художественного и живописного текстов

Видео

  1. Выр.чтение сказки;

  2. С. 27 № 9

12-14


Русская народная сказка Иван – царевич и Серый Волк.

Комбинированный урок

Картины Васнецова

  1. Выр.чтение, иллюстрации.

  2. 2)Пересказ.

  3. Выписать пословицу из сказки в рабочую тетрадь, объяснить ее смысл.

15, 16


Русская народная сказка «Сивка – бурка».

Комбинированный урок


Выставка книг

  1. Разделить текст на части, иллюстр.

  2. Найти сведения о худож.-иллюстраторах

17


Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин

Изучение нового материала


Книги и картины Васнецова, Билибина

  1. Инсценировка сказки собственного сочинения

18


КВН. Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

Урок обобщения и систематизации знаний



Читать любые произведения, заполнять чит.дневник

19


Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений.

Контрольный урок


Раб. Тетрадь, карточки с планом проекта

Работа над проектом «Сочиняем волшебную сказку»

Поэтическая тетрадь – 11 ч.

20


Знакомство с названием раздела.

Комбинированный урок

Прогнозирование содержания раздела.

Учащиеся должны уметь:

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; отличать прозаический текст от поэтического; смысловое чтение построение логической цепи рассуждений постановка вопросов .
Учащиеся должны знать\понимать:
– названия, основное содержание изученных литературных произведений;

– имена, фамилии их авторов

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой

Презентация «Осень»

Принести стихи, которые нравятся

21


Проект «Как научиться читать стихи» (Научно-популярная статья Я. Смоленского)

проект


Выставка книг

Проект по статье Смоленского

22


Ф.Тютчев «Весенняя гроза».

Изучение нового материала

Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности.

Выставка книг, портрет Тютчева

Наизусть стр.62

23


Ф.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья»

Комбинированный урок

Презентация «Осень»

Иллюстрация к стих-рению, выразительное чтение; с. 63 № 4

24


А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…»

Комбинированный урок

Картины природы. Эпитеты – это слова, рисующие картины природы.

Выставка книг, портрет Фета

Наизусть стихотворение Фета

25


И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно..», «Утро».

Комбинированный урок

Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение, как приём создания природы.

Сб.стихов Никитина

Нарисовать иллюстрацию к стих., выучить отрывок к иллюстр.

26


И.Никитин «Встреча зимы».

Комбинированный урок

Выставка книг, портрет

Задание 7 на стр. 71; выучить отрывок

27


И.Суриков «Детство».

Комбинированный урок

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

Выставка книг, портрет

Отрывок наизусть

28


И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

Комбинированный урок

Выставка книг

Выр. Чтение стихотворения «Зима»

29


Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о временах года. (Стихи Костромских поэтов)

Обобщение знаний

Приёмы интонационного чтения, средства выразительности.

Карточки с заданием. Выставка книг

Заполнить читательский дневник

30


Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 1». Оценка достижений.

Контрольный урок

Карточки с планом создания проекта

Стр. 80 № 9

Великие русские писатели – 25 ч.

31




32


А.С. Пушкин. Знакомство с биографией поэта.


Лирические стихотворения.

Комбинированный урок

Прогнозирование содержания раздела



Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение.

Учащиеся должны уметь:

- слушать и слышать учителя;

– определять тему и главную мысль произведения;


Выставка книг

  1. Доклад о А. С. Пушкине.

  2. Выраз. Чтение стихотворения «За весной, красой природы…»

33


А. Пушкин. «Зимнее утро»

Урок изучения нового материала

Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Портрет, выставка книг

Выраз.чтение стихотворения

34


А.Пушкин. «Зимний вечер»

Комбинированный урок

Портрет, выставка книг

Выразительное чтение стихотворения

35-37


А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Комбинированный урок

Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и авторской сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.

Портрет, выставка книг

  1. Прочитать сказку;

  2. С.102-118 разделить на части, иллюстрация;

  3. С. 118-128 прочитать, разделить на части, иллюстрация;

Выучить отрывок

38


Внеклассное чтение. Сказки А.С. Пушкина.



