Раздел «Как устроен мир» |
| Тема урока | Содержание урока | Характеристика деятельности учащихся |
1. | Природа. | Знакомство с учебником. Знакомство с целеполаганием раздела «Как устроен мир». Разнообразие природы. Ценность природы для людей. Микроорганизмы. | - знакомиться с учебником (автор, условные обозначения, разделы); - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; - доказывать, пользуясь текстом и иллюстрациями учебника, что природа многообразна; - формулировать цели биологии и изучения её; - классифицировать объекты живой природы на царства; - приводить примеры представителей разных царств; - доказывать, что без природы невозможна жизнь людей; анализировать схему значения природы для человека; - обсуждать рассказ «Не растения и не животные» из книги «Зелёные страницы»; - различать опасные и полезные микроорганизмы; - моделировать взаимоотношения между представителями различных царств природы в ходе самостоятельно составленной театральной постановки; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать результаты своей работы на уроке. |
| Человек. | Сходство и отличие человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - находить общность человека и живых существ и отличия его от животных; - анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; - обсуждать, как возникает богатство внутреннего мира человека; - оценивать богатство внутреннего мира человека и его поступков; - моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр; - работать с терминологическим словарем; - формулировать выводы на поставленные вопросы; - оценивать свои достижения на уроке. - готовиться к выполнению проекта «Богатства, отданные людям». |
2 | Презентация проекта «Богатства, отданные людям». | Презентация проекта, оформление стенда о знаменитых земляках. | - определить цель проекта; - распределить обязанности по проекту в группах; - собирать материал в дополнительной краеведческой литературе, музее, в ходе интервью; - подобрать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготовить недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки), оформить стенд; - презентовать проект; - оценить результаты работы. |
| Общество. | Человек как член общества. Понятие о человечестве и семье как части общества. Народ (этнос). Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Республиканская и монархическая формы правления. Понятие о гражданстве. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - формулировать понятие о человечестве; - характеризовать место человека в мире; - характеризовать семью, народ, государство как части общества; - обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества; - сопоставлять формы правления в государствах мира; - характеризовать функции государства; - обобщать сведения о России как государстве; - работать с терминологическим словарем; - с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение об одном из народов мира; - формулировать выводы по изучаемому материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
3. | Что такое экология. | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой , её роль в жизни человека и общества. Понятие об окружающей среде. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - сопоставлять вид дневного и ночного неба; - прослеживать на схемах взаимосвязи между живыми существами в природе; - приводить примеры взаимосвязей живого – неживого, растений и животных, человека и природы; - моделировать взаимосвязи живых существ в природе; - описывать окружающую среду для природных объектов; - рассказывать о виде дневного и ночного неба; - работать с терминологическим словарем; - подготовить сообщение с использованием дополнительной литературы на экологическую тему; - формулировать выводы по изученному на уроке; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Природа в опасности! | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Исчезновение отдельных видов животных. Меры по охране окружающей среды. Заказники, заповедники и национальные парки. | - понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; - сопоставлять положительное и вредное влияние человека на окружающую среду; - обсуждать проблему работы вредных для природы предприятий; - характеризовать заказники, заповедники и национальные парки как особо охраняемые природные территории; - приводить примеры наиболее известных заповедников и национальных парков; - предлагать меры по охране окружающей среды; - моделировать в виде схемы воздействие человека на природу; - обсуждать, как каждый может помочь природе; - работать с терминологическим словариком; - используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своем регионе, о природоохранных мероприятиях в своем городе (селе); - участвовать в природоохранной деятельности; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать результаты своих достижений на уроке. |
Раздел «Эта удивительная природа» |
4 | Тела, вещества, частицы. | Знакомство с целеполаганием раздела. Понятие о телах, веществах, частицах (молекулах, атомах). Практическая работа по растворимости веществ. | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; - характеризовать понятия «тело», «вещество», «частица»; - приводить примеры тел (естественных и искусственных), веществ, частиц; - приводить примеры цветков и соцветий; - различать естественные и искусственные тела; - разграничивать понятия «тела» и «вещества»; - в ходе практической работы по растворимости веществ доказывать их молекулярный состав; - моделировать молекулярный состав веществ; - различать молекулярное строение твердых, жидких и газообразных веществ; - работать с терминологическим словариком; - формулировать ответы на итоговые вопросы; - оценивать свои достижения на уроке. |
. | Разнообразие веществ. | Разнообразие веществ. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Практическая работа по выявлению наличия крахмала в продуктах. Кислотные дожди. | - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - характеризовать свойства поваренной соли, сахара, кислоты; - в ходе практической работы выявлять наличие крахмала в продуктах питания; - отличать кислоты от других веществ, различать сахар и соль по вкусу; - описывать изучаемые вещества по плану; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
