г. Краснодар
№ | Особенности | Традиционный «знаниевый» | Современный «способностный» |
1 | Цель | Формирование знаний, умений и навыков; «изолированное» изучение ЗУН | Развитие личности учащегося; формирование опыта самостоятельной, коммуникативной деятельности через применение знаний и умений, т. е. формирование умения учиться, овладение новыми компетенциями |
2 | Интегральная характеристика | Школа памяти строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе "преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках | Школа развития ориентируется на личность обучаемого. Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту. |
3 | Преобладающий тип и характер взаимоотношений | Субъект-объектный | Субъект-субъектный |
4 | Девиз педагога | Делай как я | Не навреди |
5 | Характер и стиль взаимодействия | Авторитарность, монологичность, закрытость. Общение между учащимися отсутствует. Акцент делается на соревновательность между учащимися | Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность: стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта; на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).
Акцент делается на совместную коллективную работу |
6 | Формы организации | Индивидуальная форма усвоения знаний, редко – групповая. Фронтальная в сочетании с индивидуальной | Учебное сотрудничество в достижении целей обучения: групповая работа, работа в парах. Взаимопроверка и взаимоконтроль |
7 | Средства обучения | Традиционные (карты, учебники, наглядность) | УМК по предмету и цифровые средства обучения: мультимедийные учебники, электронные карты и презентации, космические снимки, интерактивная доска и т.д. |
8 | Особенности и типы уроков | Урок изучения нового материала Урок совершенствования знаний, умений и навыков (Урок комплексного применения ЗУН) Урок обобщения и систематизации Комбинированные уроки Уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков Четкое разграничение этапов урока | Урок открытия нового знания Урок отработки умений и рефлексии Урок построения системы знаний (общеметодологической направленности) Урок развивающего контроля. Урок – исследование (урок творчества) Нет четкого различения этапов урока |
9 | Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый. Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности и индивидуальная работа) | Проблемные: сочетание частично-поискового, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного и исследовательского методов. Применяется групповой, индивидуальный методы, игровые технологии, проектный метод ,…(Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, индивидуальной траектории) |
10 | Ведущий принцип | продавливания | выращивания |
11 | Ведущий тип деятельности, осваиваемый учеником | Репродуктивный, воспроизводящий | Продуктивный, творческий, проблемный |
12 | Формула обучения | Знание – репродуктивная деятельность | Проблемная деятельность – рефлексия - знания |
13 | Способы усвоения | Заучивание, деятельность по алгоритму | Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия |
14 | Функции учителя и направления деятельности | Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисциплинарных знаний Главные задачи учителя: Учитель выступает в роли передатчика материала. Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке. | учитель выступает в роли организатора, а не информатора исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный учитель» Главная задача учителя – создание и организация условий, инициирующих учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам, отвечающим новым запросам общества: Чётко и точно формулирует задания, цели урока задаёт с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Не даёт новые знания ученикам в готовом виде. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим ученикам. Не повторяет то, что уже сказали ученики. Владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза, т.е. импровизирует. Подбирает комплексные задания. Иными словами - использует разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. |
15 | Позиция ученика | Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту | Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности |