Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса (204 часа)
Примечание: условные сокращения в тематическом планировании.
К. – коммуникативная компетенция, Я.-языковедческая (языковая и лингвистическая), К.-В. - культуроведческая компетенция.
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания (с указанием компетенций)
Виды
контроля
Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке (1 час).
1.
Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.
РК
1
Лексические и фразеологические единицы языка.
(Я)
Беседа, работа с учебником, работа со словарем.
Фонетика, орфоэпия и графика (2часа). Правописание: орфография и пунктуация (3 часа). Синтаксис (4 часа). Морфемика и словообразование (2 часа). Морфология (1 час). Речь. Речевая деятельность (2 часа).
2.
Орфография. Понятие орфограммы.
РК
1
Орфография как система правил правописания. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.
(Я)
Словарно-орфографическая работа.
Составление таблицы.
3-4.
Фонетика, орфоэпия и графика. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетический анализ слова.
2
Сильные и слабые позиции гласных, согласных. Фонетический анализ слова.
Синтаксическая минутка, беседа, словарная работа, объяснительный диктант,
фонетический разбор слов.
5-6.
Морфемика и словообразование. Морфемный анализ слова.
2
Алгоритм морфемного разбора слова.
(Я), (К)
Словарная работа,
беседа, работа с учебником, выборочный диктант,
разбор слов по составу.
7.
Морфология. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Служебные части речи.
1
Система частей речи. Принципы выделения частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слова.
(Я), (К)
Беседа, запись под диктовку с грамматическим заданием, разбор слов как частей речи.
8.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Правописание окончаний в словах разных частей речи.Условия выбора букв в окончаниях.
(Я), (К)
Работа с учебником, объяснительный диктант, работа с перфокартой, предупредительный диктант.
9.
Синтаксис. Единицы синтаксиса русского языка. Знаки препинания в конце предложения.
1
Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания.
Предложение как минимальное речевое высказывание. Знаки препинания в конце предложения.
(Я), (К)
Синтаксическая минутка, беседа,
словарная работа,
самостоятельная и индивидуальная работа.
10-11.
Сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
2
Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений.
(Я), (К)
Беседа, запись под диктовку с графическим заданием, синтаксический разбор предложений.
12.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.
1
Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.
(Я), (К)
Синтаксическая минутка, беседа, составление схем, составление диалога.
13.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Правописание: орфография и пунктуация».
1
Проверка знаний, навыков и умений за курс 5 класса.
(Я)
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
14.
Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).
РК
1
Отличие текста от предложения. Особенности текстов: описаний, рассуждений, повествований.
(К)
Работа с текстами.
15.
Р.Р. Основные жанры официально-делового стиля (расписка, заявление, доверенность, резюме).
1
Основные жанры официально-делового стиля (расписка, заявление, доверенность). Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля.
(Я), (К)
Работа с учебником и таблицей «Стили русского языка».
Написание деловых бумаг
Лексикология и фразеология (14 часов). Речь. Речевая деятельность (3 часа).
16.
Лексикология и фразеология. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексический анализ слова.
РК
Лексическое значение современных и старинных слов поморского диалекта, отражающих богатство и образность народной речи.
1
Основная единица языка и его словарный состав.
(Я), (К)
Беседа,
решение кроссворда с лексическими понятиями,
словарная работа.
17.
Р.Р. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
РК
Лексическое значение слов, отражающих природные, экономические и культурные особенности Кольского Севера.
1
Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.
(Я), (К)
Работа с текстами, работа с учебной книгой.
18.
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).
Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя».
1
Типы речи. Описание.
Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова.
(К)
Сочинение
19.
Сферы употребления русской лексики. Лексический анализ слова.
РК
1
Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.
Диалектизмы.
(Я), (К)
Синтаксическая минутка, беседа,
работа с учебником, составление словаря диалектных слов.
20.
Сферы употребления русской лексики. Лексический анализ слова.
1
Сфера употребления профессионализмов.
(Я), (К)
Синтаксическая минутка, словарная работа, работа с толковым словарем, выборочный диктант.
21.
Сферы употребления русской лексики. Лексический анализ слова.
1
Сфера употребления жаргонизмов.
(Я), (К)
Сообщения учеников, работа с текстами.
22.
Р.Р Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Сжатое изложение «Дело всей жизни».
1
Последовательность работы над сжатым изложением в соответствии с планом. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости.
(Я), (К)
Сжатое изложение
23.
Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Лексический анализ слова.
1
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления.
(Я)
Работа с текстами; выборочное списывание.
24-25.
Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексический анализ слова. Лексический анализ слова.
2
Неологизмы. Основные причины появления неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.
(Я)
Словарная работа.
Работа с текстами. Работа со словарем.
26-27.
Исконно русские и заимствованные слова. Лексический анализ слова.
2
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование.
(Я)
Синтаксическая минутка. Работа со словарем.
Творческая работа (редактирование текста, насыщенного заимствованными словами).
28 -29.
Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.
Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова.
2
Фразеология как раздел лексикологии.
Фразеологизмы, их признаки и значение.
Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Фразеологические словари. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова.
(Я), (К)
Лексический диктант. Работа со словарем.
Творческая работа (составление текста с использованием фразеологизмов).
Контрольный словарный диктант.
30-31.
Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
2
Лексикология как раздел науки о языке.
Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
(Я), (К)
Работа со словарём.
Творческая работа.
32.
Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».
1
Изученные правила темы.
(Я), (К)
Контрольная работа (тест).
Морфемика и словообразование (14 часов). Правописание: орфография и пунктуация (9 часов). Речь. Речевая деятельность (3 часа).
33-34.
Морфемика и словообразование. Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Морфемный анализ слова.
2
Морфемика как раздел лингвистики о языке. Виды морфем. Корень. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.
(Я)
Синтаксическая минутка. Выборочный диктант.
Словарная работа.
Диктант «Проверь себя».
Морфемный разбор слов.
35.
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).
1
Описание помещения. Создание собственных письменных текстов на социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации.
(К)
Творческая работа.
Самостоятельная работа.
36-37-38.
1-2. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Словообразовательный анализ слова.
РК
Особенности образования слов в северных диалектах. Богатство словообразовательных возможностей поморского говора.
3.Производящая и производная основы. Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.
3
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочно-суффиксальный способ, нулевая суффиксация).
Производящая и производная основы. Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.
(Я), (К)
Орфографическая диктовка.
Словарная работа. Составление словообразовательных цепочек.
Словообразовательный разбор.
39.
Понятие об этимологии.
1
Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.
(Я), (К)
Устная синтаксическая минутка.
Словообразовательный разбор.
Словарная работа.
40.
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).
Сочинение-описание «Моя комната».
1
Сложный план.
Описание помещения.
(К)
Составление сложного плана.
Словарная работа.
41.
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи: описание.
Сочинение-описание «Моя комната».
1
Описание помещения. Типы речи. Описание. Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
(К)
Сочинение
42.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Правописание о-а в корне –кос- - -кас-.
(Я), (К)
Словарная работа. Распределительный, орфографический диктант.
Объяснительный диктант с графическим заданием.
43.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Правописание о-а в корне –кос- - -кас-.
(Я), (К)
Словарный диктант.
Групповая работа. Выборочный диктант.
Тест.
44.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Правописание о-а в корне –гор- -
-гар-, -зор- - зар-.
(Я), (К)
Словарная работа.
Синтаксическая минутка. Работа с перфокартой.
Объяснительный диктант. Диктант «Проверь себя».
45.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Правописание корней с чередованием.
(Я), (К)
Осложненное списывание, тест.
46.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Правописание и и ы после приставок.
(Я), (К)
Устная синтаксическая минутка.
Словарная работа.
Работа с перфокартой. Объяснительный диктант.
47-48.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
2
Правописание гласных в приставках пре- и при-.
(Я), (К)
Контрольный словарный диктант.
