СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое  планирование по русскому языку для 6  класса  ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса»



Тематическое планирование по русскому языку для 6 класса (204 часа)


Примечание: условные сокращения в тематическом планировании.

К. – коммуникативная компетенция, Я.-языковедческая (языковая и лингвистическая), К.-В. - культуроведческая компетенция.


урока

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания (с указанием компетенций)

Виды

контроля

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке (1 час).

1.

Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей.

РК

1

Лексические и фразеологические единицы языка.

(Я)

Беседа, работа с учебником, работа со словарем.

Фонетика, орфоэпия и графика (2часа). Правописание: орфография и пунктуация (3 часа). Синтаксис (4 часа). Морфемика и словообразование (2 часа). Морфология (1 час). Речь. Речевая деятельность (2 часа).

2.

Орфография. Понятие орфограммы.

РК

1

Орфография как система правил правописания. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

(Я)

Словарно-орфографическая работа.

Составление таблицы.


3-4.

Фонетика, орфоэпия и графика. Изменение звуков в речевом потоке. Соотношение звука и буквы. Фонетический анализ слова.


2

Сильные и слабые позиции гласных, согласных. Фонетический анализ слова.



Синтаксическая минутка, беседа, словарная работа, объяснительный диктант,

фонетический разбор слов.

5-6.

Морфемика и словообразование. Морфемный анализ слова.


2

Алгоритм морфемного разбора слова.

(Я), (К)

Словарная работа,

беседа, работа с учебником, выборочный диктант,

разбор слов по составу.

7.

Морфология. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Служебные части речи.

1

Система частей речи. Принципы выделения частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический разбор слова.

(Я), (К)

Беседа, запись под диктовку с грамматическим заданием, разбор слов как частей речи.

8.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание окончаний в словах разных частей речи.Условия выбора букв в окончаниях.

(Я), (К)

Работа с учебником, объяснительный диктант, работа с перфокартой, предупредительный диктант.

9.

Синтаксис. Единицы синтаксиса русского языка. Знаки препинания в конце предложения.

1

Словосочетание как единица синтаксиса. Основные признаки словосочетания.

Предложение как минимальное речевое высказывание. Знаки препинания в конце предложения.

(Я), (К)

Синтаксическая минутка, беседа,

словарная работа,

самостоятельная и индивидуальная работа.

10-11.

Сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.

2

Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений.

(Я), (К)

Беседа, запись под диктовку с графическим заданием, синтаксический разбор предложений.

12.

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи.


1

Прямая речь. Диалог. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

(Я), (К)

Синтаксическая минутка, беседа, составление схем, составление диалога.

13.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Правописание: орфография и пунктуация».

1

Проверка знаний, навыков и умений за курс 5 класса.

(Я)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

14.

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение).

РК

1

Отличие текста от предложения. Особенности текстов: описаний, рассуждений, повествований.

(К)

Работа с текстами.

15.

Р.Р. Основные жанры официально-делового стиля (расписка, заявление, доверенность, резюме).


1

Основные жанры официально-делового стиля (расписка, заявление, доверенность). Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для официально-делового стиля.

(Я), (К)

Работа с учебником и таблицей «Стили русского языка».

Написание деловых бумаг

Лексикология и фразеология (14 часов). Речь. Речевая деятельность (3 часа).

16.

Лексикология и фразеология. Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Лексический анализ слова.

РК

Лексическое значение современных и старинных слов поморского диалекта, отражающих богатство и образность народной речи.

1

Основная единица языка и его словарный состав.

(Я), (К)

Беседа,

решение кроссворда с лексическими понятиями,

словарная работа.

17.

Р.Р. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

РК

Лексическое значение слов, отражающих природные, экономические и культурные особенности Кольского Севера.

1

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

(Я), (К)

Работа с текстами, работа с учебной книгой.

18.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).

Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя».

1

Типы речи. Описание.

Средства раскрытия замысла художника: композиция, цвет, колорит. План, опорные слова.

(К)

Сочинение

19.

