СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрализованные игры как средства формирования речевой активности детей 4 лет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой  деятельности. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта в Российской Федерации, одним из приоритетов дошкольного образования является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса, умение ребенка общаться как со сверстниками, так и с взрослыми.  В соответствии со ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста «включает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» [26, с.4]. Желание ребенка  вступать в диалог, уметь высказывать своё мнение,  поддерживать эмоциональный тон – всему этому ребенок должен научиться в дошкольном возрасте.

Под речевой активностью следует  понимать «устойчивое свойство  личности  ребенка,  проявляющееся  в  способности  воспринимать  и понимать  речь  окружающих,  самостоятельном,  разнообразном,  инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении  языком»  [17, с. 5]. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.

В п.2.7 ФГОС ДО «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности».  Содержание образовательных областей для детей дошкольного возраста может реализовываться в различных видах деятельности,  «таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры…» [26, с.4]. «Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе –  это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста…» [26, с.5].  Если мы говорим о реализации Программы дошкольного образования, то имеем в виду, что Стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Тетрализованные игры как средства формирования речевой активности детей 4 лет»



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ДЕТСТВА













ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ:

«Театрализованные игры как средство формирования

речевой активности детей 5 лет»











ИСПОЛНИТЕЛЬ: Климович Н.В.

Младший воспитатель

БМК ДОУ « Детский сад №3»












Екатеринбург

2016


Содержание



Введение 1

Глава 1. 5

Актуальность исследования. 5

Глава 2. 25

Проектирование сборника театрализованных игр, направленных на формирование речевой активности детей 5 лет. 25

Заключение 32

Список литературы 34

Приложение 37

Сборник театрализованных игр для формирования речевой активности детей 5 лет. 37


















Введение

Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой  деятельности. Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта в Российской Федерации, одним из приоритетов дошкольного образования является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса, умение ребенка общаться как со сверстниками, так и с взрослыми.  В соответствии со ФГОС ДО социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста «включает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» [26, с.4]. Желание ребенка  вступать в диалог, уметь высказывать своё мнение,  поддерживать эмоциональный тон – всему этому ребенок должен научиться в дошкольном возрасте.

Под речевой активностью следует  понимать «устойчивое свойство  личности  ребенка,  проявляющееся  в  способности  воспринимать  и понимать  речь  окружающих,  самостоятельном,  разнообразном,  инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении  языком» [17, с. 5]. Неполноценная речевая активность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы.

В п.2.7 ФГОС ДО «конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности». Содержание образовательных областей для детей дошкольного возраста может реализовываться в различных видах деятельности, «таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры…» [26, с.4]. «Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе –  это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста…» [26, с.5]. Если мы говорим о реализации Программы дошкольного образования, то имеем в виду, что Стандарт определяет реализацию дошкольного образования на основе сотрудничества ребёнка с взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности. Таким видом деятельности для дошкольника является игра. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.

Глава 1. Актуальность исследования.

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Самым популярным и увлекательным направлением игровой деятельности в дошкольном воспитании является театрализованная игра. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театрализованной игры.

Актуальность темы «Театрализованные игры как средство формирования речевой активности детей 5 лет» заключается в то, что важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Однако в дошкольных образовательных учреждениях развивающий потенциал театральной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации. Согласно первой тенденции, театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего «зрелища» на праздниках. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать «невмешательством» взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей. Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Учитывая всё выше сказанное, мы считаем, что формирование речевой активности у 5 детей лет средствами театрализованной игры – особая область теории воспитания и обучения, актуальность которой диктуется современными условиями. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью использования театрализованной игры в качестве средства формирования речевой активности детей 5 лет и недостаточно разработанными методическими условиями для ее применения в ДОУ.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы определили тему выпускной итоговой работы «Театрализованные игры как средство формирования речевой активности детей 5 лет»

Объект исследования: процесс формирования речевой активности у детей 5 лет.

Предмет исследования: содержание сборника театрализованных игр для формирования речевой активности у детей 5 лет.

Цель исследования: разработать содержание сборника театрализованных игр как средства формирования речевой активности у детей 5 лет.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретический аспект формирования речевой активности детей дошкольного возраста.

  2. Рассмотреть показатели речевой активности у детей 5 года жизни.

  3. Проанализировать пути и условия формирования речевой активности посредством театрализованной игры

  4. Раскрыть методы и приемы организации театрализованной игры.

  5. Разработать содержание театрализованных игр для формирования речевой активности у детей 5 лет.

Этапы исследования:

На I этапе формировались основные положения исследования, изучалась психолого-педагогическая и методическая литература, изучались методики по формированию речевой активности детей 5 лет. Изучалась и анализировалась система театрализованных игр и их влияние на формирования речевой активности у детей 5 лет.

На П этапе подобрано содержание театрализованных игр для формирования речевой активности детей 5 лет.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы.

  2. Проектирование сборника театрализованных игр, направленных на формирование речевой активности детей 5 лет

Термин «речевая активность» широко используется в научной литературе, но авторы по-разному рассматривают это понятие. Одна группа исследователей (Л.И.Айдарова, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев и др.) рассматривают речевую активность как один из факторов, влияющих на успешность овладения речевой деятельностью [28, с. 53]. При этом речевая деятельность определяется единством двух сторон – внешней исполнительной, реализующей свою деятельность, и внутренней, внешне не наблюдаемой. В качестве внутренней стороны деятельности, осуществляющей организацию, планирование и программирование, выступают те психические функции, которыми она реализуется: потребности и эмоции, мышление и память, восприятие и внимание. Сложное их единство рассматривается в качестве того психологического механизма, посредством которого реализуется деятельность вообще и речевая деятельность, в частности.

Педагог М. Р. Львов в своем труде «Основы теории речи» писал: «…чтобы научиться говорить, надо говорить», т. е. необходимо, чтобы ребенок обладал определенной речевой активностью [20, с. 110]. Компонентами речевой активности, по мнению автора, являются:

  • быстрота речевых реакций в диалоге, разнообразных ситуациях,

  • выбор игр, увлечений, связанных с речью: заучивание и чтение стихов наизусть, детский театр и пр.;

  • быстрота и точность выбора слов, а также элементов содержания речи – фактов, лиц, сюжетов.

Львов М.Р. выделил основные условия развития речевой активности [20, с. 112]:

  • общая активность человека, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность, стремление к лидерству в компании;

  • умение преодолевать скованность, застенчивость;

  • способность переходить от ситуативного диалога к монологу, обдуманной, спланированной речи.

Автором выделены также компоненты речевой активности:

  • количество речевых реакций в разнообразных ситуациях;

  • выбор игр, занятий, связанных с речью;

  • быстроту и точность выбора слов, а также элементов содержания речи;

  • быстроту и правильность развертывания синтаксических конструкций;

  • реакцию на поступок или высказывание других.

Эти условия и компоненты речевой активности доступны детям дошкольного возраста и остаются в силе на более поздних возрастных этапах.

Львов М.Р.подчеркивает, что помехами речевой активности являются неразвитость вышеназванных качеств личности, дефекты речи, вызывающие насмешки в среде сверстников и подавляющие детей психологически, болезни горла, полости носа, глухота и другие недостатки слуха, неустойчивость внимания, плохая память и т.п. Анализ перечисленных проблем позволяет сделать вывод об особых требованиях к организации воспитательно-образовательного процесса, направленного на развитие речи, и о необходимости поиска новых путей и средств развития речевой активности.

В работе  Ковалевой  М. Н. выделены ряд педагогических условий, необходимых для повышения речевой активности у старших дошкольников и младших школьников [17, с. 19] Доказано, что это возможно при определенных психологических условиях, ключевым из которых является создание речевых ситуаций, вызывающих интенцию к говорению.

В исследовании Сафоновой О.В о состоянии речевой активности, речевой деятельности и личности детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста изучалась речевая активность детей в игровой, трудовой, учебной деятельности и общении. [25, с.35]. Наблюдения Сафоновой показали, что активность речи детей вариативно выражена в зависимости от вида деятельности. Сравнительно одинаковые показатели количества детей оказались в игровой деятельности и общении. Снижение речевой активности детей  в трудовой деятельности объясняется ею тем, что занятия трудом изначально предполагают индивидуальное выполнение заданий и ограничение речевой коммуникации.

Гаврилушкина О.П., исследуя коммуникативное поведение дошкольников для развития речевой активности детей, предлагает использовать в работе занятия по коммуникативному развитию на которых:

  • создаются оптимальные условия для подлинной мотивации речи и потребности в ней: ребенок должен знать, почему и зачем он говорит;

  • обеспечивается главное условие общения — адресованность речи: ребенок обязательно кому-либо адресует вопросы, сообщения, побуждения (преимущественно сверстнику);

  • стимулируется и поддерживается речевая инициатива (речевая активность) каждого ребенка;

  • осуществляется целенаправленный отбор содержания для обсуждения, основу которого составляет эмоциональный, бытовой, игровой, познавательный и межличностный опыт детей;

  • широко используются различные коммуникативные средства: образно-жестовые, мимические, вербальные, интонационные.

Гаврилушкина О.П. предлагает совершенно новый (авторский) вид работы по повышению речевой активности, который получил название «комментированное рисование». Основные правила проведения комментированного рисования [11, с. 45]:

  • Использование приема транслирования информации выступает в качестве основного правила поведения взрослого.

  • В качестве объектов для рисования и обсуждения служат детские впечатления (например, от празднования Нового года), повседневная жизнь в детском саду (прогулка, режимные моменты), игры, наблюдения в природе и пр.

  • Главными героями создаваемых рисунков являются конкретные дети (воспитанники группы), их занятия, игры и взаимоотношения.

  • В целях формирования единства образных движений и слова детям предлагают не только рассказать о том, что нарисовано, но и показать посредством имитационных движений.

  • В качестве физкультминуток используются элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые коммуникативной речью.

Б.Г.Ананьев, А.А.Алхазишвили, М.М.Бахтин, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, О.Е.Грибова, Р.М.Фрумкина рассматривают речевую активность как условие речевого общения. Согласно их взглядам, общение является важнейшим компонентом формирования личности ребенка и в разные возрастные периоды общение может принимать статус ведущей деятельности. Формой проявления речевого общения исследователи называют речевое поведение. Формирование активной личности ребенка предполагает развитие речевого общения в диалектическом единстве двух его сторон: речевой деятельности и речевого поведения. В частности, А.А.Алхазишвили указывает на то, что язык как средство общения функционирует через речевую активность, которая в форме речевых действий включается в акты поведения, когда индивиду для удовлетворения своей потребности необходимо вступить в контакт с другими членами данной среды. Включение речевых действий в поведение характеризуется определенной спецификой, когда член социальной среды, с которым индивид вступает в контакт выступает для него в роли слушающего. Наличие слушающего создает ситуацию, которую можно квалифицировать как речевую. Речевая ситуация представляет собой условия, обстановку, в которой происходит речевое общение между участниками, включая самих участников, которые существенно влияют на речевое событие. По мнению А.А.Леонтьева и Д.И.Изаренкова, речевая ситуация не просто влияет на формирование коммуникативного высказывания, но и побуждает к нему. Они полагают, что в процессе общения формирование высказываний происходит под влиянием факторов, являющихся внешними по отношению к речи: обстоятельства, в которых совершается коммуникация, и отношения между предметами и явлениями действительности [7, с. 23]. Совокупность этих отношений и составляет речевую ситуацию. Исследователи отмечают также компоненты речевой ситуации: внутреннее состояние говорящего (его потребности, мотивы), внутреннее состояние слушающего, предметы и явления, о которых идет речь, и материал языка. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет уместность тех или иных стилистических средств языка, поэтому правильное понимание речевых ситуаций необходимо каждому человеку для того, чтобы его высказывания соответствовали нормам культуры речи.

Еще одна группа исследователей (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин и др.) считает речевую активность показателем интеллектуального развития ребенка. Согласно их взглядам, развитие высших психических функций происходит в ходе усвоения или присвоения ребенком общественно-исторического опыта накопленного человечеством, в процессе деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира. Такая деятельность ребенка формируется в практическом и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. При этом важнейшим условием интеллектуального развития ребенка является овладение речью, поскольку именно в речевой форме перед ребенком выступает богатство накопленных человечеством знаний, понятий об окружающем мире.

Итак, по мнению исследователей, язык и речь являются основой для развития мышления. Речь – это канал развития интеллекта (Н.И.Жинкин). Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания. Соответственно, с увеличением знаний ребенка увеличивается его речевая активность.

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе речевая активность является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности.

Дети 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь ещё несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответу товарищей. Их рассказы в большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушение логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально (ещё, потом).

В среднем дошкольном возрасте происходит некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребёнка. Дети правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать. У ребёнка 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка в детском саду и тем самым решают проблему подготовки ребенка к школе в плане его речевого развития.

Для детей 5 лет  наиболее эффективным является индивидуальное общение ребенка со взрослым на основе совместной деятельности. Например, совместное составление рассказа на тему, предложенную ребенком с одновременным элементарным рисованием сюжета: действий, персонажей, предметов. В такой ситуации ребенок чувствует себя равноправным партнером: он может в любой момент включиться как в рассказывание, так и в рисование. Очень важно стимулировать детей к комментированию (сопровождению речью) своих действий в предметной деятельности и постепенно упражнять в умении планировать свою деятельность (проговаривать вслух последующие действия). На прогулке, в группе, во время одевания, умывания, в игре взрослый использует любую возможность правильно и четко назвать предмет, части предмета, охарактеризовать его признаки, качества, действия с ним. При этом необходимо четко формулировать задание в правильной грамматической форме, без лишних слов и дополнительных объяснений, точно ставить вопросы, особенно четко называть движения.

Главное направление развития речи на пятом году жизни — это освоение связной монологической речи. Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества. Дети получают начальное представление о слове как звуковом процессе (оно звучит, состоит из звуков, звуки произносятся друг за другом, последовательно). У детей этого возраста очень велико тяготение к рифме. Они подбирают слова, порой лишенные всякого смысла. Но само это занятие далеко не бессмысленное: оно способствует развитию речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

Ребенок учится правильно понимать и употреблять термины слово, звучит, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом — его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением).

Это период практического усвоения правил употребления грамматических средств. Речь детей изобилует грамматическими ошибками, неологизмами. Дети овладевают морфологическими средствами языка (согласование слов в роде, числе, падеже чередование согласных в основах глаголов и имен существительных). Ребенок подводится к пониманию многозначности отдельных грамматических форм. Он усваивает способы словообразовании существительных с суффиксами эмоционально - экспрессивной оценки, с суффиксами, означающими детенышей животных, а также некоторые способы образования глаголов с приставками, степеней сравнения прилагательных. Дети осваивают умение строить разные типы высказывания — описание и повествование. При составлении рассказов совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку пятого года жизни для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек». Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование имен существительных и имен прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа). Речь детей 5 лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих детей затруднение. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеют умением связывать между собой предложения и части высказывания. Эта характеристика приблизительна. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень различными. Особенно ясно эти различия выступают именно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивает слово- и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений. Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.

У детей 5 лет начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что именно в данный период (в среднем в 5 лет) завершается становление речи. Становление речи означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка; владеет значительным словарным запасом; освоил основы грамматического строя речи; владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом), позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Нормально развивающийся ребенок активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; все большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети. Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития. Две формы связной речи — диалог и монолог — неравномерно формируются в дошкольном возрасте и играют разную роль в жизни ребенка.  В диалоге зреет монологическая, более сложная форма речи, элементы которой появляются в высказываниях детей лишь на пятом году жизни. Монолог требует от ребенка умения осознанно строить высказывания. Поэтому без специального обучения (разъяснения), к которому можно приступить уже в старшем дошкольном возрасте, монологическая речь формируется крайне трудно и искаженно.   Показателем развития ребенка дошкольного возраста является именно развитая устная речь.  Именно поэтому в программе предусмотрена серьезная работа по развитию речи, которая проводится в системе, охватывающей все ее стороны (словарь, грамматический строй, звуковую культуру речи, связную речь). В рамках программы речевые задачи решаются в процессе интеграции с другими видами деятельности детей. Это позволяет не только перераспределить учебную нагрузку, но и организовать нормальное функционирование речи в жизни детей.

Без речевого общения невозможно полноценное развитие ребёнка. Речь включает в себя несколько составляющих сторон: фонематическую (звуковая культура), лексическую, грамматический строй, связную речь. На протяжении дошкольного возраста связная речь развивается в направлении от диалогической речи до монологической. Показатели речевого развития детей 5 лет представляем в таблице №1.

Таблица №1

«Показатели речевого развития детей 5 лет»

Фонетическая сторона речи

Грамматический строй речи

Лексическая сторона речи

Связная речь

В  большинстве своем произносит четко все звуки   родного языка

Творчески применяет усвоенное: упражняется в употреблении   родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения.

Выделяет    в предметах свойства, качества, детали, части и словесно   их   обозначает.

Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, описывать особенности игрушки, передавать своими словами личные впечатления.

Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе:

- ветру,

- водичке,

- жукам,

- насосу и др.

Словотворчество является нормой.

Выделяет    в предметах свойства, качества, детали, части и словесно   их   обозначает.

Может варьировать темп и интонационную выразительность, читая сказки и стихи

Умеет подбирать   к предмету соответствующие действия.

Различает слово, звук

Способен  к  элементарному обобщению предметов   в родовые категории (мебель, посуда, одеж да)


Итак, к 5 годам дети могут:

1) Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;

2) понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);

3) подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;

4) сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика:

1) Соотносить названия животных и их детенышей;

2) употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);

3) правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);

4) составлять предложения разных типов.

Фонетика:

1) Правильно произносить звуки родного языка;

2) находить слова, сходные и различные по звучанию;

3) правильно пользоваться умеренным темпом речи, силой голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь:

1) пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;

2) составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;

3) описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;

4) пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

Театрализованная игра – вид художественной деятельности, в процессе которого его участники овладевают родной речью и навыками речевого общения через художественные образы.  Театрализованная игра достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления.

Театрализованные игры  один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех – пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности. Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с чем несравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать. Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Исходя из вышеизложенного следует:

  • особенность театрализованной игры заключается в том, что её элементы можно использовать в различных видах деятельности ребёнка (на занятиях по познавательно-речевому, художественно-эстетическому, физическому развитию и др.;

  • игра является ведущей деятельностью дошкольника и, следовательно, привлекает к себе внимание детей, позволяет активно использовать речевой потенциал ребёнка. В театрализованной игре значительно обогащается словарь дошкольника, развивается дикция, выразительность речи и т.д.;

  • театрализованная игра – это коммуникативный акт, в процессе, которого его участники вступают в общение, учатся взаимодействовать друг с другом, использовать не только вербальную, но и невербальную стороны коммуникации.

Таким образом, театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Система работы по организации театрализованной игры делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;

  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);

  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной игры, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная игра интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах:

  • Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

  • Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

  • В-третьих, в оформлении спектакля – в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Итак,  прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок. В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц

  • Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.

  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей

  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель

  • Ролевой диалог героев

  • Инсценирование фрагментов сказок о животных

  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам

 Итак, возможности театрализованных игр как средства активизации и развития речи детей среднего возраста достаточно широки. Они позволяют добиваться совершенствования выразительности речи ребенка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников. Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек, несложных сказок позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр.



Глава 2. Проектирование сборника театрализованных игр, направленных на формирование речевой активности детей 5 лет.

Исследование психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу послужило основанием для проектирования сборника театрализованных игр, направленных на формирование речевой активности детей 5 лет.

Анализ содержания сборников с театрализованными играми Акуловой О.А. [1, с. 54], Антипиной А.Е. [4, с. 23], Артёмовой Л.В. [5, с. 10], Мерзляковой С. И. [20, с. 48] позволяет выделить сложившуюся тенденцию деления театрализованных игр на режиссерские игры и игры-драматизации. Все авторы выделяют следующие структурные составляющие театрализованной игры: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль, ролевое действие, правила. 

Так как сборник адресован учреждению, реализующему Основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Веракса), мы проанализировали поставленные задачи по данному направлению и определили, что процесс формирования речевой активности у детей 5 лет осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей.

Анализируя образовательную программу нашего учреждения, мы пришли к выводу, что перспективный план спроектирован по принципу календарно-тематического планирования. Выбранная тема рассчитана на 1-2 неделе. Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия, следовательно целесообразно создать сборник по данному принципу.

При планировании и организации педагогического процесса необходимо учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Учитывая обучающий характер, театрализованные игры можно проводить в течение всего дня (в совместной деятельности воспитателя и детей, в самостоятельной деятельности детей, в режимные моменты, во время прогулки).

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, с учетом ФГОС ДО был разработан сборник театрализованных игр, направленный на формирование речевой активности детей 5 лет.

Цель сборника: оказать методическую помощь воспитателям в формировании речевой активности детей 5 лет при использовании театрализованных игр.

Задачи:

  • формировать грамматические навыки;

  • обогащать, уточнять и активизировать словарь;

  • развивать выразительную сторону речи, связную монологическую и диалогическую речь, звуковую культуру речи;

  • побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;

  • формировать навыки публичной речи.

Данный сборник театрализованных игр основывается на следующих принципах:

  • доступности (характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей);

  • системности и последовательности (любая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

  • интегративности, характеризующейся связью театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, познавательной, социально-коммуникативной и др.);

  • свободы и самостоятельности, позволяющей подражать, создавать, выбирать мотивы и способы действия;

  • обеспечения эмоционально-психологического комфорта для детей, уважения к личности каждого ребенка.

Структура сборника:

1 раздел «Озорные пальчики»;

2 раздел «Веселый язычок»;

3 раздел «Шутки-малютки»;

4 раздел «Праздники и развлечения».

Сборник составлен по принципу событийности, согласно перспективному планированию ОУ.

В разделе «Озорные пальчики» представлена подборка пальчиковых игр и игр для пальчикового театра, направленных на развитие коммуникативных способностей и мелкой моторики рук детей в сочетании с речью согласно перспективному планированию ОУ. Игры в стихотворной форме, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи.

В разделе «Веселый язычок» представлена подборка игр и упражнений для постановки правильной речи и дикции

В разделе «Шутки-малютки» представлены игры для развития навыков

диалогической речи в различных ситуациях общения.

В разделе «Праздники развлечения» представлены итоговые театрализованные представления согласно перспективному планированию ОУ. Данные театрализованные представления несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Помимо формирования речевой активности, театрализованные игры способствуют общему развитию (воображение, память, наблюдательность, фантазию, мышление), развивают выразительность речи, способствуют творческому развитию личности.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации и проведению театрализованной игры детском саду. Данные вопросы, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых – Н. Карпинской, Л.Фурминой, и др.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным Н. Карпинской, Л. Фурминой и другими, было установлено:

  • Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством [27, с.14].

  • Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно- образной выразительности [18, с.145].

  • В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

Содержание театрализованной игры включает в себя следующие блоки:

  • активизация деятельности детей: упражнения для социально-эмоционального развития детей, упражнения на развитие мимики, коррекционно-развивающие игры;

  • активизация компонентов речевой деятельности: упражнения для дикции (артикуляционная гимнастика, упражнения для развития интонационной выразительности, пальчиковый игротренинг);

  • активация речи в разных видах деятельности: чтение художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, репетиции над ролью и разыгрывание сказок, игры-превращения.

Подготовка к театрализованной игре проходит в несколько этапов:

  • Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.

  • Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

  • Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

  • Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

При проведении театрализованной игры используются следующие методические приемы:

  • Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.

  • Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.

  • Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.

  • Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.

  • Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.

  • Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).

  • Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.

  • Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.

  • Проигрывание этюдов с неопределенным концом (« Как бы ты поступил в этой ситуации?»)

  • Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Формы организации:

  • специально организованная работа педагога с детьми;

  • игра в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.

Итак, мы выделили и охарактеризовали, на наш взгляд, наиболее важные психолого-педагогические условия, этапы и методические приемы для проведения и организации театрализованной игры у дошкольников. Воспитатель должен активно руководить театрализованной игрой на всех этапах: организовать игру и следить за ее ходом, принимать непосредственное участие в игре, наблюдать, при необходимости оказывать помощь.

В результате применения данного сборника мы предполагаем, у детей 5 лет будет сформирована речевая активность: дети овладеют монологической и диалогической речью, выразительными средствами общения, обогащается детская речь образными выражениями, сравнениями, эпитетами т. д.

Сборник разработан для педагогов, родителей БМК ДОУ «Детский сад № 3» г.Берёзовского Свердловской области. С точки зрения заведующего данного учреждения данное пособие может быть внедрено в практическую образовательную деятельность данного учреждения

























Заключение

Данная работа посвящена теме «Театрализованные игры как средство формирования речевой активности детей 5 лет». В работе проведено теоретическое исследование проблемы формирования речевой активности детей 5 лет. В результате исследования теоретического аспекта выявлены: компоненты речевой активности, основные условия развития речевой активности, а также выделены ряд педагогических условий, необходимых для повышения речевой активности у старших дошкольников.

Изучены психолого-педагогические особенности детей 5 лет. Также рассмотрена театрализованная игра как одно из основных возможных средств для формирования речевой активности. Проанализировав методическую литературу, выявили влияние театрализованной игры на развитие речи детей. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей.

Изучение материала позволило рассмотреть особенности формирования речевой активности детей 5 лет, а также методику работы по формированию речевой активности. В ходе выполнения работы мы сделали необходимые выводы и подобрали методики подготовки, организации и проведения театрализованных игр и упражнений для детей 5 лет.

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, с учетом ФГОС ДО был разработан сборник театрализованных игр, направленный на формирование речевой активности детей 5 лет. Сборник разработан для педагогов, родителей БМК ДОУ«Детский сад №3» г.Берёзовского, Свердловской области. Сборник адаптирован перспективному планированию учреждения, составлен с учетом событийности. Педагоги и родители могут использовать сборник для развития речевой активности детей, для постановки правильной речи и дикции, для развития навыков диалогической речи в различных ситуациях общения.

По отзыву заведующего БМК ДОУ« Детский сад № 3» сборник театрализованных игр может быть внедрен в практическую образовательную деятельность данного учреждения, что будет способствовать формированию речевой активности детей 5 лет. Таким образом, мы можем считать, что поставленные перед нами задачи решены в полном объеме, а цель достигнута.




















Список литературы
  1. Акулова О. А.Театрализованные игры. [Текст]. М.: «Академия», 2005. – 130 с.

  2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. [Текст]. М.: «Феникс»», 2013. – 180 с.

  3. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей: игры-импровизации, игры-путешествия, игры-перевоплощения. [Текст]. М.: «Просвещение», 2005. – 96 с.

  4. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. [Текст]. М.: «Просвещение», 2005. – 120 с.

  5. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. [Текст]. М.: «Просвещение», 1990. – 130 с.

  6. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре. [Текст]. М.: «Просвещение», 2012. – 112 с.

  7. Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст]. Ульяновск: «Мозаика», 2003. – 200 с.

  8. Вакуленко, Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. [Текст]. Волгоград: «Учитель», 2008. – 200 с.

  9. Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. [Текст]. М.: «Просвещение», 2014. – 130 с.

  10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст]. М.: «Просвещение», 1991. – 65 с.

  11.  Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. [Текст]. М.: «Просвещение», 2013. –50 с.

  12. Горбушина Л.А., Николичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста. [Текст]. М.: «Просвещение», 2013. – 160 с.

  13. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. [Текст]. М.: «Просвещение», 2012. – 130 с.

  14. Давыдов В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. [Текст]. М.: «Просвещение», 2013. – 96 с.

  15. Доронова Т.Н.. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. [Текст]. М.: «Просвещение», 2010. – 56 с.

  16. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр дошкольникам: Театр картинок. Театр игр. Театр петрушек: пособие для воспитателей и музыкальных руководителей. [Текст]. СПб.: «Питер», 2013. – 160 с.

  17. Ковалева М. Н. Психологические условия развития речевой активности дошкольников и младших школьников. [Текст]. М.: «Просвещение», 2006. –200 с.

  18. Кофман Н.С. Приобщение дошкольников к театрально-игровой деятельности. [Текст]. М.: «Просвещение», 1974. – 187 с.

  19. Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. [Текст]. М.: «Просвещение», 2012. – 156 с.

  20. Львов М.Р. Основы теории речи [Текст]. М: Издательский центр «Академия», 2000. – 230 с.

  21. Мерзлякова С. И. Театрализованные игры: методическое издание для работников дошкольных образовательных учреждений. [Текст]. М.: «Обруч», 2012. – 152 с.

  22. Менджерицкая Д. В. Игра-драматизация. [Текст]. М.: «Просвещение», 2010. – 120 с.

  23. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. [Текст]. Великий Новгород, 2012. – 120 с.

  24. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. [Текст]. М.: «Педагогика», 1976. – 128 с.

  25. Сафонова О.В. Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. [Текст]. М.: «Просвещение», 2010. – 50 с.

  26. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г. № 1155

  27. Фурмина Я.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театральных играх. [Текст]. М.: «Педагогика», 1972. 120 с.

  28. Эльконин Д.Б. Психология игры. [Текст]. М.: «Педагогика», 1999. – 200 с.

  29. Юрина Н.Н. Театрализованная деятельность в детском саду. [Текст]. М.: «Просвещение», 2014. – 180 с.

  30. http://festival.1september.ru/articles/627360/

  31. http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2014/01/08/kartoteka-teatralizovannykh-igr-starshaya-gruppa

  32. http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/aktivizacija-rechevogo-obwenija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obwim.html


















Приложение Сборник театрализованных игр для формирования речевой активности детей 5 лет.