Работа с таблицей.
Объяснительный диктант.
Распределительный диктант.
Работа с перфокартами.
49 -50.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
2
Правописание гласных в приставках пре- и при-.
(Я), (К)
Выборочный диктант, осложненное списывание.
Диктант «Проверь себя».
Тест.
51.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
РК
Сложные слова в местных географических названиях.
1
Сложение. Правописание сложных слов с соединительной гласной о и е.
(Я), (К)
Орфографический диктант. Осложненное списывание. Объяснительный диктант.
52-53.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
2
Правописание сложносокращенных слов.
(Я), (К)
Словарная работа.
Орфографическая диктовка.
Осложненное списывание.
54 -55.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Словообразовательный анализ слова.
2
Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово.
Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.
(Я), (К)
Морфемный и словообразовательный разбор. Составление слов по схемам.
56-57.
Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Словообразовательный анализ слова.
Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.
2
Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочно-суффиксальный способ, бессуффиксный).
Сложение как способ словообразования
Слова с изученными орфограммами.
(Я), (К)
Морфемный и словообразовательный разбор слов.
Диктант «Проверь себя».
Тест.
58.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфемика и словообразование».
1
Членение слова на морфемы. Словообразовательный и морфемный разбор. Правописание корней и приставок.
(Я)
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
Морфология (80 часов). Морфемика и словообразование (4 часа). Правописание: орфография и пунктуация (22 часа). Речь. Речевая деятельность (24 часа).
59.
Морфология.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи.
РК
1
Система частей речи. Принципы выделения частей речи. Самостоятельные и служебные части речи.
(Я)
Заполнение таблицы
Имя существительное как часть речи (20 часов + 4 часа)
60.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
РК
1
Грамматические признаки существительных, их синтаксическая роль в предложении.
(Я)
Сообщение о роли имени существительного в речи.
Синтаксическая пятиминутка.
Орфографическая диктовка.
Выборочный диктант.
61.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Осмысление лексического значения и выявление возможных форм изменения данных существительных. Разносклоняемые имена существительные.
(Я)
Объяснительный диктант
62.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Разносклоняемые имена существительные. Правописание Е в суффиксе –ен- существительных на –мя.
(Я)
Объяснительный диктант
63.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к неизменяемым. Число и падеж неизменяемых существительных.
(Я)
Синтаксическая пятиминутка.
Объяснительный диктант. Редактирование предложений (исправление ошибок в употреблении существительных).
64.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Род несклоняемых имен существительных. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств
(Я), (К)
Синтаксическая минутка.
Творческое списывание.
65 -66.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2
Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики.
(Я), (К)
Синтаксическая пятиминутка.
Орфографический диктант.
67 - 68.
Р.Р. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (выступление).
2
Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.
Урок-конференция «Имя в реке времени».
(К)
Выступления участников конференции.
Рассказы о своем имени.
69.
Морфологический анализ слова.
1
Морфологический разбор имени существительного.
(Я), (К)
Морфологический разбор существительных (по вариантам).
Объяснительный диктант.
70.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных. Правописание окончаний существительных.
(Я), (К)
Словарный диктант.
Тест
71 - 72.
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (рассуждение).
Сочинение-рассуждение «Чтение – лучшее учение».
2
Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации.
(К)
Сочинение-рассуждение
73.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
1
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
(Я), (К)
Синтаксическая пятиминутка.
Работа с перфокартой.
Объяснительный диктант.
74 - 75.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
2
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.
(Я), (К)
Осложненное списывание.
Выборочный диктант.
76.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Способ действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик- и –щик-.
(Я), (К)
Работа с перфокартой.
Выборочный диктант.
Объяснительный диктант.
Словарный диктант
77.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Способ действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик- и –щик-.
(Я), (К)
Орфографический диктант. Тест.
78.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Образование существительных с помощью суффиксов –ек и –ик.
Контрольный словарный диктант.
(Я), (К)
Контрольный словарный диктант.
Предупредительный диктант.
Тест.
