СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический материал к заданию №1 ЕГЭ по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Советы Г.Т. Егораевой,

ведущего специалиста издательства  «Экзамен», Москва

Просмотр содержимого документа
«Теоретический материал к заданию №1 ЕГЭ по русскому языку»

ЗАДАНИЕ 1

Пути нахождения главной информации, содержащейся в тексте



Советы Г.Т. Егораевой,

ведущего специалиста издательства «Экзамен», Москва.

Для анализа предлагаются тексты аргументирующего типа (в них всего по три предложения), где информация представлена в виде определения или объяснения, доказательства, рассуждения и умозаключения. Поэтому особое внимание следует уделить второму и третьему предложениям: в них, как правило, и содержится главная информация, и среди вариантов ответов следует искать такой, в котором объединена информация именно 2-го и 3-го предложений.

На сегодняшний день поток информации растёт постоянно. Поэтому умение найти основную мысль текста, понять, какова цель автора, написавшего текст, - одно из важнейших и для школьников, и для студентов, и для всех, кто связан с изучением или ознакомлением большого потока информации.

Почему так важно сформировать у учащихся умение понимать основную мысль текста?

  • Это поможет сжато пересказать содержание произведения, что требуется как на уроках русского языка, так и при написании сжатого изложения.

  • Формируется умение внимательного, вдумчивого чтения текста, выделения его сути, ради чего оно и было написано автором.

  • Навыки определения основной мысли текста необходимы для написания экзаменационного эссе по русскому языку. Только поняв суть произведения, можно определить и проблему, поставленную в нем, и отношение автора к данной проблеме, и высказать свое ее понимание, верно подобрать аргументы для эссе. То есть любое сочинение начинается с того, что ученик определяет основную мысль текста.

Задание №1 на ЕГЭ по русскому языку предполагает выявить, насколько выпускник понимает суть текста, его основную мысль, может отвлечься от второстепенного, владеет навыками сжатия текста.















Справочная информация

Задание 1 не требует специальных знаний, но умение вдумчиво читать текст пригодится. Это задание проверяет, умеете ли вы работать с информацией.

Тексты различны: некоторые, кроме основной информации, содержат дополнительную, в некоторых есть как явно выраженная, так и скрытая информация. Понять текст — это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание.

Обратите внимание: предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут

  • противоречить содержанию текста,

  • включать информацию, которой в тексте нет,

  • передавать лишь часть информации,

  • подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,

  • дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.

Такие предложения для ответа не подходят. Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые

  • в кратком виде передают все основные компоненты содержания,

  • чётко формулируют доминирующую мысль.

Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы: 

  • О чём этот текст или фрагмент текста?

  • Что в нём сообщается?

  • Какова главная информация?

Если в тексте выражены причинно-следственные связи, то, естественно, нужно разобраться, что является причиной, а что — следствием. Если информация касается цели, условий и других возможных компонентов содержания, то важно понять, являются ли данные компоненты в тексте доминирующими.

Совет

Переходите к анализу ответов только после того, как внимательно проанализируете и хорошо поймёте текст.



Памятка      

1.Внимательно прочитайте текст. Чаще всего это примерно 5-9 предложений.

2. Внимательно прочитайте варианты ответов, вдумайтесь, какие из них включают в себя больший объём информации, а в каком варианте дана второстепенная информация. Основная мысль текста - это то, ради чего он написан автором. Попытайтесь кратко ответить на вопрос: о чём текст?

3. Сразу исключите предложения ( предложение), которое вообще не соответствует содержанию текста.

4. Далее внимательно вдумайтесь в остальные предложения и постарайтесь понять: это просто информация о чём-то или именно то, РАДИ ЧЕГО НАПИСАН ТЕКСТ.Если просто информация- исключите эти предложения.

3. В ответе должно быть два предложения,поэтому ищите предложения, которыепохожи по своему содержанию.Не могут быть верными предложения, если в них содержится совершенно различная информация. Надо искать такие , в которых говорится ОБ ОДНОМ И ТОМ ЖЕ, но , возможно, разными словами. А иногда- почти теми же словами, только в каком-то предложении информации больше, в каком-то меньше.Эти предложения и будут правильными ответами.

































































Задание 1. Пути нахождения главной информации, содержащейся в тексте

За­да­ние 1 № 27. В каких из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

 1) Кон­троль за рас­про­стра­не­ни­ем ра­дио­ак­тив­ных про­дук­тов в грун­то­вом по­то­ке про­во­дит­ся в на­блю­да­тель­ных сква­жи­нах, глу­би­на и рас­по­ло­же­ние ко­то­рых за­ви­сят от на­зна­че­ния со­ору­же­ний, гид­ро­гео­ло­ги­че­ских усло­вий и ха­рак­те­ри­стик грун­тов.

