СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теория и методика преподавания изобразительного искусства

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изобразительное искусство расматривается , как дисциплина развития навыков личности обучающтхся.

Просмотр содержимого документа
«Теория и методика преподавания изобразительного искусства»

Теория и методика преподавания изобразительного искусства

Современные тенденции развития художественного образования.

В области общеобразовательной системы:

1. Изобразительное искусство рассматривается как дисциплина, формирующая эстетически развитую личность. Эта проблема рассматривается с точки зрения личностно ориентированной педагогики и выводит на вопросы воспитания коллективного и индивидуального в личности. Искусство рассматривается как культура отношения ко всем явлениям жизни, как творчество – развитие ассоциативного мышления, искусство как система языков пластических искусств.

2. Изобразительное искусство рассматривается как дисциплина, развивающая физиологические навыки и корректирующая психологические особенности личности.

3. Изобразительное искусство вводится в широкий спектр возрастных категорий, начиная с дошкольного возраста и заканчивая студенческой скамьей.

В области профессионального обучения изобразительного искусства – активное использование аналитических методов в работе над натурой, а также использование передовых и научно обоснованных достижений современного искусства и опыта прошлого.

 

Проблема метода в системе научных знаний.

Термин «метод» происходит от греческого слова «methodos», что означает путь, способ продвижение к истине, к ожидаемому результату.

Методика преподавания изобразительного искусства как система научных знаний тесно связана с философией, педагогикой и, непосредственно, с теорией и практикой изобразительного искусства.

Проблема метода системе научных знаний выводит нас на определение специальной дисциплины, зародившейся в недрах философии. Это методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Родоначальником методологии является философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в своём труде «Новый органон». Бэкон обосновывает индуктивный (от частного), эмпирический (опытный) подход к получению истинных научных знаний. Следующий шаг в развитии методологии делает французский мыслитель Р.Декарт, сформулировавший проблему познания как проблему взаимоотношения объекта и субъекта. Другая линия специализации методологии связана с английским эмпиризмом, в частности с Дж. Локком и Д. Юмом. Здесь получили свою философскую опору поиски методов опытной науки. Объективно важнейший результат, полученный немецким классическим идеализмом, в частности в его вершине – системе Г. Гегеля, состоял в подчёркивании роли диалектики как всеобщего метода познания. В современных методологических исследованиях раскрыты некоторые важные механизма познания: законы преемственности и смены научных теорий и способов их построений (дедуктивный, генетический).

В педагогике, как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике проблема методов обучения остаётся весьма актуальной. Она характеризуется попытками обоснования научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы методов обучения и разработки основ их классификации. Метод обучения характеризуется тремя признаками:

1. Цель обучения.

2. Способ усвоения.

3. Характер взаимодействия субъектов обучения (учитель-ученик).

 

Таким образом, методы обучения – это способы совместной деятельности учителя и учащегося, направленных на решение задач обучения.

Методы реализуются в педагогической практике в различных формах:  в конкретных действиях, приёмах, организационных формах. При этом методы и приёмы жёстко не привязаны друг к другу. Например, при таком приёме, как беседа могут найти воплощение различные методы обучения.

Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частично поисковый метод, а может носить репродуктивный характер и быть нацеленной на запоминание и закрепление.

В педагогической практике методы обучения, так же как и приёмы осуществляются различными средствами обучения. К средствам обучения относятся различные виды деятельности (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры.

Структура метода зависит от построения содержания учебного процесса.

     Классификация методов обучения в настоящее время представляет собой достаточно сложную систему. Различают два основных типа классификации методов: по источнику получения знаний и по характеру познавательной деятельности.

 

Содержание деятельности учителя и учащегося при использовании методов обучения, классифицируемых, по источникам получения информации.

 

Содержание метода и
приёма его реализации

Деятельность учителя

Деятельность
учащегося

Словесные методы.
Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи слова (устного или печатного).
Основные формы – рассказ, беседа, лекция.

Постановка основного
вопроса, подлежащего изучению, выявлению
признаков; определение
исходных позиций в
анализе процессов и
объектов;
осуществление
сравнения; обобщение;
получение выводов.

Деятельность учащихся
заключается в восприятии и
осмыслении получаемой
информации,
выполнении различных
записей, зарисовок.