Сферы употребления русской лексики. Лексический анализ слова.

РК

1

Лексическая система русского языка с точки зрения употребления слов разными группами людей. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

Диалектизмы.

(Я), (К)

Синтаксическая минутка, беседа,

работа с учебником, составление словаря диалектных слов.

20.

Сферы употребления русской лексики. Лексический анализ слова.


1

Сфера употребления профессионализмов.

(Я), (К)

Синтаксическая минутка, словарная работа, работа с толковым словарем, выборочный диктант.

21.

Сферы употребления русской лексики. Лексический анализ слова.


1

Сфера употребления жаргонизмов.

(Я), (К)

Сообщения учеников, работа с текстами.

22.

Р.Р Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Сжатое изложение «Дело всей жизни».

1

Последовательность работы над сжатым изложением в соответствии с планом. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости.

(Я), (К)

Сжатое изложение

23.

Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Стилистическая помета в словаре. Лексический анализ слова.

1

Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Сфера их употребления.

(Я)

Работа с текстами; выборочное списывание.

24-25.

Активный и пассивный словарный запас. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Лексический анализ слова. Лексический анализ слова.



2

Неологизмы. Основные причины появления неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

(Я)

Словарная работа.

Работа с текстами. Работа со словарем.


26-27.

Исконно русские и заимствованные слова. Лексический анализ слова.


2

Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной лексики. Словари иностранных слов и их использование.

(Я)

Синтаксическая минутка. Работа со словарем.

Творческая работа (редактирование текста, насыщенного заимствованными словами).


28 -29.

Фразеологизмы и их признаки. Фразеологизмы как средства выразительности речи.

Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова.

2

Фразеология как раздел лексикологии.

Фразеологизмы, их признаки и значение.

Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, сферы их употребления в речи. Фразеологические словари. Пословицы и поговорки, афоризмы и крылатые слова.

(Я), (К)

Лексический диктант. Работа со словарем.

Творческая работа (составление текста с использованием фразеологизмов).

Контрольный словарный диктант.

30-31.

Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

2

Лексикология как раздел науки о языке.

Лексические и стилистические нормы русского языка. Употребление слова в точном соответствии с его лексическим значением. Учет лексической сочетаемости слов в речи. Учет стилистических характеристик слов при употреблении их в речи. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

(Я), (К)

Работа со словарём.

Творческая работа.


32.


Контрольная работа по теме «Лексикология и фразеология».

1

Изученные правила темы.

(Я), (К)

Контрольная работа (тест).

Морфемика и словообразование (14 часов). Правописание: орфография и пунктуация (9 часов). Речь. Речевая деятельность (3 часа).

33-34.

Морфемика и словообразование. Состав слова. Морфема как минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Виды морфем: корень, приставка, суффикс, окончание. Нулевая морфема. Морфемный анализ слова.

2

Морфемика как раздел лингвистики о языке. Виды морфем. Корень. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы.

(Я)

Синтаксическая минутка. Выборочный диктант.

Словарная работа.

Диктант «Проверь себя».

Морфемный разбор слов.

35.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).


1

Описание помещения. Создание собственных письменных текстов на социально-бытовые, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации.

(К)

Творческая работа.

Самостоятельная работа.

36-37-38.

1-2. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Словообразовательный анализ слова.

РК

Особенности образования слов в северных диалектах. Богатство словообразовательных возможностей поморского говора.

3.Производящая и производная основы. Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо.

3

Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочно-суффиксальный способ, нулевая суффиксация).

Производящая и производная основы. Словообразующая морфема. Словообразовательная пара. Словообразовательный анализ слова.

(Я), (К)

Орфографическая диктовка.

Словарная работа. Составление словообразовательных цепочек.

Словообразовательный разбор.

39.

Понятие об этимологии.

1

Понятие об этимологии. Этимологические словари русского языка.

(Я), (К)

Устная синтаксическая минутка.

Словообразовательный разбор.

Словарная работа.

40.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).

Сочинение-описание «Моя комната».

1

Сложный план.

Описание помещения.

(К)

Составление сложного плана.

Словарная работа.

41.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи: описание.

Сочинение-описание «Моя комната».

1

Описание помещения. Типы речи. Описание. Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

(К)

Сочинение

42.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание о-а в корне –кос- - -кас-.

(Я), (К)

Словарная работа. Распределительный, орфографический диктант.

Объяснительный диктант с графическим заданием.

43.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание о-а в корне –кос- - -кас-.

(Я), (К)

Словарный диктант.

Групповая работа. Выборочный диктант.

Тест.

44.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание о-а в корне –гор- -

-гар-, -зор- - зар-.

(Я), (К)

Словарная работа.

Синтаксическая минутка. Работа с перфокартой.

Объяснительный диктант. Диктант «Проверь себя».

45.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание корней с чередованием.

(Я), (К)

Осложненное списывание, тест.

46.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание и и ы после приставок.

(Я), (К)

Устная синтаксическая минутка.

Словарная работа.

Работа с перфокартой. Объяснительный диктант.

47-48.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

2

Правописание гласных в приставках пре- и при-.

(Я), (К)

Контрольный словарный диктант.

Работа с таблицей.

Объяснительный диктант.

Распределительный диктант.

Работа с перфокартами.

49 -50.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

2

Правописание гласных в приставках пре- и при-.

(Я), (К)

Выборочный диктант, осложненное списывание.

Диктант «Проверь себя».

Тест.

51.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

РК

Сложные слова в местных географических названиях.

1

Сложение. Правописание сложных слов с соединительной гласной о и е.

(Я), (К)


Орфографический диктант. Осложненное списывание. Объяснительный диктант.

52-53.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

2

Правописание сложносокращенных слов.

(Я), (К)


Словарная работа.

Орфографическая диктовка.

Осложненное списывание.

54 -55.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Словообразовательный анализ слова.


2

Переход слова из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в слово.

Особенности словообразования слов различных частей речи. Словообразовательные словари русского языка.

(Я), (К)

Морфемный и словообразовательный разбор. Составление слов по схемам.

56-57.

Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Словообразовательный анализ слова.

Применение знаний по морфемике и словообразованию в практике правописания.


2

Основные способы образования слов. Образование слов с помощью морфем (приставочно-суффиксальный способ, бессуффиксный).

Сложение как способ словообразования

Слова с изученными орфограммами.

(Я), (К)

Морфемный и словообразовательный разбор слов.

Диктант «Проверь себя».

Тест.

58.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Морфемика и словообразование».



1

Членение слова на морфемы. Словообразовательный и морфемный разбор. Правописание корней и приставок.

(Я)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

Морфология (80 часов). Морфемика и словообразование (4 часа). Правописание: орфография и пунктуация (22 часа). Речь. Речевая деятельность (24 часа).

59.

Морфология.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Традиционная классификация частей речи.

РК

1

Система частей речи. Принципы выделения частей речи. Самостоятельные и служебные части речи.

(Я)

Заполнение таблицы

Имя существительное как часть речи (20 часов + 4 часа)

60.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

РК

1

Грамматические признаки существительных, их синтаксическая роль в предложении.

(Я)

Сообщение о роли имени существительного в речи.

Синтаксическая пятиминутка.

Орфографическая диктовка.

Выборочный диктант.

61.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.


1

Осмысление лексического значения и выявление возможных форм изменения данных существительных. Разносклоняемые имена существительные.

(Я)

Объяснительный диктант


62.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.


1

Разносклоняемые имена существительные. Правописание Е в суффиксе –ен- существительных на –мя.

(Я)

Объяснительный диктант


63.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.


1

Склоняемые и несклоняемые имена существительные. Существительные, относящиеся к неизменяемым. Число и падеж неизменяемых существительных.

(Я)

Синтаксическая пятиминутка.

Объяснительный диктант. Редактирование предложений (исправление ошибок в употреблении существительных).

64.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.


1

Род несклоняемых имен существительных. Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств

(Я), (К)

Синтаксическая минутка.

Творческое списывание.

65 -66.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.


2

Существительные мужского, женского, среднего, общего рода; существительные, не имеющие родовой характеристики.

(Я), (К)

Синтаксическая пятиминутка.

Орфографический диктант.


67 - 68.

Р.Р. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (выступление).

2

Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для публицистического стиля. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов.

Урок-конференция «Имя в реке времени».

(К)

Выступления участников конференции.

Рассказы о своем имени.

69.

Морфологический анализ слова.


1

Морфологический разбор имени существительного.

(Я), (К)

Морфологический разбор существительных (по вариантам).

Объяснительный диктант.

70.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Система падежей в русском языке. Типы склонений существительных. Правописание окончаний существительных.

(Я), (К)

Словарный диктант.

Тест


71 - 72.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (рассуждение).

Сочинение-рассуждение «Чтение – лучшее учение».

2

Композиционная схема рассуждения, его смысловые части. Создание собственных письменных текстов на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, учебные и др. темы на основе отбора необходимой информации.

(К)

Сочинение-рассуждение

73.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

(Я), (К)

Синтаксическая пятиминутка.

Работа с перфокартой.

Объяснительный диктант.

74 - 75.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

2

Слитное и раздельное написание НЕ с существительными.

(Я), (К)

Осложненное списывание.

Выборочный диктант.

76.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Способ действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик- и –щик-.

(Я), (К)


Работа с перфокартой.

Выборочный диктант.

Объяснительный диктант.

Словарный диктант

77.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Способ действия при выборе написания в существительных суффиксов –чик- и –щик-.

(Я), (К)

Орфографический диктант. Тест.

78.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Образование существительных с помощью суффиксов –ек и –ик.

Контрольный словарный диктант.

(Я), (К)

Контрольный словарный диктант.

Предупредительный диктант.

Тест.

79.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание гласных о-е после шипящих в суффиксах существительных.

Образование существительных с пом. суффиксов –ок, -ек, -онок.

(Я), (К)

Работа с табл. «Гласные о-е после шипящих в корне, окончании».

Распределительный диктант.

80 - 81.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Способы образования слов (морфологические и неморфологические).

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных).

РК

2

Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание.

Введение понятий исходное слово и словообразовательная морфема.

Употребление в речи.

(Я)

Объяснительный диктант.

Осложненное списывание.

Тест.

82.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».

1

Правописание имен существительных. Морфологические признаки имен существительных, их образование и правописание. Употребление в речи.

(Я)

Диктант с грамматическими заданиями

83.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

1

Анализ ошибок контрольного диктанта. Графическое объяснение орфограмм и пунктограмм, написанных ошибочно.

(Я)

Индивидуальная работа по карточкам

Имя прилагательное как часть речи (22 часа + 8 часов)

84-85.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. РК

2

Общее значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных. Особенности употребления прилагательных в разных стилях речи.

Лексические разряды прилагательных.

(Я)

Творческое списывание.

Морфологический разбор.

86-87.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).

Сочинение-описание «Вид из моего окна».

2

Описание природы. Пейзаж. Написание сочинений различных функциональных стилей с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций.

(К)

Сочинение

88-89.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

2

Значение сравнительной степени. Образование сравнительной степени с помощью суффиксов и слов более и менее. Морфемный состав сравнительной степени. Изменение и синтаксическая роль сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в форме превосходной степени. Закономерности чередования согласных в корне. Нормы употребления превосходной степени.

(Я)

Работа по таблице «Степени сравнения прилагательных». Редактирование текста.

Творческая работа.

90.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Понятие о разрядах имени прилагательного по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные.

(Я)

Распределительный диктант.


91.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

РК


1

Понятие краткая форма. Способы образования кратких форм, их изменение и синтаксическая роль. Освоение орфограммы «Отсутствие Ь после шипящих на конце слова у кратких прилагательных». Основные закономерности изменения качественных и относительных прилагательных.

(Я)

Объяснительный диктант.


92.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Относительные прилагательные.

(Я)

Синтаксический разбор предложения.