79.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Правописание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных.
Образование существительных с пом. суффиксов –ок, -ек, -онок.
(Я), (К)
Работа с табл. «Гласные о-е после шипящих в корне, окончании».
Распределительный диктант.
80 - 81.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных).
РК
2
Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание.
Введение понятий исходное слово и словообразовательная морфема.
Употребление в речи.
(Я)
Объяснительный диктант.
Осложненное списывание.
Тест.
82.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».
1
Правописание имен существительных. Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи.
(Я)
Диктант с грамматическими заданиями
83.
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
1
Анализ ошибок контрольного диктанта. Графическое объяснение орфограмм и пунктограмм, написанных ошибочно.
(Я)
Индивидуальная работа по карточкам
Имя прилагательное как часть речи (22 часа + 8 часов)
84-85.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. РК
2
Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи.
Лексические разряды прилагательных.
(Я)
Творческое списывание.
Морфологический разбор.
86-87.
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).
Сочинение-описание «Вид из моего окна».
2
Описание природы. Пейзаж. Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.
(К)
Сочинение
88-89.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2
Значение сравнительной степени. Образование сравнительной степени с помощью суффиксов и слов более и менее. Морфемный состав сравнительной степени. Изменение и синтаксическая роль сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в форме превосходной степени. Закономерности чередования согласных в корне. Нормы употребления превосходной степени.
(Я)
Работа по таблице «Степени сравнения прилагательных». Редактирование текста.
Творческая работа.
90.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Понятие о разрядах имени прилагательного по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.
(Я)
Распределительный диктант.
91.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
РК
1
Понятие краткая форма. Способы образования кратких форм, их изменение и синтаксическая роль. Освоение орфограммы «Отсутствие Ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных». Основные закономерности изменения качественных и относительных прилагательных.
(Я)
Объяснительный диктант.
92.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Относительные прилагательные.
(Я)
Синтаксический разбор предложения.
Осложнённое списывание.
93-94.
Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Выборочное изложение по отрывку из романа А.С. Пушкина «Дубровский».
2
Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. Последовательность работы над выборочным изложением в соответствии с планом.
(Я), (К)
Выборочное изложение
95.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение, образование, морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на –ИН, -ОВ. .
(Я)
Творческая работа.
Выборочный диктант.
96.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение, образование, морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на –ИН, -ОВ. Прописная буква в прилагательных, образованных от существительных.
(Я)
Распределительный диктант
97.
Морфологический анализ слова.
1
Морфологический разбор имени прилагательного.
(Я), (К)
Выборочный диктант с грамматическим заданием.
Морфологический разбор имен прилагательных.
Контрольный словарный диктант.
98.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
1
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
(Я)
Комментированное письмо.
99.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
1
Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.
(Я)
Комментированное письмо.
Тест.
100.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.
(Я)
Синтаксическая пятиминутка.
Выборочный диктант.
101-102.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
2
Правила правописания Н и НН в прилагательных. Закономерности образования прилагательных с помощью данных суффиксов. Совершенствование написания Н и НН в полных и кратких формах прилагательного.
Выборочный диктант.
Диктант «Проверь себя».
103.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Правила правописания Н и НН в прилагательных. Закономерности образования прилагательных с помощью данных суффиксов. Совершенствование написания Н и НН в полных и кратких формах прилагательного.
Осложнённое списывание.
Тест.
104-105.
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).
Контрольное сочинение-описание "Моя любимая игрушка».
2
Совершенствование навыка написания сочинения описательного характера. Использование круга языковых и речевых средств текстов описательного характера.
Описание игрушки.
(К)
Сочинение
106.
Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
1
Фонетические процессы, происходящие в прилагательных на стыке корней и суффиксов –к-, -ск-. Формирование орфографических навыков.
(Я), (К)
Словарно-орфографическая работа.
Морфемный анализ слов.
Словообразовательный анализ.
107.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
1
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
(Я)
Творческая работа.
108-109.
Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение). Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (интервью).