Наглядные методы.
Основное назначение данной группы методов – сообщение учебной информации при помощи различных средств наглядности.
Основные формы – демонстрация опытов, натуральных объектов,
наглядных пособий.

Постановка основного
вопроса, подлежащего
изучению на основании
полученных данных из
различных наглядных
источников.

Деятельность учащихся
заключается в
наблюдении за
демонстрацией,
осмыслении
полученных данных и
принятии основной
дидактической цели
урока.

Практические методы.
Основное назначение данной группы методов – получение
информации на основе практических действий, выполняемых в процессе постановки различных практических работ.

Постановка основного
вопроса, подлежащего
изучению на основании
полученных данных из
различных наглядных
источников, которые
демонстрирует сам
преподаватель.

Деятельность учащихся
заключается в
осмыслении
практических действий
учителя, в выполнении
различных записей,
зарисовок.

В реальной педагогической практике имеет место сочетание вышеуказанных групп методов обучения. Например, сочетание словесного и наглядного, наглядного и практического методов.

     Классификация методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности соответствует определению метода на теоретическом уровне. Данные теоретических исследований педагогов и психологов свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трёх уровнях: осознанного восприятия и запоминания, проявляющегося в точном или близком воспроизведении учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности.

Количество методов здесь строго ограничено.

Содержание деятельности учителя и учащегося при использовании методов обучения, классифицируемых по характеру познавательной деятельности.

Содержание метода

Деятельность учителя

Деятельность
учащегося

Объяснительно- иллюстративнный метод.

Основное содержание – организация усвоения информации путём сообщения научного
материала и обеспечение его успешного восприятия.

Сообщение учебной информации с использованием
различных дидактических средств: слова, наглядных
пособий.

Деятельность учащихся
заключается в восприятии осмыслении и запоминании
сообщаемой информации.

Репродуктивный метод.

Основное содержание – формирование умений и
навыков, использования и применения научных
знаний.

Разработка и применение различных задач и упражнений, использование программированного
обучения.

Деятельность учащихся заключается в овладении приёмами
отдельных упражнений при решении различных видов задач.

Проблемный метод.
Основное содержание – раскрытие в изучаемом
материале различных проблем и показ способов их решения.

Выявление и классификация проблем, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка
проблем в проведении опыта.

Деятельность учащихся заключается в прослеживании за
логикой доказательств.

Частично-поисковый метод или эвристический.
Основное содержание – в постепенной подготовке учащихся к самостоятельной постановке и решении
проблем.

Показ учащимся как находить доказательства, делать выводы, построить план проверки фактов. Учитель широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы.

Деятельность учащихся заключается в активном участии в
эвристических беседах, овладении приёмами анализа учебного
материала.

Исследовательский метод.                       Основное содержание – овладение обучаемыми методами научного познания, развитие черт творческой деятельности.

Предъявление обучаемым новых проблем, разработка и постановка исследовательских заданий.

Деятельность учащихся заключается в освоении ими приёмов самостоятельной постановка проблем и нахождения способов их решения.

     Принципиальной позицией в преподавании искусства на современном этапе является теория о том, что более сложная и самостоятельная работа благоприятствует формированию более сложного и гибкого мышления. К сожалению, здесь часто господствует репродуктивная деятельность по стереотипам. Рутинный труд по шаблонам ориентирует человека и на нетворческий «репродуктивный» образ жизни, что особенно тревожно при формировании личности. Здесь необходимо пройти между двумя опасностями: анархией и рутинной зажатостью стереотипами.

     Известно, что передача художественной информации невозможна и не происходит без эмоционального уподобления воспринимающего передающему. Без этого возникает лишь знание, а не понимание. Поэтому закон художественного уподобления является основным законом художественного восприятия. Он раскрывается через взаимосвязь методов и принципов обучения.

 

     Характеристика основных художественных принципов.

     Важнейшим для преподавания изобразительного искусства является создание атмосферы увлеченности на уроке. Любое художественное познание нереально без радости, получаемой от него.

     Передача художественной информации не происходит без эмоционального уподобления.

     Основным законом передачи художественной информации является закон художественного уподобления. Он раскрывается в принципах и методах педагогической драматургии, создавая на уроках ситуацию уподобления.

     Принцип целостности эмоционального освоения. Целостная подача проблематики учебного материала. Основные методы – метод поэтапных открытий, метод единства восприятия и созидания, метод обобщающих уроков, метод творческой интерпретации.

