| Вариант 1 | Вариант 2 |
Задание 1 | О проведении западными странами в 1930-х гг. политики "умиротворения" свидетельствует: 1) подписание Мюнхенского пакта 2) вступление СССР в Лигу Наций 3) подписание Рапалльского договора 4) заключение советско-французского договора | О попытках создать систему коллективной безопасности в Европе в 1930-х гг. свидетельствует: 1) создание Лиги Наций 2) подписание советско-германского пакта о ненападении 3) подписание Рапалльского договора 4) заключение советско-французского договора |
Задание 2 | Что характеризует новую экономическую политику большевиков? 1) введение всеобщей трудовой повинности 2) разрешение продажи излишков хлеба на рынке 3) введение продразверстки 4) создание комбедов | В чем состояла суть новой экономической политики? 1) создание элементов рыночной экономики 2) в национализации предприятий легкой промышленности 3) в либерализации политической жизни 4) в постепенном переходе от диктатуры пролетариата к демократической республике |
Задание 3 | Чем отличалась духовная жизнь в 20-х гг. от культуры Серебряного века? 1) существование различных творческих объединений и союзов 2) оторванностью от широких народных масс 3) отсутствием связей с западной культурой 4) контролем со стороны партийно-правительственного аппарата | Что сближало духовную жизнь 20-х гг. и культуру Серебряного века? 1) антицерковная направленность 2) многообразие художественных стилей, направлений и методов 3) отсутствие контроля со стороны государственного аппарата 4) преобладание в творчестве деятелей культуры упаднических настроений |
Задание 4 | В ходе индустриализации, в отличие от нэпа: 1) используется иностранный капитал 2) допускались рыночные элементы в экономику 3) осуществлялось строительство в основном предприятий тяжелой промышленности 4) контроль за внешней торговлей и финансами сохранялся за государством | В ходе коллективизации, в отличие от нэпа, происходит: 1) использование рыночных методов 2) ускорение темпов развития сельского хозяйства 3) обобществление средств производства 4) замена продразверстки продналогом |
Задание 5 | О чем свидетельствовали показательные судебные процессы 1930-х гг.? 1) об открытости и состязательности советского суда 2) о росте числа уголовных преступлений 3) о переходе к политике массовых репрессий 4) о существовании активного сопротивления И.В. Сталину | Следствием политики массовых репрессий 1930-х гг. стал(-о): 1) возникновение в руководстве ВКП(б) серьезного противодействия И.В. Сталину 2) массовое сопротивление населения террору 3) разрыв дипломатических отношений с СССР ведущих европейских государств 4) обновление партийного руководства, беспрекословно повинующегося вождю |
Задание 6 | Период Второй мировой войны с 3 сентября 1939 г. по 10 мая 1940 г. на Западном фронте получил название: 1) блицкриг 2) "странная война" 3) холокост 4) движение Сопротивления | Немецкий стратегический план молниеносной войны получил название: 1) блицкриг 2) "странная война" 3) холокост 4) движение Сопротивления |
Задание 7 | Чем характеризовалось экономическое развитие СССР в первые послевоенные годы? 1) допущением рыночных элементов в экономику 2) преимущественным развитием легкой и пищевой промышленности 3) развитием демократии на предприятиях, в колхозах и учреждениях 4) дальнейшей централизацией государственного управления | Что было главной экономической задачей в СССР во второй половине 40-х гг.? 1) развитие рыночных отношений 2) увеличение экспорта оборудования и зерна 3) восстановление хозяйства страны 4) увеличение зарплаты и пенсий рабочих и колхозников |
Задание 8 | Основная черта "холодной войны": 1) раскол мира и Европы 2) развитие международного туризма 3) прекращение локальных войн и конфликтов 4) развитие экономического сотрудничества | Основная черта "холодной войны": 1) разрядка международной напряженности 2) гонка вооружений 3) установление дипломатических отношений с другими странами 4) сокращение ядерного вооружения |
Задание 9 | Установите хронологическую последовательность событий. 1) Потсдамская конференция 2) Высадка англо-американских войск в Нормандии 3) Сталинградская битва 4) Вхождение Латвии, Литвы и Эстонии в состав СССР | Установите хронологическую последовательность событий. 1) Заключение Пакта о ненападении между СССР и Германией 2) Создание Организации Объединенных наций 3) Прорыв блокады Ленинграда 4) Тегеранская конференция |