5. | Воздух и его охрана. | Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Определение свойств воздуха в ходе практической работы. Охрана чистоты воздуха. | - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - исследовать и характеризовать свойства воздуха в ходе практической работы; - формулировать выводы из учебного эксперимента; - обсуждать материал рассказа «Невидимое сокровище» из книги «Великан на поляне»; - предлагать меры по охране чистоты воздуха; - работать с терминологическим словариком; - интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Вода. | Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Выявление свойств воды в ходе практической работы. | - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - исследовать и характеризовать свойства воды в ходе практической работы; - формулировать выводы из учебного эксперимента; - моделировать в виде схемы увеличение расстояний между молекулами воды при нагревании и уменьшение – при охлаждении; - различать представителей фауны пресноводных и морских; - для подтверждения тезиса о важности воды для жизнедеятельности организма наблюдать, сколько жидкости выпивает в день каждый из членов семьи; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
6 | Превраще ния и круговорот воды. | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | - понимать учебную задачу урока и стараться ее выполнить; - актуализировать знания о свойствах снега и льда, облаках и дожде, полученные в 1-2 классах; - наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадение дождя; - моделировать кругооборот воды в природе; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Берегите воду. | Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания об источниках загрязнения воды, полученные в 1-2 классах; - моделировать в виде схемы источники загрязнения воды; - обсуждать меры по экономии воды; - интервьюировать взрослых о мерах по охране чистоты воды; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
7 | Как разрушаются камни. | Процесс разрушения горных пород. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выявлять процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента; - характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них; - моделировать в виде схемы увеличение расстояний между молекулами твердых тел при нагревании и уменьшения – при охлаждении; - - формулировать ответы на итоговые вопросы; - оценивать свои достижения на уроки и достижения товарищей. |
| Что такое почва? | Почва как верхний плодородный слой земли. Исследование состава почвы в ходе практической работы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - исследовать свойства почвы в ходе учебного эксперимента; - обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в структуре почвы; - описывать одну из птиц по плану; - моделировать взаимосвязь растений и почвы; - обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя» из книги «Великан на поляне»; - выявлять роль дождевых червей в структурировании почвы; - характеризовать процессы образования и разрушения почвы; - на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева характеризовать меры по охране почвы от разрушения; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. |
8 | Разнообра зие растений. | Ботаника как наука. Классификация растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о растениях, полученные в 1-2 классах; - классифицировать предложенный список растений по группам; - определять с помощью атласа-определителя 2-3 растения в классе; - приводить примеры растений каждой группы и 2-3 растения каждого вида с помощью атласа-определителя; - рассказывать о разнообразии растений; - используя атлас-определитель, подготавливать сообщения об одном из видов растения любой группы; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Солнце, растения и мы с вами. | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений; - моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы; - выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений; - доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. |
9. | Размножение и развитие растений. | Опыление как способ размножения растений. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность плодов растений к разным способам их распространения. Стадии развития растений из семян. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать условия, необходимые для размножения растения и их распространения; - наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев; - выявлять роль животных в размножении и развитии растений; - характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Охрана растений. | Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений; - обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе; - оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
10. | Разнообра-зие животных. | Зоология как наука о животных. Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах; - классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками; -приводить примеры животных разных групп; - с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных, изображенных на рисунках, и относить их к определенной группе; - обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги «Великан на поляне»; - работать с электронным приложением к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Кто что ест? | Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищники, всеядные. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать животных по типу питания; - приводить примеры животных по типу питания; - анализировать схемы цепей питания; - охарактеризовать растения и животных по средствам защиты от нападения врагов; - обсуждать материал книги «Зелёные страницы» о божьих коровках; - обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке; - готовиться к выполнению проекта «Разнообразие природы родного края» (изучить инструкцию). |
11. | Презентация проекта «Разнообра зие природы родного края». | Презентовать результаты выполнения проекта с демонстрацией иллюстраций (открыток, слайдов). Составить «Книгу природы родного края». | - изучить инструкцию по выполнению коллективного проекта; - определить цель и этапы работы; - распределить обязанности; - совместно с родными совершить прогулку в лес, парк, определять с помощью атласа-определителя растения, птиц, делать фотографии, зарисовки; - подбирать открытки, делать слайды; - в краеведческой литературе найти материалы о природе родного края»; - презентовать «Книгу природы родного края». |
| Размножение и развитие животных. | Размножение и развитие животных разных групп. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать животных разных групп по способу размножения; - моделировать стадии размножения животных разных групп; - рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве; - обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