     Принцип постоянства связи с жизнью. Связь с внеурочным восприятием жизни, сознание подлинной жизненности проблем искусства.

Основные методы – метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта, метод внеклассной индивидуальной и коллективной деятельности, метод оформления работами учеников интерьера школы.

     Принцип опоры на апогей в искусстве. Искусство, обобщая, всегда заостряет, для него типичное – это скорее характерное, доведенное до апогея.

     Принцип единства формы и содержания.

     Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков.

Основные методы - метод свободы в системе ограничений, метод диалогичности, метод сравнений, метод коллективных и групповых работ, деловые игры, сочетание восприятия и созидания, сочетание ИЗО с музыкой, литературой.

 

     Характеристика эстетического воспитания. Цели и задачи. 

Система эстетического воспитания должна объединять не только предметы художественного цикла, но и изобразительное искусство в многоуровневой системе общеобразовательной школы и внеклассную работу. Фундамент этой системы – необходимый минимум знаний и духовной культуры. Общеобразовательная система призвана дать общее художественное развитие, а начальное профессиональное образование в виде ДХШ, ДШИ, кружков и факультативов – профессиональные знания и навыки. Вариативность образования позволяет расширить рамки содержания программ общеобразовательной системы, однако принципиальные позиции по этому вопросу остаются неизменными.

 

     Формы образования в единой системе эстетического воспитания.

Система эстетического воспитания называется единой. Поскольку объединяет все сферы деятельности школьника, как в общеобразовательной школе, так и вне ее стен. Обучение пониманию искусства, его эмоциональное освоение являются главными задачами воспитания эстетически развитой личности.   Однако    задачи    общеобразовательной школы и системы дополнительного образования разняться.

    Общеобразовательная школа должна раскрывать эстетические, общекультурные аспекты искусства. Общеобразовательная система - двухуровневая. Первый уровень – это традиционная система с одночасовым регламентом. Соответственно и организация подачи материала здесь включает основные аспекты искусства. Второй уровень – эстетические двухчасовые классы.

    Система дополнительного образования – кружки, ДХШ.

 

     Возрастная характеристика художественного образования в общеобразовательной системе.

    Дошкольное художественное образование:

    - доизобразительная стадия (от кругообразных линий к самостоятельным очертаниям);

    - стадия бесформенных изображений (попытка выразить на бумаге замысел), знакомство с материалами, привитие навыков художественной деятельности;

    - стадия схематического изображения (появляется образность и выразительность), знакомство с материалами, привитие навыков художественной деятельности;

    - стадия правдоподобных изображений (переход к изображению видимых особенностей людей, животных, других предметов), углубление образного содержания художественной деятельности, продолжение расширение навыков изобразительной деятельности.

    Начальная школа – основы эстетического воспитания и художественного образования – интерес к реальной жизни через искусство, знакомство с видами художественной деятельности.

    Средняя школа – изучение видов искусства и его синтез с временными (музыка, литература) и пластическими (театр, кино, цирк, телевидение).

 

     Характеристика начального профессионального образования.

Начальное профессиональное образование в ДХШ строится по предметно: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, история искусств.

    Рисунок. Основная методическая проблема – привитие навыков конструктивно-аналитического мышления. Поэтапная работа над постановкой, при которой особое внимание уделяется конструктивному анализу формы. Работа по памяти и воображению. Наброски и зарисовки.

    Живопись. Пластическая и свето-воздушная организация пространства. Лепка объемов цветом. Этюдная работа. Сочетание длительных и краткосрочных работ.

    Композиция. Понимание законов, принципов и средств композиции. Знакомство с различными видами художественной деятельности, с опытом работы мастеров.

    Декоративно-прикладное искусство. Материалы, используемые в декоративно - прикладном искусстве. Синтез архитектуры, скульптуры и монументального и прикладного искусства. Форма, цвет, текстура и фактура в предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация и декорирование. Виды композиций и способы их построения.

     Скульптура. Лепка с натуры, по памяти, представлению и наблюдению людей предметов быта, птиц, животных. Лепка плоского рельефа. Объемный рельеф. Натюрморт в скульптуре. Объемная скульптура композиция.

    История искусств. Мировой историко-художественный процесс – это не ряд параллельных национальных “линий”, а сложная сеть взаимных пересечений, влияний, заимствований, обменов, сближений и расхождений, что всякая культура    диалогична, и в разных культурах это свойство

проявлялось и проявляется в разной степени.

