Всероссийская научно-практическая конференция педагогических работников – 2017
«АДАПТАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕБЕНКА С ОВЗ»
Минаева Олеся Николаевна – учитель-дефектолог
Государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Новогуровская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
П. Новогуровский – 2017
Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека одним из самых тяжелых по социальным последствиям является нарушение интеллекта (медицинский термин «умственная отсталость»). В современном обществе существует комплексная дифференцированная помощь, направленная на преодоление недостатков развития личности таких детей, что максимально способствует их успешной адаптации в обществе.
Одним из направлений в данной работе является формирование социально значимых компетенций ребенка.
Деятельность педагога осложняется выраженными нарушениями самой биологической основы личности: первой ступени психического развития — ощущений и восприятия. Его темп замедлен, а объем очень узкий.
Нарушены все ощущения: вкуса, запаха, барические, давления, слуховые, болевые и т.п. Искажена работа всех каналов восприятия: кинетического, аудиального, тактильного и др.
С одной стороны, значимые каналы не дают необходимой информации для ориентировки в окружающем мире, ее начало идет из самоощущений, самовосприятия. С другой стороны, мыслительные операции ребенка с нарушением интеллекта недостаточно сформированы. Что также усложняет становление первичных социальных компетенций.
Примеры из внеурочной практики.
Так как уровень развития ВПФ, таких как ощущения и восприятие – это основа мироощущения ребенка, следовательно, это основа социализации, то начинаем формировать социальные компетенции с «фундамента» - биологических механизмов.
В школе этой цели служит курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Своеобразие курса заключено в:
- интегративности;
- комплексном подходе.
Цель курса: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи: обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения и внимания.
Структура курса включает в себя следующие разделы:
- развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков;
- тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
- восприятие пространства;
- восприятие времени.
Работа ведется над схемой тела, с помощью игровых упражнений, через призму ощущений цвета, вкуса и др.
Организация занятий. Становление первичных социальных взаимодействий проходит в виде таких форм деятельности как: ребенок-взрослый, ребенок-ребенок, ребенок-группа.
К каждому уроку подбирается индивидуальная структура, по которой он будет проходить, а также варианты-альтернативы при изменении учебной ситуации: смена состава подгруппы, негативные реакции детей в процессе работы (агрессивность, тревожность, астенические состояния, снижение психосоматики и др.)
Уроки этого курса метапредметны по своей сути, они затрагивают первичные понятия о человеке, его теле, чувствах, реакциях и эмоциональных проявлениях. Вся информация должна быть детям понятна и представлена в виде элементов психотерапевтических техник (сказко-, игро-, арт-, актуализирующих, интегративно-диалоговых, двигательных).
Пример из практики: подгруппа из 4-х детей, один из них посещает занятия впервые, его особенности: не сформирована схема тела, нарушена ориентировка в пространстве, времени, не развито самовосприятие. Естественно, это порождает множество трудностей в общении со сверстниками.
Моя работа началась с того, чтобы он почувствовал положение своих пальцев. Одновременно объясняла другим детям испытываемые им сложности, как особенности его развития. Перевела их недоумение в желание помочь и поддержать. Назначила кураторами несколько детей, для организации его деятельности. Предложила ряд совместных игр на развитие мелкой моторики. Также в последующем запланировала беседы-консультации для педагогов, работающих с ним.
Если такому ребенку не будет оказываться помощь в становлении карты собственного тела, то он не сможет адекватно воспринимать и окружающий мир, и других людей, а значит, не построит коммуникационные связи с ними на должном уровне, что само собой может привести к статусу отвержения его другими детьми. Социализация такого ребенка очень затруднена и социальные компетенции у него без активной педагогической помощи не получат должного развития.
Подобной работой наполнен каждый урок курса.
Таким образом, тот первичный опыт взаимодействия, который получает ребенок в процессе развития мировосприятия и самовосприятия имеет максимальное влияние на последующее становление социальных компетенции в его личности.