Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.
-отличия рукописной и печатной книги.
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, аннотации, иллюстрация);
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
Русские народные песни.
Докучные сказки. Произведения прикладного искусства.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
Иван – царевич и серый волк.
Сивка – бурка.
Ф.Тютчев «Весенняя гроза».
Ф.Тютчев «Листья».
А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…».
И.Никитин «Встреча зимы».
И.Суриков «Детство».
И.Суриков «Зима».
- изобразительные художественные средства: сравнения, эпитеты.
- понимать образные выражения, используемые в произведениях.
А.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
И.Крылов «Мартышка и очки».
И.Крылов «Ворона и лисица».
М.Лермонтов «Горные вершины».
М.Лермонтов «Утес», «Осень».
Детство Л.Толстого.
Л.Толстой «Акула».
Л.Толстой «Прыжок».
Л.Толстой «Лев и собачка».
Л.Толстой «Какая бывает роса на траве».
- выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
-аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения.
Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
К.Бальмонт «Золотое слово».
И.Бунин «Детство», «Полевые цветы».
- изобразительные художественные средства.
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки».
В.Гаршин «Лягушка – путешественница».
В.Одоевский «Мороз Иванович».
-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
М.Горький «Случай с Евсейкой».
К.Паустовский «Растрепанный воробей».
А.Куприн «Слон».
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
- уметь различать жанры художественных произведений.
С.Черный «Воробей», «Слон».
А.Блок «Сны», «Ворона», Ветхая избушка».
- изобразительные художественные средства.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
- читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;
-читать стихотворные произведения наизусть.
М.Пришвин «Моя Родина».
И.Соколов-Микитов «Листопадничек».
В.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку».
В.Бианки «Мышонок Пик».
Б.Житков «Про обезьянку».
В.Дуров «Наша Жучка».
В.Астафьев «Капалуха».
- стили текстов, их различия.
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
-создавать небольшой устный текст на заданную тему.
С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…».
А.Барто «Разлука», «В театре».
С.Михалков «Если», «Рисунок».
Е. Благинина «Кукушечка», «Котенок».
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
- изобразительные художественные средства.
- выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
А.Платонов «Цветок на земле».
М.Зощенко «Золотые слова».
М.Зощенко «Великие путешественники».
Н.Носов «Федина задача».
Н.Носов «Телефон».
В.Драгунский « Друг детства».
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов
-строить небольшие монологические высказывания: рассказ о своих впечатлениях по прочитанному произведению (о героях, событиях)
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии).
Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».
Г.Остер «Вредные советы».
Г.Остер «Как получаются легенды».
Р.Сеф «Веселые стихи».
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
- отличие журналов от книги.
-создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению;
- ориентироваться в журналах.
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
-самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение);
-проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы;
-четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- проявлять эмоциональность при чтении.
2. Учебные и справочные пособия. Словари по русскому языку.
3. Перечень средств обучения (+ интернет-ресурсы)
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3 класс (4 часа в неделю, всего 136 часов), УМК
№ п/п | Дата проведе-ния | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания. Основные понятия. | Требования к уровню подготовки | Демонстрационный материал | Домашнее задание |
Введение – 1 ч. |
1 | | Введение. Знакомство с учебником | Комбинорованный урок | | | Выставка книг;карточки с текстами и заданиями;новые книги и раб. Тетради | Принести книгу, прочитанную летом |
Самое великое чудо на свете – 4 ч. |
2 | | Знакомство с названием раздела | Вводный урок | | Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества. Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки) | Карточки с загадками, выставка книг. | Сходить в библиотеку. Подготовить рассказ «Как я искал(а) нужную книгу». |
3 | | Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения. | Изучение нового материала | | Раб. Тетрадь | Стр.6-7 читать. Подобрать материал о первопечатнике Иване Федорове |
4 | | Первопечатник Иван Фёдоров | Комбинированный урок | | Речевая разминка | Рассказ о первых книгах или об Иване Фёдорове |