Осложнённое списывание.

93-94.

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Выборочное изложение по отрывку из романа А.С. Пушкина «Дубровский».

2

Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. Последовательность работы над выборочным изложением в соответствии с планом.

(Я), (К)

Выборочное изложение

95.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение, образование, морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на –ИН, -ОВ. .

(Я)

Творческая работа.

Выборочный диктант.


96.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение, образование, морфологические признаки и синтаксическая роль притяжательных прилагательных. Морфемный состав, образование и особенности изменения прилагательных на –ИН, -ОВ. Прописная буква в прилагательных, образованных от существительных.

(Я)

Распределительный диктант


97.

Морфологический анализ слова.


1

Морфологический разбор имени прилагательного.

(Я), (К)

Выборочный диктант с грамматическим заданием.

Морфологический разбор имен прилагательных.

Контрольный словарный диктант.

98.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.

(Я)

Комментированное письмо.



99.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными.

(Я)

Комментированное письмо.

Тест.


100.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.

(Я)

Синтаксическая пятиминутка.

Выборочный диктант.


101-102.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

2

Правила правописания Н и НН в прилагательных. Закономерности образования прилагательных с помощью данных суффиксов. Совершенствование написания Н и НН в полных и кратких формах прилагательного.

Выборочный диктант.

Диктант «Проверь себя».


103.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Правила правописания Н и НН в прилагательных. Закономерности образования прилагательных с помощью данных суффиксов. Совершенствование написания Н и НН в полных и кратких формах прилагательного.

Осложнённое списывание.

Тест.

104-105.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (описание).

Контрольное сочинение-описание "Моя любимая игрушка».

2

Совершенствование навыка написания сочинения описательного характера. Использование круга языковых и речевых средств текстов описательного характера.

Описание игрушки.

(К)

Сочинение

106.

Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

1

Фонетические процессы, происходящие в прилагательных на стыке корней и суффиксов –к-, -ск-. Формирование орфографических навыков.

(Я), (К)

Словарно-орфографическая работа.

Морфемный анализ слов.

Словообразовательный анализ.


107.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

(Я)

Творческая работа.


108-109.

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение). Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (интервью).

2

Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Участие в диалогах различных видов. Конференция. Интервью.

(К)

Выступления учащихся.

110-111.

1. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

2. Способы образования слов (морфологические и неморфологические). Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен прилагательных).

2

Повторение и систематизация правил орфографии и пунктуации.

Правильное употребление в речи степеней сравнения и полных и кратких форм имен прилагательных. Способы образования имён прилагательных.

(Я)

Словарный диктант.

Объяснительный диктант.

Диктант «Проверь себя».

Тест.


112.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».

1

Правописание прилагательных, их морфологические признаки, синтаксическая роль.

(Я)

Диктант с грамматическими заданиями


113.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

1

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

(Я)

Индивидуальная работа по карточкам

Имя числительное как часть речи (13 часов + 4 часа)

114.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

РК

1

Вопрос о числительных в системе частей речи. Числительное как часть речи.

(Я), (К)

Работа с текстом.



115.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Разряды числительных по строению. Простые, сложные и составные числительные.

(Я), (К)

Осложненное списывание

116.

Правописание ъ и ь.


1

Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных.

(Я), (К)

Выборочный диктант.

Словарная работа. Распределительный диктант.

117.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1




Значение, склонение количественных числительных. Особенности употребления. Правописание их.

(Я), (К)

Морфологический разбор.

Составление деловых текстов.

118-119.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

2

Значение, склонение числительных, обозначающих целые числа. Правописание их.

(Я), (К)

Словарная работа.

Словарная диктовка. Объяснительный диктант.

120-121.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

2

Значение, склонение дробных и собирательных числительных.

(Я), (К)

Словарная работа.

Объяснительный диктант.


122-123

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Контрольное выборочное изложение «Митраша».

2

Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. Последовательность работы над выборочным изложением в соответствии с планом.

К.Г. Паустовский «Кладовая солнца» («Митраша»).