Задание 10 | Политика, о которой идет речь в отрывке: XV съезд партии поставил в качестве основной задачи партии в деревне постепенный переход распыленных крестьянских хозяйств на рельсы крупного производства", - получила название политики _____ ____________________ | Как называлась политика, о которой идет речь в Постановлении ЦИК "О мерах по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации"? Предоставить краевым (областным) исполнительным комитетам и правительствам автономных республик право применять в этих районах все необходимые меры борьбы с кулачеством вплоть до полной конфискации имущества кулаков и выселения их из пределов отдельных районов и краев (областей). ____________________ |
Задание 11 | Установите соответствие между элементами, левого и правого столбиков. Название документа/ военного плана | Основное содержание | А) "Барбаросса" Б) "Ост" В) "Тайфун" | 1) Осуществление наступления немецких войск группы "Центр" в направлении Орел - Тула - Москва 2) План колонизации и германизации оккупированных территорий 3) Проведение стратегической наступательной операции немецких войск в районе Курского выступа 4) Ведение "молниеносной войны" против СССР | | Установите соответствие между элементами, левого и правого столбиков. Название документа/ военного плана | Основное содержание | А) "Багратион" Б) "Цитадель" В) "Морской лев" | 1) Осуществление наступления Красной армии в Белоруссии 2) Операция по вторжению немецких войск на Британские острова 3) Проведение стратегической наступательной операции немецких войск в районе Курского выступа 4) Ведение "молниеносной войны" против СССР | |
Задание 12 | 5 августа в Москве был праздник: произведен первый в истории Великой Отечественной войны победный салют. 1) Укажите год, когда произошло описанное событие. 2) Какая важнейшая битва Великой Отечественной войны проходила в это время? 3) В честь какого события, совершившегося в ходе этой битвы, был дан салют? | Советский солдат закончил войну в Восточной Пруссии и с нетерпением ожидал возвращения домой. Но неожиданно его дивизия была переброшена на Дальний Восток и продолжила участие в боевых действиях. 1) Укажите год, когда возникла данная ситуация. 2) Укажите название войны, в ходе которой сложилась описанная ситуация. 3) Назовите страну, в сражении с войсками которой приняла участие дивизия, где служил солдат. |
| Вариант I | Вариант II |
Задание 1 | О проведении западными странами в 1930-х гг. политики”умиротворения” свидетельствует: подписание Мюнхенского пакта вступление СССР в Лигу Наций подписание Рапалльского договора заключение советско-французского договора | О попытках создать систему коллективной безопасности в Европе в 1930-е гг. свидетельствует: создание Лиги Наций подписание Рапалльского договора заключение советско-французского договора подписание советско-германского пакта о ненападении |
Задание 2 | О создании какого военного союза идет речь? Более обещающими выглядели перспективы сотрудничества с Италией. Сразу после подписания Японией пакта с Германией в 1936 г. Муссолини и его министр иностранных дел… информировали МИД Японии, что Италия готова обсудить аналогичное отношение с Японией. Антанты Тройственного союза Священного союза “Берлин-Рим-Токио” | О чем идет речь в отрывке из документа? Народ Чехословакии глубоко возмущен и решительно протестует… против насилия, которое совершается над ним и его страной… Почти миллион чехов должен попасть под господство Третьей империи. о доктрине Монро об аншлюсе Австрии о Мюнхенском сговоре об Антикоминтерновском пакте |
Задание 3 | Укажите фамилии выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. Скобелев, Румянцев Тухачевский, Фрунзе Сталин, Буденный Жуков, Василевский | Укажите фамилии выдающихся полководцев Великой Отечественной войны. Брусилов, Корнилов Молотов, Калинин Конев, Рокоссовский Сталин, Буденный |
Задание 4 | Коренной перелом во Второй мировой войне завершило сражение под: Курском Дюнкерком Сталинградом Эль-Аламейном | Начало коренному перелому во Второй мировой войне положила: Московская битва Сталинградская битва операция в районе Эль-Аламейна военная операция в районе Дюнкерка |
Задание 5 | Какое событие в ходе Великой Отечественной войны произошло ранее других? Сталинградская битва Курская битва Московская битва “десять сталинских ударов” | Какое событие произошло позднее других? Сталинградская битва Курская битва Московская битва “десять сталинских ударов” |
Задание 6 | Основная черта “холодной войны”: развитие международного туризма сокращение ядерного вооружения раскол мира и Европы развитие экономического сотрудничества | Основная черта “холодной войны”: разрядка международной напряженности прекращение локальных войн и конфликтов установление дипломатических отношений с другими странами гонка вооружений |