5 | | Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений. | Контрольный урок | | Выставка книг. Пословицы и загадки | Дополнить свои сообщения материалами, изученными на уроке. |
Устное народное творчество – 14 ч. |
6 | | Знакомство с названием раздела | | | Учащиеся должны уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц; – делить текст – читать осознанно текст; - сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; - отличать прозаический текст от поэтического; - распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы); - интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; - устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую, объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; - формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык. – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу | Выставка книг | Принести книги по теме раздела |
7 | | Русские народные песни. | Комбинированный урок | Лирические и шуточные песни | Выставка книг | Стр.17, наизусть по выбору |
8 | | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | Урок изучения нового материала | Сочинение докучных сказок. | Выставка книг;карточки с текстами и заданиями; | Сочинить докучную сказку, записать ее в тетрадь |
9 | | Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушки. | Комбинированный урок | Виды прикладного искусства. | Презентация «Прикладное искусство» | Произведения малых жанров УНТ |
10, 11 | | СКАЗКИ. Русская народная сказка Сестрица Алёнушка и братец Иванушка. | Комбинированный урок | Составление плана сказки. Деление текста на части. Особенности волшебной сказки. Характеристика героев сказки. Сравнение художественного и живописного текстов | Видео | Выр.чтение сказки; С. 27 № 9 |
12-14 | | Русская народная сказка Иван – царевич и Серый Волк. | Комбинированный урок | Картины Васнецова | Выр.чтение, иллюстрации. 2)Пересказ. Выписать пословицу из сказки в рабочую тетрадь, объяснить ее смысл. |
15, 16 | | Русская народная сказка «Сивка – бурка». | Комбинированный урок | Выставка книг | Разделить текст на части, иллюстр. Найти сведения о худож.-иллюстраторах |
17 | | Художники-иллюстраторы В. Васнецов и И. Билибин | Изучение нового материала | Книги и картины Васнецова, Билибина | Инсценировка сказки собственного сочинения |
18 | | КВН. Обобщение по разделу «Устное народное творчество» | Урок обобщения и систематизации знаний | | | Читать любые произведения, заполнять чит.дневник |
19 | | Проект «Сочиняем волшебную сказку». Оценка достижений. | Контрольный урок | | Раб. Тетрадь, карточки с планом проекта | Работа над проектом «Сочиняем волшебную сказку» |
Поэтическая тетрадь – 11 ч. |
20 | | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела. | Учащиеся должны уметь: читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). Читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; отличать прозаический текст от поэтического; смысловое чтение построение логической цепи рассуждений постановка вопросов . Учащиеся должны знать\понимать: – названия, основное содержание изученных литературных произведений; – имена, фамилии их авторов Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой | Презентация «Осень» | Принести стихи, которые нравятся |
21 | | Проект «Как научиться читать стихи» (Научно-популярная статья Я. Смоленского) | проект | | Выставка книг | Проект по статье Смоленского |
22 | | Ф.Тютчев «Весенняя гроза». | Изучение нового материала | Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение – средство художественной выразительности. | Выставка книг, портрет Тютчева | Наизусть стр.62 |
23 | | Ф.Тютчев «Листья». Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья» | Комбинированный урок | Презентация «Осень» | Иллюстрация к стих-рению, выразительное чтение; с. 63 № 4 |
24 | | А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…». «Зреет рожь под жаркой нивой…» | Комбинированный урок | Картины природы. Эпитеты – это слова, рисующие картины природы. | Выставка книг, портрет Фета | Наизусть стихотворение Фета |
25 | | И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно..», «Утро». | Комбинированный урок | Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение, как приём создания природы. | Сб.стихов Никитина | Нарисовать иллюстрацию к стих., выучить отрывок к иллюстр. |
26 | | И.Никитин «Встреча зимы». | Комбинированный урок | Выставка книг, портрет | Задание 7 на стр. 71; выучить отрывок |
27 | | И.Суриков «Детство». | Комбинированный урок | Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | Выставка книг, портрет | Отрывок наизусть |
28 | | И.Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. | Комбинированный урок | Выставка книг | Выр. Чтение стихотворения «Зима» |