(Я), (К)

Выборочное изложение.

124 -125.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.


2

Значение, изменение, употребление порядковых числительных.

(Я), (К)

Словарный диктант.

Выборочный диктант.

126.

Морфологический анализ слова.


1

Морфологические признаки числительных. Правописание существительных.

(Я)

Объяснительный диктант.

Составление словарных статей.


127-128.

Р.Р. Основные жанры публицистического стиля и устной публичной речи (статья).

2

Продуцирование устных монологических высказываний на социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные и др. темы. Статья на тему «Берегите природу».

(К)

Выступления учащихся

129.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен числительных).

1

Имя числительное как часть речи. Систематизация и обобщение по теме «Имя числительное». Правильное употребление числительных в речи.

(Я), (К)

Фронтальный опрос. Словарный диктант.

Диктант «Проверь себя».

Тест.

130.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».


1

Правописание числительных, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.

(Я), (К)


Диктант с грамматическими заданиями.

Местоимение как часть речи (21 час + 2 час)

131.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

РК


1

Знакомство с семантикой местоимения как самостоятельной части речи, группами местоимений, их морфологическими признаками и синтаксической ролью.

(Я)

Работа с текстами.

132.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

РК


1

Значение личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи. Склонение личных местоимений. Речевой этикет: усвоение форм вежливости при употреблении местоимений ты и Вы.

Личные местоимения.

(Я)

Творческая работа (восстановление деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью, при этом используя личные местоимения в косвенных падежах).

133.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.




1

Значение личных местоимений, их морфологические признаки, синтаксическая роль, нормы употребления в речи. Склонение личных местоимений. Речевой этикет: усвоение форм вежливости при употреблении местоимений ты и Вы.

Личные местоимения.

(Я)

Восстановление деформированных предложений, конструирование сложных предложений, синонимичных простым с прямой речью, при этом используя личные местоимения в косвенных падежах.

134.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Знакомство с лексическим значением и особенностями склонения местоимения себя.

(Я)

Творческая работа (составлять очерк (рассказ о себе) в свободной форме).

135.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение и сферы употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с другими частями речи. Нормы употребления.

(Я)

Предупредительный диктант

136.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение и сферы употребления относительных местоимений. Синтаксические конструкции с вопросительными и относительными местоимениями; морфологические омонимы.

(Я)

Осложнённое списывание.

Составление схем

137.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль неопределенных местоимений. Правила написания НЕ с неопределенными местоимениями, частиц –то, -либо, -нибудь, кое-. Нормы словоупотребления и оттенки значений неопределенных местоимений.

(Я)

Выборочный диктант

138.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

1

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль неопределенных местоимений. Правила написания НЕ с неопределенными местоимениями, частиц –то, -либо, -нибудь, кое-. Нормы словоупотребления и оттенки значений неопределенных местоимений.

(Я)

Диктант «Проверяю себя».

139.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль отрицательных местоимений. Орфограммы «Безударная И в приставке отрицательных местоимений», «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях».

(Я)

Творческое списывание.

140-141.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

2

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль отрицательных местоимений. Орфограммы «Безударная И в приставке отрицательных местоимений», «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях».

(Я)

Объяснительный диктант.

Тест

142.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение притяжательных местоимений; их сопоставление с личными местоимениями и притяжательными прилагательными. Нормы использования в речи притяжательных местоимений ИХ. Местоимение СВОЙ.

(Я)

Объяснительный диктант

143.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение притяжательных местоимений; их сопоставление с личными местоимениями и притяжательными прилагательными. Нормы использования в речи притяжательных местоимений ИХ. Местоимение СВОЙ.

(Я)

Творческая работа

144-145.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (рассуждение).

Контрольное сочинение-рассуждение «Кто прав?»

2

Строение текста-рассуждения, способы развития основной мысли в нем; отличия рассуждения от других типов речи.

Сочинение-рассуждение «Кто прав?»

(К)

Сочинение

146.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Семантика, морфологические признаки и синтаксическая роль указательных местоимений. Соотнесенность с другими частями речи.

