СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический материал по теме "Изобразительно-выразительные средства" Задание 24

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретический материал по теме "Изобразительно-выразительные средства" (задание 24) представляет словарик стилистических фигур и тропов, которые должен знать выпускник при выполнении задания 24.

Просмотр содержимого документа
«Теоретический материал по теме "Изобразительно-выразительные средства" Задание 24»

Стилистические фигуры (обороты речи, строящиеся на отступлении от привычного речевого стандарта и придающие выразительность художественной речи)

  • Анафора — единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз. «Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид» (А.С. Пушкин)

  • Антитеза [ тэ ] - противопоставление. «И ненавидим мы, и любим мы случайно...» (М.Ю. Лермонтов)

  • Бессоюзие (аси́ндетон) — пропуск союзов между однородными членами, придающий художественной речи компактность, стремительность, динамичность. «Швед, русский — колет, рубит, режет, / Бой барабанный, клики, скрежет» (А.С. Пушкин).

  • Градация цепь понятий или определений с постепенным нарастанием или убыванием значимости. «Не жалею, не зову, не зову, не плачу» (С.А. Есенин)

  • Инверсия - нарушение привычного, естественного для данного языка порядка слов. «Швейцара мимом он стрелой / Взлетел по мраморным ступеням» (А.С. Пушкин).

  • Лексический повтор — повтор одного и того же слова, словосочетания. «Она была прелестна в своём простом чёрном платье, прелестны были её полные руки с браслетами, прелестна твёрдая шея с ниткой жемчуга». (Л.Н. Толстой)

  • Многосоюзие (полиси́ндетон) — намеренный повтор союза обычно в начале смежных строк «Ох, лето красное! Любил бы я тебя, / Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи» (А.С. Пушкин).

  • Оксю́морон — сочетание противоположных по смыслу понятий в одном художественном образе. «С кем мне поделиться / Той грустной радостью, / Что я остался жив?» (С.А.Есенин).

  • Парцелляция — чрезмерное членение предложения. « И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь».

  • Плеоназм употребление слов, излишних для выражения мысли с целью усиления выразительности речи. «Мария Годунова и сын её Фёдор отравили себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы» (А.С. Пушкин).

  • Риторический вопрос — оборот, в котором эмоциональная значимость высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос ответа не требуется. «Куда ты скачешь, гордый конь, / И где опустишь ты копыта?» (А.С. Пушкин).

  • Риторическое восклицание — построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие. «Да, так любить, как любит наша кровь, / Никто из вас давно не любит!» (А.А. Блок)

  • Риторическое обращение — обращение, носящее условный характер, сообщающее поэтической речи нужную интонацию: торжественную, патетическую, ироническую и т.д. «А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов...» (М.Ю. Лермонтов).

  • Синтаксический параллелизм — тождественное или сходное построение смежных фрагментов художественного текста (чаще — стихотворных строк или строф). «Я звал тебя. Но ты не оглянулась, / Я слёзы лил, но ты не снизошла» (А.А. Блок)

  • Умолчание — стилистический приём, служащий для усиления выразительности речи, при которым выражение мысли остаётся незаконченным, ограничивается намёком, намеренным обрывом высказывания .«Нет; я хотел... быть может, вы... я думал, / Что уж барону время ... умереть».(А.С. Пушкин).

  • Эллипсис — стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю — берлога, / Страннику — дорога, / Мёртвому — дроги, / Каждому — своё» (М.И. Цветаева).

  • Эпифора — повтор слова или сочетания в конце смежных стихов, строф или фраз. «Деточка, / Все мы немножко лошади, / Каждый из нас по-своему лошадь» (В.В. Маяковский).

Тропы (употребление слова или выражения в переносном значении)


  • Гипербола — художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал». (В.В. Маяковский)

  • Литота — художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном, / В больших рукавицах... а сам с ноготок!» (Н.А. Некрасов)

  • Ирония — троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин превосходный, / Владелец нищих мужиков». (А.С. Пушкин)

  • Эпитет — художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. «Отговорила роща золотая / Берёзовым весёлым языком». (С.А. Есенин)

  • Сравнение — сближение двух предметов или явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого; формальный показатель — наличие сравнительного союза. «Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория». (М.А. Шолохов)

  • Метафора — скрытое сравнение; перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства. «Покатились глаза собачьи / Золотыми звёздами в снег». (С.А. Есенин)

  • Метонимия — тип метафоры; перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их смежности (материал — изделие из него, содержимое — содержащее, продукт — его производитель, действие — орудие действия и т.п.) «И вы, мундиры голубые, / И ты, послушный им народ». (М.Ю. Лермонтов)

  • Синекдоха — тип метафоры; перенесение значения одного слова на другое на основе количественных соотношений (часть вместо целого, целое вместо части, единственное число вместо множественного и т.п.) «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий / Тунгуз, и друг степей калмык». (А.С. Пушкин)

  • Перифраз(а) — тип метафоры, легко расшифровываемой всеми; оборот, состоящий в замене названий предмета или явления, описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. «Улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года». (А.С. Пушкин)

  • Олицетворение — троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность метафоры. «Зима недаром злится, / Прошла её пора - / Весна в окно стучится / И гонит со двора». (Ф.И. Тютчев)
















Фонетические средства художественной изобразительности

  • Ассонанс — повтор гласных звуков, чаще всего ударных, используемый с целью усиления изобразительности текста. «И шёл и рос поющий хор». (А.А. Фет)

  • Аллитерация — повтор согласных звуков, используемый с целью усиления изобразительности текста. «Шипенье пенистых бокалов и пуша пламень голубой». (А.С. Пушкин)

  • Диссонанс — негармоничное, несогласованное сочетание звуков, неточная рифма. «Видели ли вы, как бежит по степям, / В туманах озёрных кроясь, / Железной ноздрёй храпя, / На лапах чугунных поезд?» (С.А. Есенин)