СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест-ЕГЭ вторая часть по теме "Социальные отношения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест сделан из вопросов исключительно по теме "Социальные отношения". 3 варианта

Просмотр содержимого документа
«Тест-ЕГЭ вторая часть по теме "Социальные отношения"»

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1—4.

 

 

Цен­но­сти в жизни че­ло­ве­ка и раз­ви­тии об­ще­ства

Одним из ком­по­нен­тов со­ци­о­куль­тур­ных форм вы­сту­па­ют цен­но­сти. В ходе раз­ви­тия об­ще­ства фор­ми­ру­ют­ся идеи, ко­то­рые вы­де­ля­ют­ся и ко­то­рым при­пи­сы­ва­ет­ся осо­бая цен­ность. Они усва­и­ва­ют­ся субъ­ек­том в опыте и пе­ре­жи­ва­ни­ях удо­воль­ствия и не­удо­воль­ствия, ра­до­сти и не­го­до­ва­ния, т.е. по­сред­ством эмо­ций. На ос­но­ве цен­но­стей фор­ми­ру­ют­ся кри­те­рии оце­нок, ре­гу­ли­ру­ю­щих от­но­ше­ние людей к объ­ек­там удо­вле­тво­ре­ния че­ло­ве­че­ских по­треб­но­стей. В про­цес­се жиз­не­де­я­тель­но­сти у че­ло­ве­ка скла­ды­ва­ет­ся вос­при­я­тие одних объ­ек­тов как цен­ных, а дру­гих — не цен­ных и даже «ан­ти­цен­ных»...

 

Цен­но­сти могут быть ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми, груп­по­вы­ми, об­ще­че­ло­ве­че­ски­ми. Ин­ди­ви­ду­аль­ные цен­но­сти опре­де­ля­ют де­я­тель­ность кон­крет­но­го че­ло­ве­ка и могут иметь при­хо­дя­щий ха­рак­тер, раз­ли­чать­ся, на­при­мер, в за­ви­си­мо­сти от воз­рас­та ин­ди­ви­да. Груп­по­вые цен­но­сти (име­ет­ся в виду груп­па в ши­ро­ком смыс­ле — как со­ци­аль­ная общ­ность, тип об­ще­ства) носят более общий ха­рак­тер: они опре­де­ля­ют­ся как при­ня­тые в дан­ной общ­но­сти пред­став­ле­ния о же­ла­тель­ном типе со­ци­о­куль­тур­ной формы. Об­ще­че­ло­ве­че­ские цен­но­сти ха­рак­те­ри­зу­ют­ся тем, что имеют не­пре­хо­дя­щий ха­рак­тер, яв­ля­ют­ся ори­ен­ти­ра­ми для боль­шин­ства людей вне за­ви­си­мо­сти от их пола, воз­рас­та, ис­то­ри­че­ской эпохи, в ко­то­рой они живут. Число таких цен­но­стей огра­ни­че­но. К ним, на­при­мер, от­но­сят ис­ти­ну, кра­со­ту, добро.

 

Вос­при­ня­тые и за­кре­пив­ши­е­ся цен­но­сти пре­вра­ща­ют­ся в со­ци­аль­ные нормы, с по­мо­щью ко­то­рых под­дер­жи­ва­ют­ся, вос­про­из­во­дят­ся, ре­гу­ли­ру­ют­ся формы де­я­тель­но­сти людей.

 

И. Г. Пет­ров

1. Ка­ко­ва, по мне­нию ав­то­ра, роль цен­но­стей в об­ще­стве? Ука­жи­те две по­зи­ции.

2. На­зо­ви­те два фак­то­ра, ко­то­рые, на взгляд ав­то­ра, спо­соб­ству­ют фор­ми­ро­ва­нию цен­но­стей.

3. Какие три груп­пы цен­но­стей вы­де­ля­ет автор? К какой из этих групп вы бы от­нес­ли прин­цип ра­вен­ства граж­дан перед за­ко­ном?

4.  Какие функ­ции автор от­во­дит со­ци­аль­ным нор­мам? Опи­ра­ясь на зна­ния из курса об­ще­ство­ве­де­ния, на­зо­ви­те две ос­нов­ные груп­пы со­ци­аль­ных норм. При­ве­ди­те два при­ме­ра норм, от­но­ся­щих­ся к каж­дой из этих групп.

5. При­ве­ди­те любые три при­ме­ра воз­дей­ствия раз­лич­ных со­ци­аль­ных ин­сти­ту­тов на про­цесс со­ци­а­ли­за­ции лич­но­сти.