2)Кон­троль за дви­же­ни­ем грун­то­вых вод от пунк­тов за­хо­ро­не­ния ра­дио­ак­тив­ных от­хо­дов до вы­хо­да к по­верх­ност­но­му во­до­и­сточ­ни­ку, осу­ществ­ля­е­мый при по­мо­щи спе­ци­аль­ных карт, поз­во­ля­ет из­бе­жать опас­ных ра­дио­ак­тив­ных за­гряз­не­ний.

3) Во из­бе­жа­ние опас­ных ра­дио­ак­тив­ных за­гряз­не­ний с по­мо­щью спе­ци­аль­ных карт осу­ществ­ля­ет­ся кон­троль за дви­же­ни­ем грун­то­вых вод от пунк­тов за­хо­ро­не­ния ра­дио­ак­тив­ных от­хо­дов до вы­хо­да к по­верх­ност­но­му во­до­и­сточ­ни­ку.

4) Жид­кие и твёрдые ра­дио­ак­тив­ные от­хо­ды яв­ля­ют­ся ис­точ­ни­ка­ми за­гряз­не­ния грун­тов, грун­то­вых и под­зем­ных (глу­бин­ных) вод.

5) На­прав­ле­ние дви­же­ния и ско­рость грун­то­вых и под­зем­ных (глу­бин­ных) вод тре­бу­ет жёстко­го кон­тро­ля, по­это­му не­об­хо­ди­мо со­зда­вать спе­ци­аль­ные гид­ро­гео­ло­ги­че­ские карты раз­ных рай­о­нов Рос­сии.


(1)Грун­то­вые хра­ни­ли­ща жид­ких ра­дио­ак­тив­ных про­дук­тов и места за­хо­ро­не­ния твёрдых от­хо­дов могут быть ис­точ­ни­ка­ми за­гряз­не­ния грун­тов, грун­то­вых и под­зем­ных (глу­бин­ных) вод. (2) для пре­ду­пре­жде­ния и пре­дот­вра­ще­ния опас­ных ра­дио­ак­тив­ных за­гряз­не­ний про­во­дит­ся кон­троль за дви­же­ни­ем грун­то­вых вод от пунк­тов за­хо­ро­не­ния до вы­хо­да грун­то­вых вод к по­верх­ност­но­му во­до­и­сточ­ни­ку. (3)Этот кон­троль осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных карт дви­же­ния грун­то­вых вод и воз­мож­ной ми­гра­ции за­гряз­не­ний.



2. За­да­ние 1 № 65. В каких из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

 

1) Ин­фра­крас­ные лучи, пред­став­ля­ю­щие собой теп­ло­вое из­лу­че­ние на­гре­то­го пред­ме­та и от­но­ся­щи­е­ся к не­ви­ди­мым че­ло­ве­че­ским гла­зом лучам, улав­ли­ва­ют совы, что по­мо­га­ет им в ноч­ной охоте.

2) Уль­тра­фи­о­ле­то­вые лучи, в от­ли­чие от цве­то­вых эле­мен­тов спек­тра: крас­но­го, оран­же­во­го, жёлтого, зелёного, го­лу­бо­го, си­не­го, фи­о­ле­то­во­го, — не­ви­ди­мы.

3) Совы улав­ли­ва­ют не­ви­ди­мые че­ло­ве­че­ским гла­зом лучи, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой теп­ло­вое из­лу­че­ние на­гре­то­го пред­ме­та и на­зы­ва­ют­ся ин­фра­крас­ны­ми лу­ча­ми, и по­то­му спо­соб­ны охо­тить­ся в тем­но­те.

4) Теп­ло­вое из­лу­че­ние сов по­мо­га­ет им охо­тить­ся в ноч­ное время.