Комбинированный урок


Учащиеся должны уметь презентовать принесенную книгу, высказывать свое мнение о прочитанном, заполнять чит.дневник.

.Выставка книг по теме урока

Мини-сочинение «Мое отношение к сказкам Пушкина»

39


Рисунки Т. Билибина к сказкам А.С. Пушкина

Комбинированный урок

Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

Учащиеся должны уметь сравнивать произведение живописи и произведение литературы.

Репродукции Билибина по теме урока

стр.129 № 8

40


Урок-викторина по произведениям А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках…»

Обобщающий урок



Портрет А.С. Пушкина, выставка книг


41


И.Крылов – великий баснописец. Страницы биографии писателя.

Урок изучения нового материала

Портрет И.Крылова, план. Виды плана. Рассказ текста по плану.

Уметь составлять разные виды планов и воссоздавать текст по плану.

Портрет, выставка книг

Сообщение о Крылове

42


И.Крылов «Мартышка и очки». Мораль басни.

Комбинированный урок

Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Портрет, выставка книг

Басня наизусть

43


И.Крылов «Зеркало и обезьяна». Характерные признаки басни.

Комбинированный урок

Видео басни

Выр.чтение басни

44


И.Крылов «Ворона и лисица». Особенности басни.

Комбинированный урок

Видео басни

Басня наизусть

45


Проектная работа «Инсценировка басен И.А. Крылова»


Видео басен

Заполнить чит. дневник

46


М.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Страницы биографии.

Урок изучения нового материала

Сообщение о жизни и творчестве поэта

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Портрет, выставка книг

Сообщение о Ю.Лермонтове

47


М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…»

Комбинированный урок

Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи.

Иллюстрации. Звукозапись

Выраз.чтение, иллюстрации к стихотворениям

48


М.Лермонтов «Утес», «Осень»

Комбинированный урок

Портрет, выставка книг

Выучить понравившееся стихотворение

49


Л.Н. Толстой – великий русский писатель.

Урок изучения нового материала

Подготовка сообщения. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных планов. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Текст-описание. Текст-рассуждение. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте.

Учащиеся должны уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– приводить примеры художественных произведений

разной тематики по изученному материалу

Портрет, выставка книг

Сообщение о писателе

50


Л.Толстой «Акула».

Комбинированный урок

Иллюстрации к произведению

Пересказ текста

51


Л.Толстой «Прыжок».

Комбинированный урок

Выставка рисунков

Пересказ от имени мальчика

52


Л.Толстой «Лев и собачка».

Комбинированный урок

Пересказ, иллюстрация

53


Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов

Урок изучения нового материала

Слайды «Природа»

Повторить произведения раздела.


Принести книги Л.Н. Толстого. Заполнить чит.дневник.

54


Внеклассное чтение «Рассказы Л.Н. Толстого для детей»

Комбинированный урок

55


Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» Оценка достижений

Контрольный урок

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера).

Кимы для учащихся

Найти произведения Костромских поэтов.

Поэтическая тетрадь № 2 – 5 ч.

56


Знакомство с название раздела

Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

Комбинированный урок


Прогнозирование содержания раздела.

Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

Уметь:

-отвечать на вопросы по содер­жанию произведе­ния;

-характеризо­вать выразительные средства;

-читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору);

- заучивать сти­хотворение с помощью иллю­страций и опор­ных слов;

- выра­зительно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой).

Пейзажи всех времён года

Портрет, выставка книг.

Принести поэтические сборники

Выучить стих. «Не ветер бушует над бором…»

57


Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Комбинированный урок


Выучить отрывок наизусть

58


К.Бальмонт «Золотое слово».

Урок изучения нового материала

Портрет, выставка книг

Выр.чтение стихотворения

59


И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…»

Урок изучения нового материала

Портрет, выставка книг

Выучить стих «Детство»

60


Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2». Оценка достижений.

Проверка техники чтения.

Урок обобщения и систематизации знаний

КИМы для учащихся

Чтение стих. изученных поэтов

Литературные сказки – 8 ч.

61



Прогнозирование содержания раздела


Комбинированный урок


Прогнозирование содержания раздела

Присказка. Сравнение

литературной и народной сказок. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки.

Знать:

-названия, основное содержание изучен­

Выставка книг по теме урока

Портрет,

выставка книг

Книга с любимой сказкой

62


Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)

Комбинированный урок

ных литературных произведений;

- отличие литературной сказки от фольклорной;

- имена, фамилии их авторов;

уметь:

-составлять не­большое монологи­ческое высказывание с опорой на автор­ский текст;

- оценивать собы­тия, героев произве­дения;

-создавать неболь­шой устный текст на заданную тему;

- различать жанры художественной ли­тературы (сказка, рассказ, басня), сказ­ки народные и лите­ратурные;

- восстанавливать авторский текст по опорным словам;

- соотносить пословицы с характеристикой героя произведения.

Прочитать сказку «Про Комара-Комаровича»

63


Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»

Комбинированный урок

Портрет, выставка книг

Пересказ от имени зайца

64, 65


В.Гаршин «Лягушка – путешественница».

Урок изучения нового материала

Портрет, выставка книг

  1. Выр.чтение. сказки

  2. Придумать сказку к поговорке «Хвастовство само себя наказывает»

66, 67


В.Одоевский «Мороз Иванович».

Комбинированный урок

Знакомство с произведением. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ.

Портрет, выставка книг

  1. Дочитать сказку. 2) Иллюстрации к произведениям раздела

68


Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Контрольная работа.

Контрольный урок

КИМы для учащихся

Не задано

Были-небылицы – 10 ч.

69



Знакомство с названием раздела.


Комбинированный урок


Прогнозирование содержания раздела


Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание

изученных литературных произведений, их авторов.

Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, прогнозировать содержание произведения

Портрет, выставка книг

Книги М.Горького

70, 71


М.Горький «Случай с Евсейкой».

Урок изучения нового материала

Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ:сочинение продолжения сказки


1)Выр.чтение, иллюстрации


2)Придумать продолжение сказки

72-74


К.Паустовский «Растрепанный воробей».

Урок изучения нового материала

Определение жанра произведения. Характеристика героев произведения.

Портрет, выставка книг

1)Сообщение о писателе. 2)Дочитать текст. 3)Рассказы Паустовского

75-77


А.Куприн «Слон».

Урок изучения нового материала

Основные события произведения. Разлачные планы. Пересказ текста.

Портрет, выставка книг

1)Разделить на части текст.

2)Пересказ по плану. 3)Придумать невероятную историю с обычными вещами.

78


Урок-путешествие по разделу «Были-небылицу». Оценка достижений.

Контрольный урок

КИМы для учащихся

Не задано

Поэтическая тетрадь 1 (ч.2) – 6 ч.

79


Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утенка?..»

Комбинированный урок

Прогнозирование содержания раздела

знать:

- названия, основ­ное содержание изученных литера­турных произведе­ний;

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства.

Учащиеся должны уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
– читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть.

Выставка книг по теме урока, магнитная азбука, карточки

Выр.чтение стихотворения

80


С.Черный «Воробей», «Слон».

Урок изучения нового материала

Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.


Выучить любое из стих., нарисовать иллюстрацию.

81,82


А.Блок «Ветхая избушка» .«Сны», «Ворона».

Комбинированный урок

Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

Портрет, выставка книг

Наизусть стих., которое больше понравилось

83


С.Есенин «Черемуха».

Комбинированный урок

Портрет, выставка книг

Выр.чтение

84


Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений

Контрольный урок

КИМы для учащихся

Сочинить загадки о животных. Принести на урок книги о животных. Заполнить читательский дневник по одному из произведений.

Люби живое – 16 ч.

85


Знакомство с названием раздела.

