Тезисы исследовательской работы по литературе «Змей Горыныч – кто ты?»
Авторы: учащиеся 8 класса МБОУ «Сиверская СОШ №3»Павлова Александра, Прокофьева Марианна, Северин Светлана; руководитель : учитель русского языка и литературы Кмить Татьяна Николаевна.
Цель: выяснить, кто такой Змей Горыныч и каково его значение в прошлом и настоящем.
Актуальность исследования: сказка – продукт своей эпохи, она изменяется во времени, народная мысль вносит в её повествование свои поправки. Образы русских народных сказок содержат множество историко-культурных наслоений, раскрытие которых сродни кропотливой работе археолога, по песчинке восстанавливающего саму суть найденного объекта. Тем более, с этих позиций интересен образ «заклятого врага» всех красавиц и Иванов Царевичей – Змея Горыныча.
Удивительно, что до сих пор не раскрыта тайна этого яркого персонажа русского фольклора. Между тем, он мог бы многое рассказать о «белых пятнах» в истории нашего народа, позволить заглянуть в самые отдаленные глубины сознания древнего славянина.
Суть исследования: узнать, кто такой Змей Горыныч, как появился его образ; описать облик Змея Горыныча, выяснить какой у него характер; определить род его занятий.
Наши предположения:
- Мы считаем, что Змей Горыныч- злой дракон.
- Он ворует красавиц.
- Обворовывает простой народ. Сжигает деревни.
- Воюет с богатырями.
Для достижения поставленной цели и подтверждения рабочей гипотезы мы должны были:
- Изучить данные литературной энциклопедии.
- Прочитать много русских народных сказок.
- Посмотреть художественные и мультипликационные фильмы.
- Познакомится с историческими сведениями возникновения образа, старинными ритуалами.
- Встретится с работниками библиотеки.
- Провести анкетирование среди учащихся 5-8 классов.
Вопросы, на которые нам надо искать ответы:
- Где живёт Змей Горыныч?
- Чем он занимается?
- Какой у него характер?
Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К., Рыбакова Б.А. и других отечественных учёных, а также славянских мифов и русских народных сказок.
Поставленные цели и задачи выполнены. Что же мы узнали?
Змей Горыныч – многоголовый огнедышащий дракон, живёт в пещерах и горах, стережёт «Калинов мост», по которому попадают в царство мёртвых.
Похититель красивых девушек, чтобы запугать народ, может и съесть.
Змей Горыныч – враг богатырей русских и всей земли русской .
Он отрицательный герой во многих русских сказках и былинах, но в современных сказках (мультфильмах) наш герой хочет меняться, потому что быть злым и жестоким ему скучно.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения и при проведении классных часов в начальной школе и викторин.
В ходе исследования мы научились анализировать сказки, находить полезную информацию, делать выводы
Список литературы:
- Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу.-Спб.,1869.
- Власова М.О. О незнаемом// Русские суеверия: Энциклопедический словарь.- Спб., 1998.
- Грушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. «Русский купец» и «Братья славяне».- Нижний Новгород, 1995.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. М.: Русский язык. 1991.
- Мифологический словарь под ред. Метелинского.- М.:1990.
- Народные русские сказки А.Н.Афанасьева.-М.: Детская лит.,1992.-245с.
- Паникин В. Русская народная сказка.-М.: «Просвещение»,1977.
- Пропп В.Исторические корни Волшебной сказки.-М.:1985.-248с.
Просмотр содержимого документа
«Тезисы исследовательской работы по литературе «Змей Горыныч – кто ты?»»