Задание 7 | Быстрые темпы восстановления народного хозяйства в СССР в послевоенные годы объяснялись: использованием иностранных кредитов использованием труда заключенных и спецпереселенцев сокращением военно-промышленного комплекса возвращением к нэпу | Быстрые темпы восстановления народного хозяйства в СССР в послевоенные годы объяснялись: помощью США по плану Маршалла децентрализацией управления перекачкой средств из деревни в город введением рыночных механизмов |
Задание 8 | Какое название получила система мер, направленных на внешнюю изоляцию СССР от других стран и народов? Ответ:____________ | Какое понятие в конце 40-х гг. использовалось в качестве политического обвинения в непатриотическом поведении и образе мыслей? Ответ: _______________ |
Задание 9 | Установите соответствие. Дата | Событие | 1) 1 сентября 1939 г. 2) 22 июня 1941г. 3) 30 сентября 1941 г. | А) начало советско-финляндской войны Б) начало битвы за Москву В) нападение Германии на СССР Г) начало II мировой войны | Ответ: | Установите соответствие. Дата | Событие | 1) 30 ноября 1939 г. 2) 22 июня 1941г. 3) 5 декабря 1941 г. | А) начало советско-финляндской войны Б) начало контрнаступления Красной армии под Москвой В) нападение Германии на СССР Г) начало II мировой войны | Ответ: |
Задание 10 | Какие три из перечисленных ниже события произошли в период правления И.В. Сталина? запуск первого космического корабля с человеком на борту репрессии против различных народов СССР строительство Днепрогэса Великая Отечественная война X съезд ВКП(б) “кукурузная эпопея” | Какие три из перечисленных ниже науки объявлены в 1940-1950-е гг. “лженауками”? кибернетика квантовая физика астрономия анатомия генетика история |
Задание 11 | Ниже приведен ряд терминов. все они за исключением одного, относятся к понятию “холодная война”. Варшавский Договор Фултонская речь Черчилля гонка вооружений НАТО нацизм “железный занавес” | Ниже приведен перечень аббревиатур. Все они, за исключением одной, существовали в СССР в период Великой Отечественной войны. ГКО НКВД СНК РККА СЭВ СВГК |
Задание 12 | После победоносного завершения Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в обществе высказывались надежды на либерализацию режима, проведение экономических реформ, отказ от репрессий. Какое еще мнение существовало в руководстве страны по этому вопросу? Какой политический курс был в итоге выбран? Приведите не менее двух аргументов, фактов, подтверждающих ваш вывод. | В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: “Битва за Москву”. Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трех предположений). |
Ключ.
Литература.
Андрианова Т. С.
| Вариант 1 | Вариант 2 |
Задание 1 | Политика значительного усиления государственного регулирования рыночной экономики в США в 30-е годы ХХ в. называлась: “Модернизация” “Индустриализация” Коллективизация” “Новый курс” | Политика Народного фронта во Франции включала в себя: сокращение зарплаты отмену отпусков организацию общественных работ, отмену чрезвычайных декретов невмешательство государства в экономику страны |
Задание 2 | Какие страны поддерживали Германию в ее агрессивной политике: США Италия и Япония Франция и Англия СССР | Какую политику проводили Франция и Англия по отношению к Германии накануне Второй мировой войны: осуждения Мюнхенского соглашения «умиротворения» фашистской Германии стремления к созданию коллективной безопасности создания антикоминтерновского пакта |
Задание 3 | Какое событие произошло раньше остальных: введение НЭПа русско-японская война окончание Первой мировой войны начало индустриализации | Какое событие произошло позже остальных: начало коллективизации сельского хозяйства объявление политики военного коммунизма заключение Брестского мира принятие первой советской Конституции |
Задание 4 | Отметьте 3 основных итога индустриализации СССР: 1) рост безработицы 2) создание мощного военно-промышленного комплекса 3) обретение экономической независимости 4) строительство совместных предриятий с зарубежными странами 5) развитие рыночных отношений 6) превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу | Отметьте 3 основных итога коллективизации СССР: 1) создание колхозов 2) свободное развитие личных хозяйств колхозников 3) голод в деревне 4) ликвидация зажиточных хозяйств в деревне 5) опережающее развитие сельского хозяйства по сравнению с промышленностью |