2
Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов. Конференция. Интервью.
(К)
Выступления учащихся.
110-111.
1. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен прилагательных).
2
Повторение и систематизация правил орфографии и пунктуации.
Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных. Способы образования имён прилагательных.
(Я)
Словарный диктант.
Объяснительный диктант.
Диктант «Проверь себя».
Тест.
112.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».
1
Правописание прилагательных, их морфологические признаки, синтаксическая роль.
(Я)
Диктант с грамматическими заданиями
113.
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
1
Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.
(Я)
Индивидуальная работа по карточкам
Имя числительное как часть речи (13 часов + 4 часа)
114.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
РК
1
Вопрос о числительных в системе частей речи. Числительное как часть речи.
(Я), (К)
Работа с текстом.
115.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Разряды числительных по строению. Простые, сложные и составные числительные.
(Я), (К)
Осложненное списывание
116.
Правописание ъ и ь.
1
Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных.
(Я), (К)
Выборочный диктант.
Словарная работа. Распределительный диктант.
117.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение, склонение количественных числительных. Особенности употребления. Правописание их.
(Я), (К)
Морфологический разбор.
Составление деловых текстов.
118-119.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2
Значение, склонение числительных, обозначающих целые числа. Правописание их.
(Я), (К)
Словарная работа.
Словарная диктовка. Объяснительный диктант.
120-121.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2
Значение, склонение дробных и собирательных числительных.
(Я), (К)
Словарная работа.
Объяснительный диктант.
122-123
Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Контрольное выборочное изложение «Митраша».
2
Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. Последовательность работы над выборочным изложением в соответствии с планом.
К.Г. Паустовский «Кладовая солнца» («Митраша»).
(Я), (К)
Выборочное изложение.
124 -125.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2
Значение, изменение, употребление порядковых числительных.
(Я), (К)
Словарный диктант.
Выборочный диктант.
126.
Морфологический анализ слова.
1
Морфологические признаки числительных. Правописание существительных.
(Я)
Объяснительный диктант.
Составление словарных статей.
127-128.
Р.Р. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (статья).
2
Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Статья на тему «Берегите природу».
(К)
Выступления учащихся
129.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен числительных).
1
Имя числительное как часть речи. Систематизация и обобщение по теме «Имя числительное». Правильное употребление числительных в речи.
(Я), (К)
Фронтальный опрос. Словарный диктант.
Диктант «Проверь себя».
Тест.
130.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».
1
Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.
(Я), (К)
Диктант с грамматическими заданиями.
Местоимение как часть речи (21 час + 2 час)
131.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
РК
1
Знакомство с семантикой местоимения как самостоятельной части речи, группами местоимений, их морфологическими признаками и синтаксической ролью.
(Я)
Работа с текстами.
132.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
РК
1
Значение личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи. Склонение личных местоимений. Речевой этикет: усвоение форм вежливости при употреблении местоимений ты и Вы.
Личные местоимения.
(Я)
Творческая работа (восстановление деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью, при этом используя личные местоимения в косвенных падежах).
133.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи. Склонение личных местоимений. Речевой этикет: усвоение форм вежливости при употреблении местоимений ты и Вы.
Личные местоимения.
(Я)
Восстановление деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью, при этом используя личные местоимения в косвенных падежах.
134.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Знакомство с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя.
(Я)
Творческая работа (составлять очерк (рассказ о себе) в свободной форме).
135.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение и сферы употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с другими частями речи. Нормы употребления.
(Я)
Предупредительный диктант
136.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение и сферы употребления относительных местоимений. Синтаксические конструкции с вопросительными и относительными местоимениями; морфологические омонимы.
(Я)
Осложнённое списывание.
Составление схем
137.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
1
Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль неопределенных местоимений. Правила написания НЕ с неопределенными местоимениями, частиц –то, -либо, -нибудь, кое-. Нормы словоупотребления и оттенки значений неопределенных местоимений.
