Россия в первое десятилетие XX века.
I вариант ______________________________________
Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) реформы П. А. Столыпина
2) начало Семилетней войны
3) провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
A) начало старообрядческого раскола в Русской Церкви Б) первое летописное упоминание о Москве B) вступление СССР в Лигу Наций Г) деятельность I Государственной думы | 1) 988 г. 2) 1147 г. 3) 1653 г. 4) 1756 г. 5) 1906 г. 6) 1934 г. |
А | Б | В | Г |
| | | |
3. Ниже приведён перечень названий партий и общественных течений XIX — начала XX в. Все они, за исключением двух, относились к социалистическому направлению общественной мысли.
1) народники 2) октябристы 3) эсеры 4) кадеты 5) анархисты 6) большевики
Ответ: ___________________
4.Установите соответствие между фрагментами источников и их краткими характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью; он первый начертал ту программу обновления строя, которую он неуклонно проводил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своём посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся заветами, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привёл Россию».
Б) «Два смежных царствования отбросили особый отсвет на личность и царствование императрицы: воспоминания о муже заставляли прощать ей все ошибки первых лет её правления, любовно подхватывать каждый ее удачный жест, искренно видеть «Семирамиду Севера» и «Российскую Минерву» в недавней жертве грубых издевательств Петра III; сравнивая её с сыном, охотно прощали ей все увлечения и шероховатости второй половины её царствования, благоговейно хранили культ «премудрой Фелицы», даже при Александре I...».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Речь идёт о событиях начала XX в.
2) В документе идёт речь о деятельности Елизаветы Петровны.
3) Речь идёт о событиях начала XIX в.
4) В документе идёт речь о деятельности Екатерины II.
5) Речь идёт о событиях второй половины XVIII в.
6) В документе идёт речь о деятельности П. А. Столыпина.
5.Какие три из перечисленных событий связанны с революцией 1905—1907 гг.?
1) Октябрьская политическая стачка 2) созыв Учредительного собрания
3) «Кровавое воскресенье» 4) нота Милюкова
5) созыв I Государственной думы 6) режим «двоевластия»
6.Установите соответствие между партиями и их лидерами.
НАЗВАНИЯ ПАРТИЙ | ЛИДЕРЫ |
A) «Союз 17 октября» Б) РСДРП B) Конституционно-демократическая партия Г) Партия социалистов-революционеров | 1) В. И. Ленин 2) В. М. Чернов 3) А. И. Дубровин 4) П. Н. Милюков 5) А. И. Гучков |
А | Б | В | Г |
| | | |
7.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ | НАПРАВЛЕНИЕ | ПЕРИОД АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
В. И. Ленин | __________(А) | __________(Б) |
__________(В) | декабрист | __________(Г) |
Б. Н. Чичерин | __________(Д) | 1850—1880-е гг. |
__________(Е) | марксист | 1840—1880-е гг. |
1) К. Маркс
2) социал-демократ
3) народник
4) 1820-е гг.
5) западник
6) П. И. Пестель
7) А. И. Герцен
8) 1890—1920-е гг.
9) К. П. Победоносцев
8. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.
«Подойдя к крепости, японцы решили взять её открытой силой, но ряд атак на наши позиции центра был неудачен. 3-го августа генерал Ноги прислал парламентёра с предложением сдать крепость, но собранный генералом Стесселем совет отклонил это предложение, а 6-го августа японцы начали артиллерийскую подготовку штурма и в тот же день перешли в наступление, направив после ряда демонстративных атак нашего западного фронта главный свой удар в центр наших позиций, против Орлиного Гнезда. Начался первый штурм Порт-Артура.
Первые дни японцы наступали густыми колоннами, думая массой задавить защитников крепости.
Строгая дисциплина, суровый военный закон, фанатизм и личная доблесть японцев приводили к тому, что японские батальоны, неся невероятные потери, всё же доходили до цели своих атак, хотя бы в составе нескольких человек и схватывались с нашими в штыки. В моём кратком обзоре невозможно описать всё то, что творилось под Орлиным Гнездом в дни с 6 по 11 августа включительно, дни сплошного, беспрерывного боя. Скажу одно, что доблесть была проявлена как с одной, так и с другой стороны. Два редута, №№ 1 и 2, на которых в то время сосредоточивался бой, много раз переходили из рук в руки, и в результате этого семидневного побоища японцы только овладели разрушенным фасом этих редутов, а внутренний остался в наших руках».
1) Описанные события произошли в 1905 г.
2) Автор пишет о высоком уровне моральной и боевой готовности противника к сражениям.
3) Автор считает, что противник в результате описанного штурма полностью захватил редуты №№ 1 и 2.