6. Сикхи в Индии, та­ми­лы в Шри-Ланке, баски в Ис­па­нии вы­сту­па­ют за со­зда­ние соб­ствен­ных го­су­дарств, и меж­на­ци­о­наль­ный кон­фликт в этих стра­нах вы­лил­ся в мно­го­лет­нее кро­ва­вое во­ору­жен­ное про­ти­во­сто­я­ние. Что яви­лось при­чи­ной меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов в этих стра­нах? На­зо­ви­те любые две иные при­чи­ны меж­на­ци­о­наль­ных кон­флик­тов.

7. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Семья как со­ци­аль­ный ин­сти­тут». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему.

План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1-4.

 

5 но­яб­ря 1986 г. двое за­клю­чен­ных со­вер­ши­ли дерз­кий побег из фе­де­раль­ной тюрь­мы в Пле­зан­то­не (штат Ка­ли­фор­ния). Речь идет о 42-лет­нем Ро­наль­де Ма­кин­то­ше, осуж­ден­ном за мо­шен­ни­че­ство, и 37-лет­ней Са­ман­те Jlonec, ви­нов­ной в ограб­ле­нии банка. Они были воз­люб­лен­ны­ми, их не­мед­лен­но окре­сти­ли «не­раз­луч­ни­ка­ми», как толь­ко со­об­ще­ние о по­бе­ге по­яви­лось в прес­се.

 

Вот как это про­изо­шло. Ма­кин­тош ухит­рил­ся угнать вер­то­лет. Быв­ший во­ен­ный лет­чик, он смело ри­нул­ся вниз на тю­рем­ный двор, со­вер­шил по­сад­ку, схва­тил в объ­я­тия Лопес, и вер­то­лет умчал­ся. Охран­ни­ки не ре­ши­лись стре­лять в вер­то­лет, он мог рух­нуть во двор и по­гу­бить много людей. Воз­люб­лен­ные скры­ва­лись от по­ли­ции 10 дней. Но в конце кон­цов их за­дер­жа­ли при по­пыт­ке по­лу­чить день­ги по чеку на тер­ри­то­рии тор­го­во­го цен­тра в при­го­ро­де Са­кра­мен­то. Они на­прав­ля­лись к яхте, сто­яв­шей на якоре у бе­ре­га в штате Ва­шинг­тон; ве­ро­ят­но, хо­те­ли бе­жать в Ка­на­ду. 

 

Оче­вид­но, что опи­сан­ный слу­чай — яркий при­мер де­ви­а­ции: двое пре­ступ­ни­ков, ко­то­рых суд при­знал ви­нов­ны­ми, со­вер­ша­ют побег из тюрь­мы... Но когда ре­пор­те­ры взяли ин­тер­вью у слу­жа­щих тюрь­мы, экс­пер­тов по пре­ступ­но­сти и про­хо­жих, были вы­ска­за­ны со­вер­шен­но раз­лич­ные мне­ния об этом «де­ви­ант­ном» по­ступ­ке.

 

Не­ко­то­рые сочли бег­ле­цов лю­дь­ми ко­вар­ны­ми, ум­ны­ми, ко­то­рым уда­лось пе­ре­хит­рить закон. Один ска­зал, что охот­но по­сту­пил бы так же, а дру­гой вы­ра­зил на­деж­ду, что воз­люб­лен­ных ни­ко­гда не пой­ма­ют. Не­ко­то­рые даже вос­при­ня­ли их как сво­е­го рода на­род­ных ге­ро­ев. Иные ком­мен­та­то­ры кри­ти­ко­ва­ли фе­де­раль­ную тюрь­му Пле­зан­то­на за не­бреж­ную охра­ну и мяг­кое об­ра­ще­ние с за­клю­чен­ны­ми; они срав­ни­ва­ли тюрь­му с «за­го­род­ным клу­бом», даже в какой-то мере по­ла­га­ли, что люди пра­виль­но де­ла­ют, со­вер­шая от­ту­да по­бе­ги.

 

Один из ад­во­ка­тов, за­щи­щав­ший пре­ступ­ни­ков после того, как их за­дер­жа­ли вб­ли­зи Са­кра­мен­то, за­явил судье, что побег был «оправ­дан».

 

Слу­чай, про­ис­шед­ший с Ма­кин­то­шем и Jlonec, сви­де­тель­ству­ет о том, как труд­но оце­ни­вать по­ступ­ки, ко­то­рые могут быть на­зва­ны про­яв­ле­ни­я­ми де­ви­ант- ного по­ве­де­ния... Наши оцен­ки за­ви­сят от того, чего мы ожи­да­ем — со­блю­де­ния пра­во­вых норм или ге­ро­из­ма? Ко­ро­че го­во­ря, де­ви­ант­ность опре­де­ля­ет­ся со­от­вет­стви­ем или не­со­от­вет­стви­ем по­ступ­ков со­ци­аль­ным ожи­да­ни­ям. Сле­ду­ет ли счи­тать слу­жа­щих «за­го­род­но­го клуба» в Пле­зан­то­не де­ви­ан­та­ми за то, что они про­яви­ли из­лиш­нюю мяг­кость? Мы не можем от­ве­тить на этот во­прос, так как су­ще­ству­ет не­опре­де­лен­ность от­но­си­тель­но того, на­сколь­ко жест­ки­ми или снис­хо­ди­тель­ны­ми долж­ны быть ме­то­ды охра­ны тюрем. Было ли ограб­ле­ние банка, со­вер­шен­ное Jlonec в про­шлом, де­ви­ант­ным по­ступ­ком? Боль­шин­ство из нас от­ве­ти­ли бы на этот во­прос утвер­ди­тель­но, так как по­сту­пок Jlonec яв­ля­ет­ся на­ру­ше­ни­ем уго­лов­но­го права, и су­ще­ству­ет все­об­щее со­гла­сие о це­ле­со­об­раз­но­сти и не­об­хо­ди­мо­сти та­ко­го права.

Кри­те­рии опре­де­ле­ния де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния не­од­но­знач­ны. Они часто вы­зы­ва­ют раз­но­гла­сия, и труд­но точно уста­но­вить, какие типы по­ве­де­ния сле­ду­ет счи­тать де­ви­ант­ны­ми в нашем об­ще­стве. Наи­бо­лее яр­ки­ми при­ме­ра­ми де­ви­а­ции, по всей ви­ди­мо­сти, могли бы слу­жить бес­че­ло­веч­ные по­ступ­ки, ко­то­рые почти все­гда вы­зы­ва­ют осуж­де­ние, на­при­мер из­на­си­ло­ва­ние и убий­ство.

 

(Н. Смел­зер)

1. Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет кри­те­рии де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния? (При­ве­ди­те две ха­рак­те­ри­сти­ки из тек­ста.)

 2. Чем, по мне­нию ав­то­ра, опре­де­ля­ет­ся де­ви­ант­ность по­ве­де­ния? (При­ве­ди­те два по­ло­же­ния тек­ста, в ко­то­рых со­дер­жит­ся ответ на этот во­прос.)

3. Про­ана­ли­зи­руй­те, был ли побег упо­мя­ну­тых в тек­сте двух людей при­ме­ром де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния. Как на этот во­прос от­ве­ча­ет автор? Все ли лица, упо­мя­ну­тые в тек­сте, со­глас­ны с ав­то­ром? Что по этому по­во­ду ду­ма­е­те вы? (Ответ на каж­дый во­прос под­твер­ди­те ав­тор­ским либо сфор­му­ли­ро­ван­ным са­мо­сто­я­тель­но суж­де­ни­ем.)

4. Опи­ра­ясь на текст и зна­ния из кур­сов об­ще­ст­во­зна­ния и ис­то­рии, опи­ши­те си­ту­а­цию, в ко­то­рой один и тот же по­сту­пок мог счи­тать­ся од­но­вре­мен­но де­ви­ант­ным и не­де­ви­ант­ным. (Опи­ши­те си­ту­а­цию и сфор­му­ли­руй­те по од­но­му суж­де­нию, от­ра­жа­ю­ще­му де­ви­ант­ный или не­де­ви­ант­ный ха­рак­тер по­ступ­ка.)

5. Об­ще­ство не может су­ще­ство­вать и раз­ви­вать­ся без со­ци­аль­но­го кон­тро­ля. Ука­жи­те две любые функ­ции со­ци­аль­но­го кон­тро­ля, каж­дую из ко­то­рых про­ил­лю­стри­ро­вав при­ме­ром.

6. В одном из учеб­ни­ков это яв­ле­ние рас­кры­ва­ет­ся так: «Со­во­куп­ность средств и приёмов, с по­мо­щью ко­то­рых об­ще­ство га­ран­ти­ру­ет, что по­ве­де­ние его чле­нов, от­дель­ных субъ­ек­тов управ­ле­ния, со­ци­аль­ных групп будет осу­ществ­лять­ся в со­от­вет­ствии с уста­нов­лен­ны­ми об­ще­ствен­ны­ми нор­ма­ми и цен­но­стя­ми». На­зо­ви­те со­ци­аль­ное яв­ле­ние, о ко­то­ром го­во­рит­ся в тек­сте. Ис­поль­зуя зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, при­ве­ди­те два его эле­мен­та и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром один (любой) из них.