(Я)
Выборочный диктант
138.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
1
Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль неопределенных местоимений. Правила написания НЕ с неопределенными местоимениями, частиц –то, -либо, -нибудь, кое-. Нормы словоупотребления и оттенки значений неопределенных местоимений.
(Я)
Диктант «Проверяю себя».
139.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль отрицательных местоимений. Орфограммы «Безударная И в приставке отрицательных местоимений», «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях».
(Я)
Творческое списывание.
140-141.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2
Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль отрицательных местоимений. Орфограммы «Безударная И в приставке отрицательных местоимений», «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях».
(Я)
Объяснительный диктант.
Тест
142.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение притяжательных местоимений; их сопоставление с личными местоимениями и притяжательными прилагательными. Нормы использования в речи притяжательных местоимений ИХ. Местоимение СВОЙ.
(Я)
Объяснительный диктант
143.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение притяжательных местоимений; их сопоставление с личными местоимениями и притяжательными прилагательными. Нормы использования в речи притяжательных местоимений ИХ. Местоимение СВОЙ.
(Я)
Творческая работа
144-145.
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (рассуждение).
Контрольное сочинение-рассуждение «Кто прав?»
2
Строение текста-рассуждения, способы развития основной мысли в нем; отличия рассуждения от других типов речи.
Сочинение-рассуждение «Кто прав?»
(К)
Сочинение
146.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Семантика, морфологические признаки и синтаксическая роль указательных местоимений. Соотнесенность с другими частями речи.
(Я)
Редактирование текста.
147.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Семантика, морфологические признаки и синтаксическая роль указательных местоимений. Соотнесенность с другими частями речи.
(Я)
Терминологический диктант.
Осложнённое списывание
148.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль определительных местоимений. Семантика термина «определительный».
(Я)
Предупредительный диктант
149.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль определительных местоимений. Семантика термина «определительный».
(Я)
Распределительный диктант
150.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Правильное употребление местоимений в речи.
1
Морфологические признаки местоимений. Правописание местоимений. Правильное употребление местоимений в речи.
(Я)
Объяснительный диктант.
Составление словарных статей.
151.
Морфологический анализ слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм местоимений).
1
Повторение разрядов местоимения, их соотнесенность с другими частями речи. Морфологический разбор местоимения. Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи.
(Я)
Сообщения “Местоимения как средства межфразовой связи”.
152.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».
1
Правописание местоимений, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.
(Я)
Диктант с грамматическими заданиями
153.
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
1
Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.
(Я), (К)
Индивидуальная работа по карточкам
Глагол как часть речи (29 часов + 6 часов)
154-155-156-157.
1-3. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
4. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.
РК
4
Морфологические признаки глагола. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида.
Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении.
Спряжение глаголов. Правописание окончаний в словах разных частей речи. Лицо и число.
(Я), (К)
Синтаксическая пятиминутка.
Выборочный диктант.
Работа с таблицей «Личные окончания глагола».
Предупредительный диктант.
Тест.
158-159.
Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (повествование).
Сочинение-повествование «Стёпа дрова колет».
2
Создание письменного высказывания. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
(К)
Сочинение
160-161.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2
Особенности изменения разноспрягаемых глаголов
(Я)
Устное сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемыми?».
Редактирование предложений.
Предупредительный диктант.
162.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Различие переходных и непереходных глаголов.
(Я), (К)
Устная синтаксическая пятиминутка.
Распределительный диктант.
163.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Различие переходных и непереходных глаголов.
(Я), (К)
Распределительный диктант.
Диктант «Проверь себя».
164-165.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2
Значение, образование, изменение и употребление глаголов в изъявительном наклонении.
(Я)
Выборочный диктант.
Творческий диктант.
166-167.
Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).
Контрольное подробное изложение «Витькина гайка».
2
Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.
(Я), (К)
Подробное изложение
168.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Определение места частицы БЫ (Б) в предложении.
(Я)
Осложнённое списывание
169.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении.
(Я)
Творческий диктант.
Комментированное письмо.