4) Русский генерал, упомянутый в отрывке, погиб в ходе обороны крепости, о которой идёт речь.
5) По итогам войны, в ходе которой произошли описанные события, был подписан мирный договор в городе Портсмуте.
6) В результате войны, в ходе которой произошли описанные события, Россия лишилась части острова Сахалин.
9. Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Данная карикатура относится к периоду Первой российской революции.
2) Изображённый на карикатуре император – Александр I.
3) Карикатура подчёркивает, что совершаемое императором на ней действие совершается им по принуждению, без желания.
4) Изображённый рядом с императором государственный деятель – М. М. Сперанский.
5) В период правления императора, изображённого на карикатуре, Россия проиграла Крымскую войну
Ответ: ________________
10. Какие из помещённых ниже изображений посвящены событиям, происходившим в правление императора, изображённого на карикатуре выше? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ: __________
Рассмотрите схему и выполните задание.
11. Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме. _______________
12. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». ______________________
13. Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2». _______________
14. Какие три суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С. О. Макаров.
2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.
4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.
6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.
15. В самом начале XX в. в правительственных кругах существовали различные точки зрения на перспективы дальнейшей политики России на Дальнем Востоке, которые олицетворяли министр финансов С. Ю. Витте и министр внутренних дел В.К. Плеве. Объясните, в чём состояла позиция В. К. Плеве по вопросу внешней политики России на Дальнем Востоке (приведите три объяснения). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Россия в первое десятилетие XX века.
II вариант ______________________________________
1. Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) аграрная реформа П. А. Столыпина
2) разгром печенегов Ярославом Мудрым
3) казнь короля Людовика XVI
2.Установите соответствие между событиями и годами.
СОБЫТИЕ | ГОД |
А) избрание на престол Михаила Романова Б) принятие Судебника Ивана III В) I съезд народных депутатов СССР Г) принятие указа, разрешающего свободный выход крестьян из общины с наделом | 1) 1497 г. 2) 1613 г. 3) 1803 г. 4) 1906 г. 5) 1936 г. 6) 1989 г. |
А | Б | В | Г |
| | | |
3. Ниже приведён перечень названий партий и общественных течений XIX — начала XX в. Все они, за исключением двух, относились к социалистическому направлению общественной мысли.
1) народники 2) октябристы 3) эсеры 4) кадеты 5) анархисты 6) большевики
Ответ: ___________________
4.Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их характеристиками.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Выходец из семьи бедного сельского священника Владимирской губернии, ...благодаря своему выдающемуся уму, энциклопедической эрудиции, энергии и необычайной работоспособности, быстро сделал блестящую служебную карьеру. Службу он начал еще при Павле I в должности начальника канцелярии генерал-прокурора А.Б. Куракина. В 1803 г. ...уже директор одного из департаментов Министерства внутренних дел, которым управлял тогда В.П. Кочубей. Поворот в дальнейшей карьере ... произошел в связи со следующим событием. В конце 1806 г. Кочубей, будучи больным, вместо себя с докладом по министерству послал к императору ... Доклад произвел самое благоприятное впечатление на Александра I, а после беседы со ... сразу оценил его незаурядный ум».
Б) «Цесаревич получил домашнее образование: к нему приходили специально подобранные преподаватели, в частности историк В.О. Ключевский, экономист, министр финансов, а позже председатель Комитета министров Н.Х. Бунге; основы фортификации преподавал генерал Ц.А. Кюи — композитор и музыкальный критик, который сумел, видимо, привить наследнику любовь к музыке; ряд генералов из Академии генерального штаба; министр иностранных дел Н.К. Гире и др. Все они только читали лекции, а спрашивать, чтобы выяснить, как усвоен материал, не имели права. Среди воспитателей и преподавателей был и обер-прокурор Святейшего синода, человек крайне реакционных взглядов К.П. Победоносцев. Он внушал наследнику, что самодержавие дано от Бога, что это единственная возможная для России форма правления, что все должны беспрекословно подчиняться царю, что парламентаризм — великая ложь. Эти уроки молодой цесаревич усвоил твердо».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В данном отрывке речь идёт о М. М. Сперанском.
2) В отрывке речь идёт о воспитании Александра II.
3) Итогом деятельности данного государственного деятеля стадо создание Государственного совета.
4) В данном отрывке речь идёт об А. А. Аракчееве.
5) Царствование этого правителя вошло в историю как время контрреформ.
6) Данный правитель получил прозвище Миротворец.
5.Какие три из перечисленных реформ были осуществлены в царствование Николая II?
1) реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва 2) аграрная реформа П. А. Столыпина
3) денежная реформа Е. Ф. Канкрина 4) учреждение Государственной думы
5) денежная реформа С. Ю. Витте 6) создание Высшего совета народного хозяйства
6. Установите соответствие между государственными деятелями начала XX в. и их деятельностью.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЯТЕЛИ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
A) великий князь Николай Николаевич Б) С. Ю. Витте B) С. В. Зубатов Г) П. А. Столыпин | 1) создание рабочих организаций, подконтрольных полиции 2) подготовка манифеста об учреждении законодательной Государственной думы 3) руководство правительством в годы Первой мировой войны 4) руководство армией в годы Первой мировой войны 5) подготовка указа о праве крестьян выходить из общины с наделом |
А | Б | В | Г |
| | | |
7.Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные ниже данные.
Политический документ | Автор (один из авторов) | Год составления (принятия) |
программа исполкома «Народной воли» | Н. Морозов | ____________ (А) |
программа партии социалистов-революционеров | ____________ (Б) | 1906 г. |
____________ (В) | К. Маркс, Ф. Энгельс | ____________ (Г) |
____________ (Д) | ____________ (Е) | 1823–1824 гг. |
1) прокламация «Молодая Россия»
2) И. Аксаков
3) Манифест Коммунистической партии
4) В. Чернов
5) «Русская правда»
6) 1848 г.
7) П. Пестель
8) 1903 г.
9) 1879 г.
8.Прочтите отрывок из воспоминаний современника.
«Таврический дворец к ночи превратился в укреплённый лагерь Весь зал заседаний, хоры и соседние залы были наполнены солдатами. Потом в зале заседаний, вперемежку с солдатами, открылись заседания "Совета рабочих и солдатских депутатов". У него были свои заботы. Пока мы принимали меры к сохранению функционирования высших государственных учреждений, Совет укреплял своё положение в городе, разделив его на районы. В каждом районе войска и заводы должны были выбрать своих представителей; назначены были "районные комиссары для установления народной власти в районах". Временный комитет Думы был оттеснён в далекий угол дворца , Родзянко уже чувствовал себя главой и вождём совершившегося. Около трёх часов ночи мы получили первые известия о действиях царя. Не имея под руками текста манифеста о престолонаследии, мы не сообразили тогда, что самый акт царя был незаконен. Сопоставляя факты, нельзя было не прийти к выводу, что царь хитрил, - как он хитрил, давая октябрьский манифест».
Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения.
1) Упоминаемые в отрывке события относятся к первой российской революции.
2) Октябрьским манифестом, упоминаемым в отрывке, в России учреждалась Государственная Дума.
3) Описанные в отрывке события происходили в Петрограде.
4) Родзянко впоследствии возглавил правительство.
5) В отрывке идёт речь об отречении царя в пользу брата.
6) Итогом описанных событий явился переход всей власти в руки Совета рабочих и солдатских депутатов.
9. Рассмотрите изображение и выполните задание. Какие два суждения, являются верными?
Ответ: ____________
1) Война, в память о которой установлен изображённый обелиск, способствовала стабилизации внутриполитической обстановки в России.
2) Следствием войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, была утрата Россией всего острова Сахалин.
3) Сторонником развязывания данной войны был С. Ю. Витте.
4) В начале войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, вражеские корабли попытались захватить русский крейсер и канонерскую лодку в корейском порту Чемульпо.
5) Участниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск, были Р. И. Кондратенко и С. О. Макаров.
10. Кто из представленных ниже русских деятелей литературы были современниками войны, в память о которой установлен изображённый обелиск? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ: ________________
Рассмотрите схему и выполните задание.
11. Назовите имя российского императора, в годы правления которого произошли события, обозначенные на схеме.____________________
12. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1». _____________________
13. Укажите название сражения, район которого заштрихован и обозначен на схеме цифрой «2». _______________
14. Какие три суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными?
1) Одним из участников событий, изображённых на схеме, был адмирал С. О. Макаров.
2) В событиях, обозначенных на схеме, участвовали корабли Балтийского флота России.
3) Мирный договор по итогам войны, события которой обозначены на схеме, был подписан в Ништадте.
4) Боеприпасы и пополнение для русской армии в ходе войны, события которой обозначены на схеме, поставлялись по железной дороге.
5) В результате войны, события которой обозначены на схеме, Россия получила новые территории.
6) В ходе войны, события которой обозначены на схеме, союзницей России была Англия.
15. В начале января 1905 года «Собрание русских фабрично-заводских рабочих города Санкт-Петербурга» во главе со священником Гапоном принял решение о подаче петиции царю, в которой бы излагались требования рабочих. О желании рабочих подать петицию было известно властям, в том числе и царю. Приведите три причины недовольства рабочих своим положением. __________________________________
_________________________________________________________________________________________