29 | | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о временах года. (Стихи Костромских поэтов) | Обобщение знаний | Приёмы интонационного чтения, средства выразительности. | Карточки с заданием. Выставка книг | Заполнить читательский дневник |
30 | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 1». Оценка достижений. | Контрольный урок | Карточки с планом создания проекта | Стр. 80 № 9 |
Великие русские писатели – 25 ч. |
31 32 | | А.С. Пушкин. Знакомство с биографией поэта. Лирические стихотворения. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. | Учащиеся должны уметь: - слушать и слышать учителя; – определять тему и главную мысль произведения; | Выставка книг | Доклад о А. С. Пушкине. Выраз. Чтение стихотворения «За весной, красой природы…» |
33 | | А. Пушкин. «Зимнее утро» | Урок изучения нового материала | Настроение стихотворения. Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин. | Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Портрет, выставка книг | Выраз.чтение стихотворения |
34 | | А.Пушкин. «Зимний вечер» | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Выразительное чтение стихотворения |
35-37 | | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». | Комбинированный урок | Тема сказки. События сказочного текста. Сравнение народной и авторской сказок. Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки. | Портрет, выставка книг | Прочитать сказку; С.102-118 разделить на части, иллюстрация; С. 118-128 прочитать, разделить на части, иллюстрация; Выучить отрывок |
38 | | Внеклассное чтение. Сказки А.С. Пушкина. | Комбинированный урок | | Учащиеся должны уметь презентовать принесенную книгу, высказывать свое мнение о прочитанном, заполнять чит.дневник. | .Выставка книг по теме урока | Мини-сочинение «Мое отношение к сказкам Пушкина» |
39 | | Рисунки Т. Билибина к сказкам А.С. Пушкина | Комбинированный урок | Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | Учащиеся должны уметь сравнивать произведение живописи и произведение литературы. | Репродукции Билибина по теме урока | стр.129 № 8 |
40 | | Урок-викторина по произведениям А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках…» | Обобщающий урок | | | Портрет А.С. Пушкина, выставка книг | |
41 | | И.Крылов – великий баснописец. Страницы биографии писателя. | Урок изучения нового материала | Портрет И.Крылова, план. Виды плана. Рассказ текста по плану. | Уметь составлять разные виды планов и воссоздавать текст по плану. | Портрет, выставка книг | Сообщение о Крылове |
42 | | И.Крылов «Мартышка и очки». Мораль басни. | Комбинированный урок | Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни. | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Портрет, выставка книг | Басня наизусть |
43 | | И.Крылов «Зеркало и обезьяна». Характерные признаки басни. | Комбинированный урок | Видео басни | Выр.чтение басни |
44 | | И.Крылов «Ворона и лисица». Особенности басни. | Комбинированный урок | Видео басни | Басня наизусть |
45 | | Проектная работа «Инсценировка басен И.А. Крылова» | | Видео басен | Заполнить чит. дневник |
46 | | М.Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Страницы биографии. | Урок изучения нового материала | Сообщение о жизни и творчестве поэта | Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Портрет, выставка книг | Сообщение о Ю.Лермонтове |
47 | | М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком…» | Комбинированный урок | Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения живописи. | Иллюстрации. Звукозапись | Выраз.чтение, иллюстрации к стихотворениям |
48 | | М.Лермонтов «Утес», «Осень» | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Выучить понравившееся стихотворение |
49 | | Л.Н. Толстой – великий русский писатель. | Урок изучения нового материала | Подготовка сообщения. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных планов. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Текст-описание. Текст-рассуждение. Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. | Учащиеся должны уметь: – читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу | Портрет, выставка книг | Сообщение о писателе |
50 | | Л.Толстой «Акула». | Комбинированный урок | Иллюстрации к произведению | Пересказ текста |
51 | | Л.Толстой «Прыжок». | Комбинированный урок | Выставка рисунков | Пересказ от имени мальчика |
52 | | Л.Толстой «Лев и собачка». | Комбинированный урок | Пересказ, иллюстрация |
53 | | Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов | Урок изучения нового материала | Слайды «Природа» | Повторить произведения раздела. |
Принести книги Л.Н. Толстого. Заполнить чит.дневник. |
54 | | Внеклассное чтение «Рассказы Л.Н. Толстого для детей» | Комбинированный урок |
55 | | Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» Оценка достижений | Контрольный урок | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). | Кимы для учащихся | Найти произведения Костромских поэтов. |
Поэтическая тетрадь № 2 – 5 ч. |
56 | | Знакомство с название раздела Н.Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела. Настроение стихотворений. Картины природы. Средства художественной выразительности. Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою. Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин. | Уметь: -отвечать на вопросы по содержанию произведения; -характеризовать выразительные средства; -читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); - заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов; - выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой). | Пейзажи всех времён года Портрет, выставка книг. | Принести поэтические сборники Выучить стих. «Не ветер бушует над бором…» |
57 | | Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | Комбинированный урок | | Выучить отрывок наизусть |
58 | | К.Бальмонт «Золотое слово». | Урок изучения нового материала | Портрет, выставка книг | Выр.чтение стихотворения |
59 | | И.Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник и дороги…» | Урок изучения нового материала | Портрет, выставка книг | Выучить стих «Детство» |
60 | | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2». Оценка достижений. Проверка техники чтения. | Урок обобщения и систематизации знаний | КИМы для учащихся | Чтение стих. изученных поэтов |
Литературные сказки – 8 ч. |
61 | | Прогнозирование содержания раздела | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев сказки. Нравственный смысл сказки. | Знать: -названия, основное содержание изучен | Выставка книг по теме урока Портрет, выставка книг | Книга с любимой сказкой |
62 | | Д.Мамин – Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка) | Комбинированный урок | ных литературных произведений; - отличие литературной сказки от фольклорной; - имена, фамилии их авторов; уметь: -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - оценивать события, героев произведения; -создавать небольшой устный текст на заданную тему; - различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные; - восстанавливать авторский текст по опорным словам; - соотносить пословицы с характеристикой героя произведения. | Прочитать сказку «Про Комара-Комаровича» |
63 | | Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца- Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Пересказ от имени зайца |
64, 65 | | В.Гаршин «Лягушка – путешественница». | Урок изучения нового материала | Портрет, выставка книг | Выр.чтение. сказки Придумать сказку к поговорке «Хвастовство само себя наказывает» |
66, 67 | | В.Одоевский «Мороз Иванович». | Комбинированный урок | Знакомство с произведением. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ. | Портрет, выставка книг | Дочитать сказку. 2) Иллюстрации к произведениям раздела |
68 | | Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». Контрольная работа. | Контрольный урок | КИМы для учащихся | Не задано |
Были-небылицы – 10 ч. |
69 | | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, прогнозировать содержание произведения | Портрет, выставка книг | Книги М.Горького |
70, 71 | | М.Горький «Случай с Евсейкой». | Урок изучения нового материала | Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ:сочинение продолжения сказки | | 1)Выр.чтение, иллюстрации 2)Придумать продолжение сказки |
72-74 | | К.Паустовский «Растрепанный воробей». | Урок изучения нового материала | Определение жанра произведения. Характеристика героев произведения. | Портрет, выставка книг | 1)Сообщение о писателе. 2)Дочитать текст. 3)Рассказы Паустовского |
75-77 | | А.Куприн «Слон». | Урок изучения нового материала | Основные события произведения. Разлачные планы. Пересказ текста. | Портрет, выставка книг | 1)Разделить на части текст. 2)Пересказ по плану. 3)Придумать невероятную историю с обычными вещами. |
78 | | Урок-путешествие по разделу «Были-небылицу». Оценка достижений. | Контрольный урок | КИМы для учащихся | Не задано |
Поэтическая тетрадь 1 (ч.2) – 6 ч. |
79 | | Знакомство с названием раздела. С. Чёрный «Что ты тискаешь утенка?..» | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: - названия, основное содержание изученных литературных произведений; - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства. Учащиеся должны уметь: – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; – читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть. | Выставка книг по теме урока, магнитная азбука, карточки | Выр.чтение стихотворения |
