СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тенденции развития детского движения в МОУ "Зугалайская средняя общеобразовательная школа"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тенденции развития детского движения в МОУ "Зугалайская средняя общеобразовательная школа"

Тенденции развития детского движения в

 МОУ «Зугалайская средняя общеобразовательная школа»

 

Дармаева Н.Д. – руководитель ДОО «РЮЗ»

 

Социально-политические и экономические преобразования в Россиипородили много разных проблем, одной из которых является социальное становление детей и подростков.Детское движение, являясь выражением общественно направленнойорганизованной самодеятельности детей, содержит огромный социальный ивоспитательный потенциал.Детские общественные организации и объединения (ДОО), о которых идет речь в статье, являются наиболее стабильной и структурированной частью детскогодвижения, представляя собой особый социальный институт воспитания.

Предлагается следующее определение детской общественной организации: детская общественная организация – самодеятельное, самоуправляемое объединение детей и разделяющих их идеи взрослых, равноправно участвующих в социально значимой деятельности, имеющее регулирующие деятельность нормы и правила, зафиксированные в уставе или другом учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.Детское движение рассматривается как пространство социальноговзаимодействия Детства с миром Взрослых, создающего условия для приобретения детьми социального опыта, проявления ими социальной инициативы.В постпионерский период появились различные детские общественные организации.Самая многочисленная детская организация Забайкальского края – Детская общественная организация «Республика юных забайкальцев».[1]В период, когда пионерская организации Читинской области находилась под угрозой роспуска, группа взрослых-энтузиастов помогла собрать слет и создатьновую детскую организацию. ЗК ДОО «РЮЗ» объявила себя общественной детской организацией, не связанной ни с какими политическими партиями и движениями. Далее в 2004 году в нашем районе рождается Могойтуйская районная детская общественная организация «Галхан».[2]

Детское общественное объединение «Республика юных зугалайцев» возникло в 2010 году по инициативе детей, которые были в поиске своего пути. Сегодня, спустя пять лет объединение активно развивается и работает по 5 направлениям: «Забайкалье – наш родной дом», «Радость и веселье», «Ум и красота», «Доброе сердце», «Спорт и здоровье».   Развитие детского движения – процесс объективный, суть которого заключается в закономерном, последовательном, целенаправленном качественном изменении его состояния. Изучение реально складывающегося опыта деятельности детских общественных организаций позволяет выявить особенности развития детскогодвижения края в постпионерский период. Способами изучения опыта стали анализ документов и видеоматериалов, анкетный опрос специалистов, членов ДОО, беседы и интервью с руководителями детских общественных организаций, включенное наблюдение.

Рассмотрим тенденции и проблемы развития

Первая тенденция – закрепление общественного характера детских организаций, объединений. Она проявляется в том, что ДОО «РЮЗ» возникла по инициативе детей, увлеченных общей идеей. Объединение создано и действует на разных базах, но связаны со школой или другими площадками базирования договорными отношениями.

Вторая тенденция отражает характер связи ДОО с органами государственной и муниципальной власти.Как показал опыт, эта связь может быть партнерской или административной.Развитие партнерских отношений в опыте ДОО проявилось черезучастие детских общественных организаций в проектах, акциях, конкурсах,организуемых государственными органами.Отношение как администрирование устанавливается тогда, когда детская организация оказывается в подчиненном положении по отношению кшколе, государству.Такой подход исключает саму идею детского общественного движения,тормозит развитие демократических отношений в обществе.Решение проблемы взаимодействия потребовало разработки документа, регулирующего отношения детских и молодежных организаций и государственных структур. На сегодняшний день в крае еще не разработана Концепция взаимодействия органов государственной власти с детскими и молодежными общественными объединениями.

Третья тенденция связана с повышением статуса детских общественных организаций.Признание детских общественных организаций в крае, повышение их авторитета, значимости происходит за счет расширения их связей.

Четвертая тенденция, отражающая стратегические установки в детском движении, связана с направленностью его целей на развитиесоциальной инициативы подростков.Работа в этом направлении в течение пяти лет позволила выявить тримодели появления и проявления социальной инициативы, причем возможенпереход от одной модели к другой.

Первая модель – инициативы взрослых являются толчком для проявления социальной инициативы детей. В этом случае взрослый подает идею, зажигает ею детей.

Вторая модель – общество, государство инициируют социальные преобразования, обращаясь к ДОО в форме социального заказа, объявляютсяконкурсы социальных проектов.

Третья модель порождения инициативы – дети сами обнаруживаютпроблемы и обращаются ко взрослым за советом и поддержкой.

Общим для всех моделей проявления социальной инициативы являетсявзаимодействие ДОО и общества, в основе которого лежит социальная инициатива взрослых и детей.

Следующие тенденции связаны с технологиями деятельности ДОО:– программно-вариативный подход, как технология, помог детскомудвижению определить сферы деятельности, дал возможность принимать участие в программах ЗК ДОО «РЮЗ»,«СПО ФДО», стимулировал работудетских организаций. Освоение технологии проектирования в деятельности ДОО обеспечило рождение, развитие и реализацию детских социальныхинициатив.Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социальнозначимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам Проекты детских общественных организаций несут в себе социальныесмыслы, связанные с преобразованием социума.

Следующая тенденция – развитие самоуправления в ДОО. Она проявляется как движение от управления организацией со стороны взрослых – членов организации к управлению выборными органами и от него – к участию всех детей в управлении ДОО.Развитие гражданского общества невозможно без развития детского и молодежного общественного движения. Пройдя в детских организациях опыт преобразования окружающей жизни, дети и молодежь осваивают элементы демократической культуры, готовятся стать созидателями гражданского общества.

[1]сайт  ЗК ДОО«РЮЗ»

[2] сайт МР ДОО «Галхан»

Список литературы

 

1. Детское движение. Словарь-справочник / сост. и ред. Т. В. Трухачева, А. Г. Кирпичник. – Изд. 2-е, перер. и. доп. – М., 2005. – 541 с.

2. Луков, В. А. Социальное проектирование : учебное пособие / В. А. Луков. –3-е изд., перераб. и доп. – М. : Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии ; Флинта, 2003. – 240 с.