(Я)

Редактирование текста.

147.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Семантика, морфологические признаки и синтаксическая роль указательных местоимений. Соотнесенность с другими частями речи.

(Я)

Терминологический диктант.

Осложнённое списывание

148.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль определительных местоимений. Семантика термина «определительный».

(Я)

Предупредительный диктант

149.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение, морфологические признаки и синтаксическая роль определительных местоимений. Семантика термина «определительный».

(Я)

Распределительный диктант

150.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи. Правильное употребление местоимений в речи.

1

Морфологические признаки местоимений. Правописание местоимений. Правильное употребление местоимений в речи.

(Я)

Объяснительный диктант.

Составление словарных статей.


151.

Морфологический анализ слова. Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм местоимений).


1

Повторение разрядов местоимения, их соотнесенность с другими частями речи. Морфологический разбор местоимения. Орфоэпические и синтаксические нормы употребления местоимений в речи.

(Я)

Сообщения “Местоимения как средства межфразовой связи”.

152.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».


1

Правописание местоимений, их морфологические признаки. Синтаксическая роль.

(Я)

Диктант с грамматическими заданиями


153.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

1

Орфографические и пунктуационные правила, на которые были допущены ошибки.

(Я), (К)

Индивидуальная работа по карточкам

Глагол как часть речи (29 часов + 6 часов)

154-155-156-157.

1-3. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

4. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем.

РК


4

Морфологические признаки глагола. Инфинитив. Глаголы совершенного и несовершенного вида.

Настоящее, будущее и прошедшее время глагола в изъявительном наклонении.

Спряжение глаголов. Правописание окончаний в словах разных частей речи. Лицо и число.

(Я), (К)

Синтаксическая пятиминутка.

Выборочный диктант.

Работа с таблицей «Личные окончания глагола».

Предупредительный диктант.

Тест.

158-159.

Р.Р. Функционально-смысловые типы речи (повествование).

Сочинение-повествование «Стёпа дрова колет».

2

Создание письменного высказывания. Выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.

(К)

Сочинение

160-161.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

2

Особенности изменения разноспрягаемых глаголов

(Я)



Устное сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемыми?».

Редактирование предложений.

Предупредительный диктант.

162.


Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Различие переходных и непереходных глаголов.

(Я), (К)

Устная синтаксическая пятиминутка.

Распределительный диктант.

163.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Различие переходных и непереходных глаголов.

(Я), (К)

Распределительный диктант.

Диктант «Проверь себя».

164-165.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

2

Значение, образование, изменение и употребление глаголов в изъявительном наклонении.

(Я)

Выборочный диктант.

Творческий диктант.


166-167.

Р.Р. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Контрольное подробное изложение «Витькина гайка».

2

Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с заданной степенью свернутости. Последовательность работы над подробным изложением в соответствии с планом.

(Я), (К)

Подробное изложение

168.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении. Определение места частицы БЫ (Б) в предложении.

(Я)

Осложнённое списывание

169.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении.

(Я)

Творческий диктант.

Комментированное письмо.


170.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении. Орфограмма «Мягкий знак после согласных в повелительном наклонении». Орфограмма «Суффикс –и- в глаголе повелительного наклонения» .

(Я)

Объяснительный диктант


171.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении. Орфограмма

«Суффикс –и- в глаголе повелительного наклонения» .

(Я)

Объяснительный диктант.


172.

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм глаголов).

РК

1

Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении.

(Я), (К)

Творческая работа.

Предупредительный диктант.


173-174.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

2

Значение, образование, изменение и употребление глаголов в повелительном наклонении.

(Я)

Осложнённое списывание.

Словарный диктант.

Выборочный диктант.


175-176.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

2

Значение и употребление безличных глаголов.

(Я)

Конструирование предложений.

Синтаксический разбор.

177.

Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

1

Значение и употребление безличных глаголов.

(Я)

Творческая работа.

Синтаксический разбор

178 -179.

Морфологический анализ слова.