80 | | С.Черный «Воробей», «Слон». | Урок изучения нового материала | Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. | | Выучить любое из стих., нарисовать иллюстрацию. |
81,82 | | А.Блок «Ветхая избушка» .«Сны», «Ворона». | Комбинированный урок | Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. | Портрет, выставка книг | Наизусть стих., которое больше понравилось |
83 | | С.Есенин «Черемуха». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Выр.чтение |
84 | | Урок-викторина по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Оценка достижений | Контрольный урок | КИМы для учащихся | Сочинить загадки о животных. Принести на урок книги о животных. Заполнить читательский дневник по одному из произведений. |
Люби живое – 16 ч. |
85 | | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: -основное содержание текста, их авторов; - стили текстов, их различия. Уметь: -использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии) - уметь пересказывать текст; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; -создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Презентация «Домашние животные» | Текст о животном |
86 | | М.Пришвин «Моя Родина». Заголовок – входная дверь в текст. Сочинение на основе художественного текста. | Изучение нового материала | Заголовок. Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста. | Выставка книг М. Пришвина | Составить рассказ «В лесу летом», план записать в тетрадь. |
87,88 | | И.Соколов-Микитов «Листопадничек». | Изучение нового материала | Жанр произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста. | Портрет, выставка книг | 1)Прочитать рассказ; 2)Придумать продолжение истории, записать в тетрадь. |
89 | | В.Белов «Малька провинилась». | Комбинированный урок | Заголовок. Главные герои. | Портрет, выставка книг | Пересказ от имени Мальки |
90 | | В. Белов «Еще про Мальку». | Комбинированный урок | Придумать свою историю про Мальку |
91, 92 | | В.Бианки «Мышонок Пик». | Изучение нового материала | Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое. | Портрет, выставка книг | 1)Прочитать весь текст; 2)Найти эту сказку и прочитать окончание |
93- 95 | | Б.Житков «Про обезьянку». | Комбинированный урок | Герои произведения. Краткий пересказ. | Портрет, выставка книг | 1)Перечитать рассказ; 2)Иллюстрации к понравившимся отрывкам; 3)Выр. Чтение отрывка |
96 | | В.Дуров «Наша Жучка». | Комбинированный урок | Герои произведения. Нравственный смысл произведения. | Портрет, выставка книг | Читать рассказы Дурова. |
97 | | В.Астафьев «Капалуха». | Изучение нового материала | Портрет, выставка книг | Пересказ от имени глухаря |
98 | | В. Драгунский «Он живой и светится…» | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Повторить произведения раздела. Принести справочники, энциклопедии о животных |
99 | | Урок-конференция «Земля – наш общий дом» | Урок-конференция | Выставка книг по разделу, звукозапись «Не дразните собак», портреты писателей | Заполнить чит.дневник |
100 | | Оценка достижений | Контрольный урок | КИМы для учащихся | Не задано |
Поэтическая тетрадь 2 – 6 ч. |
101 | | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов - имена, фамилии их авторов; - основные литературоведческие понятия: рифм, рифма; - изобразительные художественные средства. Уметь: - читать стихотворные произведения наизусть (по выбору) - выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой) | Выставка книг | Принести сборники стихов |
102 | | С.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной…» | Изучение нового материала | Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. | Портрет, выставка книг, магнитная азбука | Выучить стих. По выбору |
103, 104 | | А.Барто «Разлука», «В театре». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | 1)Выр.чтение стих.; 2)Принести сборник стихов А.Л. Барто |
105 | | С.Михалков «Если», «Рисунок» | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Выучить стих «Если» |
106 | | Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | Повторить произведения раздела, подготовить иллюстрации к понравившимся произвед. |
107 | | «Крестики-нолики». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | Урок-игра | Выставка книг по разделу | Проект стр.120 |
108 | | Оценка достижений | Контрольный урок | КИМы | Не задано |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. – 12 ч. |
109 | | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов - понимать эмоционально-нравственных переживания героев произведений; Учащиеся должны уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии) Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Выставка книг по теме | Рассказ о друге |
110 | | Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» | Изучение нового материала | Особенности заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | Портрет, выставка книг | Рассказ о бабушке по произведениям автора |