Задание 5 | Отметьте лишнее - к чертам тоталитарного режима в СССР в 30-е годы относятся: репрессии командного состава заседания “троек”, выносивших судебные приговоры сильная адвокатская поддержка обвиняемых политические процессы | Отметьте лишнее - к итогам первых пятилеток относится: превращение СССР в мощную индустриально-аграрную державу создание колхозов интеграция в мировую экономику создание ВПК |
Задание 6 | Установите соответствие между деятелями культуры и областью культуры: А) Г. Александров | музыка | Б) М. Шолохов | 2) кинематограф | В) Д. Шостакович | 3) скульптура | Г) В. Мухина | 4) литература | | Установите соответствие между деятелями науки и областью культуры: А) И. Курчатов | физиология | Б) Б. Греков | 2) физика | В) Н. Вавилов | 3) история | Г) И. Павлов | 4) биология | |
Задание 7 | Сражения первого периода Великой Отечественной войны: за Киев и Смоленск за Днепр оборона Сталинграда за Кавказ | К периоду коренного перелома в Великой Отечественной войне относятся битвы: за Киев и Смоленск Московская Сталинградская и Курская битвы освобождение Ленинграда |
Задание 8 | Кем были следующие исторические личности - С. Ковпак, О. Федоров, Л. Михеенко? | Кем были следующие исторические личности - А. Василевский, Р. Малиновский, А. Еременко? |
Задание 9 | Прочтите выдержку из документа, в котором содержались следующие статьи: “Правительство СССР и Правительство Германии Статья I. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами. Статья II. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу”: Как назывался данный документ? Когда он был принят? Назовите одну из целей СССР в подписании этого документа. | Эта война известна как «Зимняя». В СССР называли также “пограничным конфликтом”. Есть у ней и еще одно, особое имя – “незнаменитая”, по стихам участника событий поэта А.Ф. Твардовского, «забытый, маленький, убитый, на той войне незнаменитой». Советские войска штурмом брали так называемую “линию Маннергейма” в этой войне. О какой войне идет речь? Почему называлась “зимней”? Почему война была “незнаменитой”? Приведите 1-2 аргумента. |
Задание 10 | Понятие “холодная война” подразумевала: идеологическое и военно-техническое противоборство враждующих сторон переговоры об ограничении вооружения проведение международных конференций помощь стран друг другу в предотвращении конфликтов | Укажите правильный логический ряд имён и дат, имеющих отношение к постановлению ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» : 1946 г., А.А. Жданов, А.А. Ахматова, М.М. Зощенко 1945 г., Л.М. Каганович, А. И. Хачатурян, М.М. Зощенко 1948 г., Г.М. Маленков, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак 1948 г., Н.С. Хрущёв, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак |
Задание 11 | Какие отрасли промышленности, которые получили приоритетное развитие после войны. Приведите в доказательства 1-2 аргумента причин развития этих отраслей. | Какие направления внешней политики СССР были приоритетными после войны? Приведите в доказательства 1-2 аргумента причин развития этих отраслей. |
Задание 12 | Назовите 2-3 причины победы Красной армии в Великой Отечественной войне. | Назовите 2-3 преимущества Советских вооруженных сил по сравнению с немецкими во второй период Великой Отечественной войны. |
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 - 4 | 1 - 3 |
2 - 2 | 2 - 2 |
3 - 2 | 3 - 1 |
4 - 236 | 4 - 134 |
5 - 3 | 5 - 3 |
6 - | 6 - |
7 - 1 | 7 - 3 |
8 - партизаны в Великой Отечественной войне | 8 - полководцы Великой Отечественной войны |
9 - пакт о ненападении 23 августа 1939 г. могут быть названы цели - отсрочить нападение Германии на СССР, отодвинуть границы СССР на запад. | 9 - Советско-финская война Война шла с 30 ноября 1939 г. по 12 марта 1940 г. могут быть приведены аргументы- победа была достигнута ценой многочисленных потерь Красной армии, война показала военно-техническую отсталость СССР |
10 - 1 | 10 - 1 |
11 - развитие оборонной и тяжелой отраслей. Могут быть названы причины - необходимость усиления военной мощи в условиях “холодной “ войны, укрепления обороны. | 11 - укрепление связей со странами социалистического содружества, усиление “железного занавеса”, участие в “холодной войне”. Могут быть названы причины - начало “холодной “ войны со стороны капиталистических стран, международная напряженность, локальные конфликты, укрепление социалистического лагеря. |
12 - Могут быть названы причины - полководческое искусство, единство фронта и тыла, превосходство военной техники во 2-й период войны, героизм солдат и офицеров Красной армии. | 12 - Могут быть названы причины - полководческое искусство, превосходство военной техники во 2-й период войны, помощь партизанских отрядов. |