СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тезисы исследовательской работы по литературе «Змей Горыныч – кто ты?»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы исследовательской работы по литературе «Змей Горыныч – кто ты?»

Авторы: учащиеся 8 класса МБОУ «Сиверская СОШ №3»Павлова Александра, Прокофьева Марианна, Северин Светлана; руководитель : учитель русского языка и литературы  Кмить Татьяна Николаевна.

Цель: выяснить, кто такой Змей Горыныч и каково его значение в прошлом и настоящем.

Актуальность исследования: сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в её повествование свои поправки.  Образы русских народных сказок содержат множество историко-культурных наслоений, раскрытие которых сродни кропотливой работе археолога, по песчинке восстанавливающего саму суть найденного объекта. Тем более, с этих позиций интересен образ «заклятого врага» всех красавиц и Иванов Царевичей – Змея Горыныча.

  Удивительно, что до сих пор не раскрыта тайна этого яркого персонажа русского фольклора. Между тем, он мог  бы многое рассказать о «белых пятнах» в истории нашего народа, позволить заглянуть в самые отдаленные глубины сознания древнего славянина.

Суть исследования: узнать, кто такой Змей Горыныч, как появился его образ; описать облик Змея Горыныча, выяснить какой у него характер; определить род его занятий.

Наши предположения:

  • Мы считаем, что Змей Горыныч- злой дракон.
  • Он ворует красавиц.
  • Обворовывает простой народ. Сжигает деревни.
  • Воюет с богатырями.

Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы мы должны были:

  • Изучить данные литературной энциклопедии.
  • Прочитать много русских народных сказок.
  • Посмотреть художественные и мультипликационные фильмы.
  • Познакомится с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами.
  • Встретится с работниками библиотеки.
  • Провести анкетирование  среди учащихся 5-8 классов.

Вопросы, на которые нам надо искать ответы:

  • Где живёт Змей Горыныч?
  • Чем он занимается?
  • Какой у него характер?

Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К., Рыбакова Б.А. и других отечественных учёных, а также славянских мифов и русских народных сказок.

Поставленные цели и задачи выполнены. Что же мы узнали?

Змей Горыныч – многоголовый огнедышащий дракон, живёт в пещерах и горах, стережёт «Калинов мост»,  по которому попадают в царство мёртвых.

Похититель красивых девушек, чтобы запугать народ, может и съесть.

Змей Горыныч – враг богатырей русских и всей земли русской .

Он отрицательный герой во многих русских сказках и былинах, но в современных сказках (мультфильмах) наш герой хочет меняться, потому что быть злым и жестоким ему скучно.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения и при проведении классных часов в начальной школе и викторин.

В ходе исследования мы научились анализировать сказки, находить полезную информацию, делать выводы

Список литературы:

  • Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.-Спб.,1869.
  • Власова М.О. О незнаемом// Русские суеверия: Энциклопедический словарь.- Спб., 1998.
  • Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии.  «Русский купец» и «Братья славяне».- Нижний Новгород, 1995.
  • Даль В.И. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. М.: Русский язык. 1991.
  • Мифологический словарь под ред. Метелинского.- М.:1990.
  • Народные русские сказки А.Н.Афанасьева.-М.: Детская лит.,1992.-245с.
  • Паникин В. Русская народная сказка.-М.: «Просвещение»,1977.
  • Пропп В.Исторические корни Волшебной сказки.-М.:1985.-248с.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы исследовательской работы по литературе «Змей Горыныч – кто ты?»»

МБОУ «Сиверская средняя общеобразовательная школа №3»   (исследовательская работа по литературе)    Змей Горыныч - кто ты ?  Работу выполнили: Павлова Александра, Северин Светлана, Прокофьева Марианна.ученицы 8 класса.  Руководитель: Кмить Т.Н., учитель русского языка и литературы п. Сиверский  2017г.

МБОУ «Сиверская средняя общеобразовательная школа №3» (исследовательская работа по литературе) Змей Горыныч - кто ты ?

Работу выполнили: Павлова Александра, Северин Светлана, Прокофьева Марианна.ученицы 8 класса.

Руководитель: Кмить Т.Н., учитель русского языка и литературы

п. Сиверский

2017г.

Цель: Выяснить, кто такой Змей Горыныч и каково его значение в прошлом и настоящем.