5) Учёные счи­та­ют, что совы улав­ли­ва­ют цве­то­вые эле­мен­ты спек­тра: крас­ный, оран­же­вый, жёлтый, зелёный, го­лу­бой, синий, фи­о­ле­то­вый, — что по­мо­га­ет пти­цам ори­ен­ти­ро­вать­ся в тем­но­те.


(1)Кроме ви­ди­мых че­ло­ве­че­ским гла­зом лучей, ко­то­рые вос­при­ни­ма­ют­ся на­ши­ми ор­га­на­ми зре­ния как цве­то­вые эле­мен­ты спек­тра: крас­ный, оран­же­вый, жёлтый, зелёный, го­лу­бой, синий, фи­о­ле­то­вый, — пучок света со­став­ля­ют и не­ви­ди­мые лучи: уль­тра­фи­о­ле­то­вые и ин­фра­крас­ные. (2)Уста­нов­ле­но, что ин­фра­крас­ные лучи пред­став­ля­ют собой теп­ло­вое из­лу­че­ние вся­ко­го на­гре­то­го пред­ме­та. (3)Учёные счи­та­ют, лучи улав­ли­ва­ют совы, что по­мо­га­ет пти­цам охо­тить­ся в тем­но­те (совы охо­тят­ся ночью на мел­ких гры­зу­нов и вы­лав­ли­ва­ют их не­ма­ло — де­сят­ки за ночь).


3. За­да­ние 1 № 103. В каких из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

 

1) Оживлённая го­род­ская улица, пол­ная раз­но­об­раз­ных дви­же­ний,пред­став­ля­ет­ся при свете мол­нии со­вер­шен­но не­по­движ­ной.

2) Мол­ния длит­ся ты­сяч­ные доли се­кун­ды, и по­это­му при её свете че­ло­век за­ме­ча­ет толь­ко то, что длит­ся имен­но этот про­ме­жу­ток вре­ме­ни.

3) Уста­нов­ле­но, что про­дол­жи­тель­ность мол­нии со­став­ля­ет всего ты­сяч­ные доли се­кун­ды.

4) При крат­ких вспыш­ках мол­нии на оживлённой го­род­ской улице за ты­сяч­ные доли се­кун­ды можно отчётливо уви­деть дви­жу­щи­е­ся пред­ме­ты.

5) Во время вспыш­ки мол­нии че­ло­ве­че­ский глаз за­ме­ча­ет толь­ко то, что про­ис­хо­дит за ты­сяч­ные доли се­кун­ды, ведь имен­но столь­ко длит­ся раз­ряд мол­нии.


(1)Если Вам до­ве­лось во время грозы при крат­ких вспыш­ках мол­нии ока­зать­ся на оживлённой го­род­ской улице, Вы, ко­неч­но, за­ме­ти­ли одну стран­ную осо­бен­ность: улица, толь­ко что пол­ная дви­же­ния, ка­жет­ся в такие мгно­ве­ния слов­но за­стыв­шей, про­хо­жие оста­нав­ли­ва­ют­ся в на­пряжённых позах, ма­ши­ны не­по­движ­ны, отчётливо видна каж­дая спица ко­ле­са ве­ло­си­пе­да. (2)При­чи­на ка­жу­щей­ся не­по­движ­но­сти за­клю­ча­ет­ся в ни­чтож­ной про­дол­жи­тель­но­сти мол­нии — ты­сяч­ные доли се­кун­ды. (3)Не­уди­ви­тель­но , что улица, пол­ная раз­но­об­раз­ных дви­же­ний, пред­став­ля­ет­ся при свете мол­нии со­вер­шен­но не­по­движ­ной: ведь мы за­ме­ча­ем на ней толь­ко то, что длит­ся ты­сяч­ные доли се­кун­ды.


4. За­да­ние 1 № 141. В каких из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

1) Уста­нов­ле­но, что имен­но по­го­да ока­зы­ва­ет вли­я­ние на ин­тен­сив­ность цвета осен­них ли­стьев, а от­нюдь не гло­баль­ное по­теп­ле­ние.

2) Лю­би­те­ли по­на­блю­дать за живой па­лит­рой осен­них ли­стьев от­ме­ча­ют, что при за­су­хе ли­стья ко­рич­не­ве­ют и опа­да­ют, а при об­лач­ной по­го­де в листе за­мед­ля­ет­ся об­ра­зо­ва­ние крас­но­го пиг­мен­та.

