Концепция воспитательной системы класса.
Андреева Саргылана Ивановна
учитель начальных классов
Сунтарской СОШ №2 им.И.С.Иванова
Не прием, не метод, а система явля--
ется ключевым понятием в педагогике
будущего.
В последние годы в педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании детей, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения в целом и детского коллектива в частности. Воспитание должно быть системным. Нужна воспитательная система класса. Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитательной системы класса можно привести следующие аргументы:
Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;
Воспитательная система класса – это система, ориентированная на педагогическое управление развитием личности в процессе образовательной деятельности.
Ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;
В процессе построения воспитательной системы формируется «лицо» класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;
Системный подход позволяет рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;
Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
Воспитательная система класса – это достаточно-сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
Воспитательная система состоит из структурных и функциональных компонентов. К структурным компонентам относятся: цель, условия, формы организации, субъекты деятельности, мониторинг. К функциональным относятся индивидно-групповой, ценностно-ориентационный, функционально-деятельностный, пространственно-временной, диагностико-аналитический.
Идея: создание воспитательной системы позволит целенаправленно решить проблемы развития личности младшего школьника. Идея основывается на следующих принципах:
воспитание учитывает сущность и природу ребенка – саха;
личностное воспитание;
гуманизация;
целостность;
природосообразность.
Гипотеза концепции: сформировать желаемый образ выпускника начальной школы можно если:
- внедрить воспитательную систему, обеспечить взаимосвязь структурных и функциональных компонентов;
- все участники воспитания будут исходить из позиции субьекта деятельности.
Субьект: классное сообщество – классный руководитель, учащиеся и их родители, педагоги и другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности класса.
Обьект: воспитательная система класса (способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива).
Предмет: совместная деятельность классного руководителя, учащихся, родителей, педагогов.
Методологической основой воспитательной деятельности в классе является парадигма гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания ребенка.
Цель: формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Задачи: - создание воспитательной системы класса, ориентированной на личностный подход;
развитие и раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в классном коллективе и строить отношения с друзьями;
создание условий для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
формирование навыков здорового образа жизни;
мониторинг развития личности ребенка.
Механизм реализации концепции. Работа ведется по направлениям "Учение", "Общение", "Нравственность", «Способности», "Семья", "Здоровье". У каждого направления свои задачи. Каждое направление имеет свои формы, методы и приемы работы. Главный системообразующий фактор – коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентированный и творческий характер.
Таким образом, вся деятельность направляется на то, чтобы учащийся в течении 4-х лет смог развить личностные качества, соответствующие образу выпускника начальной школы, который состоит из пяти потенциалов личности:
- нравственный;
познавательный;
коммуникативный;
художественный;
физический.
На сегодняшний день острота выбранной темы не уменьшается. Вследствие этого возрастает значимость и необходимость создания воспитательной системы класса.
Конечная цель воспитательной системы – формирование личности, имеющей познавательную потребность и настойчивость в умственной деятельности, самостоятельной и независимой в суждениях, с разносторонними интересами и повышенной любознательностью, общительной, способной понимать других людей, умеющей вступать в контакт и общаться в любой среде, активной, инициативной.