Комбинированный урок

Прогнозирование содержания раздела

знать:

-основное содержание текста, их авторов;

- стили текстов, их различия. Уметь:

-использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных

суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

- уметь пересказывать текст;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

-создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Презентация «Домашние животные»

Текст о животном

86


М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок – входная дверь в текст. Сочинение на основе художественного текста.

Изучение нового материала

Заголовок. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

Выставка книг М. Пришвина

Составить рассказ «В лесу летом», план записать в тетрадь.

87,88


И.Соколов-Микитов «Листопадничек».

Изучение нового материала

Жанр произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

Портрет, выставка книг

1)Прочитать рассказ;

2)Придумать продолжение истории, записать в тетрадь.

89


В.Белов «Малька провинилась».

Комбинированный урок

Заголовок. Главные герои.

Портрет, выставка книг

Пересказ от имени Мальки

90


В. Белов «Еще про Мальку».

Комбинированный урок

Придумать свою историю про Мальку

91, 92


В.Бианки «Мышонок Пик».

Изучение нового материала

Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое.

Портрет, выставка книг

1)Прочитать весь текст;

2)Найти эту сказку и прочитать окончание

93- 95


Б.Житков «Про обезьянку».

Комбинированный урок

Герои произведения. Краткий пересказ.

Портрет, выставка книг

1)Перечитать рассказ;

2)Иллюстрации к понравившимся отрывкам;

3)Выр. Чтение отрывка

96


В.Дуров «Наша Жучка».

Комбинированный урок

Герои произведения.

Нравственный смысл произведения.

Портрет, выставка книг

Читать рассказы Дурова.

97


В.Астафьев «Капалуха».

Изучение нового материала

Портрет, выставка книг

Пересказ от имени глухаря

98


В. Драгунский «Он живой и светится…»

Комбинированный урок

Портрет, выставка книг

Повторить произведения раздела. Принести справочники, энциклопедии о животных

99


Урок-конференция «Земля – наш общий дом»

Урок-конференция

Выставка книг по разделу, звукозапись «Не дразните собак», портреты писателей

Заполнить чит.дневник

100


Оценка достижений

Контрольный урок

КИМы для учащихся

Не задано

Поэтическая тетрадь 2 – 6 ч.

101


Знакомство с названием раздела.

Комбинированный урок

Прогнозирование содержания раздела

знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов

- имена, фамилии их авторов;

- основные литературоведческие понятия: рифм, рифма;

- изобразительные художественные средства. Уметь:

- читать сти­хотворные произ­ведения наизусть (по выбору)

- вырази­тельно читать по книге или наизусть стихи перед аудитори­ей (с предвари­тельной само­стоятельной подготовкой)

Выставка книг

Принести сборники стихов

102


С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…»

Изучение нового материала

Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

Портрет, выставка книг, магнитная азбука

Выучить стих. По выбору

103, 104


А.Барто «Разлука», «В театре».

Комбинированный урок

Портрет, выставка книг

1)Выр.чтение стих.;

2)Принести сборник стихов А.Л. Барто

105


С.Михалков «Если», «Рисунок»

Комбинированный урок

Портрет, выставка книг

Выучить стих «Если»

106


Е. Благинина «Кукушка», «Котенок».

Комбинированный урок

Портрет, выставка книг

Повторить произведения раздела, подготовить иллюстрации к понравившимся произвед.

107


«Крестики-нолики». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»

Урок-игра

Выставка книг по разделу

Проект стр.120

108


Оценка достижений

Контрольный урок

КИМы

Не задано

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. – 12 ч.

109


Знакомство с названием раздела.

Комбинированный урок

Прогнозирование содержания раздела

знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов

- по­нимать эмоционально-нравственных

переживания героев произведений;

Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Выставка книг по теме

Рассказ о друге

110


Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Изучение нового материала

Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.

Портрет, выставка книг

Рассказ о бабушке по произведениям автора

111, 112


А.Платонов «Цветок на земле»

Изучение нового

материала

Смысл названия произведения. Герои рассказа. Особенности героев

произведения. Основная мысль произведения. Чтение по ролям.

Портрет, выставка книг

1)Повторное чтение рассказа; нарисовать цветок.