3) Учёные при­шли к вы­во­ду, что гло­баль­ное по­теп­ле­ние кли­ма­та вли­я­ет на ин­тен­сив­ность окрас­ки осен­ней лист­вы.

4) Ин­тен­сив­ность цвета осен­них ли­стьев за­ви­сит не от гло­баль­но­го по­теп­ле­ния кли­ма­та, а от по­го­ды.

5) На ин­тен­сив­ность окрас­ки осен­ней лист­вы вли­я­ет как гло­баль­ное по­теп­ле­ние, так и по­го­да.


(1)Лю­би­те­ли по­на­блю­дать за живой па­лит­рой осен­них ли­стьев об­ра­ти­ли вни­ма­ние на то, что она по­туск­не­ла, и при­шли к та­ко­му вы­во­ду: гло­баль­ное по­теп­ле­ние кли­ма­та пла­не­ты вли­я­ет на ин­тен­сив­ность окрас­ки осен­ней лист­вы. (2)Изу­чая, каким об­ра­зом кли­мат вли­я­ет на цвет ли­стьев, учёные при­шли к вы­во­ду, что при за­су­хе ли­стья ко­рич­не­ве­ют и опа­да­ют, а при об­лач­ной по­го­де в листе за­мед­ля­ет­ся об­ра­зо­ва­ние крас­но­го пиг­мен­та. (3), ин­тен­сив­ность цвета осен­них ли­стьев за­ви­сит от по­го­ды.

5. За­да­ние 1 № 179. В каких из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

1) Чтобы верно вы­брать про­фес­сию, на­пол­нить своё су­ще­ство­ва­ние ис­тин­ным смыс­лом, че­ло­ве­ку не­об­хо­ди­мо быть вос­тре­бо­ван­ным в об­ще­стве.

2) При вы­бо­ре про­фес­сии важно пом­нить, что ра­бо­та долж­на иметь зна­че­ние не толь­ко для са­мо­го че­ло­ве­ка, а и для об­ще­ства, ведь имен­но это поз­во­ля­ет че­ло­ве­ку чув­ство­вать себя вос­тре­бо­ван­ным.

3) Каж­дый че­ло­век как бы он ни был по­глощён по­все­днев­ны­ми де­ла­ми и за­бо­та­ми, дол­жен ду­мать о том, чтобы его спо­соб­но­сти были вос­тре­бо­ва­ны дру­ги­ми лю­дь­ми.

4) Ре­ше­ние о том, по какой до­ро­ге пойти, какую про­фес­сию вы­брать, как на­пол­нить своё су­ще­ство­ва­ние ис­тин­ным смыс­лом, за­ви­сит от спо­соб­но­стей са­мо­го че­ло­ве­ка.

5) Че­ло­век чув­ству­ет себя вос­тре­бо­ван­ным в об­ще­стве толь­ко тогда, когда его ра­бо­та имеет зна­че­ние не толь­ко для него са­мо­го, но и для дру­гих, по­это­му важно пра­виль­но вы­брать про­фес­сию.


(1)Среди сотен при­ни­ма­е­мых че­ло­ве­ком ре­ше­ний ни одно не может срав­нить­ся по зна­че­нию, по роли, по вли­я­нию на судь­бу с ре­ше­ни­ем о том, по какой до­ро­ге пойти, какую про­фес­сию вы­брать, как на­пол­нить своё су­ще­ство­ва­ние ис­тин­ным смыс­лом. (2)Ведь каж­дый че­ло­век, как бы он ни был по­глощён по­все­днев­ны­ми де­ла­ми и за­бо­та­ми, хочет знать, что его ра­бо­та, устремлённость в бу­ду­щее имеют зна­че­ние не толь­ко для него од­но­го. (3) че­ло­век чув­ству­ет себя нуж­ным, а свои спо­соб­но­сти — вос­тре­бо­ван­ны­ми дру­ги­ми лю­дь­ми.

6. За­да­ние 1 № 217. В каких из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

 

1) Бак­те­рии оби­та­ют всюду.

2) Бак­те­рии могут жить в самых су­ро­вых усло­ви­ях.

3) В каж­дом живом ор­га­низ­ме оби­та­ют ты­ся­чи, а то и мил­ли­о­ны бак­те­рий.

4) Бак­те­рии оби­та­ют в каж­дом живом ор­га­низ­ме.