111, 112 | | А.Платонов «Цветок на земле» | Изучение нового материала | Смысл названия произведения. Герои рассказа. Особенности героев произведения. Основная мысль произведения. Чтение по ролям. | Портрет, выставка книг | 1)Повторное чтение рассказа; нарисовать цветок. 2)Перечитать рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок» |
113, 114 | | А.Платонов «Еще мама». | 1)Выраз.чтен.; 2)Придумать продолжение рассказа |
115 | | М.Зощенко «Золотые слова». | Комбинированный урок | Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль произведения. Востановление порядка событий. | Портрет, выставка книг | Краткий пересказ текста |
116 | | М.Зощенко «Великие путешественники». | Комбинированный урок | | Краткий пересказ без прямой речи. Иллюстрации. |
117 | | Н.Носов «Федина задача». | Комбинированный урок | Знакомство с жизнью и творчеством авторов юмористических рассказов. Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | Портрет, выставка книг | Выр.чтение |
118 | | Н.Носов «Телефон». | Комбинированный урок | | Найти и принести на урок произведение Драгунского «Друг детства» |
119 | | В.Драгунский « Друг детства». | Комбинированный урок | | Повторить произведения раздела. Читать юмористические рассказы. Заполнять чит. дневник. |
120 | | Обобщающий урок по разделу | Контрольный урок | КИМы | Принести любимый детский журнал |
По страницам детских журналов – 8 ч. |
121 | | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; -названия нескольких детских периодических изданий; - отличие журналов от книги. Уметь: - читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; -читать осозано текст художественного произведения «про себя»; -создавать небольшие письменные ответы на поставленный вопрос по прочитанному произведению; - ориентироваться в журналах | Выставка журналов | Записать названия журналов в раб.тетрадь |
122 | | Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | Изучение нового материала | Журналы для детей. Вопросы и ответы по содержанию произведений. Основная мысль произведения. Пересказ | Портрет, выставка книг | Выр.чтение рассказа |
123, 124 | | Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | 1)Вопросы по прочитанному; чтение по ролям. 2)Подготовить интересный материал из детских журналов. |
125, 126 | | Г.Остер «Вредные советы». «Как получаются легенды». | Комбинированный урок | Сборник добрых советов. Легенда. Выразительное чтение. | Портрет, выставка книг | 1)Сочинить вредный совет. 2)Принести стихи Р. Сефа; подготовить выраз.чтение одного из них. |
127 | | Р.Сеф «Веселые стихи». | Комбинированный урок | Портрет, выставка книг | 1)Попробовать сочинить свои веселые стихи. 2) Придумать собственный журнал. |
128 | | Обобщение по разделу «По страницам детских журналов». Оценка достижений | Урок-конференция. Контрольный урок. | КИМы, выставка самодельных журналов | Не задано |
Зарубежная литература – 7 ч |
129 | | Знакомство с названием раздела. | Комбинированный урок | Прогнозирование содержания раздела | знать: -названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Уметь: -самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение); - инсценировать и пересказывать полюбившиеся эпизоды; -проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении и инсценировании зарубежной литературы; - создавать письменные ответы на поставленные вопросы; -выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы; -четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме. | Выставка книг по теме | Читать миф без ошибок, иллюстрация |
130, 131 | | Мифы Древней Греции | Урок изучения нового материала | Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. | Презентация «Мифы Древней Греции» | 1)Пересказ по плану: иллюстрация к эпизоду. 2)Читать другие мифы Др. Греции |
132-134 | | Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок» | Урок изучения нового материала | Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Сообщение о сказочнике. | Иллюстрации, портрет писателя. | 1)Перечитать сказку. 2)Составить картинный план, вопросы по содержанию. 3)Читать другие сказки Г.Х.Андерсена с фиксированием в читательский дневник. |
135 | | Обобщение по разделу «Зарубежная литература» | Обобщение и систематизация знаний | КИМы | Найти и принести произведения поэтов и писателей Костромского края. |
Поэты и писатели Костромского края. – 1 ч. |
136 | | Литературные произведения современников – поэтов и писателей родного края. | Урок изучения нового материала | Знакомство с творческими людьми нашей малой родины. | | Портреты писателей и поэтов Костромского края. | Читать произведения из списка с оформлением читательского дневника. |