12. | Охрана животных. | Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах; - характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; - с помощью атласа-определителя определять животных, занесенных в Красную книгу России; - обсуждать меры по охране животных; - обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых; - формулировать с помощью экологических знаков правила поведения в природе; - с помощью дополнительной литературы подготовить сообщение о животных, занесенных в Красную книгу, которые не изучались ранее; - подготовить сообщение о Московском зоопарке; - создать книжку-малышку «Береги животных»; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| В царстве грибов. | Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Симбиоз грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы, их различение. Правила сбора грибов. Лишайники. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать строение шляпочных грибов; - с помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы; - обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»; - моделировать различие грибов-двойников; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
13. | Великий круговорот жизни. | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки ее потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители; - обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе; - моделировать круговорот веществ в природе; - рассказывать о круговороте веществ на Земле; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
Раздел «Мы и наше здоровье» |
14 | Организм человека. | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе; - характеризовать системы органов человека (их части и назначение); - обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены; - анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своем теле и теле собеседника; - работать с терминологическим словариком; - - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Органы чувств. | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно изучить материал темы и подготовить рассказы по данному плану (работа в группе); - опознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента; - формулировать правила гигиены органов чувств; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
15. | Надежная защита организма. | Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обморожения). | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - изучить в ходе практической работы свойства кожи; - характеризовать средства гигиены и ухода за кожей по их назначению; - характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи; - подготовить рассказ об уходе за кожей; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Опора тела и движение. | Опорно-двигательная система, ее роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранение правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать роль скелета и мышц для опоры тела и движения; - характеризовать роль правильной осанки для здоровья организма; - следить за правильной осанкой на уроке и вне его; - выполнять физкультминутки; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
16 | Наше питание. | Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Количество питательных веществ в различных продуктах (практическая работа). Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать наличие питательных веществ в продуктах питания; - моделировать строение пищеварительного тракта; - моделировать схему движения пищи по пищеварительному тракту, характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания; - обсуждать правила рационального питания; - составлять меню здорового питания; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке; - готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров». |
| Дыхание и кровообра-щение. | Дыхательная система: ее строение и функционирование, кровеносная система, ее строение и функционирование. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота (практическая работа). | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о легких и сердце, полученные во 2 классе; - характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме; - моделировать строение дыхательной системы; - характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме; - моделировать строение кровеносной системы; - обсуждать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем; - учиться находить пульс на запястье и подсчитывать количество его ударов в минуту в ходе практической работы; - работать с терминологическим словариком; - определять пульс у членов своей семьи; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
17 | Умей предупреж-дать болезни. | Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать факторы закаливания; - формулировать правила закаливания; - составлять памятку по закаливанию; - составлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний; - работать с терминологическим словариком; - регулярно проводить закаливание своего организма; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Здоровый образ жизни. | Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие; - обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться его соблюдать; - работать с терминологическим словариком; -формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
Раздел «Наша безопасность» |
18 | Огонь, вода и газ. | Знакомство с целеполаганием раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания об опасностях в быту, полученные в 1-2 классах; - характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа; - моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры; - называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей; - работать с терминологическим словариком; - анализировать схему эвакуации из школы и моделировать ее в ходе учебной тревоги; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Чтобы путь был счастливым. | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах; - готовить (в группах) сообщения по самостоятельно подготовленному правилу поведения на улице и в транспорте; - формулировать правила безопасного поведения; - обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными; - выполнять тесты с выбором ответа о правильном – неправильном поведении на улице и в транспорте; - моделировать свои действия в ходе ролевой игры; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
19 | Дорожные знаки. | Дорожные знаки. Знаки разрешающие, запрещающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знание дорожных знаков, полученное в 1-2 классах; - анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам; - выполнять тесты с выбором ответа, требующие знания дорожных знаков; - моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Опасные места. | Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, подоконнике, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т.д. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах; - обсуждать потенциальные опасности дома и вне его; - моделировать опасные места в своем дворе в виде схемы; - составлять памятку по избеганию опасности; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
