ОТРЕЗОК НАТУРАЛЬНОГО РЯДА. ПРИСЧИТЫВАНИЕ И ОТСЧИТЫВАНИЕ ПО 1.
Цель темы «Отрезок натурального ряда»: усвоение учащимися места, которое занимает число в ряде чисел от 1 до 10; после какого числа и перед каким числом называют его при счёте.
Все те числа, о которых мы до сих пор с тобой говорили и ещё долго будем говорить, помогают считать предметы и отвечать на вопрос: сколько предметов? Эти числа называются натуральными.
Если выстроить их по порядку, только не просто, как игрушечных солдатиков, а от меньшего числа к большему, то получится натуральный ряд чисел:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,..., 99, 100, 101, ..., 999, 1000, 1001, ...
Вот что тебе нужно знать о натуральном ряде:
1. Натуральный ряд чисел начинается с числа 1.
2. Каждое следующее натуральное число на 1 больше предыдущего.
3. Натуральный ряд чисел бесконечен, как прямая линия, потому что к любому числу всегда можно прибавить ещё единицу.
4. Если взять несколько любых чисел из натурального ряда по порядку, то у нас получится отрезок натурального ряда.
Смотри!
5, 6, 7, 8, 9 — это отрезок натурального ряда чисел.
5, 7, 8, 9 — это не отрезок натурального ряда чисел, потому что пропущено число 6.
5, 9, 6, 7, 8 — это не отрезок натурального ряда чисел, потому что числа стоят не по порядку.
Числа бывают чётные и нечётные. В натуральном ряде нечётные и чётные числа чередуются между собой.
Чётные числа делятся на 2.
Нечётные числа НЕ делятся на 2.
Это ряд нечётных чисел: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,...
А это ряд чётных чисел: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16,...
В начальных классах, изучение понятия «отрезок натурального ряда» сводится к усвоению той закономерности, которая положена в основу построения натурального ряда чисел: каждое число в натуральном ряду больше предшествующего и меньше предыдущего на 1.
❶ ❶
На каждом отрезке выполняется однотипная работа по добавлению/убавлению совокупности предметов на 1.
После того, как научились писать все цифры от 1 до 9, им предлагается записать весть отрезок натурального ряда чисел от 1 до 9 (посчитай слоников, запиши цифрами все числа, которые ты называешь; проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел:
1,2,3,…,9; подумай, как ты получил каждое следующее число). Таким образом, дети получают отрезок натурального ряда чисел.
Осознание принципа построения натурального ряда чисел позволяет выполнить присчитывание и отсчитывание по 1. В отличие от счёта, особенность этих операций заключается в том, что одно из предметных множеств представлено натуральным числом.
Операция присчитывания осваивается легче, в этом немаловажную роль играет усвоение порядка чисел при счёте. Иначе обстоит дело с усвоением обратной последовательности чисел
Задания:
Задание 1. Запиши номера ступенек, которые пропустил колобок, поднимаясь вверх.
Задание 2. Найди и обведи по порядку числа от 1 до 10.
Задание 3. Найди соседей чисел:
Задание 4. Сосчитай кружки и запиши числа, которые ты назвал.
Задание 5. Я буду надевать кольца на пирамиду, а вы выкладывайте карточку с цифрами, которые будут означать число колец.
Задание 6. Расположите данные числа сначала в том порядке, в каком они идут при счёте, а потом в обратном порядке.
2, 8, 4, 10, 1, 5, 3, 9, 6, 7.
Задание 7. Сколько звёздочек на небе? Какой цифрой обозначается это число? Покажите карточку.(1)
А теперь на небе сколько звёздочек? Покажите.(2) Как получилось две звёздочки? (появилась ещё одна)
А теперь, сколько звёздочек на небе? Покажите.(3) Как получилось 3 звёздочки?
Это числа, записанные по порядку, каждое число в этом ряду на один больше предыдущего и на один меньше следующего.
Обозначьте каждый символ цифрой.
Задание 9. Разгадай правило и закончи рисунок.