7. Вам пред­сто­ит под­го­то­вить развёрну­тый ответ по теме «Нации и меж­на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния в со­вре­мен­ном мире». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трёх пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.

Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 1—4.

Се­мей­ные струк­ту­ры рас­па­да­ют­ся во всем мире. Ча­сто­та раз­во­дов рас­тет и в раз­ви­том и в сла­бо­раз­ви­том мире, так же как и число до­мо­хо­зяйств, воз­глав­ля­е­мых жен­щи­на­ми.

 

Се­мей­ным цен­но­стям угро­жа­ют не пра­ви­тель­ствен­ные про­грам­мы, ме­ша­ю­щие об­ра­зо­ва­нию семей (хотя есть и такие про­грам­мы), и не пе­ре­да­чи средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции, при­ни­жа­ю­щие семью (хотя есть такие пе­ре­да­чи); им угро­жа­ет сама эко­но­ми­че­ская си­сте­ма. Эта си­сте­ма по­про­сту не поз­во­ля­ет се­мьям су­ще­ство­вать на ста­рый лад, с отцом, до­став­ля­ю­щим боль­шую часть за­ра­бот­ков, и с ма­те­рью, вы­пол­ня­ю­щей боль­шую часть ра­бо­ты по вос­пи­та­нию детей. Семьи сред­не­го клас­са с одним кор­миль­цем боль­ше нет.

 

Со­ци­аль­ные от­но­ше­ния не опре­де­ля­ют­ся эко­но­ми­кой — в одно и то же время может быть много воз­мож­но­стей, — но ка­ко­вы бы ни были эти от­но­ше­ния, они долж­ны быть сов­ме­сти­мы с эко­но­ми­че­ской дей­стви­тель­но­стью. Тра­ди­ци­он­ные се­мей­ные от­но­ше­ния не та­ко­вы. Вслед­ствие этого семья как учре­жде­ние на­хо­дит­ся в про­цес­се из­ме­не­ния и под­вер­га­ет­ся дав­ле­нию. Дело здесь не в «фор­ми­ро­ва­нии ха­рак­те­ра», а в упря­мом эко­но­ми­че­ском эго­из­ме или, точ­нее, в не­же­ла­нии под­чи­нить соб­ствен­ный ин­те­рес ин­те­ре­су семьи. Эко­но­ми­че­ская дей­стви­тель­ность за­ста­ви­ла пе­ре­смот­реть ос­нов­ные во­про­сы ор­га­ни­за­ции семьи.

 

Л. Туроу

1. В чем, по мысли ав­то­ра, вы­ра­жа­ет­ся кри­зис се­мей­ных от­но­ше­ний в со­вре­мен­ном об­ще­стве? Ука­жи­те два его про­яв­ле­ния.

 2. Вза­и­мо­дей­ствие каких сфер жизни об­ще­ства рас­кры­ва­ет автор на при­ме­ре семьи? Каков, на взгляд ав­то­ра, ха­рак­тер этого вза­и­мо­дей­ствия?

3. По­че­му тра­ди­ци­он­ная пат­ри­ар­халь­ная семья ухо­дит в про­шлое? Опи­ра­ясь на текст ис­точ­ни­ка и при­вле­кая об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния, ука­жи­те три при­чи­ны.

4. Какой тип семьи более со­от­вет­ству­ет ре­а­ли­ям пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства? При­вле­кая зна­ния из об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, ука­жи­те два ее при­зна­ка.

5. На­зо­ви­те три при­зна­ка, опре­де­ля­ю­щие эт­ни­че­скую при­над­леж­ность ин­ди­ви­да, и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дый из них при­ме­ром.

6. В любом со­вре­мен­ном об­ще­стве су­ще­ству­ют бо­га­тые и бед­ные, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся уров­нем до­хо­да и вла­стью в об­ще­стве. Какое со­ци­аль­ное яв­ле­ние ил­лю­стри­ру­ют ука­зан­ные раз­ли­чия? На ос­но­ве об­ще­ство­вед­че­ских зна­ний ука­жи­те любые три со­ци­аль­ных фак­то­ра, ко­то­рые эти раз­ли­чия опре­де­ля­ют.

7. Вам по­ру­че­но под­го­то­вить раз­вер­ну­тый ответ по теме «Нации и на­ци­о­наль­ные от­но­ше­ния». Со­ставь­те план, в со­от­вет­ствии с ко­то­рым вы бу­де­те осве­щать эту тему. План дол­жен со­дер­жать не менее трех пунк­тов, из ко­то­рых два или более де­та­ли­зи­ро­ва­ны в под­пунк­тах.