2

Морфологический разбор глагола.

(Я)

Синтаксическая пятиминутка. Морфологический разбор.

Диктант «Проверь себя».

180 -181.

Р.Р. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация.

2

Способы развития темы в тексте. Структура текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, сферы, ситуации и условий общения.

Рассказ на основе услышанного «Когда моя мама (сестра, дедушка и т.д.) училась в школе (начинала работать, путешествовала)».

(К)

Работа с текстами.

Творческая работа (составить рассказ на основе услышанного).

182-183.

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

2

Правописание гласных в суффиксах глаголов –ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА.

(Я)

Заполнить таблицу примерами «Суффиксы глаголов».

Творческое задание.

Объяснительный диктант

184-185-186.

1-2. Общекатегориальное значение, морфологические и синтаксические свойства каждой самостоятельной (знаменательной) части речи.

3. Способы образования слов (морфологические и неморфологические).

РК

3

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол». Особенности словообразования глаголов.

(Я)

Морфологический разбор

Анализ текста.

Выборочный диктант. Письмо по памяти.

Проверочный тест


187.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями по теме «Самостоятельные (знаменательные) части речи».

1

Правописание глагола, его морфологические признаки. Синтаксическая роль.

(Я)

Контрольный диктант с грамматическими заданиями


188.

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

1

Анализ орфографических и пунктуационных ошибок, допущенных в диктанте.

(Я)

Индивидуальная работа по карточкам.

Общие сведения о русском языке. Основные разделы науки о языке (2 часа). Фонетика, орфоэпия и графика (2 часа). Лексикология и фразеология (1 час). Синтаксис (2 часа). Правописание: орфография и пунктуация (3 часа). Речь. Речевая деятельность (2 часа).

189-190.

Формы функционирования современного русского языка (литературный язык, понятие о русском литературном языке и его нормах, территориальные диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон).


2

Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка: орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические и правописные (орфографические и пунктуационные).

(Я)

Редактирование предложений.

Орфоэпический диктант.

Конструирование словосочетаний и предложений.

Осложнённое списывания.


191.

Связь фонетики с графикой и орфографией.

1

Связь фонетики с графикой и орфографией.

(Я), (К)

Фонетический разбор.

Объяснительный диктант.

192.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения слов (нормы, определяющие произношение гласных звуков и произношение согласных звуков; ударение в отдельных грамматических формах) и интонирования предложений.

1

Орфоэпические словари и их использование в повседневной жизни. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

(Я), (К)


Работа со словарями.

Работа с текстами.

193.

Лексика и фразеология. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

РК

1

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Использование синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов.\

(Я), (К)

Работа со словарями.

Работа с текстами.

Творческая работа.

194-195.

Орфография. Правописание гласных и согласных в составе морфем и на стыке морфем. Соблюдение основных орфографических норм. Орфографический анализ слова.

2

Связь орфографии с другими разделами науки о языке. Орфографический анализ слова.

(Я)

Орфографический диктант.

Распределительный диктант.

Словарный диктант.

196 -197.

Синтаксис. Применение знаний по синтаксису в практике правописания. Пунктуационный анализ предложения.



2

Связь синтаксиса и морфологии. Синтаксический и пунктуационный разбор предложения.

(Я), (К)

Синтаксическая пятиминутка с объяснением постановки знаков препинания.

Конструирование предложений.

Составление схем

198 -199.

Р.Р. Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

2

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения.

(Я), (К)

Работа с текстами. Творческая работа.

200.

Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями.

1

Орфограммы и пунктограммы за курс изучения русского языка в 5-6 классах.

(Я), (К)

Итоговый контрольный диктант с грамматическими заданиями


Культура речи (4 часа).


201-

202.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

2

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка. Виды лингвистических словарей.

Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения.

К.-В.

Работа с текстами. Работа со словарями. Творческая работа.


203 -204.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингво-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения.

2

Нормы речевого поведения.

ыбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения. Речевые ошибки.

К.-В.


Работа с текстами