5) Нет та­ко­го места, где бы не было бак­те­рий.


(1)Бак­те­рии по­и­сти­не вез­де­су­щи. (2),в воз­ду­хе и воде, в любом ко­моч­ке почвы и в каж­дом живом ор­га­низ­ме оби­та­ют ты­ся­чи, а то и мил­ли­о­ны бак­те­рий. (3)Их удаётся об­на­ру­жить в верх­них слоях ат­мо­сфе­ры на вы­со­те не­сколь­ких де­сят­ков ки­ло­мет­ров и в глу­бо­ких под­зем­ных сква­жи­нах; в ки­пя­щих вул­ка­ни­че­ских ис­точ­ни­ках и в толще ан­тарк­ти­че­ских лед­ни­ков.

7. За­да­ние 1 № 255. В каких из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

1) Ос­нов­ную роль в воз­ник­но­ве­нии же­ла­ния че­ло­ве­ка ле­тать сыг­ра­ли ле­та­ю­щие на­се­ко­мые.

2) Мечта ле­тать ка­за­лась че­ло­ве­ку осу­ще­стви­мой толь­ко при усло­вии овла­де­ния теми при­спо­соб­ле­ни­я­ми для полёта, что есть у птицы.

3) Мечта че­ло­ве­ка пе­ре­дви­гать­ся по воз­ду­ху су­ще­ству­ет очень давно, и люди де­ла­ли всё воз­мож­ное для её осу­ществ­ле­ния.

4) Че­ло­век давно меч­тал дви­гать­ся в воз­ду­хе без точки опоры.

5) Ка­за­лось, чтобы на­учить­ся ле­тать и во­пло­тить свою мечту о дви­же­нии в воз­ду­хе, не­об­хо­ди­мо было овла­деть теми при­спо­соб­ле­ни­я­ми для полёта, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет птица.


(1)Же­ла­ние че­ло­ве­ка под­нять­ся в воз­душ­ное про­стран­ство и пе­ре­дви­гать­ся в нём как идея су­ще­ству­ет очень давно. (2)Ос­нов­ную роль в воз­ник­но­ве­нии по­доб­но­го же­ла­ния и в пер­вых по­пыт­ках его осу­ществ­ле­ния сыг­ра­ло су­ще­ство­ва­ние на земле птиц и ле­та­ю­щих на­се­ко­мых. (3)воз­мож­ность под­нять­ся в воз­дух, воз­мож­ность дви­гать­ся в воз­душ­ном оке­а­не без точки опоры на земле, есте­ствен­но, ка­за­лась че­ло­ве­ку осу­ще­стви­мой лишь при усло­вии, что он овла­де­ет теми же при­спо­соб­ле­ни­я­ми для полёта, ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет птица.























































































ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ. ОРФОЭПИЯ

СЛЕДУЕТ ЗАПОМНИТЬ!