20 | Природа и наша безопас-ность. | Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать опасности природного характера; - находить в атласе-определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых растениях и грибах; - обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги «Зелёные страницы»; - характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными; - отличать гадюку от ужа; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Экологическая безопас-ность. | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - анализировать по схеме цепь загрязнения; - приводить примеры цепей загрязнения; - моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм; - обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды; - в ходе практической работы наблюдать за состоянием воды при ее очистке бытовым фильтром; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
Раздел «Чему учит экономика» |
21 | Для чего нужна экономика. | Понятия о потребностях, товаре, услугах. | - понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»; - приводить примеры товаров и услуг; - формулировать роль труда в создании товаров и услуг; - разграничивать товары и услуги; - работать с терминологическим словариком; - прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Использование природных ресурсов в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; - приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров; - прослеживать взаимосвязь туда людей разных профессий при производстве товаров; - раскрывать роль науки в экономическом развитии; - подчеркивать роль профессий родителей в экономике; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы о том, что одеваться необходимо в зависимости от погодных условий и назначения одежды; - оценивать свои достижения на уроке. |
22 | Полезные ископаемые. | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, Способы добычи и охрана полезных ископаемых. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах; - определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя «От земли до неба»; - выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые; - характеризовать особенности предприятий горнодобывающей промышленности (шахты, карьеры, нефтяные вышки); - с помощью атласа-определителя готовить сообщения о каком-либо полезном ископаемом; - работать с терминологическим словариком; - в краеведческом музее выяснить, какие полезные ископаемые добываются в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
23 | Растениеводство. | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о диких и культурных растениях, полученные в 1-2 классах; - в ходе практической работы исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану; - обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством; - различать и классифицировать зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы; - определять с помощью атласа-определителя культурные растения; - характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов; - выявлять связь растениеводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня; - интервьюировать работников сельского хозяйства; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Животноводство. | Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельс-енных животных. Роль их в экономике. Труд животноводов. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах; - классифицировать домашних сельскохозяйственных животных; - характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных для экономики и труд животноводов; - выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности; - работать с терминологическим словариком; - исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня; - интервьюировать работников животноводства; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
24 | Какая бывает промышленность. | Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая промышленность. Роль промыш-ти в экономике. | - понимать учебную задачу раздела и урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; - соотносить продукцию и отрасли промышленности; - выявлять взаимосвязь отраслей промышленности; - характеризовать труд работников отраслей промышленности; - работать с терминологическим словариком; - в краеведческой литературе или у взрослых членов семьи выяснять, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Что такое деньги? | Развитие товарно-денежных отношений (бартер, купля – продажа). Деньги как эквивалент товара. Роль денег в процессе купли – продажи. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Способы защиты банкнот от подделки. Денежные единицы различных стран. Зарплата и денежные сбережения. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - классифицировать товарно-денежные отношения (бартер и купля – продажа); - обсуждать, от чего зависит цена товара; - характеризовать роль денег в товарно-денежных отношениях; - моделировать ситуации бартера и купли-продажи; - анализировать внешний вид монет и ассигнаций России и других стран, определять их части и средства защиты; - работать с терминологическим словариком; |
25. | Государственный бюджет. | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Основные статьи расходов государства. Источники доходов. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы; - определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета; - выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства; - моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Семейный бюджет. | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы; - выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь; - определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья; - обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными; - моделировать семейный бюджет; - работать с терминологическим словариком; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
26. | Экономика и экология. | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах; - характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду и меры по его нейтрализации; - раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией; - обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза; - приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов; - моделировать экологические прогнозы; - работать с терминологическим словариком; - выяснять из дополнительной литературы, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| Проект «Экономика родного края» | Презентация проекта с демонстрацией фотографий (открыток, слайдов) и других подготовленных материалов. | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; |
Раздел «Путешествия по городам и странам» |
