Задание 2 | Что означало учреждение Государственной думы в России в начале XX в.? 1) прекращение борьбы большевиков за социалистическую революцию 2) переход к республиканской форме правления 3) установление ограниченной монархии 4) начало периода двоевластия | Установление "незыблемого правила, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой", отражает учреждение в России: 1) нового совещательного органа при царе 2) парламентской республики 3) федеративного устройства 4) ограниченной монархии |
Задание 3 | Политика военного коммунизма, в отличие от нэпа, предполагала: 1) передачу "командных высот в экономике" в частные руки 2) введение продразверстки 3) введение продналога 4) разрешение свободной торговли | В результате нэпа, в отличие от военного коммунизма: 1) в экономике сформировались рыночные механизмы 2) была ликвидирована безработица 3) укрепилась командно-административная система 4) в стране установились политические права и свободы |
Задание 5 | Прочитайте отрывок из воспоминаний исторического деятеля и укажите политического деятеля, о котором идет речь. "...Фаворитом сначала объявлена была пшеница. И он живописал, как хороши из пшеничной муки пироги и пышки. А определяя будущее общества, он говорил: "Что такое коммунизм? Это - блины с маслом и со сметаной". После пшеницы на долгое время "царицей полей" объявлена была кукуруза. Эта прославлялась не только как универсальная кормовая, но и как продовольственная культура. Он на многих совещаниях красочно рассказывал, какие вкусные "блюда" можно делать из кукурузы. Кукурузная эпопея стала одной из главных причин дезорганизации всего сельского хозяйства и упадка его". 1) Н.С Хрущев 2) А.Н. Косыгин 3) Л.И. Брежнев 4) Ю.В. Андропов | Прочитайте данный отрывок из воспоминаний политического деятеля и укажите фамилию автора воспоминаний. " Мы устроили закрытое заседание, там я сделал второй доклад. Съезд выслушал меня молча. Как говорится, слышен был полет мухи. Все оказалось настолько неожиданным. Нужно было, конечно, понимать, как делегаты были поражены рассказом о зверствах, которые были совершены по отношению к заслуженным людям, старым большевикам и молодежи. Сколько погибло честных людей, которые были выдвинуты на разные участки работы! Это была трагедия для партии и для делегатов съезда. Вот так родился доклад на XX съезде КПСС о злоупотреблениях со стороны Сталина". 1) Г.М. Маленков 2) Н.С Хрущев 3) Л.И. Брежнев 4) А.Н. Косыгин |
Задание 6 | Какое название получила политическая концепция, разработанная во второй половине 60-х гг. окружением Л.И.Брежнева? 1) неосталинизм 2) концепция "развитого социализма" 3) политика мирного сосуществования 4) новое политическое мышление | Какое название получил период, отмеченный снижением темпов развития советской экономики и усилением отставания от стран Запада в научно-технической сфере? 1) "железный занавес" 2) "оттепель" 3) "эпоха застоя" 4) "развитой социализм" |
Задание 7 | Что характеризует постсоветский период развития России в целом? 1) ежегодный рост показателей экономического развития страны 2) постоянный планомерный рост реального размера зарплаты 3) превращение науки в движущую силу развития экономики 4) процесс формирования гражданского общества | Что характеризует постсоветский период развития России в целом? 1) решение всех социальных проблем 2) периодические парламентские, президентские и местные выборы 3) установление цензуры в СМИ 4) приоритетное развитие военной промышленности |
Задание 8 | Сравните характерные черты общественно-политической жизни в СССР в период 1945-1953 гг. и в период 1953- 1964 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт отличия. 1) однопартийная система 2) критика культа личности И.В. Сталина 3) массовые репрессии 4) контроль со стороны государства над духовной сферой жизни общества Черты сходства | Черты различия | | | | | | Сравните характерные черты общественно-политической жизни в СССР в период 1953- 1964 гг. и в период 1964- 1985 гг. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую - порядковые номера черт отличия. 1) контроль со стороны государства над духовной сферой жизни общества 2) выдвижение руководством страны цели построения коммунистического общества в ближайшие десятилетия 3) критика культа личности И.В. Сталина 4) однопартийная система Черты сходства | Черты различия | | | | | |
Задание 12 | Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 1 и 2. Фрагмент исторического источника «1917 год стал для этой партии годом упущенных возможностей. Прежде всего, она упустила возможность оказаться у власти. Самая многочисленная революционная партия, потратившая столь много усилий для борьбы с царизмом, опирающаяся на широкие массы крестьянства и интеллигенции, победившая на выборах в Учредительное собрание, имела на руках все «козыри» в борьбе за власть. Однако вместо дисциплинированной организации, спаянной единой идеологией, доступной для интеллектуалов и необразованных людей, в 1917 году на политическую сцену вышли раздираемые внутренними противоречиями партийные фракции. Если до революции 1917 года члены этой партии были готовы уступить общее руководство освободительным движением кадетам, то теперь правое крыло партии вынуждено было «отдать» власть более настойчивым и упорным большевикам, вступившим в союз с теми, кто составлял её левое крыло. Ни личное мужество, ни опыт террористической борьбы, ни поддержка народных масс не могли компенсировать слабостей расколовшейся партии. Немаловажная доля вины за проигрыш лежит на партийных лидерах, оказавшихся не способными противостоять натиску В.И. Ленина и Л.Д. Троцкого». 1) О какой партии идёт речь? Кто был её лидером? 2) Выпишите из текста предложение, описывающее ситуацию, причины складывания которой указаны в последующих предложениях. Укажите две причины, которые привели к возникновению этой ситуации. | Прочитайте фрагмент исторического источника и выполните задания 1 и 2. Из труда современного историка «Образование СССР не было только навязанным сверху актом большевистского руководства. Это одновременно был процесс объединения, поддерживаемый "снизу". С момента вхождения различных народов в Россию и присоединения к ней новых территорий, их объективно начинала связывать общность исторических судеб, происходили миграции, перемешивание населения, складывалась единая хозяйственная ткань страны, основанная на разделении труда между территориями, создавалась общая транспортная сеть, почтово-телеграфная служба, формировался общероссийский рынок, налаживались культурные, языковые и другие контакты. Были факторы и препятствующие объединению: русификаторская политика старого режима, ограничение и стеснение прав отдельных национальностей. ... В то же время вряд ли можно провести аналог между Россией и существовавшими в прошлом колониальными империями и называть первую вслед за большевиками "тюрьмой народов". ... 30 декабря _____ на съезде Советов, где были представлены делегации РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР, было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР)». 1) Укажите год, пропущенный в тексте. Кто являлся руководителем страны период? 2) На основе содержания первого абзаца текста сформулируйте положение, которое подтверждается фактами в последующем тексте. Используя отрывок, приведите не менее двух фактов, которые используются для подтверждения этого положения. |