агЕнт, алкогОль, алфавИт, анАтом, анАлог, анонИм, апартамЕнты, апострОф, арАхис, арбУз, аргумЕнт, арЕст, аристокрАтия, асимметрИя, астронОм, атлАс (ткань), атлЕт, Атлас (геогр.), из аэропОрта, Августовский, апокАлипсис, афЕра, балОванный, баловАть, бАнты, бАрмен, бЕздарь, безУдержный, бензоровОд, берЁста, благОе (дело), блокИровать, бомбандировАть, боЯзнь, бУнгало, без Умолку, бесОвщина, брОня (закрепление чего-либо за кем-либо), бронЯ (защитная облицовка из стали), братАние, бытиЕ, блАговест, бОчковое, бряцАние, вЕрба, вЕрование, взялА, взЯто, включИт, воспринялА, вперИть, временщИк, втрИдорога, ветрянАя (мельница), вероисповЕдание, газирОванный, газопровОд, глашАтай, гналА, гофрирОванный, гравЁр, граждАнство, гУсеничный, гастронОмия, гЕнезис, давнИшний, далА, двоЮродный, дефИс, деЯние, джЕнтельмен, дзюдО, диАгноз, диалОг, диспансЕр, добЫча, дОверху, дОгмат, догналА, договОр, договОры, дозвонИшься, докумЕнты, дОллар, дОсуха, доцЕнт, дОчернА, дралАсь, дрЕвко, дремОта, дрофА, досУг, духовнИк, еретИк, жалюзИ, ждалА, жилОсь, завИдно, завилА, заворожИть, завсегдАтай, Агнутый, зАговор, заЁм, закУпорить, зАмкнутый, занЯть, заперлАсь, запломбирОванный, зАсуха, защЁлкать, звалА. звонИт, звОнница, зеркАл, зубчАтый, зимОвщик, знАмение, избалОванный, избаловАть, избрАнник, Издавна, изрАильский, Иконопись, ИнАче, индУстрия, инструмЕнт, ирИс (конф), Ирис (растение, нитки), Искоса, Искра, Исподволь, исчЕрпать, иерОглиф, исконИ, кАмбала, каталОг, каучУк, квартАл, квартАльный, кедрОвый, кий – киИ – киЁв, киломЕтр, клялАсь, коклЮш, кОлледж, кОмпас, корЫсть, костюмирОванный, красИвее, кремЕнь, крОви, кулинАрия, кУхонный, крУжево, кружевА, квартАл (часть города, четверть года), кинематогрАфия. колОсс, лассО, ломОта, ломОть, лубОчный, лыжнЯ, мальчикОвый, маркирОвать, мастерскИ, мАстерский, медикамЕнты, мЕльком, мизЕрный, мусоропровОд, мЫшлЕние, мытАрства, мАркетинг, мессИя, нАбок, нАвзничь, надОлго, назвалАсь, нАискось, намЕрение, наОтмашь, начАв, нАчат, начатА, нАчал, началАсь, нЕ был, нЕ были, не былА, некролОг, нЕнависть, нефтепровОд, новорождЁнный, нормировАть, нЕнецкий. обеспЕчение, обетовАнная, обнялА, ободрИть, ободрЁнный, обострЁнный, оболжИт, ожилА, оперИться, оптОвый, освЕдомить, отдЕлит, откУпорить, отнялА, Отроду, отчАсти, оценЁнный, Отзыв (на рукопись), отзЫв (депутата), пАмятуя, паралИч, партЕр, пАсквиль, переведенЫ, перенесЁнный, повторИм, пОгнутый, подбодрИть, подкрАлась, подметЁнный, поднесЁнный, поднялА, подОгнутый, подОлгу, подорвалАсь, подрОстковый, пОнял, понялА, понЯть, пОрты (морские), посОленный, поутрУ, предложИть, предпрИнял, премирОванный, премировАть, прервалА, престИж, прибралА, прибЫвший, прИбыл, привезЁнный, приговОр, придАное, принесЁнный, принУдить, принЯвший, принялАсь, прИняли, приободрИть, приподнялА, припорошИт, приручИт, прислАла, произведенО, произнесЕн, произнесЁнный, простынЯ, процЕнт, псевдонИм, пулОвер, путепровОд, пИхта, платО, пО трое, пИхта, предвосхИтить, разминУться, разОгнутый, разОмкнутый, рАкурс, ракУшки, раскУпорить, рвалАсь, ревЕнь (ревенЁм), револьвЕр, ремЕнь, ретировАться, руднИк, ржАвЕть, салютовАть, сантимЕтр, свЁкла, свекОльный, свеклИт, сдалИсь, сирОты, слИвовый, слУчай, снАдобье, соболЕзнование, сОвестливый, сОгнутый, созЫв, сосредотОчение, спалА, срЕдства, стАтуя, стеногрАфия, столЯр, сформирОвать, сцЕпленный, счастлИвый, санитАрия, табУ, тамОжня, танцОвщик(ца), теплопровОд, тиранИя, толИка, тОрты, тОтчас, тошнотА, убралАсь, убыстрИть, увЕдомить, углубИть, углублЁнный, украИнка, украИнский, умЕрший, упрОчение, усугУбить, уценЁнный, учащЁнный, факсИмиле, фарфОр, феЕрия, фенОмен, фольгА, формировАть, хвОя, ходАтайство, хозЯева, христианИн, цемЕнт, цЕнтнер, цитадЕль, цыгАн, чЕрпать, шассИ, шевЕлишь, шофЁр, щавЕль, щекОтка, экзальтирОванный, Экскурс, экспЕрт, электропрОвод (шнур), электропровОд, эпИграф, эпилОг, юрОдивый, языковОй (речь), языкОвый (язык – орган),