2)Перечитать рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок»

113, 114


А.Платонов «Еще мама».

1)Выраз.чтен.;

2)Придумать продолжение рассказа

115



М.Зощенко «Золотые слова».

Комбинированный урок

Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Востановление порядка событий.

Портрет, выставка книг

Краткий пересказ текста

116


М.Зощенко «Великие путешественники».

Комбинированный урок


Краткий пересказ без прямой речи. Иллюстрации.

117


Н.Носов «Федина задача».

Комбинированный урок

Знакомство с жизнью и творчеством авторов юмористических рассказов. Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

Портрет, выставка книг

Выр.чтение

118


Н.Носов «Телефон».

Комбинированный урок


Найти и принести на урок произведение Драгунского «Друг детства»

119


В.Драгунский « Друг детства».

Комбинированный урок


Повторить произведения раздела. Читать юмористические рассказы. Заполнять чит. дневник.

120


Обобщающий урок по разделу

Контрольный урок

КИМы

Принести любимый детский журнал

По страницам детских журналов – 8 ч.

121


Знакомство с названием раздела.

Комбинированный урок

Прогнозирование содержания раздела

знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов;

-названия нескольких детских периодических изданий;

- отличие журналов от книги.

Уметь:

- читать вслух текст, построенный на изученном язы­ковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

-читать осоз­ано текст худо­жественного про­изведения «про се­бя»;

-создавать не­большие пись­менные ответы на поставлен­ный вопрос по прочитанному произведению;

- ориентироваться в журналах

Выставка журналов

Записать названия журналов в раб.тетрадь

122


Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Изучение нового материала

Журналы для детей. Вопросы и ответы по содержанию произведений. Основная мысль произведения. Пересказ

Портрет, выставка книг

Выр.чтение рассказа

123, 124



Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

Комбинированный урок

Портрет, выставка книг

1)Вопросы по прочитанному; чтение по ролям.

2)Подготовить интересный материал из детских журналов.

125, 126


Г.Остер «Вредные советы».

«Как получаются легенды».

Комбинированный урок

Сборник добрых советов. Легенда. Выразительное чтение.

Портрет, выставка книг

1)Сочинить вредный совет.

2)Принести стихи Р. Сефа; подготовить выраз.чтение одного из них.

127


Р.Сеф «Веселые стихи».

Комбинированный урок

Портрет, выставка книг

1)Попробовать сочинить свои веселые стихи.

2) Придумать собственный журнал.

128


Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений

Урок-конференция. Контрольный урок.

КИМы, выставка самодельных журналов

Не задано

Зарубежная литература – 7 ч

129


Знакомство с названием раздела.

Комбинированный урок

Прогнозирование содержания раздела

знать:

-названия, основное содержание изу­ченных литератур­ных произведений, их авторов.

Уметь:

-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);

- инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды;

-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;

- создавать

письменные ответы на поставленные вопросы;

-выделять в тексте главное, анализировать,

находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Выставка книг по теме

Читать миф без ошибок, иллюстрация

130, 131


Мифы Древней Греции

Урок изучения нового материала

Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги.

Презентация «Мифы Древней Греции»

1)Пересказ по плану: иллюстрация к эпизоду.

2)Читать другие мифы Др. Греции

132-134


Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок»

Урок изучения нового материала

Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Сообщение о сказочнике.

Иллюстрации, портрет писателя.


1)Перечитать сказку.

2)Составить картинный план, вопросы по содержанию.

3)Читать другие сказки Г.Х.Андерсена с фиксированием в читательский дневник.

135



Обобщение по разделу «Зарубежная литература»

Обобщение и систематизация знаний

КИМы

Найти и принести произведения поэтов и писателей Костромского края.

Поэты и писатели Костромского края. – 1 ч.

136




Литературные произведения современников – поэтов и писателей родного края.

Урок изучения нового материала

Знакомство с творческими людьми нашей малой родины.


Портреты писателей и поэтов Костромского края.

Читать произведения из списка с оформлением читательского дневника.