СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест по теме "Состав слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тест  по теме "Состав слова" содержит правильные ответы и частично разъяснения.

Просмотр содержимого документа
«Тест по теме "Состав слова"»


Тесты по русскому языку

Тема: Состав слова и словообразование.

1. Укажите слово, соответствующее схеме: ( без соединительной гласной)

а)Новостройка

б)Луноход

с)Кинозал +

д)Водокачка

е)Водолаз

Ответ: Кинозал + (Слитно пишутся сложные существительные с первой частью, иноязычным корнем: авиа-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, теле-, мото-, радио- и др., в которых о , а, е являются частью корня, а не соединительной гласной ).

2. Укажите слово, соответствующее схеме:

а)Подъезд

в)Досуха +

с)Берёзка

д)Медленно

е)Быстро

Ответ: Досуха, так как это слово ( наречие) образовано с помощью приставки до- от слова сухой и суффикса а

3; Слова без окончаний:

а)Окрепнув, медлить, по-дружески, думающий.

в)Окрепнув, медлят, по-дружески, думающий.

с)Окрепнув, медленно, по-дружески, думая. +

д)Окрепнут, медленно, дружеский, думают.

е )Окрепнешь, медленно, друзья, думая.

Ответ: +Окрепнув ( деепричастие), медленно ( наречие), по-дружески( наречие), думая ( деепричастие). Деепричастие и наречие – неизменяемые части речи и не могут иметь окончание.

4. Суффикс - чик- пишется:

а)После согласных к, н, р, м, в

в)После согласных д, т, з, с, ж +

с )После согласных к, ц, п, ф, м

д)После согласных р, м, ш, ч, н

е )После согласных х, ц, щ, ш, ч

Ответ: В существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс - чик-, примечание: в некоторых словах с иноязычными корнями пишется -щик -, например, брильянтщик


5. Укажите существительное с суффиксом – щик

­а) Спор ... ик +

в) Перебеж ... к

с) Извоз ик

д) Обход к

е) Рез ... ик

Ответ: В существительных, обозначающих людей по роду их занятий или действий после согласных д, т, з, с, ж пишется суффикс - чик-, примечание: в некоторых словах с иноязычными корнями пишется -щик -, например, брильянтщик. А в остальных случаях пишется суффикс – щик. Ь перед щик пишется только после л , например, пильщик, стекольщик.

6. Укажите слово, соответствующее схеме: ( с соединительной гласной) а)Фотомодель

в )Киноактёр

с )Фотоателье

д)Кинозал

е)Водолаз +

Ответ: существительные с первой частью ( иноязычным корнем) авиа-, аэро-, гидро-, зоо-, кино-, теле-, мото-, радио-, фото- и др., в которых о , а, е являются частью корня, а не соединительной гласной ). Водолаз + лазить в воде - о - соединительная гласная.


7. Суффиксом называется:

а)Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов

в)Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова

с )Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов

д)Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова +

е)Часть слова без окончания

Ответ: Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов - корень. Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова – приставка. Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов – окончание. Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова + Суффикс. Часть слова без окончания – основа.


8. Укажите способ образования наречий вчетвером, во-вторых:

а)Приставочно-суффиксальный +

в )Бессуффиксный

с )Суффиксальный

д)Приставочный

е)Сложение

Ответ: наречия вчетвером, во-вторых образованы приставочно-суффиксальным способом, потому что в - , во- приставки, а –ом и – ых - суффиксы

9. Укажите существительное с суффиксом – ик-

­а)Человеч ... к

в)Ореш к

с)Мяч к +

д)Цветоч к

е)Молоточ к

Ответ: Мячи к + - если гласный при склонении слова выпадает, пишется - ек - ; если не выпадает пишется – ик. Орешек, Орешка, Орешку и т.д.

10. Это слово образовано при помощи суффикса:

а) Подыскать

в) Перелёт

с) Преспокойно

д) По-дружески

е) Футболист +

Ответ: Футболист + - Футбол – корень + суффикс - ист



11. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом -к-

а)Киргиз ... ий писатель

в)Ткац ... ий станок +

с )Офицер ий мундир

д)Кавказ ие горы

е )Комендант ... ий час

Ответ: Ткацкий станок + - ткач – основа на -к, -ч, -ц


12. Укажите слово, образованное по модели: корень-суффикс - суффикс - окончание

а)Первенство +

в )Разлюбить

с)Холодно

д)Застывший

е)Упражнение

Ответ: Первенство + перв(ый) перв – корень + ен – суффикс + ств- суффикс + о - окончание

13. Часть слова без окончания:

а)Суффикс

в )Окончание

с)Корень

д)Приставка

е)Основа +

Ответ: Главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов - корень. Значимая часть слова, стоящая перед корнем и образующая новые слова – приставка. Значимая изменяемая часть слова, служащая для связи слов – окончание. Значимая часть слова, стоящая после корня и образующая новые слова суффикс. Часть слова без окончания – основа + .