Цель:

  • Выяснить, кто такой Змей Горыныч и каково его значение в прошлом и настоящем.
Задачи:  Узнать, кто такой Змей Горыныч, как появился его образ.  Описать облик Змея Горыныча, выяснить, какой у него характер.  Определить род его занятий.

Задачи:

  • Узнать, кто такой Змей Горыныч, как появился его образ.
  • Описать облик Змея Горыныча, выяснить, какой у него характер.
  • Определить род его занятий.
Наши предположения Мы считаем, что Змей Горыныч – злой дракон; он ворует красавиц, сжигает деревни, обворовывает простой народ, воюет с богатырями.

Наши предположения

  • Мы считаем, что Змей Горыныч – злой дракон;
  • он ворует красавиц,
  • сжигает деревни,
  • обворовывает простой народ,
  • воюет с богатырями.
Вопросы, на которые нужно дать ответы Где живет Змей Горыныч? Чем занимается? Какой у него характер ?

Вопросы, на которые нужно дать ответы

  • Где живет Змей Горыныч?
  • Чем занимается?
  • Какой у него характер ?
Для поиска ответов надо: - изучить данные литературной энциклопедии, - прочитать много русских народных сказок;  - посмотреть художественные и мультфильмы;  - познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами; - встретиться с работниками библиотеки; - провести анкетирование среди одноклассников.

Для поиска ответов надо:

  • - изучить данные литературной энциклопедии,
  • - прочитать много русских народных сказок;
  • - посмотреть художественные и мультфильмы;
  • - познакомиться с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами;
  • - встретиться с работниками библиотеки;
  • - провести анкетирование среди одноклассников.
Чтобы ответить на все вопросы, мы д олжны научиться анализировать сказки, давать характеристику главным героям произведения; находить полезную информацию; учиться делать выводы.    ПЛАН НАШИХ ДЕЙСТВИЙ:  1. Обсудим тему в группе. 2. Разделимся и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам

Чтобы ответить на все вопросы, мы

  • д олжны научиться анализировать сказки,
  • давать характеристику главным героям произведения;
  • находить полезную информацию;
  • учиться делать выводы.

ПЛАН НАШИХ ДЕЙСТВИЙ:

1. Обсудим тему в группе.

2. Разделимся и будем искать ответы на вопросы.

3. Подготовленный материал покажем своим одноклассникам

Змей Горыныч – кто он? Змей Горыныч  — огнедышащий  дракон , имеющий несколько голов, представитель злого начала в  русских народных сказках  и  былинах . Живет в горах, нередко у огненной реки и стережет « Калинов мост», по которому попадают в царство мертвых. Имя Змея Горыныча отсылает к образу  Огненного Змея , известного как в  славянской , так и в других традициях.

Змей Горыныч – кто он?

  • Змей Горыныч  — огнедышащий  дракон , имеющий несколько голов, представитель злого начала в  русских народных сказках  и  былинах . Живет в горах, нередко у огненной реки и стережет « Калинов мост», по которому попадают в царство мертвых.
  • Имя Змея Горыныча отсылает к образу  Огненного Змея , известного как в  славянской , так и в других традициях.
Многоголовость Змея — непременная его черта . Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5, и 7. Чаще всего Эмей предстаёт трёхглавым. Ещё одной важной особенностью Змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают. Со Змеем Горынычем схожи трёхглавый змей  Ажи-Дахака  из иранской мифологии и сербский Змей Огненный Волк.

Многоголовость Змея — непременная его черта .

  • Число голов обычно кратно трём, чаще всего их бывает 3, 6, 9 и 12, но бывает и 5, и 7. Чаще всего Эмей предстаёт трёхглавым. Ещё одной важной особенностью Змея является его огневая природа, однако как именно извергается огонь, сказки не описывают.
  • Со Змеем Горынычем схожи трёхглавый змей  Ажи-Дахака  из иранской мифологии и сербский Змей Огненный Волк.
Действия Змея Горыныча   Похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ или просто полакомиться ими. Пожирает молодых девушек, когда бывает голоден, и из-за этого в древних племенах его называли «пожиратель девушек». Прислуживает  Кощею Бессмертному .

Действия Змея Горыныча

  • Похищает красивых девушек (среди которых часто бывают царевны), чтобы запугать народ или просто полакомиться ими. Пожирает молодых девушек, когда бывает голоден, и из-за этого в древних племенах его называли «пожиратель девушек».
  • Прислуживает  Кощею Бессмертному .
Современные характеристики На первой диаграмме выведены расчеты того, какой он: Добрый -20ч. Злой –50 ч. Смотря в какой сказке –80 ч. Злобо-добрый- 55ч. Нейтрал –30ч. Смешной –35ч. На второй диаграмме ,какого он цвета:Зеленого- 450 ч. Красного – 80 ч. Светло – зеленый с темно – зелеными пятнами- 70 ч. Радужный – 40ч. На третьей -сколько у него голов: Три – 90 ч. Две – 50ч. Шесть – 60ч. Много- 40ч. На четвертой -может ли он извергать огонь:Да – 120 ч. Нет –70ч. Не знаю- 50ч. На пятой- сколько лет: 300 – 80 ч. 400 – 70 ч. 10000 – 90 ч.

Современные характеристики

  • На первой диаграмме выведены расчеты того, какой он: Добрый -20ч. Злой –50 ч. Смотря в какой сказке –80 ч. Злобо-добрый- 55ч. Нейтрал –30ч. Смешной –35ч.
  • На второй диаграмме ,какого он цвета:Зеленого- 450 ч. Красного – 80 ч. Светло – зеленый с темно – зелеными пятнами- 70 ч. Радужный – 40ч.
  • На третьей -сколько у него голов: Три – 90 ч. Две – 50ч. Шесть – 60ч. Много- 40ч.
  • На четвертой -может ли он извергать огонь:Да – 120 ч. Нет –70ч. Не знаю- 50ч.
  • На пятой- сколько лет: 300 – 80 ч. 400 – 70 ч. 10000 – 90 ч.
Змей Горыныч навсегда в русских сказках злой огнедышащий дракон. Но он может быть разным - и добрым, и злым .
  • Змей Горыныч навсегда в русских сказках злой огнедышащий дракон.
  • Но он может быть разным - и добрым, и злым .
Вывод: Змей Горыныч-это огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и  былинах . Живёт в пещерах и горах. Похищает красавиц и не приносит ничего, кроме разрушений. Но может быть добрым.
  • Вывод:
  • Змей Горыныч-это огнедышащий дракон, имеющий несколько голов, представитель злого начала в русских народных сказках и  былинах . Живёт в пещерах и горах. Похищает красавиц и не приносит ничего, кроме разрушений. Но может быть добрым.
Библиография Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу - Спб.,1869. Власова М. О незнаемом // Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 1998; Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» и «Братья славяне», Нижний Новгород, 1995 Даль В.И. Толковый словарь русского языка, В 4-х томах.-М.: Русский язык,1991.. Мифологический словарь под ред. Метелинского, Москва, 1990 Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992. – 245 с Паникин В. Русская народная сказка. Москва, «Просвещение», 1977 Пропп В., Исторические корни Волшебной сказки.-М.-1985.-248с. http :\\ ru . wikipedia . org   http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок http://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64 c7a804e825304b - -изучение фольклора в школе http://www.fio.ru/index.php?id=3156 – на уроках литературы

Библиография

  • Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу - Спб.,1869.
  • Власова М. О незнаемом // Русские суеверия: Энциклопедический словарь. СПб., 1998;
  • Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» и «Братья славяне», Нижний Новгород, 1995
  • Даль В.И. Толковый словарь русского языка, В 4-х томах.-М.: Русский язык,1991..
  • Мифологический словарь под ред. Метелинского, Москва, 1990
  • Народные русские сказки А.Н. Афанасьева – М.: Детская лит., 1992. – 245 с
  • Паникин В. Русская народная сказка. Москва, «Просвещение», 1977
  • Пропп В., Исторические корни Волшебной сказки.-М.-1985.-248с.
  • http :\\ ru . wikipedia . org
  •   http://www.zankovcom/lit-met3.htm -- статьи по изучению нар. сказок
  • http://idea.mosuzedu.ru/ 2005/projects/getannot.php?id=64
  • c7a804e825304b - -изучение фольклора в школе
  • http://www.fio.ru/index.php?id=3156 – на уроках литературы