170.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении. Орфограмма «Мягкий знак после согласных в повелительном наклонении». Орфограмма «Суффикс –и- в глаголе повелительного наклонения» .
(Я)
Объяснительный диктант
171.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении. Орфограмма
«Суффикс –и- в глаголе повелительного наклонения» .
(Я)
Объяснительный диктант.
172.
Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм глаголов).
РК
1
Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении.
(Я), (К)
Творческая работа.
Предупредительный диктант.
173-174.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2
Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении.
(Я)
Осложнённое списывание.
Словарный диктант.
Выборочный диктант.
175-176.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
2
Значение и употребление безличных глаголов.
(Я)
Конструирование предложений.
Синтаксический разбор.
177.
Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
1
Значение и употребление безличных глаголов.
(Я)
Творческая работа.
Синтаксический разбор
178 -179.
Морфологический анализ слова.
2
Морфологический разбор глагола.
(Я)
Синтаксическая пятиминутка. Морфологический разбор.
Диктант «Проверь себя».
180 -181.
Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.
2
Способы развития темы в тексте. Структура текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.
Рассказ на основе услышанного «Когда моя мама (сестра, дедушка и т.д.) училась в школе (начинала работать, путешествовала)».
(К)
Работа с текстами.
Творческая работа (составить рассказ на основе услышанного).
182-183.
Правописание суффиксов в словах разных частей речи.
2
Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА.
(Я)
Заполнить таблицу примерами «Суффиксы глаголов».
Творческое задание.
Объяснительный диктант
184-185-186.
1-2. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.
3. Способы образования слов (морфологические и неморфологические).
РК
3
Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». Особенности словообразования глаголов.
(Я)
Морфологический разбор
Анализ текста.
Выборочный диктант. Письмо по памяти.
Проверочный тест
187.
Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».
1
Правописание глагола, его морфологические признаки. Синтаксическая роль.
(Я)
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
188.
Применение знаний по морфологии в практике правописания.
1
Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте.
(Я)
Индивидуальная работа по карточкам.
Общие сведения о русском языке. Основные разделы науки о языке (2 часа). Фонетика, орфоэпия и графика (2 часа). Лексикология и фразеология (1 час). Синтаксис (2 часа). Правописание: орфография и пунктуация (3 часа). Речь. Речевая деятельность (2 часа).
189-190.
Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).
2
Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).
(Я)
Редактирование предложений.
Орфоэпический диктант.
Конструирование словосочетаний и предложений.
Осложнённое списывания.
191.
Связь фонетики с графикой и орфографией.
1
Связь фонетики с графикой и орфографией.
(Я), (К)
Фонетический разбор.
Объяснительный диктант.
192.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений.
1
Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.
(Я), (К)
Работа со словарями.
Работа с текстами.
193.
Лексика и фразеология. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
РК
1
Основные выразительные средства лексики и фразеологии.
Использование синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов.\
(Я), (К)
Работа со словарями.
Работа с текстами.
Творческая работа.
194-195.
Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Соблюдение основных орфографических норм. Орфографический анализ слова.
2
Связь орфографии с другими разделами науки о языке. Орфографический анализ слова.
(Я)
Орфографический диктант.
Распределительный диктант.
Словарный диктант.
196 -197.
Синтаксис. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Пунктуационный анализ предложения.
2
Связь синтаксиса и морфологии. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
(Я), (К)
Синтаксическая пятиминутка с объяснением постановки знаков препинания.
Конструирование предложений.
Составление схем
198 -199.
Р.Р. Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
2
Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.
(Я), (К)
Работа с текстами. Творческая работа.
200.
Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями.
1
Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5-6 классах.
(Я), (К)
Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями
Культура речи (4 часа).
201-
202.
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.
2
Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка. Виды лингвистических словарей.
Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.
К.-В.
Работа с текстами. Работа со словарями. Творческая работа.
203 -204.
Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.
Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.
2
Нормы речевого поведения.
ыбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. Речевые ошибки.
К.-В.
Работа с текстами