14. Лексическое значение корня в слове не совпадает с лексическим значением корня остальных слов только в

а)Носик


в )Носильщик +

с)Носовой

д)Переносица.

е)Нос

Ответ: Лексическое значение корня в слове Носильщик + не совпадает с лексическим значением корня остальных слов, так как НОСИЛЬЩИК–а, м. обозначает: Рабочий, занимающийся переноской (или перевозкой на тележке) ручного багажа на вокзалах, пристанях, а также тот, кто носит кого-что–н. на носилках. Железнодорожный н. Санитары-носильщики.

15. Укажите морфологический способ образования слова: языковед

а)Сложение +

в)Приставочно-суффиксальный

с )Приставочный

д)Суффиксальный

е )Бессуффиксный

Ответ: (ЯЗЫКОВЕД, –а, м. Специалист по языкознанию, лингвист. прил. языковедческий, –ая, –ое.) языковед - морфологический способ образования слова - сложение основ с соединительной гласной - о – ведёт язык, т.е. преподаёт, изучает какой-либо язык.


16.Определите, какой из глаголов правильно разобран по составу:

a) заболевает +

в) послышался


с) интересовались

д) заигралась

Ответ: заболевает +, послышался- и интересовались : ал – суффикса не бывает, бывает а и л; заигралась – а - окончание, так как заигралась, заигрались, заигралось, заиграл ся.

17. Укажите морфологический способ образования слова: бессмыслица

а)Сложение

в)Приставочно-суффиксальный +

с )Приставочный

д)Суффиксальный

е )Бессуффиксный

Ответ: морфологический способ образования слова приставочно-суффиксальный +, так как слово образовано от существительного мысль с помощью приставки бес- и суффикса - иц.

( БЕССМЫСЛИЦА, –ы, ж. (разг.). Нечто бессмысленное, нелепость, глупость).

18. Словообразование изучает:

а) Звуки речи

в) Слова как часть речи


с) Свойства слов, изменения слов, соединение слов в словосочетания и предложения д) Состав (строение) слова +

е) Словарный состав языка


19. Общая значимая часть родственных слов, которая является носителем главного лексического значения:

а)Суффикс

в)Основа

с)Корень +

д)Окончание

е )Приставка


20. Укажите морфологический способ образования слова: худший

а)Сложение

в )Приставочный

с )Приставочно-суффиксальный

д)Бессуффиксный

е )Суффиксальный +

Ответ: худший - ш - Суффикс

21. Определить способ формообразования слова: писать - написать

а)При помощи смены окончаний

в)Смена формообразующих суффиксов

с )Изменение места ударения

д)При помощи формообразующих суффиксов

е )При помощи формообразующих приставок +

22. Укажите способ образования видовой пары глаголов:

Писать – написать, делать – сделать, делить - разделить

а)Суффиксальный

в )Приставочно-суффиксальный

с )Приставочный +

д)Применение разных основ

е)Перенос ударения

23 . Укажите неморфологический способ образования слова: зато

а) Бессуффиксный

в )Распадение многозначного слова на омонимы

с )Аббревиация

д) Переход из одной части в другую

е )Слияние сочетания слов в одно слово +


Ответ: Слияние сочетания слов в одно слово + : за – предлог, то – указательная частица.


24. Укажите неморфологический способ образования слова: больной

а) Бессуффиксный

в )Распадение многозначного слова на омонимы

с )Аббревиация

д) Переход из одной части в другую +

е )Слияние сочетания слов в одно слово

Ответ: Больной человек – прилагательное, Больной сидел на кровати – существительное.


25. Укажите способ образования слова: грохот

а) Бессуффиксный +

в )Распадение многозначного слова на омонимы

с )Аббревиация

д) Переход из одной части в другую

е )Слияние сочетания слов в одно слово


Ответ: грохот от глагола грохотать, зов от глагола звать.