 

    Урок как форма организации учебного процесса обучения изобразительному искусству.

    Структура урока изобразительного искусства

    1) Организационный момент:

    - готовность кабинета

    - организационное начало урока

    - готовность учащихся к уроку

    - целевая установка на работу

    - введение проблемной задачи

    - введение игрового момента.

 

    2) Объяснение материала

    - логический переход к новой теме

    - выделение главного в изучаемых объектах и явлениях

    - использование наглядности

    - использование межпредметных связей

    - постановка эвристических вопросов

    - создание нестандартной ситуации

    - выполнение упражнений.

 

    3) Практическая работа.

 

    4) Подведение итогов

    - выставка работ

    - анализ работ

    - выявление активности учащихся

    - комментирование оценок учителя.

 

    Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная.

    Формы      проведения      занятий:   урок-лекция,   урок-беседа,   урок- практикум, интегрированный урок, комбинированный урок, урок-диспут, урок-семинар, урок-игра.

    Далее идет разбор примеров по формированию структуры урока.

 

  Роль наглядности на уроках ИЗО.

Наглядность или зрительный ряд – необходимое условие для результативной работы педагога. Необходимые критерии наглядности на уроках ИЗО:

     - соответствие учебному материалу;

     - не перегруженность зрительными впечатлениями;

     - зрительный ряд не должен содержать готового решения поставленной уроком цели;

     - активное использование современных ТСО.

 

     Осуществление межпредметных связей на занятиях ИЗО.

     Межпредметные связи на уроках ИЗО осуществляются с следующими предметами: история, литература, география, иностранный язык. Подобные уроки по форме бывают интегрированные и комбинированные. Далее идет разбор примеров.

 

      Педагогический рисунок.

     Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности.

     Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Сам по себе рисунок не имеет художественного значения, но он становится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача педагога – подготовить учащихся к решению учебных задач. Педагогический рисунок

необходим ради наглядности, упростить, схематизировать, чтобы ученик правильно понял структуру, конструкцию, пластические особенности.

     Правка педагогом работы учащихся. Преподаватель наглядно демонстрирует как можно исправить конкретную работу, при этом учащиеся лучше усваивают конкретную технику.

 

     Особенности работы мелом на доске:

     1) соответствие учебному материалу;

     2) кратковременность работы на рисунком;

     3) рисунок должен быть нагляден и не перегружен деталями.

    

Литература

  1. Сокольникова Н.М. История изобразительного искусства: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 2 т. Т. 1 / Н. М. Сокольникова. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский

  2. центр «Академия», 2007.

  3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. «Агар», 2000.

  4. Рылова Л.Б. Теория и методика обучения образовательному искусству. – Ижевск, 2010.

  5. В. С. Кузин Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе, «Агар», 1998.

  6. Ратиева О. В., Денисенко В. И. Обучение техникам живописи. Теория и методика преподавания в художественной школе. Учебное пособие. 1-е изд

  7. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Просвещение, 1981.

  8. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества : учебно-метод. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 071301 - Народное художественное творчество / Астраханцева С. В., Рукавица В. Ю., Шушпанова А. В. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 347 с.

  9. Ковычева Е. И. Народная игрушка : [учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Народное художественное творчество"] / Ковычева Е. И. - М. : ВЛАДОС, 2012.

  10. Бестчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 176 с.

  11. Бестчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 301 с.

  12. Бызова А.А. Скульптура и пластическая анатомия. Программа подготовки по специальности 030800 «Изобразительное искусство». – Мурманск: МГПУ, 2005.- 56 с.

  13. Костерин Н.П. Учебное рисование. Учеб.пособие.- М.: Просвещение, 1984. – 240 с.

  14. Лагутина О.Р. Изображение диких животных. Учебно-наглядное пособие. – Мурманск, 1995. – 53 с.

  15. Лагутина О.Р. Изображение птиц. Учебно-наглядное пособие. – Мурманск, 1994. – 39 с.

  16. Авсисян О.Н. Натура и рисование по представлению: Учебное пособие для средних худож. учеб. заведений. - М.: Изобразит. иск., 1985.

  17. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов худож.-граф. фак. пединститутов по спец. 2109 - Черчение, рисование и труд. - М.: Просвещение, 1982.