27 28 | Путешествие по Золотому кольцу. | Золотое кольцо России – популярный туристический маршрут. Города, входящие в Золотое кольцо (Сергиев – Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Плёс, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - прослеживать туристический маршрут по карте в учебнике и настенной карте России; - рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца; - опознавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям; - составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу; - моделировать маршрут Золотого кольца или достопримечательностей; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - с помощью Интернета подготовить сообщение о любом городе Золотого кольца; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке; - готовиться к выполнению проекта «Музей путешествий». |
| Проект «Музей путешествий» | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | - собрать фотографии, открытки, значки, сделать этикетки, кем, когда и где собран материал; - выделить полки в классном шкафу (на стеллаже в классе, в школьном музее, в рекреации под экспонаты, разместить их; - подготовить сообщения (экскурсии по музею); - презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов. |
29 | Наши ближайшие соседи. | Государства, граничащие с Россией, их столицы. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - показывать на карте России ее границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы; - обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - с помощью дополнительной литературы подготовить сообщения о странах, граничащих с Россией; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| На севере Европы. | Скандинавские страны, их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности. Исландия. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по группам изучить материал учебника о Скандинавских странах (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны на политической карте Европы и её столицы; - выступить одному из представителей группы или распределить материал на несколько сообщений; - работать с терминологическим словариком; - соотносить флаги стран с их принадлежностью государству; - опознавать по фотографиям достопримечательности Скандинавии; её замечательных людей; - составлять вопросы к викторине по скандинавским странам; - в дополнительной литературе, Интернете найти 1-2 интересных факта о любой из Скандинавских стран; - в магазинах города выяснить, какие товары поступают из Скандинавии; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. |
30 | Что такое Бенилюкс? | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности, великие люди. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о странах Бенилюкса (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте; - соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями; - составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса; - описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - используя дополнительную литературу, найти несколько интересных фактов по изучаемым странам; - в магазинах выяснить, какие товары поступают из Бельгии, Голландии и Люксембурга; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. |
| В центре Европы. | Страны Центральной Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по группам изучить материал о Германии, Австрии и Швейцарии (по одной стране на группу), используя информацию учебника, подготовить сообщение и выступить с ним, показывая страну и ее города на настенной карте; - соотносить достопримечательности и страну, где они находятся; - опознавать достопримечательности по фотографиям; - выполнять задания по электронному приложению к учебнику; - работать с терминологическим словариком; - моделировать достопримечательности из пластилина; - в магазинах выяснить, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
31 | По Франции и Великобритании (Франция). | Франция, ее местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, великие люди. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно изучать информацию учебника и выступать с сообщениями; - описывать достопримечательности Франции по фотографиям; - составлять вопросы для викторины о Франции; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Франции; - в магазине выяснить, какие товары поступают из Франции; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
| По Франции и Великоб-ритании (Великобритания). | Великобритания, ее местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, великие люди. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно изучать информацию учебника и выступать с сообщениями; - описывать достопримечательности Франции по фотографиям; - составлять вопросы для викторины о Великобритании; - выполнять задания из электронного приложения к учебнику; - в дополнительной литературе и Интернете найти интересные факты о Великобритании; - в магазине выяснить, какие товары поступают из Великобритании; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
32. | На юге Европы. | Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - самостоятельно по учебнику изучить в группах материал о Греции и Италии (по одной стране на группу), подготовить сообщения, презентовать их с работой по карте; - соотносить изучаемые страны с их столицами и достопримечательностями; - составлять вопросы к викторине по Греции и Италии; - описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям; - выполнять задания электронного приложения к учебнику; - используя дополнительную литературу, найти несколько интересных фактов по изучаемым странам; - в магазинах выяснить, какие товары поступают из Греции и Италии; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке и достижения товарищей. |
33 | По знаменитым местам мира. | Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы). | - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; - соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся; - обсуждать цели международного туризма; - работать с картой; - соотносить фотографии памятников с той страной, где они находятся; - работать с терминологическим словариком; - находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях; - формулировать выводы по изученному материалу; - оценивать свои достижения на уроке. |
34 | Презентация проекта «Музей путешествий» Итоговый урок за год. | Презентовать ре-зультаты выпол-нения проекта с демонстрацией иллюстраций (от-крыток, слайдов). Повторение и обоб-щение знаний по изуч-м разделам. Выработка учеб-ных компетенций. Формирование адекватной самооценки. | - выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся - выполнять тесты с выбором ответа; - оценивать правильность - неправильность предложенных ответов; - адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |